Напоминание

конспект открытого занятия "Мы идём в театр"


Автор: Борщёва Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г Городовиковск Республики Калмыкия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект открытого занятия "Мы идём в театр"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

«Мы идём в театр»

План-конспект занятия

Борщева Марина Александровна

Педагог дополнительного образования

МКУ ДО Дома детского творчества

г. Городовиковск

Пояснительная записка

«Театр – высшая инстанция

для решения жизненных вопросов»

Герцен А.И.

Все дети любят праздник и имя ему – театр, праздник фантазий, красок,

чувств.

Театральная деятельность способствует не только более широкому

пониманию

искусства,

но

и

раскрытию

внутреннего

мира

ребенка,

приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции.

Театр сочетает в себе возможности нескольких видов искусства: музыки,

песен, живописи, танцев, литературы, игры актёров. Он заставляет детей

думать, читать, глубже чувствовать, искать красоту в окружающем мире. На

занятиях

театральной

деятельностью

дети

становятся

соучастниками

событий, они учатся сострадать и ставить себя на место другого, развивают

способность радоваться и тревожиться вместе с ним.

Педагог дополнительного образования формирует у ребят внутреннее

осознание того, что все люди вокруг него удивительные и неповторимые,

нуждающиеся в его уважении, любви, внимании; воспитывает любовь к себе;

развивает рефлексию своего поведения и поведения товарищей.

Необходимо, чтобы дети не только собирались вместе и ставили

спектакли, но чтобы театр помог стать им личностями. Этикет – один из

важнейших элементов человеческой культуры.

Актуальность данного мероприятия состоит в том, что оно поможет

развивающейся личности разобраться в правилах поведения в обществе,

проанализировать поступки других и свои собственные, научиться правильно

вести себя в театре.

Учитывая потребность современного общества в формировании у его

членов устойчивого нравственного поведения целью данного мероприятия

стало формирование личности, ответственной за свое поведение, способной к

нравственному совершенствованию.

Задачи:

активизировать в речи учащихся заимствованную лексику на тему

«Театр»;

развивать

речь

учащихся,

любознательность,

воображение,

память;

познакомить учащихся с историей рождения театра;

дать учащимся знания о

назначении

некоторых театральных

помещений;

формировать у младших школьников представление о культуре

поведения;

познакомить детей с правилами поведения в театре;

учить детей осознанному выполнению правил поведения;

пропагандировать театральное искусство;

воспитывать любовь к театру.

Мероприятие рассчитано на детей – 3-5 класса. Данная методическая

разработка носит практическую направленность и может быть использована

в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

Оборудование и оформление:

Технические средства обучения – компьютер, мультимедиапроектор, экран,

музыкальный центр. Сценические костюмы, афиши, театральные билеты,

программки театров, литература о театре.

Ход мероприятия

Стулья в классе расставлены полукругом. Юные актеры студии

«Зазеркалье» (девочки в бальных платьях) приглашают детей в класс,

провожают их на места.

Педагог:

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют...

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган…

Звучит «Песня о театре» (автор Н. Губаренко)

Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами.

«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души

вашей, со всем исступлением, к которому только способна пылкая

молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?.. В театре тысячи

глаз устремляются на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством,

тысячи Я сливаются в одно общее целое Я!.. О, ступайте, ступайте в театр,

живите в нем!» - этими словами почти 180 лет назад молодой критик

Белинский пытался раскрыть своим читателям, в чем притягательная сила

сценического искусства.

Так что же это такое – ТЕАТР? С чем можно его сравнить? Какие чувства он

вызывает? (ответы детей)

Педагог. Театр – это волнующий незабываемый праздник! Театр – это целый

мир! Только в этом волшебном мире мы можем очутиться в любом из веков,

испытать на себе все тяготы и преимущества жизни в тот или иной период, в

том или другом месте… При помощи Волшебника Театра мы мгновенно

оказываемся на дне океана, переносимся в далёкий космос, изнываем в

жарких песках Сахары… Мы сопереживаем героям, плачем и смеёмся вместе

с ними… Мы не простые созерцатели действия на сцене, мы удивительным

образом становимся соучастниками всех событий…

Ребята, кто из вас был в настоящем театре? Какую сказку вы смотрели?

