Напоминание

"Групповые занятия на начальном этапе обучения в фортепианном классе с учащимися подготовительного отделения"


Автор: Землянская Тамара Александровна
Должность: концертмейстер, преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №3 им.Г.В.Свиридова"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Групповые занятия на начальном этапе обучения в фортепианном классе с учащимися подготовительного отделения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка:

«Групповые занятия на начальном этапе обучения в фортепианном классе с

учащимися подготовительного отделения»

Разработка преподавателя по классу фортепиано

МБУДО «Детская школа искусств №3 им. Г.В.Свиридова» Землянской Тамары Александровны

Леопольд Ауэр (Является основателем русской скрипичной школы)говорил:

«Сколько бы ни подчеркивать значение первых простейших шагов в сложном

процессе овладения игрой на инструменте, нет опасности, преувеличить их. К

лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения,

влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося».

Индивидуальный урок – это традиционная и, по мнению многих педагогов-

музыкантов, единственно возможная форма проведения занятий по фортепиано. Но

история фортепианной педагогики доказывает и нечто иное: начиная с середины

девятнадцатого века практиковались занятия, на которых одновременно присутствовало

много учащихся. Такие великие музыканты, как Ф. Лист, А. Рубинштейн, Ф. Блуменфельд,

Г. Нейгауз и многие другие, проводили занятие с учеником в присутствии других

учащихся класса. Теоретические исследования в этой области начались в 20-е годы

прошлого века. Именно в этот период неиндивидуальные занятия получили названия

индивидуально-групповых или коллективно-индивидуальных. Педагоги и исследователи

видели различный потенциал индивидуально-групповых занятий и предлагали следующие

варианты их применения – например, проводить в фортепианном классе только групповые

занятия, сохраняя, однако, индивидуальный подход к каждому учащемуся (А.

Войтоловская, Г. Яковлева), чередовать индивидуальные и групповые занятия (М. Фейгин,

Е. Эфрусси, М. Баринова), применять групповые занятия только в начальный период

обучения (В. Михелис, Ж. Чистосердова) и т.д. Несмотря на недостаточную

разработанность проблемы на тот период и различные подходы к применению

неиндивидуальных занятий в фортепианном обучении, исследователи пришли к выводу,

что с их помощью можно пробудить интерес к обучению, оптимизировать начальный этап

освоения музыкальных знаний, передавать учебную информацию сразу нескольким

учащимся.

Занятия в малой группе, или мелкогрупповые (2-5 учеников), нацелены на

воспитание, обучение, развитие нескольких учеников на основе их коллективного

взаимодействия . Это наиболее благоприятная форма для использования всех видов

взаимодействия, в том числе – многостороннего, при котором осуществляется общение

между всеми участниками учебного процесса. Здесь становится возможным

использование сильных сторон как индивидуальных занятий (непосредственное общение,

индивидуальный подход к каждому учащемуся, высокий уровень обратных связей,

использование положительных сторон репродуктивной деятельности), так

групповых (передача обобщенной информации, экономия времени). Но занятия в

малой группе обладают еще, благодаря небольшому количеству учащихся и

многостороннему взаимодействию, таким преимуществом, как возможность организации

различных видов деятельности, моделирования специальных учебных ситуаций,

проведения игр. Слушая и оценивая чужой ответ,исполнение, учащийся развивает

аналитическое мышление, играя перед товарищами – освобождается от «сценобоязни» и

воспитывает эстрадную выдержку . Использование игр значительно активизирует

психологические механизмы внимания, интереса, мышления. За счет присутствия

нескольких учащихся происходит изменение атмосферы урока, возникает дух

состязательности и, как следствие, повышается уровень мотивации. В методической и

научной литературе примеры использования мелких групп касаются только начального

или школьного периода обучения. И это имеет свое объяснение: задачи начального

периода обучения требуют налаживания прочных обратных связей, а это возможно только

в небольшой группе. Кроме того, на занятиях в малой группе значительно активизируется

взаимодействие учащихся между собой. Описание такого рода взаимодействия мы

1

находим у М. Чегодаевой, Т. Беркман, А. Войтоловской, и др. Вот какие положительные

стороны занятий они отмечали: «На определенном этапе учебной работы создавалась

ситуация, при которой учащийся одновременно выступает в двух ролях: исполнителя и

члена компетентного жюри.». А. Войтоловская отмечала: «…дети, занимающиеся в

коллективах, обнаруживают и усиленную эмоциональную восприимчивость, и

подражательность, и повышенную работоспособность, и творческую деятельность…»

В связи с действием вышеуказанных факторов складывается своеобразная

характеристика каждого из занятий, которая находит свое отражение в следующих

проявлениях:

- особенности подачи учебного материала;

- качество усвоения различного учебного материала, в т.ч. формирование умений и

навыков;

- уровень обратных связей или контроль за качеством усвоения;

- возможности использования различных методов обучения;

- возможности управления учебным процессом;

- уровень сложности организационной деятельности.

