Автор: Казаркина Светлана Петровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТТ
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности
Тема: Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Центр детского технического творчества»
Тема:
«Дополнительное образование в контексте социально-
педагогической деятельности»
Казаркина С.П.
методист
МБОУ ДО ЦДТТ
города Ростова-на-Дону
2020 г.
Содержание
Введение......................................................................................................... 3
1. Социально-педагогическая значимость дополнительного образования
................................................................................................................................... 5
2.
Особенности
и
значение
социально-педагогической
работы
в
учреждениях дополнительного образования........................................................ 8
2.1. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании
подрастающего поколения..................................................................................8
2.2.
Сущность
и
виды
социально-педагогической
работы
в
учреждениях дополнительного образования.................................................. 11
2.3. Важнейшие аспекты социально-педагогической деятельности в
учреждениях дополнительного образования.................................................. 13
2.4. Особенности взаимодействия между педагогом дополнительного
образования и воспитанниками....................................................................... 16
Заключение.................................................................................................. 20
Список литературы..................................................................................... 23
2
Введение
Современное
общество
сталкивается
с
целым
рядом
социальных
проблем.
Особенно
актуальны
сегодня
проблемы
роста
правонарушений,
совершаемых
подростками,
социальная
изолированность
детей
с
ограниченными возможностями, недостаточное развитие у детей социальных
навыков, сложности с адаптацией в обществе, организацией интересного и
полезного
досуга,
самоопределением
и
выбором
профессии.
Педагоги,
юристы,
политологи
и
психологи
сходятся
во
мнении,
что
правовое
и
социальное
положение
несовершеннолетних
уже
достигло
критической
точки.
Задача
снижения
числа
негативных
факторов
среди
молодежи
и
эффективная
их
профилактика
сегодня
актуальны
и
социально
значимы.
Чрезвычайно
важно
для
сегодняшнего
общества
найти
пути
решения
стоящих перед ним проблем и вести эффективную их профилактику.
Несмотря
на
обширную
сеть
специализированных
ведомств,
учреждений и подразделений, ведущих работу по разным направлениям,
число
детей,
испытывающих
на
себе
негативное
воздействие
общества
продолжает расти. Необходимо признать, что существующая система не в
полном объеме удовлетворяет потребности общества и не устраняет сами
причины нежелательных явлений.
Как
следствие,
сегодня
высок
спрос
на
специалистов,
умеющих
профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и
прогнозировать социальное развитие общества. В связи с этим повышаются
требования к содержанию образования, организации учебно-воспитательного
процесса
и
культурного
досуга
детей,
профессиональному
мастерству
педагогов в учреждениях дополнительного образования.
Благодаря своей открытости, гибкости и мобильности дополнительное
образование способно быстро и точно реагировать на требования времени,
осуществляя свою деятельность в интересах ребенка, его семьи, общества и
3
государства. Поэтому дополнительное образование детей сегодня социально
востребовано
и
является
объектом
внимания
и
поддержки
со
стороны
общества и государства.
Вопросами дополнительного образования и социально-педагогической
деятельности
его
педагогов
занимались
многие
исследователи:
В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, М.Б. Коваль, С.Т. Шацкий, А.К. Бруднов,
Т.В. Иванова. В нашей работе мы опирались на их труды.
Правильно организованный досуг и привлечение во внеурочное время
детей к занятию полезными делами - действенная профилактика девиантного
поведения.
Занятия
в
учреждениях
дополнительного
образования
способствуют предотвращению алкоголизма и наркомании, что также ведет к
общему
оздоровлению
детей
и
подростков.
Благодаря
применению
различных технологий и методов социально-педагогической деятельности в
учреждениях
дополнительного
образования
дети
приобретают
полезные
навыки, повышают самооценку, учатся выстраивать свою деятельность в
коллективе, общаться и рационально использовать свое время.
Поэтому
мы
можем
уверенно
утверждать,
что
социально-
педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования -
социально значимая проблема, которая очень важна для нашего современного
общества.
Актуальность
и
значимость
рассматриваемой
проблемы
определили тему нашего исследования.
Цель
работы:
изучить
особенности
системы
дополнительного
образования
детей
в
контексте
социально-педагогической
деятельности.
Объект:
работа
учреждений
дополнительного
образования.
