Напоминание

Система поликультурного воспитания студентов в едином образовательном пространстве "техникум - город"


Автор: Гонжитова Дулмажап Лхасарановна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Закаменский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: г. Закаменск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Система поликультурного воспитания студентов в едином образовательном пространстве "техникум - город"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Система поликультурного воспитания студентов в едином

образовательном пространстве «техникум - город»

Гонжитова Д.Л. преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Закаменский агропромышленный техникум»

Проблема

приобщения

студента

к

традициям

не

только

своей

национальной культуры, но и других культур, является одной из актуальных

и

важных

в

современном

образовании.

Значимость

решения

проблемы

поликультурного

и

патриотического

воспитания,

создания

условий

для

развития

творческого

опыта

студентов

подчеркивается

рядом

государственных

документов:

«Концепция

долгосрочного

социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,

«Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы»,

приоритетный национальный проект «Образование». В Концепции духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России

утверждается,

что

«образовательные

учреждения

должны

воспитывать

гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян,

готовить их к жизни в высоко технологичном мире». Среди стратегических

задач образования называются задачи системного подхода к моделированию

целостной воспитательной системы урочной и досуговой сферы, в том числе

при

решении

вопросов

творческого

становления

студентов.

Возникает

необходимость

глубже

исследовать

возможные

пути

совершенствования

творческого опыта, способствующего личностному и духовному развитию

учащегося,

это

позволит

техникуму

выйти

на

новый

уровень

развития.

Особую

роль

при

таком

подходе

играют

дисциплины

социально-

гуманитарного цикла.

Данилюк

А.Я.,

Кондаков

А.М.,

Тишков

В.А.

Концепция

духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М.: Изд.

«Просвещение». 2009. 23 с.

Исследование

трудов

ученых (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В.

Кульневич,

Л.И.

Новикова,

Н.Е.

Щуркова,

Е.А.

Ямбург)

показывает,

что

выстраивание системы способствует духовной созидательной деятельности

студентов и делает возможным и реальным становление творческого опыта

студентов. Поэтому мы считаем, что поликультурное воспитание студентов

должно

быть

системным,

творческим

по

своей

сути,

и

ребенок

должен

проживать ценностное отношение как процесс личностного развития. Для

России более актуальным является сохранение и обогащение как русской

культуры, выступающей в нашей стране в качестве доминирующей, так и

национально-культурного своеобразия других народов, населяющих Россию.

Для

решения

поставленных

задач

применялись

следующие методы:

теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, изучение

нормативной

базы,

изучение

и

обобщение

педагогического

опыта,

теоретическое моделирование); эмпирические (педагогический эксперимент,

наблюдение, эссе, анкетирование, исследовательская беседа, самоанализ и

анализ

продуктов

деятельности);

статистические

(качественный

и

количественный анализ результатов исследования).

В

исследовании

обращаемся

к

ряду

педагогических

идей:

идее

соответствия проблемам, которыми живут взрослые, включенные в сферу

деятельности общества, новому уровню реально поднимающейся социальной

зрелости

современных

студентов

как

творческих

личностей;

идее

педагогической поддержки и сопровождения воспитанников в их творческой

работе;

идее

построения

«живого»

знания

как

собственного

творческого

опыта; идее «открытости» системы совершенствования творческого опыта в

образовательном

пространстве;

идее

пробуждения

у

воспитанников

в

условиях

совершенствования

творческого

опыта

неотчужденного,

ответственного отношения человека ко всему, что его окружает в условиях

учебной деятельности и социальных инициатив в досуговой сфере; идее

построения собственного «поведенческого текста». Все эти идеи в комплексе

послужили отправной точкой проведенного исследования.

Достижение цели поликультурного воспитания – это поэтапный ход.

Ведущие

идеи

разработанной

нами

поэтапной

системы

поликультурного

воспитания студентов в едином образовательном пространстве «техникум -

город» –

приобретение обучающимися индивидуального и коллективного

творческого

опыта

решения

реальных

проблем,

имеющих

личную

и

социальную значимость; побуждение студентов к творчеству посредством

объединения

положительных

факторов

окружающей

среды

(природа,

искусство,

труд,

знание,

жизнь,

игра,

национальные

традиции

и

др.);

включение в широкую сеть окружающего Мира, Природы, Искусства, Мира

«Другого», в том числе Мира жителей города, других народов, Мира русского

и родного языков, преодоления узких рамок своего существования; обмен

духовными ценностями при изучении русского и родного языков, построения

пространства этнической интеграции, «сплетения культур».

Проблема исследования - педагогические условия развития поликультурной

компетентности студентов.

Цель

исследования -

разработать

и

обосновать

цело стную

педагогическую систему поликультурного воспитания студентов, и проверить

ее эффективность.

Объект исследования - процесс поликультурного воспитания студентов.

