Автор: Виноградова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАУДО "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Ялуторовск, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Как я обобщаю опыт работы с родителями.
Раздел: дошкольное образование
Как я обобщаю опыт работы с родителями.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного
воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать, другие не
умеют, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях необходима
квалифицированная помощь специалистов. Семья и детский сад- два воспитательных
феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в
сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького
человека в большой мир. Наш девиз в работе с родителями воспитанников : от
сосуществования к сотрудничеству и партнёрству.
Цель взаимодействия:
Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем
участникам процесса комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и
педагогам.
Сотрудничество с родителями опирается на принципы :
Целенаправленность и систематичность;
Открытость детского сада для семьи; доброжелательность;
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста
родителей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
Сотрудничество с семьёй осуществляется посредством разнообразных, как
традиционных, так и нестандартных форм взаимодействия:
Коллективные / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия
тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры, дискуссии, семинары-
практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, конференции, конкурсы,
анкетирование и тестирование /
Индивидуальные /консультации, анализ педагогических ситуаций, день
вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение родителями
образовательной и игровой деятельности, тетрадь «Говорят дети» и пр./
Наглядно- информационные / уголок педагогической информации, сменная
информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки детского и
семейного творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи»,
советов специалиста /логопед и ГИБДД/, рекомендации медицинского работника,
поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т.д./
Расскажу о становлении родительского коллектива нашей группы. Взаимодействие с
родителями началось в 2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний
возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это
время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к
ДОУ. Взаимодействие с семьями начали со знакомства. Изучили взаимоотношения в
них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:
анкетирование; индивидуальные беседы с родителями; наблюдения;
Выборочное посещение семей;
Беседы с ребенком и наблюдение за ним.
По результатам исследования выявилось три группы родителей в зависимости от их
позиций:
груп
па
характеристика
Позиция
Колич
ество
1.
Родители, очень занятые на работе. Детский
сад им необходим жизненно. Ожидают от
сада не только присмотра и ухода за
ребенком, но и развития, оздоровления,
обучения и воспитания, интересного досуга.
В силу занятости часто
посещать ДОУ не
смогут. Но при
правильной организации
взаимодействия будут
активными участниками
конкурсов, выставок,
субботников и т.п./ в
удобное для них время/
12
2.
Родители с удобным рабочим графиком.
Имеют неработающих бабушек или дедушек.
Дети их могли бы не посещать ДОУ, но
родители не хотят лишать детей
полноценного общения со сверстниками,
развития и обучения.
Могут оставаться на
позиции пассивных
наблюдателей. Требуется
активизация их умений,
вовлечение в дела.
7
3.
Семьи с неработающими мамами. Ждут
интересного общения для детей со
сверстниками, и для себя. Хотят дать детям
правила поведения в коллективе, обучение и
развитие ребенка.
Энергичны, могут стать
членами родительского
комитета и
помощниками педагога.
Опора в подготовке
групповых мероприятий.
8
Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который
стал опорой для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 5
лет существования группы. Родительский комитет :
оказывал помощь в оформлении пространства развивающей среды группы;
занимался благоустройством территории участка для прогулок детей;
участвовал в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т.п.
Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли
им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить
живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:
Форма взаимодействия в первой
младшей группе:
Предлагаемая тема:
Информация в родительском
уголке
«Девочки и мальчики адаптируются по- разному»
и т.п.
Консультация
«Ваш малыш учится общению» и т.п.
Памятка
«Как помочь ребенку адаптироваться к условиям
детского сада?» и т.п.
Индивидуальные беседы
«Трудности адаптации» и т.п.
День открытых дверей
Совместное /родители и дети/ развлечение в
группе
Советы специалиста
«Игры перед сном» и т.п.
Адаптация детей группы прошла успешно у 99% детей:
Степень адаптации:
Количество детей:
Легкая степень /длится 1- 2 недели/
14 детей
Средней тяжести / до 30 дней/
12 детей
Тяжелая степень / более 40 дней с длительными
периодами заболеваний/
1 ребенок
Причина тяжелой адаптации - в неподготовленности данного ребенка родителями к
посещению детского сада, частые пропуск ДОУ и частые случаи заболеваемости.
