Автор: Егорова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детского сада "Родничок"
Населённый пункт: р.п.Мокроус Фёдоровский район Саратовская область
Наименование материала: НОД
Тема: День рождения Зайки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок»
Конспект
Тема: «День рождения Зайчика»
для детей подготовительной группы
Подготовила и провела
воспитатель
Егорова Валентина Александровна
р.п. Мокроус
2019 год
Тема: «День рождения Зайчика»
Цель:научить детей в совершенстве освоить звуковой анализ слова;
формировать знания детей о звуках, давая им отдельную
характеристику;развивать фонематический слух и умение составлять
повествовательный рассказ.
Тип занятия: игровой
Методы: наглядный, словесный, информационно-рецептивный, игровой,
репродуктивный.
Образовательная область: Речевое развитие (ЗКР)
Задачи
Образовательные:
1.Познакомить детей с терминами «речь», «слово», «предложение». Учить
схематично изображать предложение.Учить составлять короткие и длинные
предложения.Совершенствовать монологическую речь.
2.Продолжать закреплять умение делать звуковой анализ слов из трёх звуков:
называя звук и его характеристику (твёрдый, мягкий).
Развивающие:
1.Развивать умение «читать» слово,интонационно выделяя в слове каждый
звук ,в соответствии с указкой воспитателя и самостоятельно.
2.Упражнять в умении придумывать ласкательно- уменьшительные слова от
слова –Заяц (зайчик, зайчонок, зайчишка, заюшка и т.д.). Учить использовать
их в речи.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение слушать, слышать воспитателя и своих товарищей.
2.Формировать дружеские отношения на занятии.
Предшествующая работа: чтение и заучивание русских народных песенок,
закличек, прибауток, пословиц, скороговорок, считалок с чётким
произношением каждого звука, слогов, слов.
Демонстрационный материал:
Иллюстрация лес , иллюстрации диких животных, мягкая игрушка зайца,
схема слова «лес», схематичное изображение предложения (полоски),
ширма, схематичное изображение короткого слова и длинного.
Раздаточный материал:
Л.Е.Журова «Азбука для дошкольников».стр.50-51
Простой карандаш
1 часть. Мотивационная
Дети входят в зал и садятся на стульчики .
Звучит аудиозапись песни «День рожденья».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что сегодня у нас за праздник?
Дети: День рождения!
Воспитатель:Правильно, День рождения. А у кого День рождения -вы
узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Зимою беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится (заяц)
Вношу мягкую игрушку, ставлю перед ширмой( за ширмой сидит человек и
ведёт речь от имени зайчика)
Зайчик: Здравствуйте, ребята!У меня сегодня День рождения!Я такой
счастливый: мне будут подарки дарить, слова хорошие говорить,песни
поздравительные петь.
А вы знаете где я живу?
2 часть. Основная
Дети: В лесу.
Зайчик: Лес….!Какое прекрасное слово! Я хочу, чтобы вы это тоже
почувствовали.Послушайте его звучание - Л е с! Л е с!
Я хочу, чтобы вы рассказали мне , из каких звуков состоит это слово.
Воспитатель: Подожди, подожди, Зайка, мы тоже хотим произнести это
слово, да , ребята?
(воспитатель, а затем дети произносят слово «лес»)
--Данила, сколько звуков ты услышал в этом слове?
-Данила: Я услышал 3 звука в этом слове.
--А ты ,Юля?Катя? Никита?( все дети отвечают на вопрос полными
предложениями).
-Давайте проверим, кто же из нас прав.
Садитесь на свои места (дети садятся за парты) и откройте тетрадь на
страничке с зелёной закладкой.
Посмотрите и скажите, что вы видите на левой страничке вверху ?
Дети: Там нарисован лес.
Воспитатель: Давайте проговорим это слово.( проговаривают два-три раза).
-Ребята, как вы думаете, сколько звуков в этом слове?
Дети: Три.
Воспитатель: Назовите первый звук .
Дети: -л.
Воспитатель: Что вы о нём можете сказать?
Дети: Мягкий, обозначается зелёным цветом
Воспитатель:Назовите второй звук .
Дети: - э
Воспитатель: Что о нём вы можете сказать?
Дети: Это гласный звук, обозначается красным цветом.
Воспитатель: Назовите третий звук.
Дети: -с.
Воспитатель:Что вы о нём можете сказать?
Дети: Твёрдый, обозначается синим цветом.
Воспитатель:Зайчик «прочитать» тебе это слово?