Предмет

исследования -

педагогические

условия

поликультурного

воспитания студентов в деятельности учебной и досуговой сфер.

Задачами поликультурного образования являются:

приобщение к культуре своего народа как условие интеграции в другие

культуры;

формирование многосторонних представлений о многообразии культур

в регионе, стране, мире в целом;

воспитание положительного отношения к культурным различиям;

создание

условий

для

интеграции

в

культуры

других

народов

и

развитие

этнической

толерантности

в

процессе

ознакомления

с

их

национальными достижениями;

формирование

и

развитие

умений

и

навыков

продуктивного

взаимодействия с представителями других культур;

воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального

общения.

Созданная

нами

модель

системы

поликультурного

воспитания

студентов

несет

в

себе

черты

«линейности»,

но

ее

содержательное

наполнение

позволяет «выбирать и думать».

Ведущие

идеи

трех

этапов

системы

поликультурного

воспитания

представлены как основы модели. Новизна позиции автора представляется

определением

«стыковочных

узлов»

в

качестве

связующих

компонентов

системы:

И д е я творческого

восприятия

обучающимися

окружающего

мира,

повышение значимости предметов художественно-эстетического цикла; идея

«одухотворенной технологии», эмоционально подвигающей к красоте; идея

сближения восприятия с процессом творчества, где опыт осознается как

«вчувствование», оценивание и переживание окружающего мира (первый

этап). Первой этап характеризуется взаимодействием с реальностью (миром

Природы и Людей).

И д е я развития

чувства

сопереживания,

понимания

хода

времени,

значимости творческих начал в человеке (второй этап). Второй этап системы

предполагает

«стыковочными

узлами»

диалоговые

встречи

как

общение-

деятельность творческого характера.

И д е я «вхождения»

в

художественный

текст

и

построения

знания,

нацеленного на будущее, ценности нового века (третий этап). Третий этап в

качестве

«стыковочных

узлов»

представляет

понимание

своеобразия

образовательного пространства и пространства личного.

Личность не может реализовать все свои структуры, осуществить все

свои способности, так как существуют ограничения времени и пространства

конкретными

условиями

существования

(О.В.Бочкарева).

Однако

выработанная

преподавателем

в

его

совместной

деятельности

с

детьми

система поликультурного воспитания студентов позволяет от этапа к этапу

«раздвигать

границы,

открывая

все

новые

слои

внешней

и

внутренней

реальности» (Э.В. Соколов).

Теоретические основы нашей системы:

цель

техникума

готовить

человека

облагороженного

образа,

обладающего

высокими

духовными,

умственными,

эстетическими,

нравственными, религиозными, телесными качествами (Д.А. Андреев);

главные

принципы

образования

творчество

и

свобода;

смысл

творчества человека – это его «выход из себя» (Н.А. Бердяев);

образование

есть

связь

времен;

через

изучение

и

«воскрешение»

прошлого студент создает будущее; содержание образования начинается с

семейного рода, места жительства, расширяется до «большой родины» и всей

вселенной; звездное небо – первый учебник для детей (Н.Ф.Федоров);

человек

космический

тот,

который

живет

с

осознанием

своей

причастности к Вселенной (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский);

существование

в

мире

единых

предпосылок

уст анавливает

образовательную задачу «собирания Вселенной» в ее познании (В. Соловьев);

реальная действительность является человеку через «средоточие» - смыслы;

человек

познает

их

не

столько

через

изучение,

сколько

через

живое

чувственное общение с ними (П.А. Флоренский).

Идеи-принципы

Идея соответствия проблем, которыми живут взрослые, включенные в сферу

деятельности общества, новому уровню реально поднимающейся социальной

зрелости современных студентов как творческих личностей, граждан России,

патриотов своей страны;

идея

педагогической

поддержки

и

сопровождения

воспитанников

в

их

творческой работе;

идее построения «живого» знания как собственного

творческого опыта;

идея

«открытости»

системы

совершенствования

творческого

опыта

в

образовательном пространстве;

идея

пробуждения

у

воспитанников

в

условиях

совершенствования

творческого опыта неотчужденного, ответственного отношения человека ко

всему, что его окружает в условиях учебной деятельности и социальных

инициатив в досуговой сфере;

идея построения собственного «поведенческого текста».

Все эти вопросы в комплексе остаются пока нерешенными.

В

основе

педагогической

системы

лежит

идея

интеграции

дидактической и воспитательной подсистем.

Главный

фактор

данной

системы

индивидуальная,

групповая

и

коллективная творческая деятельность.

Деятельность

субъектов

педагогической

системы

строится

на

идее

интеграции

культурно-образовательных

ре сурсов

т е х н и к у м а ,

дополнительного

образования

и

города.

Через

единое

образовательное

пространство

«техникум

-

город»

осуществляется

поликультурное

воспитание студентов, их духовно-созидательная деятельность.

