Напоминание

"Региональный компонент в образовательном процессе средней группы"


Автор: Орлова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: проект
Тема: "Региональный компонент в образовательном процессе средней группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Региональный

компонент в образовательном

процессе средней группы»

Воспитатель – первой

квалифицированной категории

Орлова

Светлана Александровна

Основные принципы дошкольного образования в соответствии с

требованиями ФГОС ДО:

-

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных

видах деятельности;

- учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Цель программы «Наш дом - Южный Урал»

-

способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной

педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры,

сделать ее своим достоянием.

Задачи программы:

- Способствовать обогащению первичных представлений о

природе, культуре, истории народов Южного Урала;

- Формировать эмоционально-положительное отношение к

представителям культур Южного Урала;

- Развивать умения творчески и самостоятельно применять

поликультурные знания в разных видах детской деятельности.

Целевые ориентиры при реализации регионального компонента ООП.

Целевые ориентиры образовательной области

«Развитие речи»:

Ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных

произведениях разных жанров народов Южного

Урала(башкирский, татарский, русский);

Ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных

произведений.

Целевые ориентиры образовательной области «Социально-коммуникативное

развитие»:

Ребенок умеет рассказать о правилах игр, использует народные игры, игрушки в

самостоятельной игровой деятельности, способен выбирать себе народные игры;

Ребенок проявляет эмоционально- активное отношение к играм, активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми в народных играх.

Целевые ориентиры образовательной области «Художественно – эстетическое

развитие»:

Ребенок проявляет эстетическое отношение к произведениям уральского

декоративно-прикладного искусства

Целевые ориентиры образовательной области «Познавательное развитие»:

Ребенок интересуется сведениями о народном понимании мира, природы, космоса;

Ребенок знаком с особенностью взаимоотношений членов семьи, наличием

традиций в семье; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначении.

Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи:

родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками.

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями колыбельных песен,

небылиц (особенности содержания и формы);

2 . Поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки куклам в

сюжетно-ролевых играх;

3. Способствовать восприятию закличек, приговорок как способа общения с

природой.

Содержание психолого-педагогической работы

( по образовательным областям ООП).

Речевое развитие

:

1. Обогащать интеллектуально-информационную сферу

ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории

и культуры России, Башкортостана, Татарстана;

2. Продолжать знакомить детей с предметами быта, народным

жилищем (избой), одеждой(русского и башкирского народа).

Познавательное

развитие:

Художественно -

эстетическое

развитие:

1. Знакомить детей с народным

искусством, активизируя интерес к его

художественным образам;

2. Формировать представления детей об

основных художественных особенностях

народного изобразительно –пластического

искусства больших этнических групп,

проживающих на Южном Урале (русских,

башкир, татар и др.);умение понимать

художественный язык народного

искусства.

Содержания образования дошкольников построено на комплексно-тематическом принципе организации

образовательного процесса, который предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости,

творческому потенциалу и интуиции взрослого. Темы придают системность и культуросообразность

образовательному процессу и выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально –

образной форме. Реализация темы в разных видах и формах детской деятельности вынуждает взрослого к

более свободной позиции, приближая её к партнёрской (из ООП ДО).

Интеграция тем в средней группе

ООП

Темы программы «Наш дом - Южный Урал»

«Наш быт» ,«Народные традиции»

Быт . Традиции;

Русский костюм; Народные игрушка;

Народные игры.

«Моя семья», «Я - человек» «День

матери»

Я – моя семья

«Здравствуй, детский сад»

«Мой город»

Родной город. Курчатовский район

«Город мастеров»

Челябинск промышленный город

«Животный мир», ««Встречаем птиц»,

«Мир природы» «Кто как готовится к

зиме?» «Встречаем птиц»

Природа Родного края

НОД

СД

ССД

ОД в семье

п

о

н

е

д

е

л

ь

н

и

к

РР

ФР

ХЭР (ИЗО) Рассматривание репродукции картины

Дьякова Василия Николаевича «Осенние работы

СКР (Б+Т) Беседа о безопасном поведении на улицах

города.

ХЭР(м)+РР драматизация сказки «Лиса и заяц» Чтение

башкирской сказки «Курица и ястреб»

СКР Внесение

атрибутов в с/р игру

«Магазин»: кошельков,

сумок, кассового

аппарата.

