Напоминание

Педагогическое взаимодействие с семьёй в период подготовки ребёнка к школе


Автор: Третникова Алла Игоревна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКУСО МО "Балашихинский РЦ "Росинка" отделение "Мать и дитя"
Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, с.п. Медвежье-Озерское, п. Новый городок,корп. 77
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическое взаимодействие с семьёй в период подготовки ребёнка к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГКУСО МО "Балашихинский РЦ "Росинка" отделение "Мать

и дитя".

Педагогическое взаимодействие с семьёй

в период подготовки ребёнка к школе

подготовила

учитель

Третникова А.И.

2020 г.

Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки ребёнка к

школе - сложный процесс, который требует специальной подготовки

воспитателей.

В организации союза «родители - педагоги» важнейшая роль принадлежит

последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к

сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по подготовке

ребёнка к школе. Поэтому педагогам необходимы терпение и

целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Организация общения педагога с родителями воспитанников в период

подготовки ребёнка к школе остается одной из наиболее сложных проблем в

деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные

родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической

литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры,

эрудированность и информированность родителей не является гарантией

достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают

затруднения в период подготовки ребёнка к школе, в выборе оптимальных

воспитательных методов и приемов.

К сожалению, и не все педагоги могут помочь родителям. Причин здесь

несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя

реабилитационного центра.

Во-вторых, сами педагоги признаются, что не всегда способны найти

индивидуальный подход к каждому родителю.

Результаты анкетирования и тестирования выявили проблемные направления

работы: выбор наиболее эффективных форм общения с семьей; согласование

с родителями мер по преодолению трудностей в развитии ребенка. Эти

проблемы в основном связаны с неумением педагогов профессионально

разговаривать с родителями, что не позволяет в свою очередь, папам и мамам

в полной мере реализовывать свое право на информированность о

воспитательном процессе в РЦ и на обращение за советом к специалистам.

Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть

профессионалом в своей области, но не уметь, например, преподавать свои

знания.

Существуют и другие причины сложностей в организации общения

педагогов с родителями воспитанников: различие ценностных ориентаций

«закрытость» многих педагогов для родителей, недостаточный уровень

компетентности педагогов в общении.

Следует совершенствовать профессиональную компетентность педагогов,

закреплять удачно сложившиеся формы взаимодействия с родителями

(беседы, собрания, совместные праздники, открытые мероприятия, мастер-

классы, тренинги и др.).

Итак, взаимодействие РЦ и семьи по вопросам подготовки детей к

школе следует рассматривать как двусторонний процесс: «РЦ - семье» -

процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через

повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи:

«Семья - РЦ» - процесс, характеризующийся включением родителей в

воспитательно-образовательный процесс детского сада. В настоящее время

признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений

семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется

понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит

привилегия указывать, контролировать, оценивать. На современном этапе

важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству

как межличностному общению педагога с родителями диалогической

направленности; установить партнёрские отношения с семьёй каждого

воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать

атмосферу общности интересов.

Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер,

способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и

воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее

психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Определение уровня педагогической культуры родителей.

Выявление трудностей, испытываемых родителями.

Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его

распространения.

Осуществление коллективного, дифференцированного и

индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе

тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с

родителями. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий

круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является

обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что

нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка,

развить его силу и выносливость, физические способности, повысить

сопротивляемость его организма болезням.

Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние

оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями

обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.

Важной задачей воспитания дошкольников является формирование

нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного

воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а

также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и

привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить

уважение к старшим, заботу о младших и т.д. Особое место в нравственном

воспитании ребенка занимает труд.

В труде формируются ценные качества личности: ответственность,

трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность.

Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном

воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль

играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном,

эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых. Важно, чтобы родители

заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка,

произведения живописи, народного творчества плотно входили в жизнь.

В младшем дошкольном возрасте главная задача педагога —

заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка,

показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого

воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения,

своеобразием режима дня группы и образовательной программы,

специалистами, которые будут работать с их детьми. В этот период

происходит установление личных и деловых контактов между педагогами и

родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою

заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные

черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность,

что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

В средней группе воспитатель обращает внимание родителей на то, что

ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него

возникает потребность в познавательном общении со взрослыми, он начинает

проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни

(«когда я был маленьким...») и настоящего. Основные «источники

информации» о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие. В

своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения,

которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и

обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, на то, как их

учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

В старшем возрасте педагог корректирует детско-родительские

отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в

дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания

воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей

— игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с

родителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности

к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как

изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту

личностных достижений ребенка.

В подготовительной группе главным направлением сотрудничества

воспитателя с семьей — развитие родительского коллектива группы, создание

детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать

свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития

детей группы. Этот период дошкольного детства непосредственно связан с

повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к

школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей

в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей

подготовки к школе каждого ребенка. Воспитатель активно вовлекает

родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает

устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и

самостоятельность детей.

На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в

РЦ, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний,

умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка.

Список использованной литературы:

1.

Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998.

2.

Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.

Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

3.

Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.

4.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.



В раздел образования