Анализ

научной

литературы

позволили

определить

понятие

«единое

образовательное

творческое

пространство

«техникум

-

город»

как

структурное

сосуществование

и

взаимодействие

всех

возможных

воспитательно-образовательных систем окружающей среды (рис. 1). Эта идея

соответствует

современным

тенденциям

рассмотрения

образовательного

пространства

как

совокупности

институтов

социализации,

определяющих

социально-экономическое

развитие

государства

(семья,

СМИ,

культура,

конфессии

и

др.).

Так

выражает

эту

идею

А.М.

Кондаков,

анализируя

образовательные

стандарты

нового

поколения,

создаваемые

на

основе

преемственности и инновационности.

Центром образовательного пространства является ГБПОУ «Закаменский

агропромышленный

техникум»

(техникум

равных

возможностей),

с

ее

культурой,

традициями,

системой

ценностей

и

отношений,

отражающих

нормы и ценности села.

«техникум» - «город»

Образовательные системы

окружающей среды, вписываемые

в образовательное пространство

«техникум - город»

Мир культуры

Мир Природы

Мир Искусства

Мир Труда

Мир Жизни

Мир Людей

«Со – бытийная общность пространства «взросления»

Мир «Я» воспитанника

Диалогизация и открытость целевых установок

импровизация

Межличностное равенство воспитанников и взрослых

в «урочном»,

«внеурочном»,

ы «индивидуальном»,

«коллективном творении»,

опта духовной, креативной личности

Построение собственного «поведенческого» текста

в условиях включения личностных пространств воспитанников в образовательное пространство

«техникум - город»

Рис. 1. Проектирование единого образовательного пространства «техникум – город»

Рис.

1.

Проектирование

единого

образовательного

пространства

«техникум- город»

Работу

по

моделированию

системы

предваряла

программа

изучения

практики

в

условиях

лонгитюдного

исследования.

Анализировались

высказывания воспитанников в свободных ситуациях общения, откровенного

разговора-беседы (по заранее составленным вопросам, сложность которых

увеличивалась в соответствии с переходом на новые этапы моделирования).

Ориентацией

явились

положения

гипотезы

как

прогностические.

Дополнением

послужили

тестовые

методики

А.Н.

Лука,

«музыкальный

образ»,

«позиционная

игра»,

тесты

на

определение

уровней

развития

творческого воображения и др. Создать систему, считают ученые, – значит

создать

движущие

факторы

развития

ребенка.

Трехэтапная

модель

разноплановое

образование,

включающее

элементы

модели-теории,

экспериментальной,

учебной

и

практической

модели.

Это

продукт

мыслительной деятельности, ее результат. Модель системы строится на идее

творческого

восприятия

окружающего

мира;

идее

«одухотворенной

педагогики

любви

и

свободы»,

бережного

отношения

к

личности

(Ю.П.

Азаров);

идее

сближения

восприятия

с

процессом

творче ства

(«вчувствования»).

Первый

этап

моделирования

системы

поликультурного

воспитания

студентов охватывает возрастную группу подростков (младших и старших).

Это этап взаимодействия с реальностью – Миром Природы и Людей (рис. 2).

Младшие подростки воспринимают Природу как реальную реальность, а

Мир осмысливают как «реальную виртуальность». Мифы, легенды, сказания

для них – «виртуальная виртуальность». Современные подростки способны

на целостное восприятие произведения, а не только его событийной стороны.

Старшие подростки – «особый социальный феномен, который уже занимает

свое место в социуме». Творческий опыт воспитанники соотносят с опытом

«Другого», взаимодействуют в диаде, в групповой внеурочной работе.

Своеобразие

педагогической

поддержки

в

свободном

выборе

ценностей студента-автора, подражательности его первых творческих работ.

Объективно

подростки

уже

вышли

из

системы

постоянного

контакта

в

условиях

малого

социума

семьи,

класса,

ближайшего

окружения,

что

рождает свои проблемы, где положительным является реальное включение в

огромное развернутое социальное пространство, сплочение вокруг базовых

ценностей, возвращение в традиции поколений. Сопровождение имеет место

при написании творческих работ в условиях тревожности студента, пока еще

неуверенного в себе. Преодоление обучающимися трудностей этого этапа

предполагает

педагогическую

поддержку

со

стороны

преподавателя,

применение

разнообразных

индивидуальных,

групповых

форм

и

коллективных форм работы.

Второй этап системы. Для выпускных групп и частично обучающихся

главным является раздвижение рамок личного опыта и включение в широкую

сеть жизни, в творческое общение с жителями своего города. Направлениями

деятельности

становятся

исследования

в

области

лингвистического,

литературного

и

исторического

краеведения

условиях

педагогического

сопровождения как основы становления самостоятельности в творчестве).

Творчество

приобретает

социальную

значимость,

вызывает

коллективные

переживания, где нравственность оказывается престижной.