(ответы детей)

Сегодня мы познакомимся с правилами поведения в театре, прикоснемся к

истории его возникновения и развития и побываем в гостях у театральной

студии «Зазеркалье». Итак, приглашаю вас в удивительный мир под

названием ТЕАТР.

Что означает слово Театр?

Теа

́

тр

(греч.

-

основное

значение —

место

для

зрелищ,

форма

исполнительского искусства.

Театральное искусство возникло давно, в незапамятные времена, на заре

человеческой культуры. Один из главных элементов театрального искусства

– игра. С неё всё и начиналось. Сначала это были игры и обряды

первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие

лица» - добрые и злые силы.

Местом рождения театра считают Древнюю Грецию. Его возникновение

связано с именем бога Диониса, покровителя виноградарства. И это было

2500 лет назад. Интересно, что уже в те далёкие времена театр обратился к

важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей

человека:

честности,

благородства,

сыновнего

долга,

товарищества,

преданности. Театр строился у подножия холма под открытым небом.

Театр состоял из 3х частей: театрон – это места для почетных зрителей,

орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры

и хор, скене – пристройка, примыкавшая к орхестре. К её стене прикрепляли

полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене

хранились костюмы и маски актёров. Актёрами были только мужчины.

Часто во время представления они одевали маски. На ногах были котурны –

высокие башмаки красного или белого цвета на толстой пробковой подошве.

Постепенно театры стали распространяться по всему миру. В России в 11

веке появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение

нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах,

площадях, ярмарках. Что они играли? Шутили со зрителями, разыгрывали

маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки,

показывали акробатические номера, дрессированных животных. В разгар

таких представлений очень часто появлялся проводник с медведем. Театр

здесь отчасти сливался с цирком.

В середине восемнадцатого века в Ярославле открыл свой занавес первый в

России постоянный театр. Его организовал актёр Фёдор Волков. В истории

он остался как «отец русского театра»

В современном мире много различных видов театра. Я назову лишь

некоторые из них: драматический, оперы и балета, кукольные, детские, театр

света, уличные театры.

Здания современных театров огромные, светлые и очень - очень красивые.

Из каких помещений они состоят? В каждом театре есть касса, где можно

купить билет на спектакль.

Есть гардероб, куда можно сдать не только верхнюю одежду, головной

убор, но и зонт и большой пакет… Гардеробщица выдаст вам номерок, чтобы

вы по окончании спектакля могли получить свои вещи.

В каждом театре есть просторные светлые фойе. Там продают перед

спектаклем программки, дают напрокат театральные бинокли. В антрактах

зрители могут познакомиться с фотографиями актеров театра. Часто в фойе

проходят различные выставки, представления.

Великолепные зрительные залы с прекрасной акустикой, удобными

креслами,

чтобы

зрители

могли

наслаждаться

спектаклем!

Сцена,

освещаемая прожекторами, занавес, декорации – все это завораживающе

действует на зрителя… Ребята, а откуда мы узнаем, какой спектакль идет в

театре? Что нам поможет? (ответы детей)

Да, это афиша. Броская, красочная, где обязательно указывается название

спектакля, дата, время, режиссер, главные действующие лица и исполнители.

Каждый театр имеет своё лицо. Каждый театр красив по- своему.

Я хочу познакомить вас с Калмыцким государственным национальным

музыкально-драматическим

театром

драмы

и

комедии

имени

Баатра

Басангова. Его открытие состоялось 5 ноября 1936 года. Более 40 лет работал

в нем Заслуженный артист Калмыцкой АССР и РСФСР, кавалер ордена

Дружбы народов, лауреат премии Ленинского комсомола КАССР им. Героя

Советского

Союза

Э.Деликова Юрий

Ильянов.

Одновременно

Юрий

Урубжурович

снимался

в

кино

на

«Мосфильме»,

«Туркменфильме»,

«Узбекфильме»,

на

Свердловской

киностудии.

Одна

из

наиболее

значительных его работ - роль сподвижника Пугачева, полковника Кинзи

Арсланова в фильме Алексея Салтыкова «Емельян Пугачев».

Не менее известны любителям театра заслуженная артистка Калмыцкой

АССР Валентина Арсанова, которая сыграла в театре более 100 ролей. Знают

и любят в Калмыкии актрису Валентину Якугинову. Она работает в театре с

1982г

В класс вбегают Сайгачонок и Зайчонок.

Сайгачонок. Марина Александровна, здравствуйте! Мы завтра идем в театр!

