Автор: Гуляева Марина Михайловна
Должность: преподаватель класса фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Чернышевская детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика СахаЯкутия, Вилюйский район, с. Чинеке
Наименование материала: "Путешествие в мир игрушек" по произведениям Д.Шостаковича "Танцы кукол"
Тема: анализ произведения для фортепиано
Раздел: дополнительное образование
«Путешествие в мир игрушек»
(по произведениям Д.Шостаковича «Танцы кукол»)
Жизнь и судьба Д.Д.Шостаковича, великого русского композитора, являет собой
пример духовного подвига, пример противостояния своим творчеством тоталитарному
режиму. Годы его жизни совпали с переломным моментом в истории России, когда Россия
искала
новый
путь
развития,
когда
рушилось
старое,
а
на
смену
пришел
режим,
оказавшийся гораздо страшнее прежнего.
Шостакович одинаково успешно работал с трагическими, комическими, лирическими
и гротесковыми сюжетами, поэтому, кроме гнева, напряжения, жесткости и печали, в его
музыке много легкости, тепла, шутки, сарказма и иронии. Такой диапазон сочинений
впечатляет: с одной стороны – трагические симфонии, оперы и поэмы, с другой стороны –
оперетта «Москва, Черемушки», балет «Светлый путь», кантата «Антиформалистический
раек», «Танцы кукол», «Детская тетрадь».
Будучи прекрасным пианистом со своим исполнительским почерком, Шостакович
создавал инструментальные произведения разного уровня сложности: цикл «24 прелюдии
и
фуги»,
концерты
для
фортепиано
с
оркестром,
«Фантастические
танцы»
-
для
профессионального исполнения, детские пьесы – для начинающих пианистов.
Самый ранний цикл для фортепиано – «Три фантастических танца»: Аллегретто,
Андантино, Аллегретто (соч. № 5) – написан композитором в возрасте 14-16 лет, во время
обучения в Петроградской консерватории в классе М. Штейнберга. Он получил широкое
признание и популярность у маститных и юных пианистов. Эти яркие остроумные и
разнохарактерные
пьесы
существуют
не
только
фортепианном
варианте,
но
и
в
переложении для других инструментов.
Следующий цикл получил название «Детская тетрадь». В него входят совсем
небольшие пьесы: «Марш», «Вальс», «Медведь», «Веселая сказка», «Грустная сказка»,
«Заводная кукла», «День рождение».
Детский цикл «Танцы кукол» был создан в 1952 году. Он представляет собой более
сложный вариант для исполнения, чем «Детский альбом», но также близок детям по своей
образности. Пьесы из этих альбомов дают представление об учении Шостаковича, писать
гениально, лаконично и остроумно.
Все пьесы построены на музыке из оркестровых сюит композитора, написанных на
основе балета «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Поэтому при их восприятии не
трудно представить себе движение и характеры предполагаемых персонажей.
Наш урок называется «Путешествие в мир игрушки. Дмитрий Шостакович: «Танцы
кукол»». Главная его цель – познакомить учащихся с музыкой на примере цикла «Танцы
кукол», которые в оригинале имеют название «Семь танцев кукол».
«Однажды, давным-давно маленькому Мите приснился сказочный сон. Будто бы он и
его маленькая подружка забрели на чердак своего дома. Среди старых, забытых вещей они
нашли огромный, покрытый паутиной и пылью сундук.
Дети долго возились с ним.
Тяжелая крышка никак не хотела подниматься, но вот сундук открыт! И что-же дети
увидели в нем? Хотите узнать? Сундук был наполнен самыми разными куклами. Здесь
были из детского кукольного театра, которые одевались на пальцы и оживали. Были куклы
в старинных бальных нарядах. И куклы – матрешки, в расписных сарафанах, а также
куклы, сшитые из тряпок, был и шарманщик, который закручивал ручку своей шарманки.
А на самом дне лежала самая большая кукла, необыкновенной красоты. На ней было
красивое платье с блестками, золотые локоны обрамляли красивое личико, глазки, словно
звездочки, горели глянцевым блеском, она напомнила сказочную Фею. Дети заигрались с
куклами и устроили целое представление. Им казалось, что они очутились в красивом
зале, где звучала чудесная музыка. И так бы дальше продолжался сказочный сон, но тут
мама тронула маму Митю за плечо и сказала «Митя, Митя, просыпайся! В гостиной ждет
тебя
чай
с
твоими
любимыми
пирожными.»
И
Митя
проснулся!».
Позже
став
композитором он воплотил свой сказочный сон в музыке, - так появился детский альбом
«Танцы кукол», это 7 замечательных, доступных пьес, которые рассчитаны на самых юных
исполнителей».
Цикл «Танцы кукол» входят следующие пьесы: «Лирический вальс», «Гавот»,
«Романс»,
«Полька»,
«Вальс-шутка»,
«Шарманка»,
«Танец».
Они
были
сочинены
композитором для своей дочери Галины и ею впервые исполнены на секции детской
музыки
Московского
отделения
Союза
композиторов.
Почти
все
пьесы
написаны
в
трехчастной
репризной
форме,
что
придает
им
определенную
стройность
и
завершенность.
«Лирический вальс». Начинается небольшим вступлением-аккомпанементом, на
которой
накладывается
нежная
мечтательная
фраза,
заканчивающаяся
каждый
раз
нерешительной
интонацией.
