Автор: Орлова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: проект
Тема: "Региональный компонент в образовательном процессе средней группы"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Региональный
компонент в образовательном
процессе средней группы»
Воспитатель – первой
квалифицированной категории
Орлова
Светлана Александровна
Основные принципы дошкольного образования в соответствии с
требованиями ФГОС ДО:
-
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Цель программы «Наш дом - Южный Урал»
-
способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной
педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры,
сделать ее своим достоянием.
Задачи программы:
- Способствовать обогащению первичных представлений о
природе, культуре, истории народов Южного Урала;
- Формировать эмоционально-положительное отношение к
представителям культур Южного Урала;
- Развивать умения творчески и самостоятельно применять
поликультурные знания в разных видах детской деятельности.
Целевые ориентиры при реализации регионального компонента ООП.
Целевые ориентиры образовательной области
«Развитие речи»:
•
Ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных
произведениях разных жанров народов Южного
Урала(башкирский, татарский, русский);
•
Ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных
произведений.
Целевые ориентиры образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»:
•
Ребенок умеет рассказать о правилах игр, использует народные игры, игрушки в
самостоятельной игровой деятельности, способен выбирать себе народные игры;
•
Ребенок проявляет эмоционально- активное отношение к играм, активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми в народных играх.
Целевые ориентиры образовательной области «Художественно – эстетическое
развитие»:
•
Ребенок проявляет эстетическое отношение к произведениям уральского
декоративно-прикладного искусства
Целевые ориентиры образовательной области «Познавательное развитие»:
•
Ребенок интересуется сведениями о народном понимании мира, природы, космоса;
•
Ребенок знаком с особенностью взаимоотношений членов семьи, наличием
традиций в семье; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначении.
•
Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи:
родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками.
1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями колыбельных песен,
небылиц (особенности содержания и формы);
2 . Поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки куклам в
сюжетно-ролевых играх;
3. Способствовать восприятию закличек, приговорок как способа общения с
природой.
Содержание психолого-педагогической работы
( по образовательным областям ООП).
Речевое развитие
:
1. Обогащать интеллектуально-информационную сферу
ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории
и культуры России, Башкортостана, Татарстана;
2. Продолжать знакомить детей с предметами быта, народным
жилищем (избой), одеждой(русского и башкирского народа).
Познавательное
развитие:
Художественно -
эстетическое
развитие:
1. Знакомить детей с народным
искусством, активизируя интерес к его
художественным образам;
2. Формировать представления детей об
основных художественных особенностях
народного изобразительно –пластического
искусства больших этнических групп,
проживающих на Южном Урале (русских,
башкир, татар и др.);умение понимать
художественный язык народного
искусства.
Содержания образования дошкольников построено на комплексно-тематическом принципе организации
образовательного процесса, который предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости,
творческому потенциалу и интуиции взрослого. Темы придают системность и культуросообразность
образовательному процессу и выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально –
образной форме. Реализация темы в разных видах и формах детской деятельности вынуждает взрослого к
более свободной позиции, приближая её к партнёрской (из ООП ДО).
Интеграция тем в средней группе
ООП
Темы программы «Наш дом - Южный Урал»
«Наш быт» ,«Народные традиции»
Быт . Традиции;
Русский костюм; Народные игрушка;
Народные игры.
«Моя семья», «Я - человек» «День
матери»
Я – моя семья
«Здравствуй, детский сад»
«Мой город»
Родной город. Курчатовский район
«Город мастеров»
Челябинск промышленный город
«Животный мир», ««Встречаем птиц»,
«Мир природы» «Кто как готовится к
зиме?» «Встречаем птиц»
Природа Родного края
НОД
СД
ССД
ОД в семье
п
о
н
е
д
е
л
ь
н
и
к
РР
ФР
ХЭР (ИЗО) Рассматривание репродукции картины
Дьякова Василия Николаевича «Осенние работы
СКР (Б+Т) Беседа о безопасном поведении на улицах
города.
ХЭР(м)+РР драматизация сказки «Лиса и заяц» Чтение
башкирской сказки «Курица и ястреб»
СКР Внесение
атрибутов в с/р игру
«Магазин»: кошельков,
сумок, кассового
аппарата.