РР Рассматривание

иллюстраций к

народной закличке

«Медведь могучий..»

д/и «Дикие и домашние

животные», «Найди

маму», «Мой дом»

СКР Консультация по

теме недели:

Понаблюдать за

животными, птицами

на прогулке, по дороге

в детский сад;

Посетить зоопарк

закрепить

представления детей о

животных родного

края;

Прочитать сказку Н.

Шилова «Собака и

кошка»

в

т

о

р

н

и

к

ХЭР

(МУЗО)

ХЭР (ИЗО)

РР составление описательного рассказа по картине

«Кошка с котятами»

ФР (з) – Ситуативная беседа о необходимости при кашли

и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым

платком.

СКР - с/р игра «Заповедник»

ПР (эмп, п) -.

Рассматривание

иллюстраций

«Животные и птицы

Южного Урала»;

ХЭР (конст.) -

«Строим дом для

животных».

СКР (Т)- Организация

выставки детских

работ «Верблюд –

символ

моего города»

Недельная циклограмма планирования образовательной деятельности для средней

группы №6 «Чебурашка» МБДОУ ДС№394 на 2014-2015 учебный год.

Тема недели: «Животный мир»

-

НОД

СД

ССД

ОД в семье

с

ре

д

а

ПР (ЭМП)

ФР

ФР (з) – рассматривание иллюстраций о

необходимости чистить зубы; игровые

ситуации: «Научим мишку (зайку) правильно

умываться», «Покажем Вини-Пуху, как

правильно вытирать руки и лицо

полотенцем»;

ХЭР (изо) – Изготовление животных Южного

Урала из природного материала.

ПР (п) - «Узнай тень», «Кто где живет»;

«Составь изображение» (составить из частей

изображение животного);

СКР (б) – предоставление

рассматривания иллюстраций

«Как Мишка дорогу переходил»

ХЭР (м) Прослушивание

музыкальных произведений;

игры на музыкальных

инструментах «Дождик» Н.

Любарского музыкально-

ритмические движения.

ФР - консультация

инструктора по

физической культуре

«Народные подвижные

игры»

ч

ет

ве

рг

ПР (П)

ХЭР (М)

ХЭР (изо) - трафареты, штриховка

«Животные Южного Урала» в

индивидуальной форме.

ФР - п/и «Гуси-Лебеди», рус-нар. «Пчелы»,

башкирская народная «Ласточки и Ястреб»

ПР (эмп) – д/и «Подбери игрушки

маленькому зайке и большому мишке» на

уточнение знаний о соотношении предметов

по величине; д/и «Хватит ли медведям

бочонков с медом» на закрепление умений

устанавливать равенство и неравенство групп

предметов;

ФР – п/и «Лохматый пес»,

«Воробушки и кот», «Догони

Мишку», «Птички в

гнездышках», «Мыши и кот»

СКР - с/р «Мама и детеныш»;

РР (раз.реч. ) игра-

импровизация в театре «Курочка

Ряба»;

СКР (С)- консультации

педагога –психолога

предоставление

информации

НОД

СД

ССД

ОД в семье

п

я

т

н

и

ц

а

СКР

ФР

ПР (эмп) - д/и «Цвет»,

«Противоположности», «Форма»

графические и дидактические

упражнения в индивидуальной

форме.

СКР (т) - коллективный труд «Мытье

игрушек».

РР - речевые упражнения, игры в

индивидуальной форме «Доскажи

словечко», «Животные и их

детеныши», «Какого слова не

хватает»

ХЭР (изо) – рассматривание иллюстраций

и тематического альбома «Животные и

птицы Южного Урала» ; пополнение

трафаретами, штампов с изображением

животных.

ХЭР (м) - создание условий для

прослушивания музыкальных

произведений; импровизации под музыку

Ирины Галян

РР - просмотр видео «Жители Южного

Урала»

РР (ЧХЛ ) -

рекомендации по

прочтению рассказов,

сказок писателей,

народов Южного Урала

ХЛ: «Петушок и бобовое зернышко» обр. О.Капицы ;

И.Бунин «Листопад» (отрывок);

«Медведь и пчелы» башкирская народная сказка

КГН: Совершенствование навыков аккуратного

приема пищи: есть бесшумно, правильно

пользоваться столовыми приборами,

салфеткой.

