Автор: Бубякин Валерий Анатольевич
Должность: учитель физической кульутры
Учебное заведение: МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование технических элементов игры баскетбол
Раздел: среднее образование
Учитель физической культуры
МОБУ СОШ №5 им.Н.О.Кривошапкина
г.Якутска Республики Саха (Якутия)
Бубякин Валерий Анатольевич
Совершенствование технических элементов в баскетболе
на основе личностно- ориентированного подхода.
Баскетбол – спортивная игра, которая очень популярна среди
студенческой
молодежи
и
характеризуется
обострившейся
спортивной
конкуренцией. Эта игра привлекает своей эмоциональностью, зрелищностью.
Условия
игры
становятся
контактными,
активными,
жёсткими.
Баскетбол
включает в себя большое количество разнообразных и сложных технико-
тактических приемов. Несмотря на всю сложность этой игры, баскетбол
обладает высокой динамичностью, а во всестороннем физическом развитии
этот вид спорта является одним из самых эффективных.
Баскетбол – спортивная игра, которая развивает у игроков: скорость,
ловкость, прыгучесть, быстроту, координацию, гибкость, выносливость, все
те качества, которые необходимы баскетболисту для успешного овладения
этой игрой. Большинство технических и тактических приемов относятся к
группе скоростных упражнений, и так как баскетбол на сегодняшний день
является скоростной игрой, то и требования, предъявляемые к развитию
скоростных способностей игроков и быстроты очень высок. Условия игры в
баскетболе в настоящее время быстро меняются от нападения к защите и
наоборот и поэтому игроки вынуждены постоянно выполнять разнообразные
движения
на
площадке
в
разные
стороны
во
время
игры.
Различные
движения на площадке и взаимодействия с партнерами не могут быть хорошо
выполнены
если
игроки
имеют
слабую
физическую,
техническую,
тактическую и психологическую подготовленность, для развития которых
необходимо
систематиче ское
и
по следовательное
обучение
и
совершенствование.
В целях формировании физической культуры личности, гармоничного
физического развития и физической подготовленности детей, подростков и
молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных
учреждениях
нуждается
в
повышении
объема
физкультурно-спортивной
активности учащихся.
Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований
государственного стандарта играет применение личностно-ориентированного
подхода.
Во-первых,
личностно-ориентированный
подход
направлен
на
удовлетворение
потребностей
и
интересов
в
большей
мере
ребенка.
Во-
вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные
усилия
не
к
формированию
у
детей
социально
типичных
свойств,
а
к
развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. Совершенно
очевидно,
что
реализация
личностно
ориентированного
подхода
должна
осуществляться
за
счет
наиболее
полного
учета
индивидуальных
особенностей
личности
и
возможностей
растущего
организма
каждого
школьника.
В
системе
школьного
физкультурного
образования
самым
перспективным является разработка программ по следующим направлениям:
- базовое физическое воспитание (в соответствии с Государственным
образовательным стандартом);
- оздоровительная физическая подготовка (для основной медицинской
группы учащихся);
-
профильная
спортивная
тренировка
(для
школьников,
обладающих
способностями к спортивной деятельности);
-
адаптивная
физическая
культура
(для
школьников,
имеющих
отклонения в состоянии здоровья и развитии).
Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных
потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных
технологий
базового
и
профильного
физического
во спит ания,
оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры,
спортивной тренировки в различных видах физической активности.
Формирование инновационных технологий предполагает использование
определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того
или иного нововведения. Основным критерием инноваций является новизна,
имеющая
равное
отношение
к
оценке
как
научных
педагогических
исследований, так и передового педагогического опыта. Результативность как
критерий инновации означает определенную устойчивость положительных
результатов
в
профессиональной
деятельности
учителей.
Возможность
творческого применения инновационных технологий в массовом опыте также
является критерием оценки их эффективности.
