Автор: Кондрашова Ольга Валерьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Труд, как средство формирования у современных подростков основных навыков жизнеустройства во взрослой жизни."
Раздел: среднее профессиональное
Труд, как средство формирования у современных подростков
основных навыков жизнеустройства во взрослой жизни.
В учреждениях для детей –сирот работаю много лет. Однако за эти
годы у меня никогда не возникало желания изложить свои мысли на бумаге.
Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время понимание труда
детьми
и
воспитанниками
детских
домов
сильно
изменилось,
хочу
остановиться на этом вопросе. Как хорошо,что мы живем в мирное время и
наши
дети
обеспечены
заботой
государства.
У
сегодняшних
детей
не
голодных,
одетых,обутых,
имеющих
возможность
отдыхать
и
интересно
проводить лето, нет потребности и желания трудиться. Буквально 15-20 лет
назад
совершенно
естественно
было
выполнять
детьми
такие
трудовые
поручения,
как
уход
за
приусадебным
участком,
уход
за
растениями
и
цветами , уборка территории, помощь по уборке двора и помещений , где
проживали
воспитанники.
На
территории
детских
домов
существовали
трудовые мастерские , где многие ребята совершали ремонт мебели и делали
это с огромным интересом и желанием . У воспитанников можно было
сформировать,
хотя
и
с
большим
трудом
желание
трудиться.
Перечень
трудовых поручений был значительно большой. Очень много дел ложилось
на самих детей, т.к. объем помещений был значительно большой и детейв
группах
было
много
,
а
персонала
мало,
вот
и
приходилось
все
делать
сообща. Очень много дел ребята выполняли вместе со взрослыми.
Вовлечение или принуждение к труду –это две вещи, о которых всегда
спорили педагоги. Нужно ли детей заставлять трудиться? Нужно ли сделать
так
,
что
бы
воспитанники
захотели
трудиться?
Как
замотивировать
подростков на труд? К сожалению в настоящее время об этом говорят очень
редко,
как
в
кругу
самих
педагогов
,так
и
на
страницах
современной
периодической печати. А поговорить есть о чем.
Моя работа в настоящее время осуществляется в организации для детей-
сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей , где строится работа по
новому
принципу.
Ребята
находятся
в
условиях
группы-семьи,
с
постоянными социальными педагогами, где созданы все условия ,в которых
хотела бы проживать среднестатистическая семья. Естественно, что у меня
возник вопрос, как же вовлекать детей в труд, как формировать у ребят
желание трудиться?
Один из проектов нашей организации было вовлечение воспитанников в
приготовление
пищив своей семейной группе вместе и под руководством
младших воспитателей. Такие простые навыки как почистить картофель,
нарезать салаты, помыть овощи и фрукты доступны каждому ребенку, но все
же нужно учить таким навыкам заботливо и кропотливо ,прощая ошибки ,
учить доводить начатое дело до конца. Для более приятного и доступного
овладения
навыками
домоводства
с
ребятами
проводятся
различные
кулинарные
мастер-классы.
Особое
место
в
своей
семейной
группе
мы
отводим
сервировке
стола.
Сервировка
стола
к
значимым
праздникам
в
семейных группах нашла отклик среди детей. Задолго до праздников мы
продумываем детали сервировки. Много положительных эмоций вызывает у
воспитанников
центра
участие
в
приготовление
праздничных
блюд.Некоторым
детям такой труд понравился и они выбрали профессию
повар и смогли найти достойное место среди коллег нашего центра.
Но более значимый проект в моей трудовой деятельности – это труд
воспитанников в природе. Для большого города это сделать непросто,но я и
мои коллеги все таки попытались сделать на маленькой территории центра
красивый зеленый уголок. Каждую весну я и мои коллеги вместе с детьми
облагораживаем территорию центра, а именно:каждую весну и осень мы
занимается посадкой и высадкой тюльпанов .Ребята
создают узоры на
клумбах с помощью луковиц этих удивительных цветов. Также начиная с
первыми лучами солнца в феврале
воспитанники моей группы начинают
сеять семена плодово-овощных культур (помидоры, огурцы, перец ,кабачки).
Не у всех ребят к этому занятию имеется интерес, но все таки находятся дети
которые с энтузиазмом следят за процессом посадки семян и включаются
вместе со мной в эту деятельность. До начала высадки в открытый грунт дети
бережно ухаживают за всходами растений. На территории центра усилиями
сотрудников
и
детей
была
построена
небольшая
теплица,
куда
дети
и
поместили выращенные из семян рассаду . Затем начинается длительный и не
совсем увлекательный
уход за плодово-овощными культурами. На летней
Московской
смене
дети
из
семей
также
привлекаются
к
уходу
за
растениями .Дети получают леечки и с огромным желанием осуществляют
полив
растений.
Как
же
приятно
видеть,
как
в
сентябре
месяца
дети
,возвращаясь с летнего отдыха видят плоды своего труда и плоды труда
других детей ,которые отдыхали в лагере на летней смене в Москве и смогли
оказать посильную помощь в создании настоящего оазиса среди многоэтажек
г.Москвы.
Таким образом я считаю,что трудовая деятельность приобретает в
воспитании
детей-сирот
исключительно
важное
значение.
Труд
рассматривается
как
своеобразное
лекарство,
способствующее
развитию
необходимых
личностных
качеств,
и
как
наиболее
важный
компонент
социализации,
и
как
основное
средство
жизненного
самоопределения
и
самореализации.
Труд
для
детей-
сирот
является
одним
из
главных
факторов
,определяющих
выбор
ребенком
профессии,
а
значит
и
своей
судьбы.