РР Рассматривание
иллюстраций к
народной закличке
«Медведь могучий..»
д/и «Дикие и домашние
животные», «Найди
маму», «Мой дом»
СКР Консультация по
теме недели:
Понаблюдать за
животными, птицами
на прогулке, по дороге
в детский сад;
Посетить зоопарк
закрепить
представления детей о
животных родного
края;
Прочитать сказку Н.
Шилова «Собака и
кошка»
в
т
о
р
н
и
к
ХЭР
(МУЗО)
ХЭР (ИЗО)
РР составление описательного рассказа по картине
«Кошка с котятами»
ФР (з) – Ситуативная беседа о необходимости при кашли
и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым
платком.
СКР - с/р игра «Заповедник»
ПР (эмп, п) -.
Рассматривание
иллюстраций
«Животные и птицы
Южного Урала»;
ХЭР (конст.) -
«Строим дом для
животных».
СКР (Т)- Организация
выставки детских
работ «Верблюд –
символ
моего города»
Недельная циклограмма планирования образовательной деятельности для средней
группы №6 «Чебурашка» МБДОУ ДС№394 на 2014-2015 учебный год.
Тема недели: «Животный мир»
-
НОД
СД
ССД
ОД в семье
с
ре
д
а
ПР (ЭМП)
ФР
ФР (з) – рассматривание иллюстраций о
необходимости чистить зубы; игровые
ситуации: «Научим мишку (зайку) правильно
умываться», «Покажем Вини-Пуху, как
правильно вытирать руки и лицо
полотенцем»;
ХЭР (изо) – Изготовление животных Южного
Урала из природного материала.
ПР (п) - «Узнай тень», «Кто где живет»;
«Составь изображение» (составить из частей
изображение животного);
СКР (б) – предоставление
рассматривания иллюстраций
«Как Мишка дорогу переходил»
ХЭР (м) Прослушивание
музыкальных произведений;
игры на музыкальных
инструментах «Дождик» Н.
Любарского музыкально-
ритмические движения.
ФР - консультация
инструктора по
физической культуре
«Народные подвижные
игры»
ч
ет
ве
рг
ПР (П)
ХЭР (М)
ХЭР (изо) - трафареты, штриховка
«Животные Южного Урала» в
индивидуальной форме.
ФР - п/и «Гуси-Лебеди», рус-нар. «Пчелы»,
башкирская народная «Ласточки и Ястреб»
ПР (эмп) – д/и «Подбери игрушки
маленькому зайке и большому мишке» на
уточнение знаний о соотношении предметов
по величине; д/и «Хватит ли медведям
бочонков с медом» на закрепление умений
устанавливать равенство и неравенство групп
предметов;
ФР – п/и «Лохматый пес»,
«Воробушки и кот», «Догони
Мишку», «Птички в
гнездышках», «Мыши и кот»
СКР - с/р «Мама и детеныш»;
РР (раз.реч. ) игра-
импровизация в театре «Курочка
Ряба»;
СКР (С)- консультации
педагога –психолога
предоставление
информации
НОД
СД
ССД
ОД в семье
п
я
т
н
и
ц
а
СКР
ФР
ПР (эмп) - д/и «Цвет»,
«Противоположности», «Форма»
графические и дидактические
упражнения в индивидуальной
форме.
СКР (т) - коллективный труд «Мытье
игрушек».
РР - речевые упражнения, игры в
индивидуальной форме «Доскажи
словечко», «Животные и их
детеныши», «Какого слова не
хватает»
ХЭР (изо) – рассматривание иллюстраций
и тематического альбома «Животные и
птицы Южного Урала» ; пополнение
трафаретами, штампов с изображением
животных.
ХЭР (м) - создание условий для
прослушивания музыкальных
произведений; импровизации под музыку
Ирины Галян
РР - просмотр видео «Жители Южного
Урала»
РР (ЧХЛ ) -
рекомендации по
прочтению рассказов,
сказок писателей,
народов Южного Урала
ХЛ: «Петушок и бобовое зернышко» обр. О.Капицы ;
И.Бунин «Листопад» (отрывок);
«Медведь и пчелы» башкирская народная сказка
КГН: Совершенствование навыков аккуратного
приема пищи: есть бесшумно, правильно
пользоваться столовыми приборами,
салфеткой.
