Напоминание

Проектная деятельность: Методические основы применения в условиях реализации ФГОС. Проект как часть урока французского языка в 6 классе. " Сказки для младших братьев и сестер".


Автор: Козлова Ирина Владимировна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 66
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность: Методические основы применения в условиях реализации ФГОС. Проект как часть урока французского языка в 6 классе. " Сказки для младших братьев и сестер".
Раздел: среднее образование





Назад




Ирина Владимировна Козлова, учитель иностранного языка,

МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени Виктора Александровича Стукалова

Проектная деятельность:

Методические основы применения в условиях реализации ФГОС.

(Проект как часть урока французского языка в 6 классе.)

« Сказки для младших братьев и сестер».

Е.С. Полат дает определение методу проектов в современном понимании: «метод,

предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов,

которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных

действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод ориентирован на самостоятельную работу обучающихся.

Обучающиеся не только получают сумму знаний, но и обучаются приобретать эти

знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и

практических задач.

Основные требования при использовании этого метода:

1.

Наличие проблемы, требующей интегрированного знания,

исследовательского поиска для ее решения.

2.

Познавательная значимость результатов.

3.

Самостоятельная деятельность обучающихся.

4.

Структурирование содержательной части, предусматривающее

определенную последовательность действий.

Проектная деятельность рассматривается как система обучения, при которой

обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и

выполнения практических заданий.

Работа над проектом развивает творческую активность обучающихся, умение

выполнять исследовательскую работу, анализировать выполненную работу;

способствует развитию коллективной учебной деятельности; объединяет весь

коллектив для решения единой цели.

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную

практическую деятельность, в результате которой возникает что-то новое. Она

носит ориентированно –личностный характер, позволяет учителю осуществлять

индивидуальный подход к каждому ученику.

В ходе работы над проектом учитель должен быть консультантом: давать

рекомендации по сбору информации, обсуждать этапы реализации проекта.

В ходе выполнения работы над проектом у обучающихся развиваются такие

способности как : коммуникативная ( способность к общению); проблемно –

поисковая(способность решать жизненные вопросы); рефлексивная( способность

к анализу совершенной деятельности).

Типология проектов определяется следующими признаками: число

участников, метод, доминирующий в проекте, продолжительность проекта,

предметно – содержательная область, масштаб применения проекта.

Проекты бывают индивидуальные и групповые.

Типы проектов:

1.

Исследовательские – социальная значимость, актуальность предмета

изучения для всех участников, эксперименты и опыты.

2.

Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются

жанру конечного результата (газета, сочинение, видеофильм, спектакль,

игра, праздник и. п.)

3.

Ролевые, игровые – структура тоже не имеет строгой формы. Участники

принимают на себя определенные роли (литературные персонажи,

выдуманные герои), которые имитируют социальные или деловые

отношения, осложняемые придуманными ситуациями. Степень творчества

высока, результаты либо намечаются в начале процесса, либо

вырисовываются в самом конце.

4.

Информационные – сбор информации об объекте, ознакомление, анализ и

обобщение фактов. Такие проекты как правило хорошо структурированы.

5.

Практико –ориентированные – отличаются четко обозначенными

результатами, причем результат ориентирован на социальные интересы

самих участников.

По продолжительности выполнения проекты делятся на :

Краткосрочные (несколько уроков);

Средней продолжительности (от недели до месяца);

Долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев).

По предметно – содержательной области проекты делятся на:

Монопроекты (в рамках одного предмета);

Межпредметные (затрагивающие 2-3 предмета);

Системные (требующие обращения к широкому спектру областей науки и

культуры).

По масштабу применения проекты дифференцируются на : групповые,

общешкольные, региональные и международные.

Этапы работы над проектом.

1.

Подготовительный ( уточнение информации, обсуждение задания,

проблемы, формирование задач, определение источников информации,

базовая лексика, простые предложения).

2.

Основной (работа с информацией, синтез и анализ идеи, оформление

проекта).

