Напоминание

Использование формата квест-технологии в образовательной деятельности по ФЭМП в практике работы воспитателя старшей группы ДОУ


Автор: Полит Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Использование формата квест-технологии в образовательной деятельности по ФЭМП в практике работы воспитателя старшей группы ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование формата квест-технологии в образовательной деятельности

по ФЭМП в практике работы воспитателя старшей группы ДОУ

Полит Надежда Александровна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение

способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,

терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных

учебных предметов.

На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и

умственной деятельности детей. Под видами деятельности – в этом случае способами

обследования, счета, измерения – понимают объективные последовательные действия,

которые должен выполнять ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух

множеств, накладывание меры и др. Овладевая этими действиями, ребенок усваивает цель

и

способы

деятельности,

а

также

правила,

обеспечивающие

формирование

знаний.

(рисунок 1 )

рисунок 1 « Развитие элементарных математических представлений в ДОУ»

1

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи,

но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения,

воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности,

сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной

деятельности. ( Таблица 1)

Таблица 1 «Цели и задачи занятия по ФГОС»

Цели

Содержание

Образовательные

Освоение детьми понимания количественных соотношений

предметов.

Развивающие

Овладение конкретными интеллектуальными приёмами (анализ,

синтез, сравнение, систематизация, обобщение).

Воспитательные

Стимулирование развития независимого и оригинального

мышления, что будет способствовать повышению мотивации к

обучению и формированию интеллектуальной культуры в целом.

Цели формирования элементарных математических преставлений (ФЭМП) в старшей

группе ДОУ:

освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;

овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение,

систематизация, обобщение);

стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет

способствовать

развитию интеллектуальной культуры в целом

Задачи формирования математических понятий, умений и навыков воспитанников

старшей группы

сформировать знания цифр от нуля до девяти и состава числа из отдельных единиц;

познакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах

числового ряда первого десятка;

учить

видеть

относительные

числовые

связи

(больше,

меньше,

равно),

формировать вычислительные навыки;

освоить

умение

самостоятельно

составлять

задачи

на

основе

элементарных

арифметических действий по картинкам, записывать решение, решать простейшие

примеры;

совершенствовать знания геометрической формы, развивать навыки различения

фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, ромб, многоугольник), а

также

тел

(шар,

куб,

конус,

цилиндр),

о

сторонах

и

углах

фигур

учить

экспериментированию с формой;

2

сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и

длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров;

дать знания о весе, объёме, глубине предмета;

сформировать представление об изменении количества, величины, веса, объёма в

результате действий перекладывания, переливания, прибавления или убавления;

развивать навыки ориентирования в пространстве и во времени (знать части света,

времена года, последовательность месяцев, дней недели, суточных периодов);

учить понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные

связи и находить самостоятельное решение;

обучать активно и свободно использовать слова из специальной терминологии,

проговаривать свойства, присущие предметам (логопедическая работа).

обучать

основам

самоанализа,

учить

замечать

и

исправлять

свои

ошибки

и

помогать в этом товарищам.

развивать познавательную активность, желание узнать новое.

Для

математического

развития

важно,

чтобы

все

знания

давались

систематически

и

последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом

возраста и уровня развития детей. Важно организовать накопление опыта ребенка, научить

его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия

(счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно

индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные

знания, затем они обобщаются в правила и закономерности.

Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем

его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития

воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности

развития математических представлений детей и методику работы. ( таблица2)

Таблица 2 « Методы ФЭМП»

Методы ФЭМП

3

1.

Перцептивный

аспект

Методы организации и

осуществления учебно-

познавательной деятельности

методы, обеспечивающие передачу

учебной информации педагогом и

восприятие ее детьми посредством

слушания, наблюдения, практических

действий):

а) словесный (объяснение, беседа,

инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация,

иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-

практические и умственные действия,

дидактические игры и упражнения и др.).

2.

Гностический

аспект

методы, характеризующие

усвоение нового материала

детьми, путем активного

запоминания, путем

самостоятельных

размышлений или

проблемной ситуации

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3. Логический

аспект

методы, характеризующие

мыслительные операции при

подаче и усвоении учебного

материала

а) индуктивный (от частного к

общему);

б) дедуктивный (от общего к

частному).

4.

Управленческий

аспект

методы, характеризующие

степень самостоятельности

учебно-познавательной

деятельности детей

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

выполнение разнообразных предметно-

практических и умственных действий;

широкое использование дидактического

материала;

возникновение математических

представлений в результате действия с

дидактическим материалом;

выработка специальных математических

навыков (счета, измерения, вычислений

и др.);

использование математических

представлений в быту, игре, труде и др.

Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных

математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу

воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную

сферу ребёнка. .

Образовательная деятельность в формате квест- технология замечательно вписывается

в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и

детей увлекательно и оригинально организовать образовательную деятельность в детском

саду. ( рисунок 1)

4

Рисунок «Преимущество квест-технологии»

Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности,

но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что

стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Чтобы повысить внимание своих воспитанников, педагог может использовать в работе

популярный и любимый детьми сказочный или литературный сюжет. Его герои станут

авторами сюрприза или создадут оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру

или пригласит в фантастическое путешествие.

сюжет

примечание

«Сказочная школа»

Воспитатель рассказывает детям в начале занятия, что

утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В

письме от учеников сказочной школы сказано, что для того,

чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно

пройти испытания в виде математических заданий.

«Королевство

занимательной

математики»

Педагог обращается к практике элементов театральной

игры, например, перевоплощается в Королеву Математики и

становится проводником в волшебную страну с приключениями

в форме увлекательных математических упражнений

«Загадки Осени»

На

доске

развешаны

золотые

листочки,

на

обратной

стороне

которых

спрятана

часть

пословицы

или

поговорки,

чтобы

её

открыть,

дети

должны

решить

примеры,

отыскать

названную геометрическую фигуру и так далее.

«Хитрость

Снежной

королевы»

На

доске

размещается

портрет

Кая,

большая

часть

которого закрыта снежинками из бумаги. Чтобы освободить Кая,

дети должны выполнить задания, и снежинки растают.

5

«Помогите Гному»

К ребятам приходит Гном, который сообщает им. что его

дом

разрушил

Ветер.

На

доске

размещены

разрозненные

геометрические

фигуры.

Чтобы

собрать

из

них

дом,

нужно

решить все задачи и примеры, которые прислал детям Ветер (на

тучках, бумажных самолётиках).

«Летим в космос»

Детям

предлагают

космическую

технику

(ракету,

космодром)

из

объёмных

тел

или конструктора

и

на

ней

отправиться

.

Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и

значительно расширить рамки образовательного пространства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим,

чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от

педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в

ходе ее проведения. При организации квестов:

необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность

учебного материала;

свободное размещение наглядного материала;

продумать методику проведения игровых испытаний;

подготовить презентацию для вводной части;

продумать музыкальное оформление;

подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз

должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не

было обидно

Большое внимание следует уделить разработке сценария мероприятия - придумать

метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы

(задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций).

первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать,

вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;

поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не

вызывать ощущение переутомления;

зоны игрового маршрута не должны пересекаться;

игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть

не только интересными, но и разнообразными;

целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности

малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная

пауза или упражнение на релаксацию).

6

задания должны быть последовательными

, логически связанными друг с

другом.

Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но

окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Помощь воспитателю окажут (ИКТ), которые значительно расширяют круг творческих

возможностей

для

организации

интересных

занятий,

повышают

наглядность

в

представлении нового материала и качественный уровень его усвоения. Основная форма

применения ИКТ — мультимедийная презентация или активная работа с мультимедийной

доской.

Математическая подготовка детей имеет исключительную практическую важность,

поскольку

человеку

в

обыденной

жизни

постоянно

приходится

оперировать

арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми

величинами.

Овладение

ребенком

математическими

представлениями,

знаниями

и

умениями является немаловажным фактором его социализации.

Список литературы

1.

Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском

саду.//Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение,2001. – 405c.

2.

Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия формы в дошкольном детстве.— В

кн.: Формирование восприятия формы у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и

Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2009. – 278c.

3.

Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:

Просвещение,1997. – 157c.

4.

Ерофеева

Т.И.

Дошкольник

изучает

математику.

Методическое

пособие

для

воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2006. - 170c.

5.

Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и

младшими школьниками. – М.: Учитель, 2009. – 223c.

6.

Кузнецова

В.Г.

Математика

для

дошкольников.

Популярная

методика

игровых

уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006. – 64c.

7.

В.

П.

Новикова

«Математика

в

детском

саду»

сценарии

занятий

МОЗАИКА

СИНТЕЗ Москва, 2015.

8.

Основные педагогические требования к занимательному математическому материалу

к а к

д и д а к т и ч е с ком у

с р е д с т ву

h t t p s : / / v u z l i t . r u / 8 6 3 7 1 4 / o s n o v n y e _

pedagogicheskie_trebovaniya_zanimatelnomu_

matematicheskomu_materialu_didakticheskomu_sredstvu

9.

Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. –

М.: Просвещение. - 2001. – 158c.

10.

Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно / И. Н. Чеплашкина. – М.: Детство-

Пресс, 2009. – 206c.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ

8

Приложение 1

Современные пособия для воспитателей детского сада

1

Математика в детском саду

(по возрастам) Новикова В.

П.

Авторская парциальная программа с учебно-

методическим комплектом методических пособий

для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

2

Математика от 3 до 7

Михайлова З. А., Иоффе Э. Н.

В учебно-методическом пособии представлено

основное содержание математического развития

детей младшего, среднего, старшего и

подготовительного к школе возраста в соответствии

с программой развития и воспитания детей

«Детство»

3

Математика – это интересно.

(по возрастам 2-3, 3-4, 4-5, 5-6,

6-7 лет) Чеплашкина И. Н. и

др.

Парциальная программа Игровые ситуации

математического содержания для детей дошкольного

возраста Диагностика математического развития

ребенка дошкольного возраста

4

Логика и математика для

дошкольников Носова В. А.,

Непомнящая Р. Л.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера,

система по развитию у дошкольников логико-

математических представлений и умений,

основанная на использовании игр и упражнений с

этими материалами

5

Математика до школы

Смоленцева А. А., Пустовойт

О. В.

Пособие состоит из двух частей. Часть 1 -

«Математика до школы». Часть 2 - «Игры-

головоломки». (5-7 лет)

6

Игровые задачи для

дошкольников. Михайлова З.

А.

В пособии приведен занимательный материал

математического содержания (игры задачи

головоломки и др.) для работы с детьми

9

7

Логическая азбука для детей 4-

6 лет. Гоголева В. Г.

В сборнике представлены логические задачи для

детей дошкольного возраста, развивающие

умственные способности и обеспечивающие

высокий уровень творческого мышления. Задачи

снабжены оригинальными знаково-символическими

подсказками.

8

Игралочка (в 2 частях для

детей 3-5 лет) Петерсон Л. Г. И

др. Раз – ступенька, два –

ступенька… (в 2 частях для

детей 5-7 лет) Петерсон Л. Г. И

др

Учебно-методический комплект "Игралочка"

ориентирован на развитие мышления, творческих

способностей детей, их интереса к математике.

Представляет собой начальное звено непрерывного

курса математика "Школа 2000..."

9

Математические ступеньки

(тетрадь с заданиями) Волкова

С. И.

Предлагаемое пособие входит в программно-

методический комплекс «Преемственность».

Пособие предназначено для подготовки детей к

школе. Оно содержит как традиционный материал

по развитию простейших математических

представлений у дошкольников, так и специально

разработанную систему заданий, способствующих

развитию воображения, логического мышления,

внимания, восприятия и памяти у детей.

1

0

Формирование дочисловых

количественных

представлений у дошкольников

с нарушениями интеллекта.

Чумакова И. В.

В книге даются методические рекомендации и

конспекты занятий по формированию дочисловых

количественных представлений у младших

умственно отсталых дошкольников.

10

Приложение 2

Квест – игра «Спасение Нолика»

для старшей группы

Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических

представлений дошкольников.

Задачи:

формировать навыки вычислительной деятельности;

упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;

закреплять форму, цвет, величину.

создать условия для развития логического мышления, сообразительности,

внимания;

развивать воображение, смекалку, зрительную память;

способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению

аргументировать свои высказывания.

воспитывать интерес к математическим знаниям;

воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно

Ход занятия

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу!

Посмотрите на меня улыбнитесь мне!

Я желаю вам хорошего дня!!!

Ребята у нас с вами сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им хорошее

настроение (дуем на ладоши).

Представляете сегодня на адрес детского сада пришло электронное письмо и принесли

его в нашу группу. Давайте скорее посмотрим от кого оно!?

(1 слайд)

Кто это отправил нам письмо? Конечно, это фиксики наверное у них случилась беда,

давайте прочитаем что они написали!?

(2 слайд)

11

«Здравствуйте друзья! У нас случилась беда, наш друг Нолик не может выбраться с

числового острова, так от него убежали некоторые цифры, а без них он не знает пароль

возвращения домой. Помогите нам найти эти цифры и спасти нолика?!

Что бы собрать недостающие цифры вам придется потрудиться. Вам нужно пройти ряд

препятствий на вашем пути и преодолеть их. Все препятствия содержат математические

задания, а вы хорошо знаете математику? Хорошо, сейчас мы это проверим.

(Слайд 3)

Давайте внимательно посмотрим на карту.