Целесообразность
применения
инноваций
в
массовой
практике
подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных педагогов, но
после
их
апробации
и
объективной
экспертизы
они
могут
быть
рекомендованы к массовому внедрению. Четкое представление о содержании
и критериях инновационных технологий, владение методикой их применения
позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений
объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
Использование
личностно
ориентированного
подхода,
так
же
как
и
дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным
условием
эффективного
решения
образовательных,
оздоровительных
и
развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно
ориентированные
технологии
предусматривают
р а с п р ед е л е н и е
занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для
более
объективного
учета
индивидуальных
и
групповых
особенностей
школьников.
Основой распределения учащихся на группы служит принадлежность к
определенному психическому или соматическому типу, а также к наиболее
успешному
выполнению
какого-либо
вида
физической
активности.
Критериями для подобного распределения могут быть: пол, медицинская
группа,
уровень
физической
подготовленности,
тип
телосложения
и
т.д.
Реализация личностно ориентированного подхода связана с необходимостью
определения индивидуальных и групповых особенностей и возможностей
учащихся, выбор адекватных оптимальных тренировочных режимов. Данный
подход
должен
отражаться
в
поставленных
задачах
урока,
которые
реализуются
через
различные
упражнения,
имеющие
свою
сложность
и
целенаправленность, в зависимости от поставленной задачи. Чтобы урок по
разделу «Баскетбол» или даже тренировочное занятие состоялся в полном
объеме и имел свое логическое начало и продолжение, необходимо всегда
начинать свое занятие с элементов баскетбола. Особое внимание необходимо
уделять
тому
фактору,
чтобы
баскетбольный
мяч
был
у
каждого
обучающегося. Начало занятия для ученика должно проходить в постоянном
контакте с мячом. Ученик с первых минут занятия должен почувствовать, что
он находится именно на уроке по баскетболу. Даже если учитель физической
культуры не является специалистом в области спортивных игр, он может
включать упражнения с мячом в простейшие обще-развивающие упражнения
из раздела по легкой атлетике. Например:
Мяч за спиной + бег с захлестыванием голени назад.
Шаг-подскок + мяч под ногой.
Бег на носках с прямыми ногами + мяч вокруг корпуса.
Вышагивание в наклоне + мяч под ногами «восьмеркой».
Семенящий бег на пятках + подбрасывание мяча из-за спины через
голову вперед, ловя мяч спереди.
Бег с высоким подниманием бедра + мяч вокруг корпуса.
Движение
в
и.п
упор
присев
сзади,
мяч
на
животе
+
по
свистку
короткое ускорение.
Как правило, в школах недостаточная материальная база для изучения
спортивных
игр.
Можно
наблюдать
такую
картину:
учитель
изучает
со
своими подопечными раздел «Баскетбол» используя один мяч на протяжении
всего урока, когда в классе присутствует 12-15 человек. И весь урок сводится
к тому, что с начала и до конца занятия проходит двусторонняя игра. В
случае, когда учитель не имеет возможности обеспечить каждого ребенка
баскетбольным мячом, есть множество способов, приемов и упражнений для
того, чтобы создать высокую плотность урока, при которой занятие будет
выглядеть как настоящий урок по изучению баскетбола.
Примеры (упражнения в группах по три и более человек):
Передача мяча в тройках со сменой мест («восьмерка») – обучающиеся
становятся в треугольник у лицевой линии площадки, игрок в середине
делает передачу партнеру и выполняет движение в сторону передачи,
забегая партнеру за спину и выполняя короткое ускорение в сторону
кольца.
Получивший
мяч
партнер
проделывает
то
же
с
третьим
игроком.
«Передачи в трапеции»
«Кто больше передач»
Разновидности «пятнашек»
1.
«пятнашки» с ведением
2.
«пятнашки» в парах с гимнастической палкой
3.
