Напоминание

Как я обобщаю опыт работы с родителями.


Автор: Виноградова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАУДО "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Ялуторовск, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Как я обобщаю опыт работы с родителями.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как я обобщаю опыт работы с родителями.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного

воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать, другие не

умеют, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях необходима

квалифицированная помощь специалистов. Семья и детский сад- два воспитательных

феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в

сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького

человека в большой мир. Наш девиз в работе с родителями воспитанников : от

сосуществования к сотрудничеству и партнёрству.

Цель взаимодействия:

Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем

участникам процесса комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и

педагогам.

Сотрудничество с родителями опирается на принципы :

Целенаправленность и систематичность;

Открытость детского сада для семьи; доброжелательность;

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста

родителей;

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к

развитию личности в семье и детском коллективе;

Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Сотрудничество с семьёй осуществляется посредством разнообразных, как

традиционных, так и нестандартных форм взаимодействия:

Коллективные / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия

тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры, дискуссии, семинары-

практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, конференции, конкурсы,

анкетирование и тестирование /

Индивидуальные /консультации, анализ педагогических ситуаций, день

вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение родителями

образовательной и игровой деятельности, тетрадь «Говорят дети» и пр./

Наглядно- информационные / уголок педагогической информации, сменная

информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки детского и

семейного творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи»,

советов специалиста /логопед и ГИБДД/, рекомендации медицинского работника,

поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т.д./

Расскажу о становлении родительского коллектива нашей группы. Взаимодействие с

родителями началось в 2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний

возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это

время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к

ДОУ. Взаимодействие с семьями начали со знакомства. Изучили взаимоотношения в

них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:

анкетирование; индивидуальные беседы с родителями; наблюдения;

Выборочное посещение семей;

Беседы с ребенком и наблюдение за ним.

По результатам исследования выявилось три группы родителей в зависимости от их

позиций:

груп

па

характеристика

Позиция

Колич

ество

1.

Родители, очень занятые на работе. Детский

сад им необходим жизненно. Ожидают от

сада не только присмотра и ухода за

ребенком, но и развития, оздоровления,

обучения и воспитания, интересного досуга.

В силу занятости часто

посещать ДОУ не

смогут. Но при

правильной организации

взаимодействия будут

активными участниками

конкурсов, выставок,

субботников и т.п./ в

удобное для них время/

12

2.

Родители с удобным рабочим графиком.

Имеют неработающих бабушек или дедушек.

Дети их могли бы не посещать ДОУ, но

родители не хотят лишать детей

полноценного общения со сверстниками,

развития и обучения.

Могут оставаться на

позиции пассивных

наблюдателей. Требуется

активизация их умений,

вовлечение в дела.

7

3.

Семьи с неработающими мамами. Ждут

интересного общения для детей со

сверстниками, и для себя. Хотят дать детям

правила поведения в коллективе, обучение и

развитие ребенка.

Энергичны, могут стать

членами родительского

комитета и

помощниками педагога.

Опора в подготовке

групповых мероприятий.

8

Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который

стал опорой для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 5

лет существования группы. Родительский комитет :

оказывал помощь в оформлении пространства развивающей среды группы;

занимался благоустройством территории участка для прогулок детей;

участвовал в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т.п.

Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли

им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить

живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:

Форма взаимодействия в первой

младшей группе:

Предлагаемая тема:

Информация в родительском

уголке

«Девочки и мальчики адаптируются по- разному»

и т.п.

Консультация

«Ваш малыш учится общению» и т.п.

Памятка

«Как помочь ребенку адаптироваться к условиям

детского сада?» и т.п.

Индивидуальные беседы

«Трудности адаптации» и т.п.

День открытых дверей

Совместное /родители и дети/ развлечение в

группе

Советы специалиста

«Игры перед сном» и т.п.

Адаптация детей группы прошла успешно у 99% детей:

Степень адаптации:

Количество детей:

Легкая степень /длится 1- 2 недели/

14 детей

Средней тяжести / до 30 дней/

12 детей

Тяжелая степень / более 40 дней с длительными

периодами заболеваний/

1 ребенок

Причина тяжелой адаптации - в неподготовленности данного ребенка родителями к

посещению детского сада, частые пропуск ДОУ и частые случаи заболеваемости.