По моему мнению, именно на начальном этапе обучения в фортепианном классе

очень продуктивны групповые занятия. Особенно полезными такие формы работы могут

быть с учениками подготовительного класса в возрасте 5-6 лет.

Основные цели и задачи

Групповые занятия способствуют

1)общему музыкальному развитию ребенка, формированию у него чувство ритма и

воображение, активируют мыслительные процессы, развитие зрительной и тактильной

памяти, гармонического и тембрового звука ,развивают образное восприятие .

2)В процессе освоения игры на инструменте, занятия способствуют развитию

мелкой моторики, учат ребенка концентрировать свое внимание и добиваться

поставленной цели.

3)Кроме этого, занятия выполняют общеразвивающую функцию, назову этот процесс

«погружение в музыку», прививая ребенку такие понятия, как красота и гармония, умение

по интонации и стилистической окраске мелодии определять, какую смысловую нагрузку

она несет, какие эмоции вызывает.

также занятия обогащают внутренний мир ребенка и являются хорошим средством

общения, развивающим коммуникативные функции.

Особенности подачи материала

Прежде всего хочу отметить, что при проведении занятий нужно учитывать

образность мышления пяти- шести детей. Поэтому основой обучения с начинающими

является эмоциональное воспитание , яркость и образность эмоциональных

ощущений и представлений. Теоретические сведения должны даваться неназойливо, как

бы исподволь, в тесной связи с яркими образными примерами, музицированием

.Известно, что дети лучше воспринимают зарифмованную информацию, поэтому многие

понятия даем в стихотворной форме.Успешности проведения уроков во многом могут

2

способствовать элементы игры ,занимательности.Большим подспорьем является

разнообразный дидактический материал:картинки, лото,звуковые примеры и т.п.

Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то

слишком серьезным, сложным, что может показаться им утомительным и скучным, а

попытаться открыть детям чудесную страну музыки, помочь полюбить ее.

Очень важна личность педагога, его увлеченность процессом. Здесь нельзя быть

скучным ! Нужно быть артистичным, творческим педагогом, искренним, эмоциональным

человеком.

Группы не более 5-6 человек. Продолжительность занятия – 30 мин. Смена видов

деятельности - 5-6 минут.Периодичность - 2 раза в неделю. Занятия проводятся в тесной

информативной связи с родителями. После каждого занятия раздается материал для

повторения дома.

Основные формы и виды деятельности в групповых занятиях

1.Развитие крупной и мелкой моторики.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека

существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым

центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи

способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от

монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает

психическое напряжение.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него

развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Речевой и двигательный материал игр постепенно усложняется, переходя от

крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев,

обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность,

согласованность с движением и музыкальным сопровождением.

Пальчиковые игры

развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную

чувствительность;

«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены

движений);

повышают общий уровень организации мышления ребенка.

Произносите текст дважды. При повторении дети подстраиваются к

исполнению методом «эхо».

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

• Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая

необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить

ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый

эмоциональный настрой.

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную

увлечённость игрой.

• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст

частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть,

дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со

взрослым, а затем и самостоятельно.

• Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее

понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по

3

желанию ребенка.

Волна

На морях бывают штормы,

(волнообразные движения сцепленных рук перед собой)

Там большие ходят волны,

Выше дома, выше крыш,

(увеличить амплитуду «волн»)

Пароход им - как малыш!

(максимальные «волны» сцепленными руками)

СОЛНЫШКО

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

(нарисовать в воздухе два больших круга)

Чтобы год от года

Давала нам погода

(хлопать в ладоши)

Теплое летечко,

Грибы в кузовок,

Ягоды в лукошко,

Зеленного горошка,

Яблочков немножко

(загибать пальчики поочередно)

Лесная зарядка

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

(плавно покачиваем поднятыми вверх руками)

Руки согнули,кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

(всряхивать руками перед собой)

В стороны руки , плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

(Изображаем взмахи крыльев)

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

(Присесть и отвести руки назад)

Кормушка для птиц

Прилетайте, птички!

(«зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.

(4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

4

(пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям,

(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям.

