Напоминание

"Организация в ДОУ центров активности, как средство вариативности содержания дошкольного образования посредством парциальных и авторских программ"


Автор: Жигулёва Надежда Анатольевна
Должность: заместитель заведующей
Учебное заведение: МБДОУ № 138
Населённый пункт: г. Липецка
Наименование материала: статья
Тема: "Организация в ДОУ центров активности, как средство вариативности содержания дошкольного образования посредством парциальных и авторских программ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ В ДОУ ЦЕНТРОВ АКТИВНОСТИ

КАК СРЕДСТВО ВАРИАТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСРЕДСТВОМ ПАРЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Жигулёва Надежда Анатольевна,

заместитель заведующей

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения № 138 г. Липецка

На

сегодняшний

день

одним

из

основополагающих

принципов

и

направлений

развития

современной

системы

образования

в

России

является

вариативность образования. На это указывают основные нормативно-правовые

акты.

Например,

в

Федеральном

Законе

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» в ст.11 в п.3 говорится о вариативности содержания образовательных

программ

соответствующего

уровня

образования,

возможности

формирования

образовательных

программ

различных

уровня

сложности

и

направленности

с

учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Одним из

принципов Стандарта дошкольного образования является принцип поддержки

разнообразия

детства

(п.1.2.).

Также

одной

из

задач,

на

решение

которой

направлен

Стандарт

является

обеспечение

вариативности

и

разнообразия

содержания

Программ

и

организационных

форм

дошкольного

образования,

возможности

формирования

Программ

различной

направленности

с

учетом

образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Говоря

о

системе дошкольного

образования,

мы

можем

выделить

следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ:

• наличие оптимальной образовательной программы, которая идет от ребенка, а не

переделывает ребенка под себя;

построение образовательного процесса

по

принципу «от

естественных

интересов детей к прививаемым»;

ориентация

при

формировании

содержания дошкольного

образования

на «индивидуальные

особенности

каждого

ребенка,

при

котором

сам

ребенок

становится

активным

в

выборе

содержания

своего образования,

становится

субъектом образования»;

• учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе

деятельности

и,

соответственно,

намеренное

приглушение

педагогом

своей

субъективности в пользу ребенка.

Перед коллективом ДОО стала проблема поиска механизмов реализации

вариативности содержания и форм дошкольного образования. Решение проблемы

было найдено в процессе реализации информационно-образовательного проекта

«Город

Уникум»,

в

рамках

которого

были

созданы

функциональные

модули

различной направленности, как мы их называем центры активности. Созданные

Центры позволили нашему учреждению обеспечить актуальную на сегодняшний

день вариативность образования. Сегодня мы хотели бы поделиться опытом по

организации вариативного образовательного процесса на примере двух центров

активности: Автошкола и Шахматный центр. Первой проблемой, с которой мы

столкнулись,

стал

выбор

парциальных

программ,

которые

должны

были

бы

обеспечить организацию детской жизни, как в организованной образовательной

деятельности, так и в нерегламентированных видах деятельности.

Для центра активности «Автошкола», который

доступен для реализации

Программы, как в основной части, так и в части, формируемой участниками

образовательных отношений, выбор пал следующие программы:

в основной части мы остановились на программе «Безопасность» Н.Н.

Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной (Раздел 6. Ребенок на улице);

в части, формируемой участниками образовательных отношений – на

парциальной программе Л.Л. Тимофеевой «Формирование культуры

безопасности у детей от 3 до 8 лет» (Раздел. Безопасность на улице);

авторская

образовательная

программа

ДОУ

138

г.

Липецка по

формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного

поведения на дороге «Светофор для « Антошки» Н.А. Жигулева.

Программа «Безопасность» соответствует целям установленным ФГОС ДО.

В

качестве

основных

результатов

образования

является

сформированность

у

ребенка навыка разумного поведения в опасных ситуациях на улице. В центре

активности «Автошкола» имеется все необходимое оборудование для реализации

всех

подразделов

данной

программы.

Программой

предусмотрено

знакомство

детей

с

устройством

проезжей

части;

«зеброй»,

светофором

и

другими

дорожными

знаками

для

пешеходов;

дорожными

знаками

для

водителей;

правилами

езды

на

велосипеде;

о

работе

ГИБДД;

правилами

поведения

в

транспорте.

