Автор: Антипина Анна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр
дошкольников
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не
потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени
проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения
в психике ребенка.
Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует
предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым
(особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с
игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок
под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.
Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни
взрослого
человека.
Часто
игрушка
является
другом,
спутником
жизни,
источником
радости,
орудием
или
материалом
игры.
В
игрушке
в
обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе
людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так,
например,
кукла
–
обобщенный
образ
ребенка,
позволяющий
детям
воспроизвести
целый
ряд
соответствующих
действий:
купать,
кормить,
переодевать и т.д.
Игрушки
разнообразны по типам, материалу, технике изготовления,
возрастному
и
воспитательному
назначению.
Изображение
в
игрушках
условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят
от
типа
игрушки,
её
конкретного
назначения.
Игрушки
по
степени
усложнения и обобщенности делятся на три группы:
1.
Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
2.
Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла
как обобщенный образ человека).
3.
Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).
Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо
помнить,
что
её
развитию
способствует
освоение
знаковой
функции
сознания,
которая
состоит
в
возможности
использовать
один
объект
в
качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции
служит
овладение
предметными
действиями
и
последующее
отделение
действия
от
предмета
ребенком-дошкольником.
Поэтому,
кроме
игрушек,
изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть
предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки,
коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В
процессе
игры
ребенок
может
давать
им
новое
игровое
название
и
действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям
относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать
атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда
ребенок
превращает
диван
в
пароход,
стулья
–
в
вагоны
поезда,
также
является
показателем
развития
знаковой
функции
сознания,
а
значит,
и
высокого уровня умственного развития.
Для
развития
у
детей
мышления,
воображения,
речи
и
для
того,
чтобы
поднять
игру
на
более
высокий
уровень
особую
ценность
представляют
разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок
может
взять
не
только
утюг-игрушку,
но
и
кирпичик
из
строительного
материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые
кружочки,
колечки
диаметром
3-5
см,
дощечки,
полоски
картона,
заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д.
Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты
для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу»,
«винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в
играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию
игровых
материалов,
заменяющих
хорошо
знакомые
им
предметы,
мы
создаем
ситуацию,
в
которой
ребенок
окажется
перед
необходимостью
обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет
способствовать его активному развитию.
Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно
оперируют
условными
понятиями.
Игровые
действия
с
игрушкой-
заместителем
опираются
не
на
наглядные
признаки
предмета,
а
на
представляемые,
предполагаемые.
Пользуясь
такой
игрушкой,
ребенок
обобщает
свой
предшествующий
игровой
опыт.
Игрушка-заместитель
требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её
словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.
Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и
игрушки-животные
могут
быть
сделаны
не
только
из
ткани,
но
и
из
природного
материала
(соломы,
дерева,
травы
и
др.)
Нужны
предметы-
заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки,
солома
и
т.д.)
Для
игр
можно
подготовить
разные
комплекты
игрушек,
объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло,
коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска
для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.
Например, если ребенок играет с куклой, то ему можно предложить вместо
нее
чурочку,
завернутую
в
одеяльце.
Играя
с
такой
«куклой»,
ребенок
показывает
отсутствующие,
но
представляемые
им
основные
части
тела
человека: ноги снизу игрушки, голова сверху. Он играет с ней, как с обычной
куклой
и
постепенно
слово
все
чаще
начинает
обозначать
и
заменять
отсутствующие,
но
необходимые
для
игры
предметы,
их
качества,
воображаемые свойства и состояния.
Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-
заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как
требуется по замыслу игры.
Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении
игровых
действий,
соразмерность
с
другим
игровым
материалом.
Если
условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение
игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его
проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством
наблюдают,
как
взрослый,
поняв
их
игровой
замысел,
из
природного
материала
создает
нужный
для
игры
предмет.
Важно,
чтобы
игрушка-
заместитель
напоминала
изображаемый
предмет
общими
контурами
или
каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для
отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой
махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски
для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую
крышку и т.п.).
Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми
игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что
они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая
кошка,
а
это
её
котенок».
Играя
такими
игрушками,
ребенок
пытается
объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка,
потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».
Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее
сходство,
чем,
например,
сходство
рисунка
с
и з о б р а ж а е м о й
действительностью.
Однако
игровые
заместители
должны
давать
возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому,
давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему
определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого
предмета-заместителя.
При
выборе
предметов-заместителей
дошкольник
исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается,
например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой,
коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого
варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает»,
- обычная реакция ребенка.
Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на
формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов
решения
игровых
задач.
Деятельность
детей
должна
протекать
в
усложняющихся
игровых
проблемных
ситуациях,
опирающихся
на
практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых
игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить
куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере
усвоения
игровых
задач,
решаемых
в
наглядно-действенном
плане
(показателем
чего
служит
детская
самостоятельная
игра),
необходимо
демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью
игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая
очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям
новые
способы
решения
игровых
задач
с
использованием
нарисованных
предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и
т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым
предметом (дать кукле воображаемое яблоко).
Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для
возникновения
игры,
но
самостоятельная
игра
детей
определяется
соответ ствующей
организацией
предметно-игровой
среды
и
активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное
изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который
активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на
самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным
способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-
игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей.
Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по
тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная
сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся
постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель).
Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является
необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в
групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят
наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор
кубиков; уголок
театрализованной
деятельности, где
имеются
маски,
игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный
бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал,
набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д. Например, можно сделать из
кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно
сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки,
поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами,
кусочками
хлеба,
пирожными,
а
конусы
превращаются
во
вкусное
мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона –
еда для кукол.
Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение,
мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.
Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности
должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями,
так
как
последние
часто
стремятся
к
покупке
как
можно
большего
количества
готовых
игрушек,
не
подозревая
о
том,
что
они
тем
самым
наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение.
А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью
представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.
Это,
во-первых.
А
во-вторых,
умение
использовать
различные
предметы
(знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить
более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика,
различные виды искусства.
ВИДЫ ИГРУШЕК.
1.
Сюжетные
или
образные
игрушки
(куклы,
фигурки
животных,
предметы домашнего обихода).
2.
Игрушки – орудия труда (совок, лопатка, сачок).
3.
Технические
игрушки
с
программным
или
беспрограммным
управлением (транспортные агрегаты, машины).
4.
Игровые строительные конструкторы – сборно-разборные.
5.
Дидактические игрушки и игры.
6.
Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
7.
Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров,
костюмы, украшения).
8.
Игрушки-забавы.
9.
Звучащие музыкальные игрушки.
10.Игровые материалы и игрушки-самоделки.
11.Игровое оборудование (домики, макеты).
12.Компьютерные игрушки и игры.
13.
Развивающие игрушки (игры-головоломки).