Тема недели: «Народная культура и традиции»

НОД

СД

ССД

ОД в семье

п

о

н

е

д

е

л

ь

н

и

к

РР

ФР

ХЭР (ИЗО) - рассматривание

репродукции картины Бубнова

В.В «Свежий ветер»

СКР (Б+Т) Беседа о безопасном

поведении дома.

ХЭР(м)+РР- драматизация

сказки «Как одевались в старину»

С. Романовского.

СКР - внесение атрибутов к с/р

игре «Больница»: халаты,

градусники.

РР д/и «Кому это надо?» «Мой

дом».

СКР Консультация по теме

недели:

- рассматривание предметов на

тему «Русской избы»,

- рассмотреть дома фотоальбом

«Национальные костюмы»;

в

т

о

р

н

и

к

ХЭР(МУЗО)

ХЭР(ИЗО)

РР составление описательного

рассказа по картине «Кошка с

котятами»

ФР (з) – Ситуативная беседа о

последовательности перехода

через дорогу.

СКР - с/р игра «Магазин»

ПР (эмп, п) -. Рассматривание

альбома «Национальные

костюмы жителей Урала»

СКР (Т)- Организация

выставки «Традиции нашей

семьи»

НОД

СД

ССД

ОД в семье

С

р

е

д

а

ПР(ЭМП)

ФР

ФР (з) – рассматривание

иллюстраций о необходимости

мыть овощи и фрукты перед едой; -

упражнения в умывании с

использованием алгоритма

ХЭР (изо) – «Половичка»

закрепление необходимости

данного атрибута в доме.

РР - драматизация литературных

сказок «Лисичка со скалочкой»

ПР (п) - «Узнай по запаху»,

«Полезно – вредно»,

«Хорошо - плохо»

СКР (б) - рассматривания

иллюстраций «Как Мишка

дорогу переходил»

ХЭР (м) Прослушивание

уральской народной песни «Ты

шкатулка моя»

ФР - консультация инструктора по

физической культуре «Народные

подвижные игры в жизни и быту»

ч

е

т

в

е

р

г

ХЭР(ИЗО)

ХЭР(М)

ХЭР (изо) - трафареты, штриховка

«Предметы домашнего быты» в

индивидуальной форме.

ФР - п/и «Карусель», рус-нар. «Бег

по стволу», татарская народная п/и

«Земля, вода, огонь, воздух»,

«Золотое кольцо»

ПР (эмп) – д/и «Где спрятался

Мишка» на ориентацию в

пространстве; д/и «Хватит ли

зайчатам моркови» на закрепление

умений устанавливать равенство и

неравенство групп предметов;

ФР – п/и «Волк во рву», «Волк

и овцы», «Вороны и воробьи»,

СКР - Обыгрывание

социально-бытовых ситуаций

«Пеленание»

РР (раз.реч. ) игра-

импровизация знакомых

колыбельных

СКР (С)- консультации педагога –

психолога предоставление

информации «Традиции как способ

гармоничного психического

развития детей»

НОД

СД

ССД

ОД в семье

п

я

т

н

и

ц

а

СКР

ФР

ПР (эмп) - д/и «Цвет»,

«Противоположности», «Форма»

графические и дидактические

упражнения в индивидуальной форме.

СКР (т) – Трудовые поручение

«Подготовка участка к зиме» Сбор веток,

мусора на участке.

РР - речевые упражнения, игры в

индивидуальной форме «Хлопни в

ладоши, когда услышишь звук»,

«Подбери словечко», «Куда спряталось

слово»

ХЭР (изо) – рассматривание

тематического альбома с

изображением кукол в национальных

костюмах; пополнение трафаретами,

штампами с изображением предметов

быта уголка творчества.

ХЭР (м) - создание условий для

прослушивания музыкальных

произведений;

РР - Слушанье аудио записей

народных колыбельных, пестушек

РР (ЧХЛ ) - рекомендации по расширению

представлений детей о народной культуре и

традициях.

ХЭР: Сказка: «Лисичка со

скалочкой»; Потешка: «В

плошку налей окрошку…»;

«Как одевались в старину»

С.Романовский.

КГН: Закрепление умения

пользоваться расчёской,

носовым платком.