Тема недели: «Народная культура и традиции»
НОД
СД
ССД
ОД в семье
п
о
н
е
д
е
л
ь
н
и
к
РР
ФР
ХЭР (ИЗО) - рассматривание
репродукции картины Бубнова
В.В «Свежий ветер»
СКР (Б+Т) Беседа о безопасном
поведении дома.
ХЭР(м)+РР- драматизация
сказки «Как одевались в старину»
С. Романовского.
СКР - внесение атрибутов к с/р
игре «Больница»: халаты,
градусники.
РР д/и «Кому это надо?» «Мой
дом».
СКР Консультация по теме
недели:
- рассматривание предметов на
тему «Русской избы»,
- рассмотреть дома фотоальбом
«Национальные костюмы»;
в
т
о
р
н
и
к
ХЭР(МУЗО)
ХЭР(ИЗО)
РР составление описательного
рассказа по картине «Кошка с
котятами»
ФР (з) – Ситуативная беседа о
последовательности перехода
через дорогу.
СКР - с/р игра «Магазин»
ПР (эмп, п) -. Рассматривание
альбома «Национальные
костюмы жителей Урала»
СКР (Т)- Организация
выставки «Традиции нашей
семьи»
НОД
СД
ССД
ОД в семье
С
р
е
д
а
ПР(ЭМП)
ФР
ФР (з) – рассматривание
иллюстраций о необходимости
мыть овощи и фрукты перед едой; -
упражнения в умывании с
использованием алгоритма
ХЭР (изо) – «Половичка»
закрепление необходимости
данного атрибута в доме.
РР - драматизация литературных
сказок «Лисичка со скалочкой»
ПР (п) - «Узнай по запаху»,
«Полезно – вредно»,
«Хорошо - плохо»
СКР (б) - рассматривания
иллюстраций «Как Мишка
дорогу переходил»
ХЭР (м) Прослушивание
уральской народной песни «Ты
шкатулка моя»
ФР - консультация инструктора по
физической культуре «Народные
подвижные игры в жизни и быту»
ч
е
т
в
е
р
г
ХЭР(ИЗО)
ХЭР(М)
ХЭР (изо) - трафареты, штриховка
«Предметы домашнего быты» в
индивидуальной форме.
ФР - п/и «Карусель», рус-нар. «Бег
по стволу», татарская народная п/и
«Земля, вода, огонь, воздух»,
«Золотое кольцо»
ПР (эмп) – д/и «Где спрятался
Мишка» на ориентацию в
пространстве; д/и «Хватит ли
зайчатам моркови» на закрепление
умений устанавливать равенство и
неравенство групп предметов;
ФР – п/и «Волк во рву», «Волк
и овцы», «Вороны и воробьи»,
СКР - Обыгрывание
социально-бытовых ситуаций
«Пеленание»
РР (раз.реч. ) игра-
импровизация знакомых
колыбельных
СКР (С)- консультации педагога –
психолога предоставление
информации «Традиции как способ
гармоничного психического
развития детей»
НОД
СД
ССД
ОД в семье
п
я
т
н
и
ц
а
СКР
ФР
ПР (эмп) - д/и «Цвет»,
«Противоположности», «Форма»
графические и дидактические
упражнения в индивидуальной форме.
СКР (т) – Трудовые поручение
«Подготовка участка к зиме» Сбор веток,
мусора на участке.
РР - речевые упражнения, игры в
индивидуальной форме «Хлопни в
ладоши, когда услышишь звук»,
«Подбери словечко», «Куда спряталось
слово»
ХЭР (изо) – рассматривание
тематического альбома с
изображением кукол в национальных
костюмах; пополнение трафаретами,
штампами с изображением предметов
быта уголка творчества.
ХЭР (м) - создание условий для
прослушивания музыкальных
произведений;
РР - Слушанье аудио записей
народных колыбельных, пестушек
РР (ЧХЛ ) - рекомендации по расширению
представлений детей о народной культуре и
традициях.
ХЭР: Сказка: «Лисичка со
скалочкой»; Потешка: «В
плошку налей окрошку…»;
«Как одевались в старину»
С.Романовский.
КГН: Закрепление умения
пользоваться расчёской,
носовым платком.