Совершенствование

творческого

опыта студентов

на

третьем

этапе

происходит

в

сложных

условиях

«перемещения

строя

чувств,

интересов,

стремлений, желаний, жизненных ориентиров в сторону своего, личного,

негосударственного» (Л. Айзерман). Этот «когнитивный диссонанс» можно

преодолеть лишь в условиях творчества как родового качества человека, где

основой становится духовность.

Н е о б х о д и м о с т ь ю

о к а з ы в а е т с я

образовательная

фоновая

атмосфера

духовно-нравственных

творческих

отношений

социально

творческого

пространства,

в

которые

вписываются

личные

подпространства

студентов,

позволяющие

«творить»

свободно,

в

ситуативно не стимулированной деятельности.

Высший

этап

приобщение

в

учебной

и

досуговой

деятельности

к

эстетическому

опыту

человечества.

В

нашем

опыте

эта

идея

находит

своеобразное решение (в создании детьми таких форм, как хайку, цзацзуань,

стилизация

и

др.,

достижение

общечеловеческих

ценностей

творческого

опыта в условиях самодвижения, раскрытия потенциальных индивидуальных

возможностей и способностей личности).

На

каждом

этапе

имеет

место

и

минимальный

уровень

развития

творческого опыта в силу того, что моделируемая система охватывает разные

возрастные

группы

студентов

и

строится

с

учетом

усложняющихся

технологий

творческой

деятельности,

вершиной

которой

является

достижение

высших

ценностей

человечества

эстетического,

духовного,

интеллектуального,

социально-значимого

творческого

опыта,

что

способствует

формированию

у

детей

умений

жить

в

мире

с

другими,

выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Моделирование системы поликультурного воспитания студентов в

едином образовательном пространстве «техникум - город»

Моделирование

системы

поликультурного

воспитания

студентов

представляется

нами

как

временная

последовательность

этапов.

Целью

первого этапа построения системы является соотношение творческого опыта

воспитанников с опытом «Другого» (см. рис. 2). Это этап взаимодействия с

реальностью (Миром Природы и Людей).

Критерий – эмоционально-ценностные переживания школьника-автора.

Показатели:

1) понимание ответных реакций, чувственных впечатлений в

условиях творческого сотрудничества; 2) овладение опытом творчества в

диаде;

3)

овладение

опытом

творчества

в

коллективной

внеурочной

деятельности.

Направлением

работы

выступает

творческий

опыт

взаимодействия в диаде, выход во внеурочную деятельность, самооценка и

взаимная оценка результатов. Своеобразие педагогической поддержки – в

свободном

выборе

ценностей

студента

-

автора,

подражательности

его

первых

творческих

работ.

Сопровождение

имеет

место

при

написании

творческих работ в условиях тревожности студента, пока еще неуверенного в

себе.

Отношения

авторов-обучающихся

к

себе,

к

человеку,

к

жизни

в

условиях

погружения

в

текст

собственных

творческих

работ

(высокий

уровень, средний и минимальный). Цель второго этапа – раздвижение рамок

личного опыта и включение студентов в «широкую сеть жизни». Второй этап

моделирования

системы

характеризуется

«стыковочными

узлами»

диалоговых

встреч

как

общения

деятельности

творческого

характера.

Такова его главная характеристика, которая предполагает в качестве критерия

– глубину понимания опыта творческой деятельности автором- студентом.

Показатели: 1) раздвижение личного и ограниченного опыта автора-студента;

2)

общение

с

жителями

своего

города

как

педагогическая

поддержка

творческого опыта студентов; 3) проникновение в мир «Другого» (слияние с

ним) и сохранение дистанции (своего места) в условиях

Предпосылки

Основная психологическая предпосылка – тождество актов творчества и восприятия в искусстве (Л.С. Выготский)

Идея

Сближение восприятия с процессом творческого опыта

обучающихся

Принцип

Своеобразие педагогического сопровождения в индивидуальном творчестве,

в опыте диады, во

внеурочной деятельности

Направления совершенствования творческого опыта учащихся:

Индивидуальная творческая работа

Приобретение творческого опыта в работе диады

Выход во внеурочную деятельность по литературе

Самооценка и взаимная оценка результатов творческого опыта

I

Полная свобода

детского творчества

Признание его самобытности и особенностей

Условия эффективности:

Первый этап системы

а) овладение обучающимися пониманием ответных реакций, чувственных впечатлений, идущих извне.

Осознание творческого опыта как «вчувствования»

б) педагогическая поддержка индивидуальной деятельности и работы в парах как реализация целеполагания в совершенствовании творческого

опыта

в) совершенствование творческого опыта учащегося в ситуациях соотношения его с опытом «Другого»

Цели построения

1-го этапа системы:

Овладение системой своих желаний

Рис. 2. Первый этап системы поликультурного воспитания.

совершенствования

творческого

опыта.

