Напоминание

Совершенствование технических элементов игры баскетбол


Автор: Бубякин Валерий Анатольевич
Должность: учитель физической кульутры
Учебное заведение: МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование технических элементов игры баскетбол
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель физической культуры

МОБУ СОШ №5 им.Н.О.Кривошапкина

г.Якутска Республики Саха (Якутия)

Бубякин Валерий Анатольевич

Совершенствование технических элементов в баскетболе

на основе личностно- ориентированного подхода.

Баскетбол – спортивная игра, которая очень популярна среди

студенческой

молодежи

и

характеризуется

обострившейся

спортивной

конкуренцией. Эта игра привлекает своей эмоциональностью, зрелищностью.

Условия

игры

становятся

контактными,

активными,

жёсткими.

Баскетбол

включает в себя большое количество разнообразных и сложных технико-

тактических приемов. Несмотря на всю сложность этой игры, баскетбол

обладает высокой динамичностью, а во всестороннем физическом развитии

этот вид спорта является одним из самых эффективных.

Баскетбол – спортивная игра, которая развивает у игроков: скорость,

ловкость, прыгучесть, быстроту, координацию, гибкость, выносливость, все

те качества, которые необходимы баскетболисту для успешного овладения

этой игрой. Большинство технических и тактических приемов относятся к

группе скоростных упражнений, и так как баскетбол на сегодняшний день

является скоростной игрой, то и требования, предъявляемые к развитию

скоростных способностей игроков и быстроты очень высок. Условия игры в

баскетболе в настоящее время быстро меняются от нападения к защите и

наоборот и поэтому игроки вынуждены постоянно выполнять разнообразные

движения

на

площадке

в

разные

стороны

во

время

игры.

Различные

движения на площадке и взаимодействия с партнерами не могут быть хорошо

выполнены

если

игроки

имеют

слабую

физическую,

техническую,

тактическую и психологическую подготовленность, для развития которых

необходимо

систематиче ское

и

по следовательное

обучение

и

совершенствование.

В целях формировании физической культуры личности, гармоничного

физического развития и физической подготовленности детей, подростков и

молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных

учреждениях

нуждается

в

повышении

объема

физкультурно-спортивной

активности учащихся.

Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований

государственного стандарта играет применение личностно-ориентированного

подхода.

Во-первых,

личностно-ориентированный

подход

направлен

на

удовлетворение

потребностей

и

интересов

в

большей

мере

ребенка.

Во-

вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные

усилия

не

к

формированию

у

детей

социально

типичных

свойств,

а

к

развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. Совершенно

очевидно,

что

реализация

личностно

ориентированного

подхода

должна

осуществляться

за

счет

наиболее

полного

учета

индивидуальных

особенностей

личности

и

возможностей

растущего

организма

каждого

школьника.

В

системе

школьного

физкультурного

образования

самым

перспективным является разработка программ по следующим направлениям:

- базовое физическое воспитание (в соответствии с Государственным

образовательным стандартом);

- оздоровительная физическая подготовка (для основной медицинской

группы учащихся);

-

профильная

спортивная

тренировка

(для

школьников,

обладающих

способностями к спортивной деятельности);

-

адаптивная

физическая

культура

(для

школьников,

имеющих

отклонения в состоянии здоровья и развитии).

Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных

потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных

технологий

базового

и

профильного

физического

во спит ания,

оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры,

спортивной тренировки в различных видах физической активности.

Формирование инновационных технологий предполагает использование

определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того

или иного нововведения. Основным критерием инноваций является новизна,

имеющая

равное

отношение

к

оценке

как

научных

педагогических

исследований, так и передового педагогического опыта. Результативность как

критерий инновации означает определенную устойчивость положительных

результатов

в

профессиональной

деятельности

учителей.

Возможность

творческого применения инновационных технологий в массовом опыте также

является критерием оценки их эффективности.