Сначала мы должны пройти «Геометрические джунгли», потом преодолеть

«Таинственный пляж», а затем на «Корабле знаний» добраться до числового острова!

И первый пункт на карте — это «Геометрические джунгли». Скажите а по лесу полезно

гулять? Чем? (ответы детей)

Ну что вы готовы отправиться в путешествие?

Тогда давайте встанем друг за другом и с помощью волшебных слов пойдем в путь.

Бегун — бежит,

Пловец — плывет,

А летчик водит самолет,

Шофер баранку крутит так…

А мы с тобой идем вот так!

Ребята посмотрите вот мы и пришли в джунгли, но чтобы пройти через них и получить

цифру Нолика нам нужно выполнить задания мистера Геометрика. Ну что, давайте его

выполним?

Нам нужно собрать картину, давайте посмотрим что это за картина, из чего она состоит?

Почему это танграм?

Вы хорошо справились с заданием и мистер Геометрик дал потерянную цифру нолика

(6), а куда же мы отправимся дальше? Давайте посмотрим на карту…Мы вышли из

детского сада, прошли «Геометрические джунгли» и направляемся к (ответы детей)

«Таинственному пляжу». Все готовы? Тогда вставайте друг за другом и произносим

волшебные слова….

Бегун — бежит,

Пловец — плывет,

А летчик водит самолет,

Шофер баранку крутит так…

А мы с тобой идем вот так!

Вот мы и пришли на таинственный пляж, давайте посмотрим какое препятствие для нас

приготовили его жители крабики-растеряшки.

Ребята крабики растеряли цифры и геометрические фигуры в песке, вам нужно найти их, а

они вам в этом помогут, готовы?

12

Итак, давайте внимательно послушаем их подсказки:

В правом верхнем углу найди фигуру и положи в соответствующий домик

(ориентирование в пространстве), в левом нижнем углу…., в правом нижнем углу….., в

левом верхнем углу…, в центре пляжа.

При выполнении задания стоит задать вопросы:

Что это за цифра?

А какая из этих цифр больше?

На сколько больше?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием, и крабики растеряшки дают вам еще одну

цифру Нолика.

А сейчас давайте вернемся к карте и посмотрим, куда нам идти дальше.

Итак, мы вышли из детского сада, прошли «Геометрические джунгли», «Таинственный

пляж» и отправляемся к «Кораблю знаний».

Вставайте друг за другом и проговаривая волшебные слова, отправляемся в путь.

Посмотрите ребята нас ждет корабль, но он далеко от берега и для того чтобы добраться

до него нам нужно построить лодки, готовы к строительству? Хорошо, вам нужно самим

придумать лодки и выложить их из счетных палочек.

Молодцы! Отправляемся на корабль, присаживайтесь на места и давайте подышим

свежим воздухом:

Воздух мы морской вдохнём

Дышим носом, а не ртом

Плечи не поднимаем

Животом помогаем.

Пока мы плывем капитан корабля просит вас о помощи, ему нужно помочь решить

задачи, поможем ему? Хорошо, тогда слушайте..

У Коли и Марины.

Четыре мандарина.

Из них у брата - три.

А сколько у сестры?

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей

На плетень взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

13

Пять ребят в футбол играли

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Под кустом за полем ржи

Жили дружные ежи:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Вот грибочки на лужайке

В желтых шапочках стоят:

Два грибочка, три грибочка.

Сколько вместе будет?

Три больших,

Три маленьких.

Маленьких - удаленьких,

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят?

(3+3=6)

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело?

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

Молодцы, вот мы и приплыли к числовому острову…

А океан знаний дает вам еще одну цифру (4)…

Посмотрите ребята, а вот и Нолик, ждет нас и приветствует…

Он говорит, что очень рад вас видеть и просит помочь ему составить цифры от 1 до 10,

поможем ему?

Молодцы. А сейчас давайте вслух посчитаем от 1 до 10 и нолик отправится домой…..

Вот Нолик и дома со своими друзьями, они очень благодарны и высылают вам значки

самых настоящих помогаторов. Давайте скажем им до свидания!

А чтобы нам вернуться в группу нужно произнести этот же счет только в обратном

14

порядке от 10 до 1, готовы?

Давайте все вместе 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.

Вот мы и в группе.

Понравилось вам путешествие? Давайте посмотрим на карту и вспомним где мы были?

Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось?

Что вызвало трудности?

А как вы думаете зачем Нолик отправился на остров? Интересно какой он клад нашел?

Давайте посмотрим? (следующий слайд)

Нолик делится с вами кладом и отправляет вам посмотреть новую серию мультика

Фиксики.

15



В раздел образования