Зайчик: Да!
И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а
Дети «читают» , ведя по схеме пальчиком в соответствии со схемой слова.
Воспитатель , с зайчиком в руках, следит за «чтением» детей.
Воспитатель: Зайчик, а почему ты гостей не пригласил на свой День
рождения?
Зайчик: Я долго думал, кого бы я хотел увидеть на своём Дне рождении и
решил пригласить своих соседей—диких животных леса, но таких, чтобы в
их названии первый звук начинался с мягкого звука.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за животные?
Дети: Медведь, лиса, белка
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что, названия этих животных начинаются с мягких согласных
звуков.
Зайчик: Вот-вот, их то я и хотел пригласить. Знаете, я решил ещё
пригласить и животных, чьи имена начинаются с твёрдого звука. Подскажите
их мне, ребята!
Дети:Волк, крот .
Дети прикрепляют магнитами к доске иллюстрации животных леса.
Ф и з м и н у т к а
Воспитатель:Всем детям на день рождения мы поём песенку «Каравай».
Давайте и Зайчику её споём (пение хороводной песенки «Каравай» )
Дети садятся за столы
Воспитатель: Ребята, а теперь пора поздравить Зайчика с Днём рождения и
сказать ему несколько приятных слов.Своё поздравление я предлагаю начать
с ласкового обращения к нему, например—зайчишка, заюшка или как то
иначе.
-Зайка, я тебе желаю здоровья!(поздравление Леры)
(Поздравления 4-5-и человек)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наша речь состоит из предложений, а
предложения из слов. Вы сейчас поздравляли Зайку и говорили ему свои
пожелания. Все пожелания ваши тоже состоят из предложений, а
предложения из слов.
Лера сказала: «Зайка, я тебе желаю здоровья». Это предложение, оно состоит
из пяти слов.
Выкладываю схему слова
Первое слово- зайка
Второе слово-я
Третье слово-тебе
Четвёртое—желаю
Пятое слово—здоровья
Предложения могут быть и длинными и короткими. Короткое предложение
может состоять из двух, трёх слов.( показываю на доске схематично).
Длинное из пяти, шести и более слов (показываю на доске схематично).
Давайте придумаем короткое предложение о Зайчике, состоящее из двух слов
Дети: Зайчик спит. Зайчик прыгает. Бегает зайка.
Воспитатель: Придумайте длинное предложение о Зайчике.
Дети: Зайчик прыгает ловко и грызёт морковку. Заяц очень быстрый и
ловкий. Молодцы!
Воспитатель: Зайка, а ты любишь подарки?
Зайка: Люблю!
Воспитатель А какие?
Зайка:Всякие!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на День рождения ходят без подарка?
Дети: Нет!
Воспитатель: А где их берут?
Дети:Делают своими руками, покупают в магазине.(разнообразные ответы
детей)
Воспитатель:Сейчас мы пойдём с вами в магазин.
Откройте тетрадь на страничке с красной закладкой.
Представьте, вы пришли в магазин. Кто вас там встречает?Продавец. А
продавец то непростой,он любит слова , первый звук у которых начинается с
мягкого звука.Он вам предлагает выбрать много подарков, но чтобы они все
начинались с мягкого звука.
Возьмите карандаш, подумайте какие слова начинаются с мягкого звука
,выберите их и « отнесите» (-соедините карандашом) продавцу для упаковки
подарка.
--Аня, ты какие подарки купила Зайке? Слава? Вадим? Юля? Лера?( требую
полных ответов, спрашиваю несколько человек).
«Подарите»их Зайке .(Зайка, я тебе дарю бегемота .(5-6 подарков)).
Зайка: Спасибо вам ,ребята за поздравления, за подарки , за хорошие слова.
А сейчас я пойду в лес домой .Меня там ждут папа и мама.Прощайте!
3 часть. Заключительная
У Зайки получилось незабываемое День рождения благодаря вашим ответам
на мои вопросы, за игры и отгадывание загадок, за прекрасно проведённое
время на занятии. Спасибо вам , ребята, и от меня.
Занятие окончено.
Использу
емая литература:
1.Л.Е.Журова, М.И.Кузнецова «Азбука для дошкольников»№2
(Играем со звуками и словами )
Москва Издательский центр «Вента-Граф» 2010г.
2.Е.А. Савельев Загадки для детей 4-7 лет. «500 весёлых загадок в стихах»
Новосибирск: Сибирское университетское издание 2010год.