Целесообразность

применения

инноваций

в

массовой

практике

подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных педагогов, но

после

их

апробации

и

объективной

экспертизы

они

могут

быть

рекомендованы к массовому внедрению. Четкое представление о содержании

и критериях инновационных технологий, владение методикой их применения

позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений

объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.

Использование

личностно

ориентированного

подхода,

так

же

как

и

дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным

условием

эффективного

решения

образовательных,

оздоровительных

и

развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно

ориентированные

технологии

предусматривают

р а с п р ед е л е н и е

занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для

более

объективного

учета

индивидуальных

и

групповых

особенностей

школьников.

Основой распределения учащихся на группы служит принадлежность к

определенному психическому или соматическому типу, а также к наиболее

успешному

выполнению

какого-либо

вида

физической

активности.

Критериями для подобного распределения могут быть: пол, медицинская

группа,

уровень

физической

подготовленности,

тип

телосложения

и

т.д.

Реализация личностно ориентированного подхода связана с необходимостью

определения индивидуальных и групповых особенностей и возможностей

учащихся, выбор адекватных оптимальных тренировочных режимов. Данный

подход

должен

отражаться

в

поставленных

задачах

урока,

которые

реализуются

через

различные

упражнения,

имеющие

свою

сложность

и

целенаправленность, в зависимости от поставленной задачи. Чтобы урок по

разделу «Баскетбол» или даже тренировочное занятие состоялся в полном

объеме и имел свое логическое начало и продолжение, необходимо всегда

начинать свое занятие с элементов баскетбола. Особое внимание необходимо

уделять

тому

фактору,

чтобы

баскетбольный

мяч

был

у

каждого

обучающегося. Начало занятия для ученика должно проходить в постоянном

контакте с мячом. Ученик с первых минут занятия должен почувствовать, что

он находится именно на уроке по баскетболу. Даже если учитель физической

культуры не является специалистом в области спортивных игр, он может

включать упражнения с мячом в простейшие обще-развивающие упражнения

из раздела по легкой атлетике. Например:

Мяч за спиной + бег с захлестыванием голени назад.

Шаг-подскок + мяч под ногой.

Бег на носках с прямыми ногами + мяч вокруг корпуса.

Вышагивание в наклоне + мяч под ногами «восьмеркой».

Семенящий бег на пятках + подбрасывание мяча из-за спины через

голову вперед, ловя мяч спереди.

Бег с высоким подниманием бедра + мяч вокруг корпуса.

Движение

в

и.п

упор

присев

сзади,

мяч

на

животе

+

по

свистку

короткое ускорение.

Как правило, в школах недостаточная материальная база для изучения

спортивных

игр.

Можно

наблюдать

такую

картину:

учитель

изучает

со

своими подопечными раздел «Баскетбол» используя один мяч на протяжении

всего урока, когда в классе присутствует 12-15 человек. И весь урок сводится

к тому, что с начала и до конца занятия проходит двусторонняя игра. В

случае, когда учитель не имеет возможности обеспечить каждого ребенка

баскетбольным мячом, есть множество способов, приемов и упражнений для

того, чтобы создать высокую плотность урока, при которой занятие будет

выглядеть как настоящий урок по изучению баскетбола.

Примеры (упражнения в группах по три и более человек):

Передача мяча в тройках со сменой мест («восьмерка») – обучающиеся

становятся в треугольник у лицевой линии площадки, игрок в середине

делает передачу партнеру и выполняет движение в сторону передачи,

забегая партнеру за спину и выполняя короткое ускорение в сторону

кольца.

Получивший

мяч

партнер

проделывает

то

же

с

третьим

игроком.

«Передачи в трапеции»

«Кто больше передач»

Разновидности «пятнашек»

1.

«пятнашки» с ведением

2.

«пятнашки» в парах с гимнастической палкой

3.