Родительский коллектив сложился в группе не сразу. Возникающие между педагогом и

родителями разногласия решались, не выходя за рамки группы и ДОУ. Причинами

разногласий становились запачканные на прогулке штанишки или поломанная

игрушка, принесенная ребенком из дома. Родители сумели оценить компетентность

воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие

содействовали процессу сотрудничества. Становлению партнерских отношений

способствовала организация совместных мероприятий в нестандартных формах:

Развлечение с игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные,

легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/

Выставки родительского творчества «Умелые ручки»;

Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме

«Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого», где родители обучались

практическим приемам.

В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и

родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали трудности.

С помощью анкетирования были выявлены запросы родителей об информировании :

Родителям необходимы:

% от числа опрошенных:

Максимально полная информация о ребенке

36%

Педагогические советы по общению с ним,

психологическую консультацию

28%

Рекомендации, как и чем лучше заниматься

с ребенком дома

14%

Рекомендации по выбору литературы о

воспитании детей

12%

Устраивает объём предоставляемой

информации

10%

Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии

сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек поощряли :

Благодарственное письмо, грамота или диплом за победу или участие в выставке,

конкурсе, акции;

Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной для

всеобщего обозрения и стимулирования остальных;

Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми

знаниями их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду

становилось всё более позитивным. На родительских собраниях сегодня всегда полный

зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под

тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг

на друга.

Задачи наших родительских собраний в среднем и старшем возрасте :

Создание атмосферы общности интересов;

Оказание помощи родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями

по развитию ребенка- дошкольника;

Развитие у родителей умения анализировать и критически оценивать

собственную воспитательную деятельность, находить причины своих

педагогических неудач и просчетов.

Возраст детей

Тематика

родительских собраний

Форма проведения

Аудитория

3 – 4 года

1.Возрастные

особенности детей.

Сохранение здоровья

ребенка- забота общая.

2.Совместная

деятельность педагогов

и родителей по

созданию обстановки

комфортного

самочувствия ребенка в

ДОУ и в семье.

Устный журнал

Круглый стол

Родители.

Учитель- логопед.

Медицинская

сестра ДОУ.

Воспитатели

группы.

Родители и

педагоги группы.

4 – 5 лет

1.Развивающая среда

группы как фактор

успешности

воспитательно-

образовательного

процесса.

2.Законодательное

обеспечение системы

образования в РФ.

Введение новых ФГОС.

3.Значение трудовых

поручений. Возрастные

особенности детей 4- 5

лет.

4.Мониторинг

интеллектуального,

творческого и

физического развития

детей.

Информационная

корзина с

элементами круглого

стола.

Собрание-

совещание.

Устный журнал с

просмотром

видеоклипов о

трудовой

деятельности детей

в группе.

Педагоги и

родители.

Педагоги и

родители.

Заместитель

директора по ОВД.

Педагоги группы и

родители.

Совместно дети,

педагоги и

Собрание- выставка.

родители.

5 – 6 лет

1.Старший

дошкольник в

детском саду.

Взаимоотношения со

сверстниками.

2.Ребенок входит в

мир социальных

отношений.

3.Мониторинг

развития детей

старшего возраста.

Информационная

корзина с

элементами деловой

игры.

Устный журнал с

элементами

игрового тренинга.

Собрание –

выставка.

Присутствует

логопед ДОУ.

Родители и

педагоги группы.

Педагоги, дети и

родители группы.

Совместно дети,

педагоги,

родители.

В.А.Сухомлинский:

« Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно,

требуют душевных сил, времени и труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда

счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Общение с коллективом родителей осуществлялись с опорой на конструктивные

правила:

Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных

знаниях и жизненном опыте.

Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на

улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем

пройти в группу и присесть . Это дает гарантию того, что нас услышат и

дослушают до конца.

Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне

несколько минут для беседы?» или «Вы не понимаете всей важности

разговора…», «Вы должны меня выслушать…» . Начинаем беседу со слов: «Хочу

с Вами посоветоваться» или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».

Не сравниваем неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать

ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.

Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать

пути решения сложной ситуации.

Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в

педагогических знаниях, говорим доступным языком.

В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на

родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.

При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку :

«К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает

ожидания.

Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем,

обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это

обязательно заинтересует!»

Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные

педагогические темы.

Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.

Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на

всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а

также для детей, чтобы учились гордиться друг другом.

Систематически обновляем фотографии в фото уголке.

Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных

усилий. По результатам опроса:

Показатели эффективности

Результативность

Проявление интереса к образовательной и

воспитательной деятельности в ДОУ

На высоком уровне- 74% родителей

На достаточном- 26%

На низком уровне- 0 %

Проявления активности

Высокий уровень- 56%

Средний- 42%

Низкий- 2%

Посещение родительских собраний и

других просветительских мероприятий

82- 98%

Поведение на родительских собраниях

*участники дискуссий на собрании;

*увеличение вопросов педагогу и их

усложнение по вопросам воспитания,

педагогического процесса, игровой

деятельности детей и т.п.;

*доброжелательные взаимоотношения

друг с другом, сопереживание;

Авторитет педагога и сотрудников ДОУ

Повышение авторитета

Количество претензий и агрессивность по

отношению к педагогам и друг другу

Агрессивность отсутствует, претензии

минимальны, обоснованны , не выходят за

пределы группы.

Проявления солидарности и

ответственности

Родители ощущают свою общность не

только с детьми, но и с педагогами группы,

оказывают им действенную помощь по

многим вопросам.

Семья- одна из величайших ценностей, созданная человечеством за всю историю его

существования. Современное общество заинтересовано в её сохранении и позитивном

развитии. В надежной семье нуждается каждый человек и государство. В группе

сложилась традиция семейных праздников:

«Пусть бабушки и дедушки улыбаются!»

«День Материнской славы»

«Новогодняя сказка»

«Зимние посиделки» для родителей

«Колядки» для детей

«Папа, мама, я- здоровая семья!»

«Мой папа – защитник Отечества!»

«Весенний мамин день!»

«Мы немного подросли, в группу старшую пошли»

и многое другое.

В группе всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и

удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников.

Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с

другом. В группе мы стараемся объединить старших членов семьи, детей и внуков,

подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых

мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные

факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была

оформлена фотовыставка, состоялась встреча с чествованием старшего поколения.

Пользу этого мероприятия трудно переоценить. На праздниках родители не только

гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:

Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,

Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,

Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,

Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой и т.д.

Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская

любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению

мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка

или дядя. Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только

отремонтировать или прикрутить, но и посоревноваться в перетягивании каната.

На городском конкурсе по ПДД родители поддержали детей и с достоинством показали

свои умения.

В нашей группе очень любят пешие экскурсии. Дети систематически посещают

промышленные и продуктовые магазины, Отделение связи, АЗС и Авто магазин, СТО,

водоем неподалеку от детского сада. В некоторых экскурсиях нас сопровождали

родители или бабушки, старшие сестры и братья. Они страховали детей при переходе

улицы. Весной родители помогли организовать в нашей группе проведение

велосипедного заезда в авто городке детского сада. Все дети без исключения приняли в

нем участие! Дети еще раз закрепили знание правил безопасного движения.

В.А.Сухомлинский

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в

его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках

в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и

группы. Реализуя задачу педагогического просвещения

родителей нашей группы, мы помогали им получать такие знания, которые они

используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни

абстракцию. По нашим наблюдениям более, чем у 58% родителей сформированы

элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как

воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за

советом к педагогу. Мы сделали вывод:

партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы

на достаточно высоком уровне .

Выиграли в этом процессе наши воспитанники. «Дети- это россыпи алмазов на земле,

требующие тщательной огранки мастера». Так писала в своей книге английский

психолог Кей Кузьма. Родительский коллектив нашей группы, педагоги, дети - это

коллектив единомышленников. И пусть не всегда всё получается так, как задумывается,

но все вместе взрослые мы стремимся личным примером, полезной и нестандартной

деятельностью помочь детям научиться уважать и беречь семейные традиции, хотеть

стать достойными членами современного общества, неравнодушными, инициативными

гражданами своей страны.



В раздел образования