Тема недели: «Город мастеров»
НОД
СД
ССД
ОД в семье
п
о
н
е
д
е
л
ь
н
и
к
РР
ФР
ХЭР (ИЗО)
Рассматривание
иллюстраций с
изображением уральской
домовой росписью.
СКР (Б+Т) Беседа о
безопасном поведении
дома.
ХЭР(м)+РР драматизация
сказки «Теремок»
СКР Внесение атрибутов в с/р
игру «Больница»: Халаты,
градусники.
РР рассматривание предметов
народных промыслов (вязание,
вышивание, плетение и т.п.); д/и
«Кому это надо?» «Мой дом»
СКР Консультация по теме
недели:
- посетить музей декоративно-
прикладного искусства;
- рассказать ребёнку о
народных промыслах (вязание,
вышивание, плетение и т;п;)
в
т
о
р
н
и
к
ХЭР(МУЗО)
ХЭР(ИЗО)
РР составление
описательного рассказа по
картине «Кошка с
котятами»
ФР (з) – Ситуативная
беседа о
последовательности
перехода через дорогу.
СКР - с/р игра «Магазин»
ПР (эмп, п) -. Рассматривание
альбома «Мастера Урала»;
СКР (Т)- Организация
выставки «Дары Уральских
гор»
НОД
СД
ССД
ОД в семье
С
р
е
д
а
ПР(ЭМП)
ФР
ФР (з) – рассматривание иллюстраций о
необходимости мыть овощи и фрукты
перед едой; - упражнения в умывании с
использованием алгоритма
ХЭР (изо) – Совместная лепка
«Самоцветы»
РР - драматизация литературных
сказок «Лисичка со скалочкой»
ПР (п) – Рассматривание минералов
Южного Урала, изделий из камня
(подсвечников, шкатулок, ювелирных
украшений)
СКР (б) - рассматривания
иллюстраций «Как Мишка
дорогу переходил»
ХЭР (м) Прослушивание
уральской народной песни «Ты
шкатулка моя»
ФР - консультация
инструктора по
физической культуре
«Народные подвижные
игры в жизни и быту»
ч
е
т
в
е
р
г
ХЭР(ИЗО)
ХЭР(М)
ХЭР (изо) - трафареты, штриховка в
индивидуальной форме.
ФР - п/и «Карусель», татарская
народная п/и «Золотое кольцо»
ПР (эмп) – д/и «Где спрятался Мишка»
на ориентацию в пространстве; д/и
«Хватит ли зайчатам моркови» на
закрепление умений устанавливать
равенство и неравенство групп
предметов;
ФР – п/и «Волк во рву», «Волк
и овцы», «Вороны и воробьи»,
СКР - С/р игра «Ателье»
РР (раз.реч. ) инсценировка
знакомой сказки «Заюшкина
избушка»
НОД
СД
ССД
ОД в семье
п
я
т
н
и
ц
а
СКР
ФР
ПР (эмп) - д/и «Цвет»,
«Противоположности», «Форма»
графические и дидактические
упражнения в индивидуальной форме.
СКР (т) – Трудовые поручение
«Подготовка участка к зиме» Сбор
веток, мусора на участке.
РР - речевые упражнения, игры в
индивидуальной форме «Хлопни в
ладоши, когда услышишь звук»,
«Подбери словечко», «Куда
спряталось слово»
ХЭР (изо) – рассматривание
тематического альбома с
изображением изделий из камня
(подсвечников, шкатулок,
ювелирных украшений; пополнение
трафаретами, штампами с
изображением предметов быта
уголка творчества.
ХЭР (м) - создание условий для
прослушивания музыкальных
произведений;
РР - Слушанье аудио записей
народной песни «Ты шкатулка моя»
РР (ЧХЛ ) -
рекомендации по
расширению
представлений детей о
творении уральских
мастеров.
Наш дом – Южный Урал: программно-
методический комплекс для организаций,
реализующих образовательные программы
дошкольного образования. – Челябинск:
Челябинское областное отделение Российского
фонда,АБРИС,2014. -255с. – ISBN 978-5-91744-
093-4
Наш дом – Южный Урал: Программа
воспитания и развития детей дошкольного
возраста на идеях народной педагогики. –
Челябинск: Взгляд, 2005. – 239 с.