Автор: Тушина Татьяна Вячеславовна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: МБОУ "Новоталицкая СШ" Населённый пункт: Ивановская область, Ивановский район, с. Ново Талицы Наименование материала: "Пальчики помогают говорить" Тема: Пальчиковая гимнастика Раздел: дошкольное образование
Проект в первой младшей группе на тему «Пальчики помогают говорить».
Разработали воспитатели первой младшей группы
Жамхарян Асмик Левоновна и Тушина Татьяна Вячеславовна
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Вид проекта: долгосрочный с сентября 2014 года по май 2015 года.
Участники проекта : дети, родители, педагоги: Жамхарян А.Л., Тушина Т.В.
Возраст детей : 1,5-3 года.
Актуальность проекта: Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего
возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями
детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться
без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о
форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить,
необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую
моторику рук. Проведенные
диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и
развитие мелкой моторики. Учеными
доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и
формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у
детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла
идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.
Объект исследования : процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования : система форм, методов и технологий развития речи средствами
сенсомоторных игр.
Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние
сенсомоторных игр на речевое развитие детей группы раннего возраста.
Цель педагогического проекта : способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через
развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки,
понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи проекта :
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучение детей сенсомоторным играм.
4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих
развитию мелкой моторики.
Для педагогов МБОУ «Новоталицкая СШ» д/г « Малыш»:
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические,
технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей
раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для
уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи
детей группы раннего возраста.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной
деятельности.
Для родителей:
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у
детей второго и третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию
условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию
детей группы раннего возраста.
Этапы реализации проекта:
Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и
влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность,
влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов,
приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная
деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.
Продукт проекта:
Картотека пальчиковых игр.
Картотека консультаций для родителей и педагогов.
Фото-выставка «Ловкие пальчики».
Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
Уголок по сенсомоторному развитию детей 1,5-3 лет.
Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой
моторики рук.
Ожидаемые результаты:
1.Интерес у детей к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).
2.Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
3. Значительно повысились внимание и память детей.
4.Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
Подведение итогов:
Выставка игр и пособий.
Уголок по сенсомоторному развитию детей группы раннего возраста.
Конкурс на лучшую игру среди родителей.
Этапы работы над проектом:
I.Подготовительный этап ( сентябрь ):
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
2. Определение педагогами темы, целей и задачи, содержание проекта, прогнозирование
результата.
3.Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможности, средств, необходимых для
реализации проекта.
II. Основной (практический) этап ( ноябрь – май ):
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших
стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый театр,
- картотека игр для пальчиков.
3. Работа с родителями:
Консультации:
- «Поиграйте с ребенком дома».
- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста».
III. Заключительный этап:
1. Подведение итогов и анализ:
– диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
– анкетирование родителей (для определения результативности работы).
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
1. Тема разработанного проекта выбран с учетом возрастных особенностей детей младшего
возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно
повлияло на различные виды их деятельности. (игровую, речевую, познавательную).
2.Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
3.Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива задач на будущее : Разработать перспективу проекта и в дальнейшем «Пальчики
помогают говорить». Проект оказался актуальным, так как, помогает развивать мелкую
моторику ребенка младшего дошкольного возраста.
Самомассажа.
Проводится ежедневно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает
функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к
ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины
к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой
руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу,
постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони
имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же
для другой руки.
3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем
левую. То же для другой руки.
4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по
левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения
по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки
и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
Игры с различными предметами и материалами.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
хватание: ребенок учится захватывать предмет
соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих
полезных навыков ручных действий
движения кистей и пальцев рук.
Цели и задачи:
развитие хватания
развитие согласованных движений обеих рук
развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
развитие мышления и воображения.
Материалы:
Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
показ действий
действия руками ребенка
поэтапная словесная инструкция.
Игры:
"Прячем ручки",
"Спрячь в ладошке",
"Что внутри?" (волшебный мешочек),
"Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
"Забавные шнурки",
"Пришей пуговицу",
"Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек,
пуговиц, кнопок),
"Одеваем кукол",
"Поиграй на пианино",
"Пальчиковый театр",
Пальчиковые игры.
Цели и задачи:
развитие согласованных движений обеих рук,
развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
развитие внимания.
Методы обучения:
показ действий
действия руками ребенка
самостоятельные действия ребенка.
Директор школы Варламова И. Ю.