Основное

достоинство

и

ценность

программы

Л.Л.

Тимофеевой

«Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» заключается в ее

гуманистической направленности. Программа призвана обеспечить организацию

образовательного

процесса

путем

погружения

детей

в

лично стно

ориентированные

образовательные

ситуации.

В

рамках

игровых,

обучающих,

естественных,

проблемных

ситуаций

дети

овладевают

общими

способами

действий,

«то

есть

такими

способами,

которые

позволяют

решать

ряд

практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения».

Согласно

данной

программе

воспитанникам

предлагается

с

большей

долей

самостоятельности

организовывать

сюжетно-ролевые

игры

в

автошколе,

обыгрывать определенные дорожные ситуации, соблюдая определенные правила.

Содержание данных программ оставляет за каждым дошкольным учреждением

право на использование различных форм и методов организации обучения с

учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. При этом основным

ориентиром

должен

стать

учет

жизненного

опыта

детей,

особенностей

их

поведения, предпочтений.

В

центре

«Автошкола»

помимо

традиционных

форм

и

методов,

мы

используем такие формы как: квест, метод кейсов, проектный метод, создание

лэпбуков, личностно-ориентированные игровые ситуации, игры-путешествия.

Программа

«Светофор

для

«

Антошки»»

является

долгосрочной

и

рассчитана на реализацию в течение 3-х лет. Она обеспечивает разностороннее и

гармоничное развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и

индивидуальных особенностей.

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на

улице и дорогах. Задачи

программы, направленные на достижение основной

цели: создать условия для сознательного изучения детьми ПДД; развивать у детей

умение

ориентироваться

в

различной

обстановке;

вырабатывать

привычку

правильно вести себя на дорогах; воспитывать в детях грамотных пешеходов;

охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Виды

детской

деятельности, используемые

для

решения

задач:

образовательная

деятельность;

продуктивная

деятельность;

игровая

коммуникативная деятельность;

тематические беседы; наблюдения; экскурсии;

система

развивающих

игр

(настольно-печатные

игры,

дидактические

игры,

подвижные

игры,

сюжетно-ролевые

игры,

игровые

проблемные

ситуации);

тематическое

чтение

художественной

литературы;

досуги,

праздники,

развлечения.

Для организации работы центра шахмат и шашек было подобрано несколько

программ и методических пособий. Для обучения детей игре в шашки мы сразу

определились с программой. Ей стала парциальная программа В.Н. Сидорычева

«Русские шашки для дошкольников». Цель программы посредством освоения

игры

в

русские

шашки

формировать

у

ребенка

предпосылки

к

учебной

деятельности, развивать его познавательные способности. В процессе обучения

организуются шашечные турниры, соревнования, досуговые мероприятия. При

выборе

программы

для

обучения

детей

игре

в

шахматы

мы

столкнулись

с

проблемой:

подобных

программ

для

дошкольников

в

настоящий

момент

не

существует.

Есть

методические

пособия,

книги-сказки,

более

или

менее

адаптированные

под

особенности

дошкольников.

Поэтому

мы

решили

реализовывать

образовательную

деятельность

в

рамках

данного

центра

посредством

долгосрочного

образовательного

проекта

«Волшебные

фигуры».

Целью

проекта

стало

обеспечение

вариативного

дошкольного

образования

и

наиболее полного использования интеллектуального потенциала воспитанников

при наличии функционального модуля «Центр шахмат и шашек». На данный

момент, реализуя основной этап проекта, мы познакомили детей с шахматами с

помощью презентации «Яркий черно-белый мир», создали мини-музей «Черно-

белое королевство», провели семейный конкурс творческих проектов «Любимая

шахматная фигура», организовали выставку творческих работ «Шахматы своими

руками»

и

творческую

мастерскую

«Пешка.

Ферзь.

Король»,

подготовили

дидактические игры, провели мастер-классы по шахматной игре.

Благодаря использованию вариативных программ дошкольного образования

в

нашем

детском

саду

педагогам

стало

интереснее

работать.

Они

получили

возможность творить. У родителей и детей появилась возможность выбирать

вариативные

программы,

соответствующие

их

интересам.

Мы

считаем,

что

усиление вариативности образования повышает его субъектность и способствует

обновлению содержания дошкольного образования в условиях модернизации.



В раздел образования