Предмет:
социально-педагогическая составляющая дополнительного образования
Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи: 1)
изучить литературу по теме исследования; 2) выяснить, в чем заключается
особая социально-педагогическая значимость дополнительного образования;
3) определить роль УДО в жизни общества; 4) выявить сущность социально-
педагогической работы в УДО, ее виды и важнейшие характеристики.
4
1. Социально-педагогическая значимость дополнительного
образования
Сложившаяся система дополнительного образования детей РФ – одна
из важнейших составляющих современного образовательного пространства.
Не случайно дополнительное образование детей социально востребовано и
является
объектом
внимания
и
поддержки
со
стороны
государства
и
общества. Посредством организационно-массовой и воспитательной работы
реализуются
такие
функции
как:
воспитывающая,
развивающая,
профориентационная,
социально-педагогическая,
профилактическая,
коррекционная, оздоровительная, и др.
Согласно Закону РФ «Об образовании» ведущей функцией системы
учреждений
дополнительного
образования
детей
является
реализация
образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения
образовательных
потребностей
граждан,
общества,
государства.
Таким
образом
законом
обе спечено
создание
условий
для
р а з в и т и я
индивидуального потенциала учащихся и формированию их готовности к
профессиональной и социальной адаптации.
Особую важность приобретает дополнительное образование для людей
с
ограниченными
возможностями.
Эти
лица
всегда
требовали
особого
внимания.
Если
общество
и
государство
не
оказывало
им
адекватной
помощи,
то
они
становились
тяжелым
бременем
и
источником
таких
социальных проблем как бродяжничество, тунеядство и преступность.
1
Для
людей
с
физическими,
психическими
или
психологическими
ограничениями
дополнительное
образование
выполняет
еще
и
реабилитационную
и
психотерапевтическую
функции,
способствует
адаптации
к
требованиям
школьного
обучения,
профессиональной
и
1
Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования
детей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь
2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 84-87.
5
общественной
жизни,
помогает
найти
свое
место
в
обществе,
смягчает
социальную изоляцию.
2
Не
меньшее
значение
имеет
дополнительное
образование
и
для
здоровых детей, поскольку способствует развитию социальных навыков в
рамках
своей
субкультуры,
личностному
развитию,
приучают
детей
к
активному
и
целесообразному
времяпрепровождению
(спорт,
танцы,
экскурсии, декоративно-прикладное творчество, искусство и ремесло, клубы
по интересам и др.)
Дополнительные
образовательные
программы
с о ц и а л ь н о -
педагогической
направленности
могут
быть
реализованы
в
различных
формах:
для
дошкольного
возраста
-
школа
раннего
развития,
для
обучающихся старше семи лет – детские секции, объединения и кружки,
решающие
задачи
физического,
интеллектуального,
патриотического,
нравственного и др. воспитания.
Уникальность системы дополнительного образования в том, что она
располагает
возможностью
моделировать
различные
сферы
деятельности
взрослых
соответствующими
видами
деятельности
детей,
таким
образом
между
детьми
и
взрослыми
складываются
особые
межличностные
и
социально-психологические
отношения.
Социально-педагогическая
направленность
дает
возможность
учреждению
реализовывать
одну
из
основных функций образования: доступность для всех категорий детей, в том
числе,
для
детей
группы
риска,
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Педагог
дополнительного
образования
«ведет»
ребенка
по
его
индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и особенностей.
Достижения
детей
обеспечиваются
работой
педагогов,
постоянно
корректирующих цели, методы, теоретическое и фактическое содержание
планов занятий и программ.
2
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др..\ под
общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
6
Содержание
образования
различных
учреждений
системы
дополнительного образования детей создает условия для испытания новых
путей
развития
личности
ребенка
и
самосовершенствования
педагогов.
Результатом
имеет
не
только
цифровые
показатели,
но
прежде
всего,
индивидуальные достижения, личностные изменения конкретного человека,
поэтому такое образование не может быть стандартизированным.
В
основе
реализации
программ
социально-педагогиче ской
направленности
лежат
личностно-деятельностный,
лич но с т но-
ориентированный
подходы,
суть
которых
в
индивидуальном
развитии
личности,
в
формировании
«Я-концепции»
обучающихся,
в
развитии
интеллектуально-познавательной,
эмоциональной
сфер
и
системы
социальных отношений.