«пятнашки» пасом
Необходимо отметить, что баскетбол – очень динамичная,
эмоциональная, требующая больших энергозатрат игра. С тех пор, как было
установлено, что процесс обучения тесно связан с физическим, умственным
и эмоциональным утомлением, будет неразумным продолжать занятие после
появления соответствующих признаков утомления. Не следует превращать
урок баскетбола в бессмысленную «беготню» по площадке с мячом от одного
кольца к другому. Хороший учитель должен прекрасно видеть тот момент в
занятии, когда необходима определенная пауза, чтобы восстановить силы.
Эта пауза не должна превращаться в пустое сидение на скамейке.
Следует уделить особое внимание такому разделу в подготовке
спортсменов-баскетболистов как общая физическая подготовка. Баскетбол –
жесткая игра, и игроки должны быть в прекрасной физической, психической
и моральной кондиции, если они хотят показать все, на что они способны.
Вряд ли найдется другая игра, сравнимая с баскетболом по
напряженности.
Нужно
согласиться
с
тем
фактом,
что
от
играющих
в
баскетбол
требуется
особое
сочетание
физических
качеств:
скоростная
выносливость, силовая выносливость, координационные умения и навыки, а
также
особый
склад
игрового
мышления.
Выше
говорилось
об
особой
динамике игры в баскетбол, во время игры вся команда игроков находится в
постоянном
напряжении,
как
физическом,
так
и
психологическом,
что
предусматривает хорошее психофизическое состояние.
Примеры:
И.п в упоре на бедрах через гимнастическую скамейку, прогибаясь в
спине выполняется передача мяча двумя руками от груди партнеру.
Группа
учащихся
выстраивается
в
колонну
по
одному
лицом
к
баскетбольному щиту, 1-й игрок подбрасывает мяч в щит и становится
в конец колонны, 2-й игрок ловит мяч в воздухе, и не приземляясь,
выполняет передачу в щит и т.д.
ОРУ с использованием л/а барьеров, гимнастических снарядов.
ОРУ на развитие брюшного пресса, выполняя после наклона передачу
мяча двумя руками.
Учащиеся должны быть заняты все время, независимо от
продолжительности занятия. Учитель должен обучать во время занятия, и
этому надо отдавать все свое внимание. Если вы отвлекаетесь, вы не можете
рассчитывать на полное внимание детей
к выполняемой работе. Поэтому
надо исключать любые возможности для отвлечения внимания.
Для уменьшения утомляемости во время занятия можно включать в
обучающий
элемент
урока
общеразвивающие
упражнения
на
развитие
координационных
способностей
учащихся.
Всем
хорошо
известно,
что
баскетболист
без
хорошей
координации
–
это
всегда
слабое
звено
для
команды. Элемент развивающей координационной направленности можно
включать как в начало занятия, при выполнении так называемой «разминки
баскетболиста»,
так
и
в
промежутках
между
упражнениями
с
высокой
интенсивно стью.
Общеразвивающие
упражнения
на
р а з в и т и е
координационных способностей могут быть простыми и чуть сложнее, в
зависимости от уровня, которым владеют учащиеся при изучении баскетбола.
Примеры:
Подбрасываем
мяч
вверх
-
три
хлопка
ладонями
(спереди,
сзади,
спереди) – поймать мяч
Подбрасываем мяч вверх – махи левой, правой ногой и хлопки под
ними – поймать мяч
Подбрасываем мяч вверх – принять и.п упор присев – встать и поймать
мяч
Подбрасываем мяч вверх – поворот вокруг своей оси на 360
0
– поймать
мяч (следующий поворот в другую сторону)
И.п стоя к стене спиной на расстоянии от нее 2-3 м – подбрасываем мяч
вверх – быстро развернуться и коснуться стены спиной – вернуться на
исходное положение и поймать мяч.
И.п мяч за спиной стопы чуть шире плеч – мяч под ногами с отскоком
от пола – поймать спереди и наоборот.
Эти
упражнения
можно
использовать
также
и
для
уменьшения
плотности урока, динамической нагрузки занятия.