Тема недели: «Город мастеров»

НОД

СД

ССД

ОД в семье

п

о

н

е

д

е

л

ь

н

и

к

РР

ФР

ХЭР (ИЗО)

Рассматривание

иллюстраций с

изображением уральской

домовой росписью.

СКР (Б+Т) Беседа о

безопасном поведении

дома.

ХЭР(м)+РР драматизация

сказки «Теремок»

СКР Внесение атрибутов в с/р

игру «Больница»: Халаты,

градусники.

РР рассматривание предметов

народных промыслов (вязание,

вышивание, плетение и т.п.); д/и

«Кому это надо?» «Мой дом»

СКР Консультация по теме

недели:

- посетить музей декоративно-

прикладного искусства;

- рассказать ребёнку о

народных промыслах (вязание,

вышивание, плетение и т;п;)

в

т

о

р

н

и

к

ХЭР(МУЗО)

ХЭР(ИЗО)

РР составление

описательного рассказа по

картине «Кошка с

котятами»

ФР (з) – Ситуативная

беседа о

последовательности

перехода через дорогу.

СКР - с/р игра «Магазин»

ПР (эмп, п) -. Рассматривание

альбома «Мастера Урала»;

СКР (Т)- Организация

выставки «Дары Уральских

гор»

НОД

СД

ССД

ОД в семье

С

р

е

д

а

ПР(ЭМП)

ФР

ФР (з) – рассматривание иллюстраций о

необходимости мыть овощи и фрукты

перед едой; - упражнения в умывании с

использованием алгоритма

ХЭР (изо) – Совместная лепка

«Самоцветы»

РР - драматизация литературных

сказок «Лисичка со скалочкой»

ПР (п) – Рассматривание минералов

Южного Урала, изделий из камня

(подсвечников, шкатулок, ювелирных

украшений)

СКР (б) - рассматривания

иллюстраций «Как Мишка

дорогу переходил»

ХЭР (м) Прослушивание

уральской народной песни «Ты

шкатулка моя»

ФР - консультация

инструктора по

физической культуре

«Народные подвижные

игры в жизни и быту»

ч

е

т

в

е

р

г

ХЭР(ИЗО)

ХЭР(М)

ХЭР (изо) - трафареты, штриховка в

индивидуальной форме.

ФР - п/и «Карусель», татарская

народная п/и «Золотое кольцо»

ПР (эмп) – д/и «Где спрятался Мишка»

на ориентацию в пространстве; д/и

«Хватит ли зайчатам моркови» на

закрепление умений устанавливать

равенство и неравенство групп

предметов;

ФР – п/и «Волк во рву», «Волк

и овцы», «Вороны и воробьи»,

СКР - С/р игра «Ателье»

РР (раз.реч. ) инсценировка

знакомой сказки «Заюшкина

избушка»

НОД

СД

ССД

ОД в семье

п

я

т

н

и

ц

а

СКР

ФР

ПР (эмп) - д/и «Цвет»,

«Противоположности», «Форма»

графические и дидактические

упражнения в индивидуальной форме.

СКР (т) – Трудовые поручение

«Подготовка участка к зиме» Сбор

веток, мусора на участке.

РР - речевые упражнения, игры в

индивидуальной форме «Хлопни в

ладоши, когда услышишь звук»,

«Подбери словечко», «Куда

спряталось слово»

ХЭР (изо) – рассматривание

тематического альбома с

изображением изделий из камня

(подсвечников, шкатулок,

ювелирных украшений; пополнение

трафаретами, штампами с

изображением предметов быта

уголка творчества.

ХЭР (м) - создание условий для

прослушивания музыкальных

произведений;

РР - Слушанье аудио записей

народной песни «Ты шкатулка моя»

РР (ЧХЛ ) -

рекомендации по

расширению

представлений детей о

творении уральских

мастеров.

Наш дом – Южный Урал: программно-

методический комплекс для организаций,

реализующих образовательные программы

дошкольного образования. – Челябинск:

Челябинское областное отделение Российского

фонда,АБРИС,2014. -255с. – ISBN 978-5-91744-

093-4

Наш дом – Южный Урал: Программа

воспитания и развития детей дошкольного

возраста на идеях народной педагогики. –

Челябинск: Взгляд, 2005. – 239 с.



В раздел образования