«пятнашки» пасом

Необходимо отметить, что баскетбол – очень динамичная,

эмоциональная, требующая больших энергозатрат игра. С тех пор, как было

установлено, что процесс обучения тесно связан с физическим, умственным

и эмоциональным утомлением, будет неразумным продолжать занятие после

появления соответствующих признаков утомления. Не следует превращать

урок баскетбола в бессмысленную «беготню» по площадке с мячом от одного

кольца к другому. Хороший учитель должен прекрасно видеть тот момент в

занятии, когда необходима определенная пауза, чтобы восстановить силы.

Эта пауза не должна превращаться в пустое сидение на скамейке.

Следует уделить особое внимание такому разделу в подготовке

спортсменов-баскетболистов как общая физическая подготовка. Баскетбол –

жесткая игра, и игроки должны быть в прекрасной физической, психической

и моральной кондиции, если они хотят показать все, на что они способны.

Вряд ли найдется другая игра, сравнимая с баскетболом по

напряженности.

Нужно

согласиться

с

тем

фактом,

что

от

играющих

в

баскетбол

требуется

особое

сочетание

физических

качеств:

скоростная

выносливость, силовая выносливость, координационные умения и навыки, а

также

особый

склад

игрового

мышления.

Выше

говорилось

об

особой

динамике игры в баскетбол, во время игры вся команда игроков находится в

постоянном

напряжении,

как

физическом,

так

и

психологическом,

что

предусматривает хорошее психофизическое состояние.

Примеры:

И.п в упоре на бедрах через гимнастическую скамейку, прогибаясь в

спине выполняется передача мяча двумя руками от груди партнеру.

Группа

учащихся

выстраивается

в

колонну

по

одному

лицом

к

баскетбольному щиту, 1-й игрок подбрасывает мяч в щит и становится

в конец колонны, 2-й игрок ловит мяч в воздухе, и не приземляясь,

выполняет передачу в щит и т.д.

ОРУ с использованием л/а барьеров, гимнастических снарядов.

ОРУ на развитие брюшного пресса, выполняя после наклона передачу

мяча двумя руками.

Учащиеся должны быть заняты все время, независимо от

продолжительности занятия. Учитель должен обучать во время занятия, и

этому надо отдавать все свое внимание. Если вы отвлекаетесь, вы не можете

рассчитывать на полное внимание детей

к выполняемой работе. Поэтому

надо исключать любые возможности для отвлечения внимания.

Для уменьшения утомляемости во время занятия можно включать в

обучающий

элемент

урока

общеразвивающие

упражнения

на

развитие

координационных

способностей

учащихся.

Всем

хорошо

известно,

что

баскетболист

без

хорошей

координации

это

всегда

слабое

звено

для

команды. Элемент развивающей координационной направленности можно

включать как в начало занятия, при выполнении так называемой «разминки

баскетболиста»,

так

и

в

промежутках

между

упражнениями

с

высокой

интенсивно стью.

Общеразвивающие

упражнения

на

р а з в и т и е

координационных способностей могут быть простыми и чуть сложнее, в

зависимости от уровня, которым владеют учащиеся при изучении баскетбола.

Примеры:

Подбрасываем

мяч

вверх

-

три

хлопка

ладонями

(спереди,

сзади,

спереди) – поймать мяч

Подбрасываем мяч вверх – махи левой, правой ногой и хлопки под

ними – поймать мяч

Подбрасываем мяч вверх – принять и.п упор присев – встать и поймать

мяч

Подбрасываем мяч вверх – поворот вокруг своей оси на 360

0

– поймать

мяч (следующий поворот в другую сторону)

И.п стоя к стене спиной на расстоянии от нее 2-3 м – подбрасываем мяч

вверх – быстро развернуться и коснуться стены спиной – вернуться на

исходное положение и поймать мяч.

И.п мяч за спиной стопы чуть шире плеч – мяч под ногами с отскоком

от пола – поймать спереди и наоборот.

Эти

упражнения

можно

использовать

также

и

для

уменьшения

плотности урока, динамической нагрузки занятия.

Упражнения для 5-11 классов.