Упражнения для 5-11 классов.
Разминка с мячами.
- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории. (По дуге)
- между ног “восьмёрка”.
- вращение вокруг туловища.
- вращение вокруг головы.
- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов.
- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади.
- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо.
- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола.
- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки.
- перехватить мяч с правой руки на левую руку между ног.
Упражнения для изучения и закрепления броска в движении.
- с места два шага – передача в стену или партнёру.
- то же самое, но с палками, скакалками, обручами
-.с места один удар в пол, два шага – передача.
- у щита под углом 45 градусов на расстоянии двух шагов с одним ударом.
- после небольшого ведения.
- после передачи, ловля, два шага – бросок.
Внимание обращать на то, что с правой стороны первый шаг правой ногой, с
левой – левой. Бросок выполняется в безопорном положении.
Упражнения с двумя мячами на развитие ловкости, координации.
- жонглирование.
- один катим - другой ведём.
- ведение двумя руками одновременно, попеременно.
- передачи в стенку.
- передачи в парах с отскоком один и по воздуху другой мяч.
- передачи в парах по воздуху двух мячей.
- передачи в парах с отскоком двух мячей.
Упражнения “в тройках”
- “восьмёрка” (куда отдал мяч, туда и бежишь, но за спину партнёра.)
- передачи со сменной мест.
- передачи через центрального игрока.
- передачи по кругу в правую и левую стороны.
Для 10-11 классы можно добавить второй мяч.
Упражнения для совершенствования передачи и ловли мяча.
“Квадрат” с двумя мячами в четыре колонны:
1.передача вправо – убегаешь вправо.
2.передача вправо – убегаешь влево.
3.передача по диагонали – убегаешь вправо, (влево )
4. передача вправо – убегаешь по диагонали.
5. передача вправо – убегаешь влево.
6. передача вправо (влево ) – убегаешь во встречную колонну.
Для 5-7классов можно делать на месте, т. е оставаться в своей колонне.
Игры, подводящие к игре баскетбол.
а) для совершенствования приставного шага защитника “Коршун, наседка,
цыплята”
б) для совершенствования передачи и ловли мяча “Мяч капитану”
в) “Салки с мячом”. Двое водящих. При помощи передач надо задеть игроков
только мячом. Бегать с мячом в руках нельзя.
г) “Невод”. То же самое, только кого задели, участвует вместе с водящими.
Цель: Взаимодействие игроков и видение площадки.
е) для совершенствования дриблинга. Один мяч на пару. У кого нет мяча –
надо им завладеть. Мячи у всех. Выбить чужой, не потеряв свой мяч.
Пришло
время
для
широкого
привлечения
детей,
подростков
и
молодежи
к
регулярной
физкультурно-спортивной
активности
в
целях
укрепления
их
здоровья
и
получения
существенного
оздоровительного
эффекта от процесса физического воспитания. Школы имеют по крайней
мере три очевидных преимущества в планировании физической активности
учащихся: школы посещают люди в том возрасте, когда происходят наиболее
значительные
изменения
в
их
развитии;
стратегия
деятельности
образовательных учреждений позволяет всем школьникам получить базовое
образование;
организация
и
содержание
физического
воспитания
осуществляются
главным
образом
через
применение
соответствующих
образовательных программ и использование системы методов обучения.
Список использованной литературы
1. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра
семь, 1997.
2. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД.,
2004.
3. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр
«Академия».2008.
5. Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная
программа подготовки российских спортсменов к ИграмXXX Олимпиады
2012 года в Лондоне (баскетбол). - М., РФБ, 2005.
6. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки
баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле
(методические разработки). Москва 2002г.
7. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М.
АСТ. Астрель. 2006. 216 с.
8. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА
2010.
9. Программа для учебно-тренировочных групп спортивного
совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.
10. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным
процессом в спортивных играх. - М., 1996.
11. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое
пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
12. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе:
обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.