Педагог. Здравствуйте, Сайгачонок и Зайчонок! Я уже знаю об этом.

Поэтому сегодня хочу поговорить с вами о театральном этикете.

Зайчонок. Этикет? Что это за слово такое? Первый раз слышу.

Сайгачонок. Я знаю, знаю. Можно я отвечу? Этикет – это кодекс хороших

манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте…

Педагог.

А как вы думаете, ребята, откуда появились разные правила

поведения? Кто их придумал? (ответы детей)

Педагог. Правильно, ребята, правила поведения появились постепенно и не

случайно. Они помогают нам жить в обществе.

Зайчонок. Угу, понятно… Завтра жарко будет… Одену в театр новую майку!

Педагог. Нет, нет в футболках, шортах в театр ходить не принято. Я советую

вам надеть праздничную одежду, чтобы создать себе соответствующее

праздничное настроение. И ещё: в театр нужно приходить за 15-20 минут до

начала спектакля. Как вы думаете, ребята, почему? (ответы детей)

Сайгачонок.

Человек, который появился в зрительном зале в последнюю

минуту, мешает другим людям, которые пришли вовремя.

Педагог. Правильно. Итак, с чего начинается театр?

Зайчонок. Известно с чего: с гардероба!

Педагог. С билета на спектакль. Раньше считалось, что приглашать в театр

может только мужчина. Сейчас считается вполне приличным, что женщина

или девушка может пригласить мужчину на спектакль и даже оплатить

билеты. Но даже в этом случае перед входом девушка отдает билеты

мужчине, и они будут находиться у него до конца спектакля. Такова

традиция.

Зайчонок. Ну теперь-то мы дошли до гардероба?

Педагог. Да. Давай спросим у ребят, как должен поступить мальчик, если он

пришел в театр с девочкой? (ответы детей)

Педагог.

Правильно! Сначала мальчик помогает снять верхнюю одежду

девочке, затем раздевается сам. Номерки оставляет у себя.

Зайчонок. Здорово! Номерок можно крутить на пальце!

Сайгачонок. Нет! Его надо положить в карман, чтобы не потерять.

Педагог. Совершенно верно. Носит номерок на пальце как кольцо, а тем

более крутить его на нем постоянно не принято.

Зайчонок. А кто первый заходит в зал?

Педагог. Первый в зал проходит юноша. Он предъявляет билеты и потом

идет чуть впереди, показывая девушке дорогу. У меня вопрос: как мы

проходим на свое место?

Сайгачонок. Лицом к сидящим.

Педагог. Правильно.

Зайчонок. Неправильно. Если я буду идти к ним лицом, мне коленки мешать

будут (демонстрирует)

Педагог. Вежливость не всегда совпадает с удобством. И не забудь принести

извинения за беспокойство.

Зайчонок. А, ясно… (проигрывают ситуацию с Сайгачонком) Извините,

разрешите пройти.

Педагог. Если

у кресел сиденья откидываются, то сидящий должен

привстать, чтобы другому было легче пройти.

Сайгачонок. А если мы опоздаем?

Педагог. Тогда не ищите своё место, а присядьте на любое свободное место с

краю.

Зайчонок. Понятно, понятно… Возьму с собой завтра кириешки, конфеты,

жвачку, колу…

Педагог.

Ни в коем случае. Никаких шоколадок, никаких жевательных

резинок… В театральных залах очень хорошая акустика. И шелест бумажек

будет мешать другим зрителям.

Сайгачонок. А если я захочу угостить свою спутницу?

Педагог. Это можно сделать в театральном буфете во время антракта. Вы

завтра будете смотреть спектакль «Золотой ключик»?

Зайчонок. Да! Я буду болеть за Буратино!

Сайгачонок. А я за Пьеро!

Зайчонок. Я возьму барабан! И буду кричать: «Буратино, вперёд!»

Сайгачонок. А я возьму дуделку: « Оле-оле-оле-оле, Пьеро – чемпион!»

Педагог. Нет, нет, друзья! Дети, подскажите нашим гостям, можно ли

шуметь во время спектакля? (ответы детей)

Педагог. Правильно, ребята. (обращается к Зайчонку и Сайгачонку) Думаю,

вашим кричалкам в театре не место.

Сайгачонок. А чему ж там место?

Педагог. Аплодисментам.

Зайчонок. Это хлопать что ли?