Программы
дополнительного
образования
способствуют
развитию
социально-значимых
качеств
личности,
ключевых
компетенций
(работа
в
команде, толерантность, профессиональная ориентация). Как правило, они
создаются на основе учета образовательных потребностей представителей
социума – детей, родителей, учредителя, социальных партнеров. Результатом
деятельности
этих
объединений
выступают
конкретные
личностные
достижения обучающихся.
Разновозрастной
состав
групп
детских
и
молодежных
коллективов
определяет
преемственность,
доступность,
содержательность,
широту
социальных
вопросов,
рассматриваемых
в
качестве
учебно-развивающих
ситуаций.
Формирование
групп
осуществляется
на
основе
принципов
самоорганизации
и
самоопределения,
добровольности
участия,
учета
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3
3
Социальная работа. Под общей редакцией проф. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия».
– г. Ростов-на –Дону: «Феникс», 2000.
7
2. Особенности и значение социально-педагогической
работы в учреждениях дополнительного образования.
2.1. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании
подрастающего поколения
В
учреждениях
дополнительного
образования
(УДО)
имеются
свои
особенности
педагогического
взаимодействия
при
организации
образовательной и воспитательной работы с детьми. Выделение и понимание
этих особенностей, а затем их использование в практической педагогической
деятельности
дает
возможность
более
эффективно
строить
процесс
воспитания и образования детей в этих учреждениях, решать их социально-
педагогические
проблемы,
взаимодействовать
с
другими
институтами
социального воспитания.
Разнообразие УДО обеспечивает равные возможности для воспитания
всех членов общества, и в то же время помогает каждому реализовать свои
потенциальные
возможности.
И
поскольку
учреждения
дополнительного
образования - институт социального воспитания, они не могут находиться в
стороне от социально-педагогических проблем общества, микросоциума или
отдельного воспитанника.
Само их существование и организация жизнедеятельности в них детей
и
подростков
уже
социально-педагогично,
так
как
п о з вол я е т
педагогизировать
досуг
детей,
привлечь
их
к
организованным
формам
досуговой
деятельности
в
формализованных
группах.
Что
является
альтернативой неорганизованного досуга детей, создающего риск появления
социально-педагогических проблем.
Конечно, нужно иметь в виду, что для сегодняшних детей и подростков
характерно одновременное вхождение в несколько групп. Причем чаще всего,
они входят, и формализованные группы и в неформальные, где общение и
взаимодействие может существенно отличаться.
8
Формализованные группы, такие как класс, кружок в детском клубе или
спортивная секция, могут играть различную роль в социализации подростков.
Это
во
многом
зависит
от
содержания
их
деятельности,
характера
сложившихся отношений внутри группы и степени значимости для её членов.
Позитивную роль формализованные группы играют в том случае, если
предлагаемая в ней деятельность личностно и общественно значима для
ребенка, взаимодействие в группе содержательно и интенсивно, и ребенок
чувствует себя принятым в данную группу на равных, имеет в ней друзей или
приятелей. И также важно: если взаимодействие ребенка с представителями
других групп или его жизнедеятельность в другой группе не рассматривается
представителями первой как нечто враждебное.
Даже
в
формализованных
группах
могут
существовать
факторы,
мешающие позитивной социализации детей и подростков. Одним из них
является
противоречие
между
педагогическими
задачами
институтов
социального
воспитания
и
отрицательным
социальным
опытом,
который
часто
приобретают
дети
в
формализованных
группах
во
время
неформального общения со сверстниками.
Кроме того, содержание деятельности в такой группе бывает не всегда
насыщено
полезными
делами,
а
может
подменяться
бесполезным
времяпровождением
и
ничегонеделанием.
В
формализованных
группах
нередко
происходит
социальная
дифференциация
детей.
Те
из
них,
кто
попадает в категорию аутсайдеров, не чувствуют психологического комфорта
от пребывания в данной группе и отношение к ним со стороны сверстников
не способствуют их позитивной социализации.
Большинство
перечисленных
недостатков
формализованных
групп
часто
проявляются
в
школьном
классе.
Специфика
психолого-
педагогического
взаимодействия
в
учреждениях
дополнительного
образования,
о
которой
мы
еще
поговорим,
дает
возможность
свести
отрицательный эффект до минимума.
9
В отличие от формализованных групп, неформальные создаются по
инициативе
самих
детей.
