Напоминание

"Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников"


Автор: Антипина Анна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр

дошкольников

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не

потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени

проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения

в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует

предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым

(особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с

игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок

под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни

взрослого

человека.

Часто

игрушка

является

другом,

спутником

жизни,

источником

радости,

орудием

или

материалом

игры.

В

игрушке

в

обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе

людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так,

например,

кукла

обобщенный

образ

ребенка,

позволяющий

детям

воспроизвести

целый

ряд

соответствующих

действий:

купать,

кормить,

переодевать и т.д.

Игрушки

разнообразны по типам, материалу, технике изготовления,

возрастному

и

воспитательному

назначению.

Изображение

в

игрушках

условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят

от

типа

игрушки,

её

конкретного

назначения.

Игрушки

по

степени

усложнения и обобщенности делятся на три группы:

1.

Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).

2.

Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла

как обобщенный образ человека).

3.

Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо

помнить,

что

её

развитию

способствует

освоение

знаковой

функции

сознания,

которая

состоит

в

возможности

использовать

один

объект

в

качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции

служит

овладение

предметными

действиями

и

последующее

отделение

действия

от

предмета

ребенком-дошкольником.

Поэтому,

кроме

игрушек,

изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть

предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки,

коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В

процессе

игры

ребенок

может

давать

им

новое

игровое

название

и

действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям

относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать

атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда

ребенок

превращает

диван

в

пароход,

стулья

в

вагоны

поезда,

также

является

показателем

развития

знаковой

функции

сознания,

а

значит,

и

высокого уровня умственного развития.

Для

развития

у

детей

мышления,

воображения,

речи

и

для

того,

чтобы

поднять

игру

на

более

высокий

уровень

особую

ценность

представляют

разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок

может

взять

не

только

утюг-игрушку,

но

и

кирпичик

из

строительного

материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые

кружочки,

колечки

диаметром

3-5

см,

дощечки,

полоски

картона,

заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д.

Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты

для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу»,

«винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в

играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию

игровых

материалов,

заменяющих

хорошо

знакомые

им

предметы,

мы

создаем

ситуацию,

в

которой

ребенок

окажется

перед

необходимостью

обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет

способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно

оперируют

условными

понятиями.

Игровые

действия

с

игрушкой-

заместителем

опираются

не

на

наглядные

признаки

предмета,

а

на

представляемые,

предполагаемые.

Пользуясь

такой

игрушкой,

ребенок

обобщает

свой

предшествующий

игровой

опыт.

Игрушка-заместитель

требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её

словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и

игрушки-животные

могут

быть

сделаны

не

только

из

ткани,

но

и

из

природного

материала

(соломы,

дерева,

травы

и

др.)

Нужны

предметы-

заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки,

солома

и

т.д.)

Для

игр

можно

подготовить

разные

комплекты

игрушек,

объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло,

коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска

для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.

Например, если ребенок играет с куклой, то ему можно предложить вместо

нее

чурочку,

завернутую

в

одеяльце.

Играя

с

такой

«куклой»,

ребенок

показывает

отсутствующие,

но

представляемые

им

основные

части

тела

человека: ноги снизу игрушки, голова сверху. Он играет с ней, как с обычной

куклой

и

постепенно

слово

все

чаще

начинает

обозначать

и

заменять

отсутствующие,

но

необходимые

для

игры

предметы,

их

качества,

воображаемые свойства и состояния.

Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-

заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как

требуется по замыслу игры.

Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении

игровых

действий,

соразмерность

с

другим

игровым

материалом.

Если

условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение

игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его

проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством

наблюдают,

как

взрослый,

поняв

их

игровой

замысел,

из

природного

материала

создает

нужный

для

игры

предмет.

Важно,

чтобы

игрушка-

заместитель

напоминала

изображаемый

предмет

общими

контурами

или

каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для

отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой

махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски

для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую

крышку и т.п.).

Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми

игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что

они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая

кошка,

а

это

её

котенок».

Играя

такими

игрушками,

ребенок

пытается

объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка,

потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».

Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее

сходство,

чем,

например,

сходство

рисунка

с

и з о б р а ж а е м о й

действительностью.

Однако

игровые

заместители

должны

давать

возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому,

давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему

определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого

предмета-заместителя.

При

выборе

предметов-заместителей

дошкольник

исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается,

например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой,

коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого

варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает»,

- обычная реакция ребенка.

Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на

формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов

решения

игровых

задач.

Деятельность

детей

должна

протекать

в

усложняющихся

игровых

проблемных

ситуациях,

опирающихся

на

практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых

игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить

куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере

усвоения

игровых

задач,

решаемых

в

наглядно-действенном

плане

(показателем

чего

служит

детская

самостоятельная

игра),

необходимо

демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью

игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая

очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям

новые

способы

решения

игровых

задач

с

использованием

нарисованных

предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и

т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым

предметом (дать кукле воображаемое яблоко).

Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для

возникновения

игры,

но

самостоятельная

игра

детей

определяется

соответ ствующей

организацией

предметно-игровой

среды

и

активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное

изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который

активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на

самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным

способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-

игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей.

Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по

тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная

сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся

постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель).

Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является

необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в

групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят

наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор

кубиков; уголок

театрализованной

деятельности, где

имеются

маски,

игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный

бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал,

набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д. Например, можно сделать из

кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно

сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки,

поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами,

кусочками

хлеба,

пирожными,

а

конусы

превращаются

во

вкусное

мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона –

еда для кукол.

Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение,

мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности

должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями,

так

как

последние

часто

стремятся

к

покупке

как

можно

большего

количества

готовых

игрушек,

не

подозревая

о

том,

что

они

тем

самым

наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение.

А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью

представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.

Это,

во-первых.

А

во-вторых,

умение

использовать

различные

предметы

(знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить

более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика,

различные виды искусства.

ВИДЫ ИГРУШЕК.

1.

Сюжетные

или

образные

игрушки

(куклы,

фигурки

животных,

предметы домашнего обихода).

2.

Игрушки – орудия труда (совок, лопатка, сачок).

3.

Технические

игрушки

с

программным

или

беспрограммным

управлением (транспортные агрегаты, машины).

4.

Игровые строительные конструкторы – сборно-разборные.

5.

Дидактические игрушки и игры.

6.

Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).

7.

Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров,

костюмы, украшения).

8.

Игрушки-забавы.

9.

Звучащие музыкальные игрушки.

10.Игровые материалы и игрушки-самоделки.

11.Игровое оборудование (домики, макеты).

12.Компьютерные игрушки и игры.

13.

Развивающие игрушки (игры-головоломки).



В раздел образования