Педагог. Правильно говорить «Аплодировать»

(Сайгачонок и Зайчонок начинают аплодировать очень громко, широко

разводя руки, приседая…)

Педагог. Нет, нет, не так. Считается, что мальчики должны уверенно по-

мужски хлопать обеими ладонями одновременно (показ). А вот девочки

хлопают пальцами одной руки о ладонь другой (показ). При этом не следует

размахивать руками – так можно задеть соседей. Давайте, ребята, попробуем

поаплодировать правильно. Пожалуйста, девочки. А теперь мальчики…

Дети по очереди аплодируют.

Педагог. Также не следует складывать руки ковшиком, потому что хлопки

при этом получаются слишком громкими.

Сайгачонок. А когда нужно аплодировать?

Педагог.

В драматическом театре принято аплодировать по окончании

спектакля. Хотя иногда можно аплодировать и во время спектакля после

реплики, которая вызывает всеобщий восторг.

Зайчонок. Может тогда для ещё большего одобрения надо крикнуть «Браво!»,

«Бис!»?

Педагог. Зайчонок, такие возгласы не всегда уместны. «Бис!» - это просьба к

артистам повторить то, что они показали. Вряд ли актеры, которые только

что показали спектакль, захотят играть его ещё раз.

Сайгачонок. А как же тогда выразить наивысшую форму восхищения?

Педагог. Если выступление было по-настоящему великолепным, то можно

аплодировать стоя.

Зайчонок. А если наоборот, спектакль мне совсем не нравится? Что делать?

Педагог. Во время действия своё мнение нужно держать при себе. Если

спектакль не нравится, можно уйти в антракте, но никак не вовремя

действия.

Сайгачонок. Ну и последний вопрос: как долго надо аплодировать?

Педагог. До тех пор, пока актеры не уйдут со сцены. Учтите, что им

неприятно видеть спины зрителей.

Сайгачонок и Зайчонок. Спасибо, спасибо! Мы всё поняли и запомнили! Мы

теперь будем вести себя в театре культурно!

Педагог. Молодцы, мои маленькие друзья! А вы, ребята, запомнили правила

театрального этикета? Давайте проверим.

( Тест на знание правил поведения в театре. Приложение)

Педагог. Молодцы, ребята! Вы прекрасно запомнили правила поведения в

театре! Я приглашаю вас в гости к юным актерам студии «Зазеркалье»!

Ребята приготовили для вас спектакль «Подарок для мамы».

Педагог. Прошу вас вместе с Сайгачонком и Зайчонком пройти в актовый

зал. Не забудьте о театральном этикете!

Спектакль «Подарок для мамы»

По окончании юные актеры выходят на сцену.

Звучит 3й куплет «Песни о театре» Н.Губаренко

Участники театральной студии.

Театра мир открыл сегодня вам свои кулисы,

И вы увидели тут чудеса и сказки.

Тут Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой из вас здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,

Добро над злом в театре снова победит!

Педагог. Дорогие ребята, если вам понравилось наше путешествие в

волшебный мир Театра, прошу вас аплодировать! Если очень-очень

понравилось, наградите нас овациями!

Использованная литература:

1.

Алянский Ю. Л. Азбука театра. - Москва: Детская литература, 1986. –

130 с.

2.

Завадская

Т.

Ф.,

Рубина

Ю.

И.,

Шевелев

Н.

Н.

Театральная

самодеятельность школьников. – Москва: Просвещение, 1983. – 176 с.

3.

Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2003. – 320 с.

4.

Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. –

Москва: Школьная пресса, 2000. – 96 с.

5.

Опарина Н. А. Школьный театр. - Москва: Народное образование, 2002. –

224 с.

6.

Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену. - Москва: Просвещение, 1993.

– 159 с.

Приложение

Тест на знание правил поведения в театре

1. Следует ли сдавать в гардероб зонты, портфели, большие пакеты и

т.д.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

2. Нужно ли приходить в театр заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

3. В какой одежде ходят в театр?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

4. Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) нарядную одежду по сезону

3) желательно брючный костюм

5. Обязательно ли снимать в театре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или

большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку,

берет и вязаную шапочку можно не снимать)

6. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

2) лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту

в театре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла в театре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

9. Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

11. Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

12. Можно ли в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

13. Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

14. Как выразить свой восторг от спектакля?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием



В раздел образования