Автор: Третникова Алла Игоревна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКУСО МО "Балашихинский РЦ "Росинка" отделение "Мать и дитя"
Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, с.п. Медвежье-Озерское, п. Новый городок,корп. 77
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическое взаимодействие с семьёй в период подготовки ребёнка к школе
Раздел: дошкольное образование
ГКУСО МО "Балашихинский РЦ "Росинка" отделение "Мать
и дитя".
Педагогическое взаимодействие с семьёй
в период подготовки ребёнка к школе
подготовила
учитель
Третникова А.И.
2020 г.
Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки ребёнка к
школе - сложный процесс, который требует специальной подготовки
воспитателей.
В организации союза «родители - педагоги» важнейшая роль принадлежит
последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к
сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по подготовке
ребёнка к школе. Поэтому педагогам необходимы терпение и
целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Организация общения педагога с родителями воспитанников в период
подготовки ребёнка к школе остается одной из наиболее сложных проблем в
деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные
родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической
литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры,
эрудированность и информированность родителей не является гарантией
достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают
затруднения в период подготовки ребёнка к школе, в выборе оптимальных
воспитательных методов и приемов.
К сожалению, и не все педагоги могут помочь родителям. Причин здесь
несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя
реабилитационного центра.
Во-вторых, сами педагоги признаются, что не всегда способны найти
индивидуальный подход к каждому родителю.
Результаты анкетирования и тестирования выявили проблемные направления
работы: выбор наиболее эффективных форм общения с семьей; согласование
с родителями мер по преодолению трудностей в развитии ребенка. Эти
проблемы в основном связаны с неумением педагогов профессионально
разговаривать с родителями, что не позволяет в свою очередь, папам и мамам
в полной мере реализовывать свое право на информированность о
воспитательном процессе в РЦ и на обращение за советом к специалистам.
Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть
профессионалом в своей области, но не уметь, например, преподавать свои
знания.
Существуют и другие причины сложностей в организации общения
педагогов с родителями воспитанников: различие ценностных ориентаций
«закрытость» многих педагогов для родителей, недостаточный уровень
компетентности педагогов в общении.
Следует совершенствовать профессиональную компетентность педагогов,
закреплять удачно сложившиеся формы взаимодействия с родителями
(беседы, собрания, совместные праздники, открытые мероприятия, мастер-
классы, тренинги и др.).
Итак, взаимодействие РЦ и семьи по вопросам подготовки детей к
школе следует рассматривать как двусторонний процесс: «РЦ - семье» -
процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через
повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи:
«Семья - РЦ» - процесс, характеризующийся включением родителей в
воспитательно-образовательный процесс детского сада. В настоящее время
признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений
семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется
понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать. На современном этапе
важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству
как межличностному общению педагога с родителями диалогической
направленности; установить партнёрские отношения с семьёй каждого
воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать
атмосферу общности интересов.
Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер,
способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и
воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее
психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
Определение уровня педагогической культуры родителей.
Выявление трудностей, испытываемых родителями.
Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его
распространения.
Осуществление коллективного, дифференцированного и
индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе
тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с
родителями. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий
круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является
обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что
нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка,
развить его силу и выносливость, физические способности, повысить
сопротивляемость его организма болезням.
Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние
оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями
обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование
нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного
воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а
также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и
привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить
уважение к старшим, заботу о младших и т.д. Особое место в нравственном
воспитании ребенка занимает труд.
В труде формируются ценные качества личности: ответственность,
трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность.
Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном
воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль
играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном,
эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых. Важно, чтобы родители
заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка,
произведения живописи, народного творчества плотно входили в жизнь.
В младшем дошкольном возрасте главная задача педагога —
заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка,
показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого
воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения,
своеобразием режима дня группы и образовательной программы,
специалистами, которые будут работать с их детьми. В этот период
происходит установление личных и деловых контактов между педагогами и
родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою
заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные
черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность,
что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В средней группе воспитатель обращает внимание родителей на то, что
ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него
возникает потребность в познавательном общении со взрослыми, он начинает
проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни
(«когда я был маленьким...») и настоящего. Основные «источники
информации» о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие. В
своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения,
которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и
обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, на то, как их
учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.
В старшем возрасте педагог корректирует детско-родительские
отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в
дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания
воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей
— игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с
родителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности
к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как
изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту
личностных достижений ребенка.
В подготовительной группе главным направлением сотрудничества
воспитателя с семьей — развитие родительского коллектива группы, создание
детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать
свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития
детей группы. Этот период дошкольного детства непосредственно связан с
повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к
школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей
в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей
подготовки к школе каждого ребенка. Воспитатель активно вовлекает
родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает
устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и
самостоятельность детей.
На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в
РЦ, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний,
умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка.
Список использованной литературы:
1.
Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998.
2.
Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.
Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.
3.
Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.
4.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.