Отношения

совершенствования

творческого опыта по лингвистическому, литературному и историческому

краеведению

в

условиях

сопровождения

как

основы

становления

самостоятельности

в

творчестве

свободного

выбора

творче ской

деятельности.

Направлением

работы

становится

групповая

творческая

деятельность в социальной сфере (социальные проекты).

На третьем этапе целью системы является приобщение к творческому

опыту разных народов, единство переживаний и творческого воображения в

контактах

с

миром

Природы,

Искусства,

Миром

«Другого»,

«перенос»

технологических

идей

образного

постижения

новых

видов

искусства

в

собственное творческое пространство (см. рис. 3).

Критерий

самодвижение

студентов

в

процессе

совершенствования

творческого опыта студентов.

Показатели: 1) «перенос» технологических

идей

образного

постижения

новых

видов

искусства

в

собственное

творчество;

2)

овладение

творческим

опытом

как

ситуативно

не

стимулированной

деятельностью;

3)

познавательное

и

моральное

п о с л ед е й с т в и е

(во зн и к н о ве н и е

у с т а н о в к и ).

Тр е т и й

у р о в е н ь

II.

Второй этап системы

Цели построения 2-го этапа системы:

а) Раздвижение рамок личного и ограниченного опыта, включение студентов «в возможно более широкую сеть жизни»

(Л.С. Выготский)

б) педагогическая поддержка творческой деятельности обучающихся на основе опыта общения с жителями своего города

в) педагогическое сопровождение в творческой деятельности студентов литературному и историческому

по лингвокраеведению,

Предпосылки

Социальная коммуникация сотруднических отношений в творческой деятельности

Идея

Развитие чувства сопереживания, понимания хода времени, значимости творческих начал в человеке

Принцип

Своеобразие педагогического сопровождения в творческой деятельности как основы становления

самостоятельности

Опыт творческой деятельности в

социальной сфере

Овладение опытом творческой работы в условиях исследовательской деятельности по литературному, историческому

и лингвокраеведению

Условия эффективности:

Свобода совместного выбора творческой деятельности

включение в систему коллективных переживаний

понимание особенностей исследовательской творческой работы

осмысление социальной значимости собственного творческого опыта

Направления совершенствования творческого опыта учащихся:

Групповая творческая работа

Групповая творческая работа

Самооценка и взаимная оценка результатов творческого опыта

совершенствования

творческого

опыта

обучающихся

характеризуется

сотворческими

отношениями

обучающихся

и

преподавателя.

Среди

направлений

работы

признание

ценности

опыта

детей

на

уровне

творческого подражания как индивидуального видения явлений и предметов

действительности.

Отношения

совершенствования

творческого

опыта

школьников в условиях эмоционально-нравственного возвышения личности

как субъекта.

Рис. 3. Второй этап системы поликультурного воспитания студентов.

Высший этап – приобщение в учебной и досуговой деятельности к

эстетическому опыту человечества (см. рис. 5). Реализация этой идеи имеет

место

в

Концепции

аспектного

подхода

к

организации

эстетического

образования, автором которой является В.И. Лейбсон. В нашем опыте эта

идея находит своеобразное решение (в создании детьми таких форм, как

хайку, цзацзуань, стилизация и др., достижение общечеловеческих ценностей

творческого

опыта

в

условиях

самодвижения,

раскрытия

потенциальных

индивидуальных

возможностей

и

способностей

личности.

Процесс

самодвижения

ребенка

к

раскрытию

индивидуально-творче ских

III.

Третий этап системы:

а) Приобщение студентов к творческому опыту разных народов.

б) «Перенос» технологических идей образного постижения новых видов искусства в собственное творческое пространство.

в) Совершенствование творческого опыта детей как ситуативно спонтанного в сфере в не стимулированной извне деятельности

Предпосылки

Контакты с Миром Природы, Искусства, миром «Другого» как грани единого созерцания, переживания, понимания, творческого воссоздания в воображении, личностной интерпретации (МС. Каган)

Идея

«Вхождение» в художественный текст и построение знания, нацеленного на будущее, ценности нового века

Принцип

Самостоятельность в творческой работе

Направления совершенствования творческого опыта обучающихся:

Осмысление психологической ценности и полезности «стихийного, порою даже примитивного» творческого опыта детей (Л.С. Выготский)

Раскрытие творческих возможностей детей (родового качества человека)

Признание свободы и самобытности, творчества детей, «перенос» творческого подхода к освоению родного языка

Цели построения 3-го этапа: системы

Условия эффективности:

«

Вчувствование» как основа процессов творчества и опытности детей

сближение восприятия

с творческим процессом

«

моральное последействие» искусства внутренняя проясненность душевного мира

(Л.С. Выготский)

познавательное «последействие» искусства (переживание создает установку, накапливает энергию).

Самооценка и взаимная оценка результатов творческого опыта

возможностей

не

имеет

конечной

точки.