3.

Заключительный (защита проекта, коллективный анализ, оценка

результатов).

В материалах учебника «Синяя птица» по французскому языку для 6 класса есть

такая тема как: « Жил был однажды…». Среди заданий к этой теме были

следующие: дать совет; уметь сравнивать; читать биографию писателя; сочинять

сказку. В ходе работы над этой темой обучающиеся познакомились с

французскими писателями-сказочниками, прочитали отрывки из классических

сказок и одну современную сказку. Авторы учебника предложили ситуацию, в

ходе которой ученики французской школы писали современные сказки для

конкурса. Сначала обучающиеся ознакомились с содержанием сказки. Затем

нашли, назвали и охарактеризовали персонажей. После этого выбрали лексику,

характерную для сказок. Разделили текст на части и составили план. Придумали

другие заголовки к сказке. Пришли к выводу ,что сказка всегда позитивна и у нее

всегда должен быть хороший конец. Сказка это не простая история, она «советует,

как надо поступать в различных ситуациях».

Следующим заданием авторы учебника предложили обучающимся написать

сказку, используя опорную лексику.

Обучающимся было предложено написать сказку для своих младших братьев и

сестер. Во - первых это интересно и увлекательно. Во – вторых это дает полет

фантазии. В - третьих, дети сами выбирали героев, время действия, события.

Каждый выбирал для себя объем текста и «опоры». При оформлении текста

должна была быть обязательно использована «сказочная» лексика. В сказке

должна прослеживаться логика событий, присутствовать «поучительный момент»,

начало и концовка.

Обучающиеся самостоятельно придумали каждый свою сказку, каждый оформил

ее в своем стиле, нашли подходящие иллюстрации или сами нарисовали их.

Заключительным этапом работы стала презентация проектов. Каждый ребенок

сначала знакомил с новыми словами, рассказывал сказку, показывал иллюстрации,

задавал вопросы по содержанию. Все принимали участие в процессе и оценивали

сказки : сюжет, оригинальность, объем, иллюстрации.

В итоге у нас получились небольшие сказки, которые по желанию ребят были

собраны в книгу, которую мы вам и представляем.

Наш проект относится к категории творческих проектов, к монопроектам, к

групповому виду, время выполнения около месяца.

Заключение.

Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов,

повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, расширяет

языковые знания. Проект - это возможность обучающихся выразить собственные

идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики в урочной и внеурочной деятельности.

1.

Введение и тренировка новой лексики.

2.

Прямой и обратный перевод.

3.

Предвосхити содержание по заголовку.

4.

Придумай другой заголовок.

5.

Выпиши опорные слова.

6.

Дано начало предложения –дополни информацией из текста.

7.

Пользуясь опорными словами придумай другое окончание истории.

8.

Составь план к тексту.

9.

Подбери лексику к каждому пункту плана.

10.Игра в «снежный ком», пользуясь лексикой текста.

11. Составь «синквейн»

12.Для сильных учеников. Пользуясь опорными словами из этой сказки,

составь сказку с другим сюжетом.

Список литературы.

1.

Селиванова М.А. Шашурина А.Ю. Французский язык: «Синяя птица» :

учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.А.

Селиванова. А.Ю. Шашурина. — М.: Просвещение, 2017. – 128 с.

2.

Кондаурова О.В. Формирование иноязычной коммуникативной

компетенции в процессе проектного обучения //Немецкий язык. Все для

учителя. Всероссийский научно – методический журнал №12, декабрь

2017. – Издательская группа Основа. – 2с.

3.

Щерба Л.В. Матусевич М.И. Русско - французский словарь // Л.В.

Щерба. М.И. Матусевич. - М.: Русский язык , 2013.

4.

Потоцкая В.В. Потоцкая Н.П. Французско - русский словарь // В.В.

Потоцкая. Н.П. Потоцкая. – М.: Советская энциклопедия , 1990.

5.

Сеть интернет.



В раздел образования