Напоминание

"Труд, как средство формирования у современных подростков основных навыков жизнеустройства во взрослой жизни."


Автор: Кондрашова Ольга Валерьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Труд, как средство формирования у современных подростков основных навыков жизнеустройства во взрослой жизни."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Труд, как средство формирования у современных подростков

основных навыков жизнеустройства во взрослой жизни.

В учреждениях для детей –сирот работаю много лет. Однако за эти

годы у меня никогда не возникало желания изложить свои мысли на бумаге.

Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время понимание труда

детьми

и

воспитанниками

детских

домов

сильно

изменилось,

хочу

остановиться на этом вопросе. Как хорошо,что мы живем в мирное время и

наши

дети

обеспечены

заботой

государства.

У

сегодняшних

детей

не

голодных,

одетых,обутых,

имеющих

возможность

отдыхать

и

интересно

проводить лето, нет потребности и желания трудиться. Буквально 15-20 лет

назад

совершенно

естественно

было

выполнять

детьми

такие

трудовые

поручения,

как

уход

за

приусадебным

участком,

уход

за

растениями

и

цветами , уборка территории, помощь по уборке двора и помещений , где

проживали

воспитанники.

На

территории

детских

домов

существовали

трудовые мастерские , где многие ребята совершали ремонт мебели и делали

это с огромным интересом и желанием . У воспитанников можно было

сформировать,

хотя

и

с

большим

трудом

желание

трудиться.

Перечень

трудовых поручений был значительно большой. Очень много дел ложилось

на самих детей, т.к. объем помещений был значительно большой и детейв

группах

было

много

,

а

персонала

мало,

вот

и

приходилось

все

делать

сообща. Очень много дел ребята выполняли вместе со взрослыми.

Вовлечение или принуждение к труду –это две вещи, о которых всегда

спорили педагоги. Нужно ли детей заставлять трудиться? Нужно ли сделать

так

,

что

бы

воспитанники

захотели

трудиться?

Как

замотивировать

подростков на труд? К сожалению в настоящее время об этом говорят очень

редко,

как

в

кругу

самих

педагогов

,так

и

на

страницах

современной

периодической печати. А поговорить есть о чем.

Моя работа в настоящее время осуществляется в организации для детей-

сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей , где строится работа по

новому

принципу.

Ребята

находятся

в

условиях

группы-семьи,

с

постоянными социальными педагогами, где созданы все условия ,в которых

хотела бы проживать среднестатистическая семья. Естественно, что у меня

возник вопрос, как же вовлекать детей в труд, как формировать у ребят

желание трудиться?

Один из проектов нашей организации было вовлечение воспитанников в

приготовление

пищив своей семейной группе вместе и под руководством

младших воспитателей. Такие простые навыки как почистить картофель,

нарезать салаты, помыть овощи и фрукты доступны каждому ребенку, но все

же нужно учить таким навыкам заботливо и кропотливо ,прощая ошибки ,

учить доводить начатое дело до конца. Для более приятного и доступного

овладения

навыками

домоводства

с

ребятами

проводятся

различные

кулинарные

мастер-классы.

Особое

место

в

своей

семейной

группе

мы

отводим

сервировке

стола.

Сервировка

стола

к

значимым

праздникам

в

семейных группах нашла отклик среди детей. Задолго до праздников мы

продумываем детали сервировки. Много положительных эмоций вызывает у

воспитанников

центра

участие

в

приготовление

праздничных

блюд.Некоторым

детям такой труд понравился и они выбрали профессию

повар и смогли найти достойное место среди коллег нашего центра.

Но более значимый проект в моей трудовой деятельности – это труд

воспитанников в природе. Для большого города это сделать непросто,но я и

мои коллеги все таки попытались сделать на маленькой территории центра

красивый зеленый уголок. Каждую весну я и мои коллеги вместе с детьми

облагораживаем территорию центра, а именно:каждую весну и осень мы

занимается посадкой и высадкой тюльпанов .Ребята

создают узоры на

клумбах с помощью луковиц этих удивительных цветов. Также начиная с

первыми лучами солнца в феврале

воспитанники моей группы начинают

сеять семена плодово-овощных культур (помидоры, огурцы, перец ,кабачки).

Не у всех ребят к этому занятию имеется интерес, но все таки находятся дети

которые с энтузиазмом следят за процессом посадки семян и включаются

вместе со мной в эту деятельность. До начала высадки в открытый грунт дети

бережно ухаживают за всходами растений. На территории центра усилиями

сотрудников

и

детей

была

построена

небольшая

теплица,

куда

дети

и

поместили выращенные из семян рассаду . Затем начинается длительный и не

совсем увлекательный

уход за плодово-овощными культурами. На летней

Московской

смене

дети

из

семей

также

привлекаются

к

уходу

за

растениями .Дети получают леечки и с огромным желанием осуществляют

полив

растений.

Как

же

приятно

видеть,

как

в

сентябре

месяца

дети

,возвращаясь с летнего отдыха видят плоды своего труда и плоды труда

других детей ,которые отдыхали в лагере на летней смене в Москве и смогли

оказать посильную помощь в создании настоящего оазиса среди многоэтажек

г.Москвы.

Таким образом я считаю,что трудовая деятельность приобретает в

воспитании

детей-сирот

исключительно

важное

значение.

Труд

рассматривается

как

своеобразное

лекарство,

способствующее

развитию

необходимых

личностных

качеств,

и

как

наиболее

важный

компонент

социализации,

и

как

основное

средство

жизненного

самоопределения

и

самореализации.

Труд

для

детей-

сирот

является

одним

из

главных

факторов

,определяющих

выбор

ребенком

профессии,

а

значит

и

своей

судьбы.



В раздел образования