Возникновение

каждого

уровня

совершенствования творческого опыта опирается на достигнутые творческие

возможности не тожественные целому, но выражающему личные творческие

потенциалы (рис. 5).

Рис. 4. Третий этап системы поликультурного воспитания студентов.

На

каждом

этапе

имеют

место

и

минимальный

уровень

развития

творческого опыта, в силу того, что моделируемая система охватывает разные

возрастные

группы

школьников

и

строится

с

учетом

усложняющихся

технологий

творческой

деятельности,

вершиной

которой

является

достижение

высших

ценностей

-

эстетического,

духовного,

интеллектуального, социально-значимого творческого опыта.

Следовательно,

процесс

совершенствования

творческого

опыта

студентов

по

лингвистическому,

литературному

и

историческому

краеведению, как показывает наша практика, является, с одной стороны,

дискретным, поскольку ограничен определенным местом

и временем и

раскрывается

в

связи

с

приобретением

опыта.

С

другой

стороны,

-

это

процесс

непрерывный,

поскольку

студент

постоянно

взаимодействует

с

Процесс самодвижения

не имеет конечной точки

Творческая

деятельность

в

диад

е

Групповая

деятельность

Индивидуальна

я

творческая

деятельност

ь

Диагностика

творческих возможностей

Единство учебной и

досуговой творческой

деятельности

Интеллектуально

-

творческий

потенциал личности

социумом и, главное, творческое совершенствование сопутствует всей жизни

человека.

Такая система способствует раскрытию динамики совершенствования

творческого опыта по лингвистическому, литературному и историческому

краеведению в старших классах, продолжая начатое в средней школе, что

соответствует

современным

тенденциям

рассмотрения

образовательного

пространства как совокупности институтов социализации: семья, система

дополнительного образования, СМИ, культура, конфессии и др.

Рис.

5.

Высший

этап

системы

поликультурного

воспитания

студентов.

Использование педагогических технологий

Представим

примеры

и

технологические

решения

поставленной

проблемы.

Под педагогической технологией мы понимаем вариативную

образовательно-воспитательную

систему взаимосвязанного

содержания,

методов,

средств,

форм

образования,

личностно-ориентированную

на

развитие ребенка, и целенаправленное развертывание субъект-субъектного

взаимодействия преподавателя и обучающихся.

1.

Технология

сотворческих

отношений. Под

сотворчеством

понимается

соотнесение

своего

творческого

опыта

с

творческой

деятельностью

«другого», сложное диалогическое взаимодействие своего и чужого опыта.

Ценности личностного мира, в том числе творческие отношения, воспитуемы

через понимающее общение, сопричастность общему делу, созвучие судеб.

Примером

сотворчества

могут

служить

следующие

образовательные

события:

- составление этнокарт, коллажей «В гостях у русских (бурят, татар, киргизов

и др.)» (о жизни и быте народов России).

- вечер «В мире поэзии», когда учащиеся представляли свои поэтические

произведения, лирические дневники на вечере «В мире поэзии» наравне с

забайкальскими поэтами и писателями Н. Е. Пахомовым, Х.Д. Будаевой и др.

Из

стихотворений,

сказаний

был

составлен

в

коллективной

творческой

деятельности

единый

сценарий

вечера.

Такие

«встречи»

поколений

способствуют возвышению школьников как творческих личностей.

2.

Технология

организации

проектной

деятельности

в

кросс-возрастном

объединении

«Школа

юного

исследователя»

(социальные

проекты

«Сувенирная мастерская «Саранка» и др.), в Забайкальской краевой детской

общественной организации «Республика юных закаменцев».

3.

Коммуникативно-деятельностный исследовательский подход к взаимосвязи

русского и бурятского языков. Технология «перевода».

Направления работы:

Перевод поэтических произведений (с бурятского на русский, с английского

на русский, с бурятского на английский и т.д.).

Перевод

прозаических

произведений.

Сказки

жителей

села

Узон

были

записаны и переведены с бурятского на русский.

Исследовательская деятельность как креативная включает:

а) технологию сотруднических отношений учителя и учеников в условиях

лингвистического,

литературного

и

исторического

краеведения.

Основное

направление – изучение проблем исторической региональной лексикологии и

лексикографии (творческие и исследовательские работы учащихся, такие

как, «Языковая личность в памятниках Забайкальской деловой письменности

XVIII

века»,

«Монета

с

историей»,

«Памятник

жертвам

политических

репрессий в с. Узон», «Сталинградская битва – героическая страница из

биографии

моего

прадедушки

А.Г.

Захарова»,

«Мой

дедушка

Базаржаб

Дондоков – человек удивительной судьбы» и др.).