(то же - левой рукой)

Галки да вороны,

(пальцы обеих рук сложить «клювиком»)

Ешьте макароны!

(раскатывать «макароны» между ладошек)

Мои веселые пальчики

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

(Поднимаем руки вверх и делаем «фонарики»)

Пять их на моей руке,

Все помогут сделать мне.

(Хлопаем в ладоши ритмично)

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Пол подметают,

Они считают, рисуют, хватают,

На фортепиано чудесно играют.

(Подражать движениям, соответствующим содержанию текста.)

Улитка

Улитка, улитка,

(ладони сжаты в кулачки)

Покажи рожки!

(из кулачков выставить указательные пальцы и мизинцы)

Дадим тебе лепешки,

Вкусной морошки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок,

Сладкий пирожок!

(загибать поочередно пальчики, перечисляя предметы)

Турист

И.п.: на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы

правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).

Я шагаю по ладошке,

Поднимаю пальцы-ножки,

(по очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).

Раз-два-три-четыре-пять –

(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)

Хорошо мне так шагать!

(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»)

Хорошо мне так шагать,

Можно шейку почесать!

5

(дойти до шеи, сзади остановиться

Смехота

(Можно подобрать инструменты для шумового аккомпанемента.)

1-й куплет.

Смехо-та! Смехо-та!

(Развести руки в стороны, шлепнуть по коленям.)

Бьет барашек в ворота.

(В ритме песенки ребенок ударяет кулачками по коленям)

И ногами, и рогами бьет барашек в ворота.

(Удары кулачками по коленям)

2-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота.

(См. описание выше.)

Ворота не проломил

(с усилием надавливает кулачками на колени),

Зря головку утомил.

(Упираясь кулачками в колени, недоуменно пожимает плечами.)

3-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота!

(См. описание выше.)

Кто бы этому барашку

(произносит назидательно, грозит указательным пальцем)

Мог бы сделать а-та-та.

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым

из пальчиков.(1)

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные пальцы

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

"Фонарики". (2)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние пальцы (1)

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные пальцы (1)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

"Фонарики". (2)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие пальцы (1)

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

6

Загибалочки

1..Раз-два-три-четыре-пять - (5 хлопков в ладоши)

Будем пальцы загибать: (4 хлопка в ладоши)

Вот большой, вот указательный,

(одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем

указательные)

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнем, (загнуть средние пальцы)

Безымянный позовем. (То же - безымянные)

И мизинчик-молодец (загнуть мизинцы)

Опустился, наконец.

Получились кулачки - (вращение кулачков)

Застучали молотки: (стучать кулачком о кулачок)

Тук-тук-тук-тук!

Вы послушайте свой стук.

(Повторить последние 2 строчки просебя, простучать ритм возле уха).

Помощники

Вот помощники мои ,

Их как хочешь поверни.

(Показать ладошки и покрутить ими)

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

(загибаем поочередно пальчики)

Постучали, повертели,

(соответственно содержанию)

И работать расхотели.

(опустить руки вниз и встряхивать кистями)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот рядом уж заснул,

А другой давненько спит…

Это кто у нас шумит?

(загибать пальчики поочередно.)

2.Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой -

Называется БОЛЬШОЙ.

Палец второй- указчик старательный.

Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец – как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя.

Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье ,

Братец младший - любимец.

7

По счету он пятый, зовется МИЗИНЕЦ.

Осьминожки

И. п. - пальцы сжаты в кулак.

Плыли, плыли осьминожки,

(резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)

Опустились на дорожку,

(поставить пальцы на подушечки на колени)

Быстро-быстро побежали

(пальцы «бегают» по коленям)

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять -

(на слово «пять» - показать раскрытые ладони)

Можно все пересчитать!

(поочерёдно загнуть снова все пальцы, в кулак)

ВОРОБЬИ

Пять воробьев на заборе сидели,

(показать ладошки)

Один улетел, а другие запели.

(Убираем по одному пальчику,

Оставшиеся активно работают)

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоем и снова скучали,

Один улетел и остался один.

Один посидел, а потом улетел.

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

(выставить вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(соединить под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках

одновременно)

Сам мизинчик- малышок

(выставить мизинчики, остальные пальчики - в кулачок)

Постучался о порог.

(кулачки стучат друг о дружку)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)

Вышли пальцы танцевать

Раз, два, три, четыре, пять

8

(выбрасывать пальчики из кулачка),

Вышли пальцы танцевать

(свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс

(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),

Указательный - в припляс

(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),

Средний пальчик - поклонился

(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок

другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать?