Исследования
показывают,
что
антисоциальная
направленность
групповой
деятельности
характерна
для
относительно
небольшого
числа
неформальных
подростковых
сообществ.
Однако,
практически все они не имеют связи с семьей, школой или УДО, а значит,
могут быть отнесены к определенной "группе риска".
Пользу от занятий в учреждениях дополнительного образования и роль
УДО в воспитании детей способны оценить как педагоги и родители, так и
сами дети, обучающиеся в УДО.
Педагоги
дополнительного
образования
положительно
оценивают
разнообразие
форм
общения
и
воспитания,
доступные
в
учреждениях
дополнительного
образования,
и
те
возможности,
которые
они
дают
в
развитии и реализации способностей детей в творческой деятельности.
Родители
также
отмечают
положительное
влияние
внешкольных
занятий
на
воспитание
ответственности,
самостоятельности,
раскрытие
индивидуальных
качеств
личности,
дисциплинированности
ребят,
их
самоопределения и самореализации.
Учителя школ, с которыми осуществляется взаимодействие, выделяют
эффективно сть
дополнительного
образования
в
о р г а н и з а ц и и
содержательного
и
интересного
досуга,
в
углублении
и
расширении
кругозора, знаний учащихся, обучении конкретному делу, в самоопределения
личности и развитии индивидуальных способностей.
А
сами
воспитанники
в
первую
очередь
выделяют
возможность
самостоятельного
выбора
интересующего
их
вида
деятельно сти,
неформальный
характер
взаимоотношений
с
руководителем,
возможность
творческих контактов, радость общения в коллективе единомышленников,
живущих общими интересами и увлечениями.
Выпускники внешкольных учреждений отмечают, что занятия научили
их
работать
в
коллективе,
расширили
кругозор,
выработали
устойчивый
интерес
к
искусству,
науке
и
технике,
помогли
в
их
профессиональном
10
самоопределении. Все эти факты свидетельствуют о том, что дополнительное
образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для
развития каждого ребенка.
Социально-педагогический
потенциал
дополнительного
образования
огромен.
Оно
играет
важную
роль
в
формировании
мотивации
развития
личности и социализации детей. А возможности создания ситуации успеха,
возникающие в процессе такого образования поистине неисчерпаемы для
каждого ребенка. А это благотворно сказывается на воспитании и укреплении
его личностного достоинства.
Дополнительное
образование
расширяет
культурное
пространство
самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
4
Организация досуга детей в детских клубах по сравнению со школьным
образованием видится как менее формализованная практика социализации и
социальной адаптации тех детей и подростков, чьи проблемы, трудности и
интересы не в способны разрешить и удовлетворить две главные подсистемы
общества - семья и школа.
В
клубе
в
атмосфере
радости,
игры
и
заботы,
общины
и
жизнеспособной субкультуры молодому человеку легче обрести поддержку в
принятии себя, правил и норм социального мира взрослых, так как основное
содержание клубной работы - это самодеятельность и целостная реализация
базовых потребностей детей в социализации, культурной адаптации, поиске
новых форм коллективности, взаимопомощи и поддержки детей и взрослых.
2.2.
Сущность
и
виды
социально-педагогической
работы
в
учреждениях дополнительного образования
В своей работе М.Б. Коваль пишет, что УДО отличаются от школ и
других институтов социального воспитания детей и подростков своеобразием
педагогической
организации
работы
с
ними.
Для
этих
учреждений
4
Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник.- 1996-№
31.- С.3
11
характерен
общедоступный,
массовый,
самодеятельный
и
общественно
полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно
значимые задачи для каждого ребенка. Исследователь выделяет различные
виды такой работы:
1) массовые и групповые виды предметно-практической деятельности,
которые
требуют
от
ребенка
проявления
определенных
умений
и
добросовестного
отношения
к
делу
способствуют
их
вовлечению
в
объединение. К ним относятся комплексные творческие праздники, игры-
соревнования, конкурсы и фестивали. По мнению М.Б. Коваль, именно такие
формы,
дают
возможность
детям
испытать
свои
силы,
сравнить
свои
достижения с достижениями товарищей, заслужить одобрение. Часто такие
виды
деятельности
стимулируют
подростков
к
достижению
новых
результатов,
становятся
своего
рода
рекламой,
привлекающей
детей
проводить
свой
досуг
во
внешкольном
учреждении,
а
также
являются
показателем
результативности
деятельности
детей
и
педагогов
дополнительного образования.