Этнокультурная

деятельность

студентов. Направления:

1 ) изучение

современного

состояния

закаменских

говоров

(исследовательские

работы

студентов,

связанные

с

изучением

языковых

особенностей

забайкальских

сказок

«Сказки

моей

малой

родины»);

2)

изучение

языкового

наследия

закаменских поэтов и писателей (творческие и исследовательские работы

студентов

«Этнографизмы

как

отражение

культурных

реалий

Восточного

Забайкалья

в

сборнике

легенд

«Лунные

колокола»

Е.

Куренного»,

«Роль

диалектных слов в рассказах забайкальского писателя Н. Пахомова» и др.,

спо собствуют

формированию

этнокультурной

ком п е т е н т н о с т и

обучающихся); 3) изучение истории своего края, страны (исследовательские

проекты

«Путешествие

Цесаревича

Николая

по

Забайкалью»,

«О

чем

рассказала монета»).

3) Топонимика (творческие исследовательские проекты, например, «История

ме стно сти:

топонимы

в

преданиях

Дондокова

Б а д м а е в а » ,

«Микротопонимика села Узон»).

4) новые исследовательские зоны, рассматривающие связь языка и культуры

(этнолингвистика, этносоциолингвистика). Направления: изучение языковой

ситуации

и

описание

языкового

состояния

региона

(творческие

исследовательские работы и социальные проекты студентов «Концепт Семья

в

языковом

сознании

обучающихся

ГБПОУ

«ЗАПТ»,

«Концепт

«Преподаватель» в языковом сознании обучающихся.

Социальные

и

исследовательские

проекты

создают

творческую

ситуацию успеха («Я автор», «Художественный перевод», «Богатыри Земли

Русской»,

«Мы

выпускаем

газету»,

«Сибирь

и

декабристы»),

которую

венчают выступления школьников на научно-практических конференциях от

муниципального

до

международного

уровня

(«Открытие»,

«Человек

в

истории.

XX

век»,

«Портфолио»,

«Вклад

кочевых

народов

в

мировую

цивилизацию»

и

др.).

Эффективным

диагностическим

методом

является

составление «Портфолио студента».

Мы считаем, что благодаря участию детей в социальных проектах

детских общественных организаций удается формировать у них не только

необходимые

нравственные

качества,

самосознание

и

гражданское

«Я»,

направить их социализацию в общественно одобряемом направлении, но и

существенно изменить жизнь родителей.

Обратимся к практике. В нашем техникуме начала свою работу детская

общественная

организация

«Импульс».

Ее

программа

предусматривает

6

направлений:

«Гражданско-патриотическое

направление»,

«Лидер»,

художественно-эстетическое

-

«Творчество.

Досуг»,

«Спортивно-

оздоровительное

направление»,

общеинтеллектуальное

-

«Интеллект»,

эколого-краеведческое - «Мой дом – моя Родина». «Импульс» ставит перед

собой

цель

воспитать

ответственную,

компетентную

самодостаточную

личность, способную к творчеству, созиданию, жизни к быстро меняющихся

условиях через приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным,

гражданским

ценностям,

включение

детей

и

подростков

в

реальные

социально - и личностно-значимые отношения.

Как

показывает

наш

опыт, социализация

студентов

в

детской

общественной организации предполагают их развитие во взаимодействии с

Миром Культуры, Природы, Искусства, Труда, Жизни, с людьми и самим

собой,

освоение

социального

опыта

поколений,

коллективное

творение

отношений духовности, нравственности, творческий, построение «живого»

знания

как

собственного

творческого

опыта

в

едином

образовательном

пространстве

«техникум

-

город».

Поскольку

воспитание

это

процесс

открытия студентами окружающего мира, себя, своего отношения к миру, то

они погружаются в творческое образовательное пространство и принимают

участие в разных программах и проектах в зависимости от их возможностей,

интересов.

Изучая историю, культуру и природу родного края, ребенок вовлекается

в веер социальных отношений. С 2018 года мы подключились к участию в

фестивале проектов «Грани науки» студентов в рамках ОЭР «Формирование

кросс-возрастных

сообществ на

основе

обеспечения

равных

прав

и

возможностей»

школы

350

г.

Санкт-Петербург.

Здесь

каждый

может

пробовать свои силы в проектировании социальных проектов, почувствовать

себя успешным, полезным, способным.

Особое место в системе воспитания наших студентов занимает ЗКДОО

«Республика

юных

забайкальцев»

как

событийное

пространство

детей

и

взрослых.

Ребенок,

участвуя

в

проектах

«Маршруты

приключений»,

«Наследники»,

«Лидер XXI века», «Хрустальная сказка» и др., проживает

интересную жизнь, реализовывает свои познавательные интересы, осознавая

социальную

значимость

своей

деятельности

и

ощущая

сопричастность

сегодняшним заботам общества.