(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Для занятий понадобятся небольшие мячи или пластиковые шарики, они должны

помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности

стола.

2. Ритмические упражнения.

Ритмические ощущения, по сути, это часть слуховых ощущений. Поэтому любые

упражнения , направленные на развитие чувства ритма, направлены и на развитие слуха.

Работу по воспитанию чувства ритма с начинающими учениками можно

представить как движение по нескольким параллельным линиям. Сначала ученик должен

накопить слуховой опыт при восприятии разнообразной ритмической информации,

почувствовать образно-смысловое содержание ритма. Эмоциональное осмысление

ритмических впечатлений вызывает двигательную реакцию. Не случайно в начальном

периоде обучения необходимо формировать у детей умение воспринимать и передавать

разнообразные виды пульсации при помощи движений.

Понадобятся барабанные палочки, ложки и т.п.

1.«Знакомство»

Дети стоят в кругу и по очереди простукивают свои имена.

2.« Справа - Слева»

Дети стоят в кругу. По очереди простукивают имена своего соседа справа – слева.

3.»Повторяшки»

Прохлопываем небольшие ритмические примеры за педагогом, потом дети задают

«ритм» друг другу.

3.Слушаем пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Играет педагог.

Дать возможность ребенку «поймать» пульс пьесы.

4. Карточки – слова

Начинаем со слов на 2 слога, затем 3, 4, 5.

9

Присоединяем длинные – короткие палочки.

Различные игры с карточками: «Найди и прохлопай», «Убери лишнее слово».

5.Воспроизводим ритм знакомой песенки и просим ученика отгадать ее и

выложить палочками.

Репертуар: детские песенки «Два кота», «Маленькой елочке», «Андрей-воробей»,

«Ежик – чудачок», «Едет паровоз» и т.п.

6.Шаги – хлопки.

Более поздний период. Должна быть определенная база, изучены длительности.

Нужен каждой ноте счёт.

Ноты, стройтесь на расчёт!

Различи, скорее, друг,

Длинный и короткий звук.

Нотки правильно считай,

Чувство ритма развивай.

Нужно помнить вам, что РАЗ –

Это сильный счёт у нас.

В день рождения енот

Получил огромный торт.

Съесть один его хотел,

Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -

Прибежал к нему барсук.

И пришлось тогда друзьям

Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –

В дверь стучат соседки-белки.

На четыре части торт

Режет для гостей енот.

Кто еще стучится в дверь?

- Эй, барсук, пойди, проверь!

Заяц, волк, лиса и ежик

Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!

Всех гостей к столу мы просим!

3.Знакомство с клавиатурой, расположение нот на линейках

Знакомство с октавами, обращаем внимание на тембр и звуковысотность.

Основа – «по черным», с подключением музыкальных представлений Исаака Ньютона,

который вывел соответствие цветов солнечного спектра семи нотам музыкальной гаммы.

И. Оленева

Музыкальный кот

Я рисую радугу в целый небосвод,

А идет по радуге мой домашний кот!

10

Семь цветов-полосок – разные совсем.

Музыкальных ноток нарисую семь!

Радостно по ноткам котик ходит – стук,

Каждая полоска издает свой звук!

Красная полосочка ноткой ДО звучала,

Оранжевая весело нотку РЕ качала.

Желтая тянула МИ тепло и нежно,

Зеленая трубила нотку ФА-а-а прилежно.

Голубая ласково нотку СОЛЬ пропела,

Синяя полосочка с ноткой ЛЯ взлетела.

Цветом фиолетовым нотка СИ лилась!

Песенка на этом не оборвалась!

Заплясал зеркальный разноцветный свод!

Очень музыкальный у меня есть кот!

Добавляем игровые упражнения по всей клавиатуре, не боимся черных клавиш.

Левой-правой, левой – правой,

Смело мы вперед идем,

А потом по всем октавам

К контр – октаве подойдем.

Прыг – скок , дружок,

Еще разок!

Скорее вниз

Теперь спустись.

«Привязываем» расположение нотки на клавиатуре к нахождению на нотном

стане.Лучше использовать нотный стан большого формата и «живые нотки», которые

ученик может сам распологать в нужном месте и сврободно передвигать.

Очень важна выработка навыка чтения нот по линейкам.

«Читалочки» - готовые карточки с нотками, сначала читаем по линейкам, затем

постепенно с названием нот.

На уроке разучиваются простые пьески с выученными нотками.(Аккомпанемент!)

Барахтина Ю. Ступеньки юного пианиста.

Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и

первого класса ДМШ.

Бахмацкая О. Здравствуй, малыш! Песни и ансамбли для детей дошкольного и

младшего школьного возраста.

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью.

Донченко Т., Захарова Л. Раз, два, три, четыре, пять!Начинаю я играть!

Кончаловская Н.Нотная азбука.

Соколова Н. Ребенок за роялем.

Сотникова О.Я учусь играть Учебное пособие для начинающих пианистов.

Хереско Л. Музыкальные картинки.

11

Цыганова Г.Новая школа игры на фортепиано.

4.Общее музыкальное развитие, слушание музыки.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности в развитии

музыкальных способностей. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких

музыкальных впечатлениях.

Восприятие музыки - сложного многоуровневого явления - представляет для

дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства,

что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального

художественного образа, с другой, - с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника.

В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального

восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов.

Восприятие музыки развивается в дошкольном возрасте и занимает главное

место в музыкальном развитии и воспитании детей. Для достижения высокого

уровня музыкального развития необходимо с самого раннего возраста создавать

условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Необходимо

закладывать с раннего детства отношение к музыке не только как к средству

увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры.

Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или

иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим».

Можно утверждать, что музыкальное искусство включает в себя и

интеллектуальное начало. У ребенка развивается произвольность и познавательная

активность, мышление и воображение тогда когда он слушает и воспринимает и

анализирует музыку.

У детей дошкольного возраста развивается речь в процессе повествования о музыке

и ее анализа. Она становится более содержательной, образной и выразительной.

В музыкальных программах для дошкольников можно пронаблюдать, что слушание

музыки как вид деятельности очень универсальный, его обычно выделяют в

самостоятельный раздел, так как без восприятия музыки нельзя представить себе и другие

виды музыкальной деятельности.

Начинать нужно с вырабатывания слухового навыка различать мажор и

минор , тихое и громкое звучание.

Мажор-минор

Музыкант и дирижер

радуются с нами:

про минор и про мажор

мы расскажем сами.

Жили-были братья-гномы,

Дом их рядом с нотным домом,

Брат-мажор с минором-братом,

Два различных брата-лада.

Я - Мажор, бегу, кричу,

Я - Минор, иду, грущу,

Я - Мажор, смеюсь, шумлю,

Я - Минор, шепчу и сплю,

Я - Мажор, веселый гном,

счастлив даже под дождем,

Я - Минор, печальный гном,

12

грустный прихожу я в дом.

Я - Мажор как помидор:

красный, очень яркий,

Белым назовем Минор,

как подснежник в парке.

Интересный разговор,

стали мы друзьями,

про минор и про мажор

рассказали сами.

Форте-пиано

Пароход подходит к порту,

Разгуделся громко:

- Форте!

Тихо волны океана

лижут палубу:

- Пиано.

Спят зайчонок и зайчиха.

Ночь. Пиано - это тихо.

Бьют мартышки в барабаны:

- Громко! Форте!

А пиано - это дружно обезьяны

тихо кушают бананы.

Для следующей формы формы занятия Необходим дидактический материал –

Рекомендации по использованию дидактического материала.

На одном занятии используем 2-3 портрета композиторов (2-3 занятия), затем

полностью меняем подборку. Возвращаемся к первоначальному материалу.

1.Портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальные аудиопримеры.

2.Карточки с изображением музыкальных инструментов, аудио примеры звучания.

5.Закрепление материала. Игры на развитие внимания.

1. «Нотки – по местам!»

Нужны два больших нотных стана и нотки.

1)Педагог или ученик раскладывает несколько ноток на нотном стане, затем

накрываем его листом бумаги. На втором нотном стане другой ученик должен разложить

нотки в правильном порядке.

2)разложить несколько ноток, дать ребенку время для запоминания. Затем убрать

одну из ноток.

2. «Послушай – повтори»

Слушаем и повторяем ритмические примеры, выклавываем их палочками ,затем

играем этот ритм на инструменте.

3. «Я играю»

Ученик пробует сыграть одну из пьесок, разученных на уроке.

13

3. «Угадай – ка»

Слушаем аудиопримеры (композиторы или инструменты), находим нужную

картинку.

14

Используемая литература:

1.

Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я- Детский педагог».

СПб, Изд-во «Союз художников», 1996г.

2.

Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».

3.

Грохотов С. В. «Как научиться играть на рояле». -М.: издательский дом

«Классика –XXI», 2005г.

4.

Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения» //Педагогика. -1995г.-

№1.

15



В раздел образования