Разминка с мячами.

- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории. (По дуге)

- между ног “восьмёрка”.

- вращение вокруг туловища.

- вращение вокруг головы.

- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов.

- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади.

- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо.

- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола.

- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки.

- перехватить мяч с правой руки на левую руку между ног.

Упражнения для изучения и закрепления броска в движении.

- с места два шага – передача в стену или партнёру.

- то же самое, но с палками, скакалками, обручами

-.с места один удар в пол, два шага – передача.

- у щита под углом 45 градусов на расстоянии двух шагов с одним ударом.

- после небольшого ведения.

- после передачи, ловля, два шага – бросок.

Внимание обращать на то, что с правой стороны первый шаг правой ногой, с

левой – левой. Бросок выполняется в безопорном положении.

Упражнения с двумя мячами на развитие ловкости, координации.

- жонглирование.

- один катим - другой ведём.

- ведение двумя руками одновременно, попеременно.

- передачи в стенку.

- передачи в парах с отскоком один и по воздуху другой мяч.

- передачи в парах по воздуху двух мячей.

- передачи в парах с отскоком двух мячей.

Упражнения “в тройках”

- “восьмёрка” (куда отдал мяч, туда и бежишь, но за спину партнёра.)

- передачи со сменной мест.

- передачи через центрального игрока.

- передачи по кругу в правую и левую стороны.

Для 10-11 классы можно добавить второй мяч.

Упражнения для совершенствования передачи и ловли мяча.

“Квадрат” с двумя мячами в четыре колонны:

1.передача вправо – убегаешь вправо.

2.передача вправо – убегаешь влево.

3.передача по диагонали – убегаешь вправо, (влево )

4. передача вправо – убегаешь по диагонали.

5. передача вправо – убегаешь влево.

6. передача вправо (влево ) – убегаешь во встречную колонну.

Для 5-7классов можно делать на месте, т. е оставаться в своей колонне.

Игры, подводящие к игре баскетбол.

а) для совершенствования приставного шага защитника “Коршун, наседка,

цыплята”

б) для совершенствования передачи и ловли мяча “Мяч капитану”

в) “Салки с мячом”. Двое водящих. При помощи передач надо задеть игроков

только мячом. Бегать с мячом в руках нельзя.

г) “Невод”. То же самое, только кого задели, участвует вместе с водящими.

Цель: Взаимодействие игроков и видение площадки.

е) для совершенствования дриблинга. Один мяч на пару. У кого нет мяча –

надо им завладеть. Мячи у всех. Выбить чужой, не потеряв свой мяч.

Пришло

время

для

широкого

привлечения

детей,

подростков

и

молодежи

к

регулярной

физкультурно-спортивной

активности

в

целях

укрепления

их

здоровья

и

получения

существенного

оздоровительного

эффекта от процесса физического воспитания. Школы имеют по крайней

мере три очевидных преимущества в планировании физической активности

учащихся: школы посещают люди в том возрасте, когда происходят наиболее

значительные

изменения

в

их

развитии;

стратегия

деятельности

образовательных учреждений позволяет всем школьникам получить базовое

образование;

организация

и

содержание

физического

воспитания

осуществляются

главным

образом

через

применение

соответствующих

образовательных программ и использование системы методов обучения.

Список использованной литературы

1. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра

семь, 1997.

2. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД.,

2004.

3. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.

4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное

пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр

«Академия».2008.

5. Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная

программа подготовки российских спортсменов к ИграмXXX Олимпиады

2012 года в Лондоне (баскетбол). - М., РФБ, 2005.

6. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки

баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле

(методические разработки). Москва 2002г.

7. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М.

АСТ. Астрель. 2006. 216 с.

8. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА

2010.

9. Программа для учебно-тренировочных групп спортивного

совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.

10. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным

процессом в спортивных играх. - М., 1996.

11. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое

пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.

12. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе:

обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.



В раздел образования