Индивидуальный

маршрут

студента

в

детских

общественных

организациях, на наш взгляд, связан с разным планом его участия в проектах,

исходя из реальных его возможностей: в рамках совместных мероприятий и

акций всех участников проекта, в ходе самостоятельной исследовательской

работы,

в

ходе

индивидуальных

собеседований

с

компетентными

собеседниками. По окончании проекта ребенок осуществляет самоанализ

индивидуального маршрута: что сделал, что не успел или не смог, причины

удач и неудач. По результатам такой рефлексии уточняются личные цели и

намечаются дальнейшие пути их достижения.

Рефлексия осуществляется

через публикации в СМИ и интернет-

сайтах.

Е.

Дондоковой

написаны

статьи

«"Хрустальная

сказка"

в

Михайловке»

в

газетах

«Ажалай

туг»

(районная)

и

«Буряад

унэн»

(межрегиональная). Б. Цыбенов, студент 1 курса, написал заметки и статьи в

районную газету «Знамя труда»: «Друга я никогда не забуду, если с ним

подружился в Москве» (об участии в международном фестивале «Детство без

границ»), «"Хрустальная сказка" собрала друзей», «Это здорово! Это очень

хорошо!»

(об

участии

в

проекте

«Маршруты

приключений»

по

теме

«Забайкалье – мой дом, моя Отчизна»), «Лидер XXI века» (об участии в

конкурсе «Лидер XXI века»), «Маршрутами Победы» (об участии в проекте

«Маршруты

Победы»

по

военно-патриотическому

маршруту

«За

нами,

Москва!»).

Как показывает наш опыт, участие в социально - и личностно значимых

проектах

помогает

педагогу

решать

многообразный

комплекс

воспитательных, развивающих и обучающих задач. Каждый студент осознает

себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их

реальным проявлением, реализует субъект-субъектные отношения; участвует

в многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности,

способствующей

познанию,

развитию,

самореализации

личности,

приобретению социального опыта; он пробует себя

в разных социальных

ролях от рядового участника до организатора, лидера - всё это является

предпосылками для успешной социализации подростков.

Таким образом, детская общественная организация создает условия для

удовлетворения

потребностей,

интересов

подростков,

для

позитивного,

творческого взаимодействия. При этом за школьником остается право выбора

вида деятельности. Сила детских организаций в том, что в них воспитывается

личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации

через социальное взаимодействие.

Как показала практика, мы избрали верный путь, обретаем сторонников

среди детей и взрослых. Анализируя работу, проделанную нами, хотелось бы

отметить, что система поликультурного воспитания студентов как средство

личностного развития ребенка помогает решить многообразный комплекс

воспитательных, развивающих и обучающих задач, способствует социальной

адаптации студентов, помогает каждому из них в самореализации, апробации

полученных

знаний

в

реальных

отношениях,

воспитать

Гражданина

и

Патриота.

Социально-педагогическая

значимость

педагогической

системы

поликультурного

воспитания

студентов

усиливается

в

современных

условиях,

так

как

нашему

обществу

нужны

творчески

мыслящие

люди,

способные

принимать

нестандартные

решения,

развивать

национальную

культуру, науку.

Современные ИКТ.

Апробация

и

внедрение

результатов

исследования осуществлялись при

чтении элективных курсов, муниципальных учебно-тренировочных сборов

для одаренных детей, школах Закаменского района.

Основные идеи исследования обсуждались и получили одобрение на

международных,

всероссийских,

региональных

научно-практических

конференциях

(Кемерово,

Москва,

Новокузнецк,

Тобольск,

Улан-Батор

(Монголия), Улан-Удэ, Хургада (Египет), Хайлар (Китай), Чита, Якутск и др.);

были

апробированы

на

региональных

конкурсах

профессионального

мастерства

«Учитель

года

2018»,

«Самый

классный

классный»

(2018),

Результаты исследования апробированы на муниципальных, региональных и

всероссийских

семинарах

работников

образования

и

внедрены

в

школах

Закаменского района.

Литература:

1.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование

универсальных ученых действий в основной школе: от действия к мысли.

Система понятий //М.: Просвещение. 2011.

2.

Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной

подготовке // Новосибирск. Наука. 2005. 308 с.

3.

Б о н д а р е в с ка я

Е . В .

Ц е н н о с т н ы е

о с н о ва н и я

л и ч н о с т н о -

ориентированного

воспитания

/

Ростов-на-Дону.

Изд.

Ростовского

государственного университета. 2000. 352 с.

4.

Бочкарева О.В. Творчество как смысловая ценность дидактического

монолога // Сибирский педагогический журнал. 2007. №8. С. 158-166.

5.

Данилюк

А.Я.,

Кондаков

А.М.,

Тишков

В.А.

Концепция

духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М.: Изд.

«Просвещение». 2009. 23 с.

6.

Дондокова Ц.Л. Становление системы совершенствования творческого

опыта школьников в работе сельского учителя / Чита: ЗабГГПУ. 2010. 24 с.



В раздел образования