Напоминание

Формирование познавательных УУД на уроках истории Древнего мира с помощью типовых учебных задач


Автор: Шпота Валентина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: г.Ульяновска
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование познавательных УУД на уроках истории Древнего мира с помощью типовых учебных задач
Раздел: среднее образование





Назад




Шпота Валентина Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ №31 им. Героев Свири

города Ульяновска

Формирование познавательных УУД на уроках истории Древнего мира

с помощью типовых учебных задач

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется

быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В

результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое

время

устаревают

и

нуждаются

в

коррекции,

а

человек

оказывается

в

сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только

дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш

век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде

конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более

востребованными. В связи с этим приоритетным направлением становится

обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов

(ФГОС). ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в

качестве

приоритетного

личностно-ориентированный,

системно-

деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а

также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения

знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде

всего, формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение

ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися

новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения,

т.е.

умения

учиться.

ФГОС

выделяет

основные

виды

универсальных

учебных действий: регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

На

уроках

истории,

формируя

познавательные

УУД,

целесообразно

применять учебные типовые задачи. Примерами формирования данных УУД

могут служить следующие типовые задания:

I.Предмет: история

Класс: 5

Тема: «Древнейшие люди»

Планируемые

результаты:

уметь

извлекать

необходимую

информацию;

осуществлять

анализ

объектов

с

применением

полученных

знаний;

формулировать

проблему;

распознавать

объекты

и

их

понятия;

выделять

существенные признаки.

Содержание

задачи. Рассмотри

рисунок

и

ответь

на

вопросы.

В

чем

основные отличия между лапой обезьяны и рукой человека?

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

изучения нового материала.

II.Предмет: история

Класс: 5

Тема: «Государство на берегах Нила»

Планируемые результаты: осуществлять поиск необходимой информации;

выполнять

логические

действия

и

операции;

выделять

причинно

следственные

связи; уметь анализировать условие задачи; уметь вычислять

вес предмета.

Содержание задачи. Как называется древнее сооружение, изображенное на

картинке? Кто построил это сооружение? Для кого его построили? Подсчитай

общий вес данного сооружения, построенного для фараона Хеопса. Если

известно, что на его строительство ушло 1,65 млн. блоков массой 2,5 тонны

каждый?

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

обобщения изученного материала.

III. Предмет: история

Класс: 5

Тема: «Религия древних египтян»

Планируемые результаты: владеть базовыми предметными понятиями;

устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы.

Содержание задачи. Разгадай ребусы. Какие боги жили в Древнем Египте,

какие силы природы они олицетворяли? Каких ещё древнегреческих богов ты

знаешь?

,,

_________________________________________

, ,

______________________________

К=Н

_____________________________________

Н=С 45

, ,

______________________________________

О=И

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

обобщения изученного материала.

IV. Предмет: история

Класс: 5

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Планируемые

результаты:

уметь

самостоятельно

осуществлять

поиск

необходимой

информации,

анализировать

информацию,

уме ть

структурировать

знания,

дополнять

и

расширять

знания

об

основных

общественных классах Древнего Египта.

Содержание

задачи.

Еще

на

рубеже

V-IV

вв.

в

Египте

присутствовало

социальное расслоение в обществе. Прочитай текст § 7 (учебник под ред.

А.А.Вигасина,

Г.И.Годера

и

др.

«История

Древнего

мира»

5

класс,

М.,

Просвещение,

2018

г.)

и

заполни

схему

«Устройство

древнеегипетского

общества».



В раздел образования