Легкие
взлеты
вверх,
кружево
нот
и
движение
вниз
чередуются
с
постепенными
терцовыми
«разбежками»,
которые
уравновешиваются
симметричным возвращением вниз. Как бы торопя упущенное время, начинается второй
раздел этой пьесы: нетерпеливые репетиции сначала на одной ноте, затем на терциях дают
Представление о «желании» кукол скорее попасть на бал, в общий хоровод. Звенит и
рассыпается верхний регистр на тысячу маленьких звездочек, как будто куклы в момент
кульминации поднимаются и взлетают вверх. При возвращении к первому музыкальному
материалу
мы
слышим
мимолетную
печаль,
чуточку
имитационного
диалога
и
встречаемся с репризой. Все нежно, трогательно и безукоризненно по форме и образности.
«Гавот». Старинный французский танец.
Гавот появился 400 лет назад и стал
обязательным для светских балов. Но этот гавот не торжественный, не пышный – это
куклы,
поэтому
звучит
очень
свободно,
легко,
весело
и
раскованно.
Создается
впечатление, что бойкий кавалер радостно, беззаботно и несколько небрежно танцует этот
светский танец, снимая с него нарочитую чопорность.
Первый раздел написан в трехчастной форме. Второй – звучит под звуки волынки или
шарманки, напоминая крестьянский танец, что утяжеляет музыку, делая ее на некоторое
время более жесткой. С репризой возвращается легкость и веселье. В этой пьесе интересна
партия левой руки, движение которой направлено либо навстречу основной мелодии, либо
в обратном направлении, дополняя разнообразием ее ритм и краски.
«Романс» - песня или пьеса лирического характера. Эта пьеса близка к «Лирическому
вальсу» по настроении и мелодии. То же песенное вступление, тот же мягкий скачок,
придающий звучанию вопросительный неуверенный характер. Музыка как будто мерцает,
блуждая по тональностям. Второй легкий взлет, подобен высокой балетной поддержке или
кружащемуся на слабом ветру листа. Прозвучав в высоком регистре, мелодия постепенно
возвращается
вниз,
«домой».
В
этой
пьесе
много
мечтательности,
тишины
и
покоя.
Несколько сокращенная реприза окачивается благополучным реверансом.
«Полька». Эта полька более всего подходит куклам по характеру звучания.
Решительные призывные унисонные движения вступления сменяются более плавными,
широкими,
с
веселыми
форшлагами,
уверенно
и
настойчиво
передвигающимися
к
подвижной середине, постепенно перерастая в галоп и оказываясь в круговерти праздника.
Синкопированный танец очень зажигателен. Игрушки танцуют сначала несмело, затем все
задорнее и веселее. От такой музыки как будто загораются веселые фонарики. Реприза
заканчивается традиционными заключительными аккордами.
« Вальс-шутка». Этот вальс больше всего похож на музыку «Шарманки»: в первой
части
хрустальная
звонкость
и
чистота
ее
чередуется
с
механическим
ритмом,
предполагающим
негибкость
кукольных
движений.
Пьеса
звучит
в
очень
высоком
регистре, отрывисто, прекрасно, изящно. Звонкие и нежные звуки создают впечатление
танцующей балеринки из музыкальной шкатулки. Середина, наоборот, более плотная, но
мягкая,
как
покачивающийся
и
увлекательный
вальс,
-
дает
представление
о
живом
оркестре. Новое построение перед репризой наполнено легкими взбегающими пассажами.
Настоящая реприза точно повторяет начало этой изящной миниатюры.
«Шарманка». Пьеса начинается скорее гармошечными, чем шарманочными, аккордами,
размашистыми и неторопливыми.
Ритмический остинатный аккомпанемент
в пьесе
звучит без изменения с начала и до конца. На его фоне появляется веселая, беззаботная,
синкопированная, подпрыгивающая мелодия, сменяющаяся более распевной фразой в
более высоком регистре. В конце пьесы композитор использует более плотный низкий
регистр, а безостановочное движение неожиданно, но ненадолго окрашивается минорной
нотой.
«Танец». Это самая короткая и феерическая быстрая пьеса, передающая впечатление
жизнерадостно ярморочной суматохи или ярморочного балагана. В ней можно услышать
имитацию народных инструментов – балалайки, гармошки, трещотки, которые всегда
сопровождали кукольное представление. Музыка похожа на русский трепак или забавный
танец скоморохов. В ней много легких шутливых скачков, акцентов и форшлагов, которые
звучат звонко и задорно. В конце пьесы бас, пробежавшись по октаве, «пробормотал» что-
то свое, добавив комическую краску в эту разноцветную палитру.
В этом цикле явно присутствует чередование нежной лирики с более четким
танцевальным ритмом: «Лирический вальс» - «Гавот»; «Романс» - «Полька». И только в
«Вальс-шутке», совмещающем в себе черты этих двух начал, намечается явный перелом в
сторону танцевальности и веселья. Цикл как будто бы «расцветает» и укрепляется: от
лирического,
и
хрупкого
звучания
первых
пьес
к
более
плотному,
задорному,
жизнерадостному. Благодаря такому построению, у исполнителя появляется перспектива,
которая облегчает исполнительскую задачу.
Циклу присуще яркая образность и компактность – в слишком растянутых циклах
трудно сохранять единство формы и целостность. Шостаковичу, прекрасно владевшему
инструментом, в этих миниатюрах удается с блеском использовать разные технические и
исполнительские приемы: быстрый и средний темп, различную динамику, красочность
всех
регистров,
разнообразные
украшения
–
акценты,
форшлаги,
остинатный
и
синкопированный ритмы, различное голосоведение: певучее и легато, четкое и стаккато.
Детские циклы Шостаковича наравне с циклами Чайковского, Прокофьева, Дебюсси,
Шумана открывают доступ не только в мир детства, но и творческую лабораторию самого
композитора, обнаруживая такие качества личности композитора, как любопытство, юмор,
наблюдательность, интерес и любовь к детям.
Преподаватель класса фортепиано Гуляева М.М.