Родительский коллектив сложился в группе не сразу. Возникающие между педагогом и
родителями разногласия решались, не выходя за рамки группы и ДОУ. Причинами
разногласий становились запачканные на прогулке штанишки или поломанная
игрушка, принесенная ребенком из дома. Родители сумели оценить компетентность
воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие
содействовали процессу сотрудничества. Становлению партнерских отношений
способствовала организация совместных мероприятий в нестандартных формах:
Развлечение с игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные,
легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/
Выставки родительского творчества «Умелые ручки»;
Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме
«Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого», где родители обучались
практическим приемам.
В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и
родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали трудности.
С помощью анкетирования были выявлены запросы родителей об информировании :
Родителям необходимы:
% от числа опрошенных:
Максимально полная информация о ребенке
36%
Педагогические советы по общению с ним,
психологическую консультацию
28%
Рекомендации, как и чем лучше заниматься
с ребенком дома
14%
Рекомендации по выбору литературы о
воспитании детей
12%
Устраивает объём предоставляемой
информации
10%
Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии
сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек поощряли :
Благодарственное письмо, грамота или диплом за победу или участие в выставке,
конкурсе, акции;
Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной для
всеобщего обозрения и стимулирования остальных;
Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми
знаниями их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду
становилось всё более позитивным. На родительских собраниях сегодня всегда полный
зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под
тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг
на друга.
Задачи наших родительских собраний в среднем и старшем возрасте :
Создание атмосферы общности интересов;
Оказание помощи родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями
по развитию ребенка- дошкольника;
Развитие у родителей умения анализировать и критически оценивать
собственную воспитательную деятельность, находить причины своих
педагогических неудач и просчетов.
Возраст детей
Тематика
родительских собраний
Форма проведения
Аудитория
3 – 4 года
1.Возрастные
особенности детей.
Сохранение здоровья
ребенка- забота общая.
2.Совместная
деятельность педагогов
и родителей по
созданию обстановки
комфортного
самочувствия ребенка в
ДОУ и в семье.
Устный журнал
Круглый стол
Родители.
Учитель- логопед.
Медицинская
сестра ДОУ.
Воспитатели
группы.
Родители и
педагоги группы.
4 – 5 лет
1.Развивающая среда
группы как фактор
успешности
воспитательно-
образовательного
процесса.
2.Законодательное
обеспечение системы
образования в РФ.
Введение новых ФГОС.
3.Значение трудовых
поручений. Возрастные
особенности детей 4- 5
лет.
4.Мониторинг
интеллектуального,
творческого и
физического развития
детей.
Информационная
корзина с
элементами круглого
стола.
Собрание-
совещание.
Устный журнал с
просмотром
видеоклипов о
трудовой
деятельности детей
в группе.
Педагоги и
родители.
Педагоги и
родители.
Заместитель
директора по ОВД.
Педагоги группы и
родители.
Совместно дети,
педагоги и
Собрание- выставка.
родители.
5 – 6 лет
1.Старший
дошкольник в
детском саду.
Взаимоотношения со
сверстниками.
2.Ребенок входит в
мир социальных
отношений.
3.Мониторинг
развития детей
старшего возраста.
Информационная
корзина с
элементами деловой
игры.
Устный журнал с
элементами
игрового тренинга.
Собрание –
выставка.
Присутствует
логопед ДОУ.
Родители и
педагоги группы.
Педагоги, дети и
родители группы.
Совместно дети,
педагоги,
родители.
В.А.Сухомлинский:
« Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно,
требуют душевных сил, времени и труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда
счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Общение с коллективом родителей осуществлялись с опорой на конструктивные
правила:
Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных
знаниях и жизненном опыте.
Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на
улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем
пройти в группу и присесть . Это дает гарантию того, что нас услышат и
дослушают до конца.
Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне
несколько минут для беседы?» или «Вы не понимаете всей важности
разговора…», «Вы должны меня выслушать…» . Начинаем беседу со слов: «Хочу
с Вами посоветоваться» или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».
Не сравниваем неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать
ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.
Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать
пути решения сложной ситуации.
Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в
педагогических знаниях, говорим доступным языком.
В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на
родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.
При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку :
«К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает
ожидания.
Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем,
обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это
обязательно заинтересует!»
Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные
педагогические темы.
Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.
Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на
всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а
также для детей, чтобы учились гордиться друг другом.
Систематически обновляем фотографии в фото уголке.
Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных
усилий. По результатам опроса:
Показатели эффективности
Результативность
Проявление интереса к образовательной и
воспитательной деятельности в ДОУ
На высоком уровне- 74% родителей
На достаточном- 26%
На низком уровне- 0 %
Проявления активности
Высокий уровень- 56%
Средний- 42%
Низкий- 2%
Посещение родительских собраний и
других просветительских мероприятий
82- 98%
Поведение на родительских собраниях
*участники дискуссий на собрании;
*увеличение вопросов педагогу и их
усложнение по вопросам воспитания,
педагогического процесса, игровой
деятельности детей и т.п.;
*доброжелательные взаимоотношения
друг с другом, сопереживание;
Авторитет педагога и сотрудников ДОУ
Повышение авторитета
Количество претензий и агрессивность по
отношению к педагогам и друг другу
Агрессивность отсутствует, претензии
минимальны, обоснованны , не выходят за
пределы группы.
Проявления солидарности и
ответственности
Родители ощущают свою общность не
только с детьми, но и с педагогами группы,
оказывают им действенную помощь по
многим вопросам.
Семья- одна из величайших ценностей, созданная человечеством за всю историю его
существования. Современное общество заинтересовано в её сохранении и позитивном
развитии. В надежной семье нуждается каждый человек и государство. В группе
сложилась традиция семейных праздников:
«Пусть бабушки и дедушки улыбаются!»
«День Материнской славы»
«Новогодняя сказка»
«Зимние посиделки» для родителей
«Колядки» для детей
«Папа, мама, я- здоровая семья!»
«Мой папа – защитник Отечества!»
«Весенний мамин день!»
«Мы немного подросли, в группу старшую пошли»
и многое другое.
В группе всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и
удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников.
Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с
другом. В группе мы стараемся объединить старших членов семьи, детей и внуков,
подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых
мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные
факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была
оформлена фотовыставка, состоялась встреча с чествованием старшего поколения.
Пользу этого мероприятия трудно переоценить. На праздниках родители не только
гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:
Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,
Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,
Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,
Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой и т.д.
Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская
любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению
мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка
или дядя. Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только
отремонтировать или прикрутить, но и посоревноваться в перетягивании каната.
На городском конкурсе по ПДД родители поддержали детей и с достоинством показали
свои умения.
В нашей группе очень любят пешие экскурсии. Дети систематически посещают
промышленные и продуктовые магазины, Отделение связи, АЗС и Авто магазин, СТО,
водоем неподалеку от детского сада. В некоторых экскурсиях нас сопровождали
родители или бабушки, старшие сестры и братья. Они страховали детей при переходе
улицы. Весной родители помогли организовать в нашей группе проведение
велосипедного заезда в авто городке детского сада. Все дети без исключения приняли в
нем участие! Дети еще раз закрепили знание правил безопасного движения.
В.А.Сухомлинский
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в
его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках
в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и
группы. Реализуя задачу педагогического просвещения
родителей нашей группы, мы помогали им получать такие знания, которые они
используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни
абстракцию. По нашим наблюдениям более, чем у 58% родителей сформированы
элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как
воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за
советом к педагогу. Мы сделали вывод:
партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы
на достаточно высоком уровне .
Выиграли в этом процессе наши воспитанники. «Дети- это россыпи алмазов на земле,
требующие тщательной огранки мастера». Так писала в своей книге английский
психолог Кей Кузьма. Родительский коллектив нашей группы, педагоги, дети - это
коллектив единомышленников. И пусть не всегда всё получается так, как задумывается,
но все вместе взрослые мы стремимся личным примером, полезной и нестандартной
деятельностью помочь детям научиться уважать и беречь семейные традиции, хотеть
стать достойными членами современного общества, неравнодушными, инициативными
гражданами своей страны.