2) кружки, секции студии, и другие творческие объединения детей,
желающих
заняться
систематической
деятельностью,
отвечающей
их
интересами и возможностями. Эти организационные формы дают равенство
возможностей
участия
всех
желающих
школьников,
независимо
от
их
подготовленности и способностей. Деятельность детей в таких сообществах
носит долговременный и регулярный и характер, а описанные выше формы
используются
периодически,
и
выступают
в
качестве
своеобразного
итогового творческого отчета за деятельность какого-либо клуба, кружка или
студии.
3) виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним
относятся
детские
научные
конференции,
научные
общества
учащихся,
летние
выездные
лагеря
и
экспедиции.
Участие
в
них
способствует
расширению
теоретических
знаний
и
апробации
их
в
практической
деятельности.
Такая
деятельность,
без
сомнения,
имеет
общественную
12
значимость, а зачастую и возлагает на подростков высокую ответственность
(например, за сохранность исторического материала при археологических
раскопках).
А
это,
в
свою
очередь,
способствует
росту
самоуважения
и
самоактуализации личности ребенка.
5
2.3. Важнейшие аспекты социально-педагогической деятельности в
учреждениях дополнительного образования
Характерной чертов социально-педагогической деятельности является
личностно-средовый подход, а сфера ее функционирования - это открытый
социум.
Специфической
чертой
социально-педагогической
деятельности
является
поиск
конструктивных
путей
взаимодействия
с
семьей
добровольных
организаций
и
воспитательных
формирований,
также
социальная защита личности.
Социально-педагогическая работа с детьми - это система действенных
мер (досуговая занятость, социальная помощь, дополнительное образование
и
другое),
предпринимаемых
совместными
усилиями
государственных
и
частных
учреждений,
исправительных,
религиозных
организаций,
коммерческих структур в рамках разработанной комплексной программы.
Деятельность учреждений дополнительного образования проходит в
свободное
временя
ребенка,
которое
он
может
отдавать
познавательному
досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом,
чаще
всего
ребенку
предоставляется добровольный
выбор
формы
организации своего досуга. В отличие от занятий в школе, которые нужно
посещать обязательно, посещение занятий в студии или кружке - результат
осознанного и добровольного решения.
В
отличие
от
школы,
УДО
ребенок
добровольно
выбирает
себе
руководителя
и
детское
сообщество,
где
он
чувствует
себя
наиболее
комфортно. Ребенок сам определяет в каком кружке или клубе, он хочет
5
Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993. - С. 54-55.
13
заниматься, выбирает для себя удобное время занятий и с учетом будущих
занятий перераспределяет свое свободное время.
Добровольность
в
учреждениях
дополнительного
образования
проявляется и в том, что ребенок может в любое время поменять кружок или
покинуть учреждение вообще. Педагоги дополнительного образования не
могут для его удержания использовать тот арсенал дисциплинарных приемов,
который есть у школьного учителя.
Таким образом только привлекательность самой деятельности, форм и
методов её организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском
сообществе,
а
также
яркая
индивидуальность,
доброжелательность
и
искренность педагога способствуют тому, что ребенок проводит свой досуг в
учреждении дополнительного образования в течение длительного времени.
Сам факт этой добровольности высоко оценивается детьми, которые,
выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида
деятельности
как
один
из
наиболее
привлекательных
моментов
в
деятельности учреждений дополнительного образования. Поэтому, изучение
запросов
и
интересов
детей,
их
динамики
в
связи
с
изменяющейся
социокультурной ситуацией - одна из важнейших задач УДО.
Общение
является
одним
из
важнейших
средств
педагогического
взаимодействия.
В
УДО
оно
имеет
свои
специфические
особенности.
Общение в этой системе - это общение в сообществе единомышленников, то
есть людей с общими увлечениями и интересами. Совместная творческая
увлеченность детей и педагога приводит к неформальности общения, что
очень привлекательно в глазах детей, поскольку способствует установлению
доброжелательной
атмосферы,
росту
самоуважения
у
детей
и
чувства
социальной значимости и взрослости.
Преимущественными
стилями
общения,
используемыми
педагогами
дополнительного
образования,
являются
общение
на
основе
дружеского
расположения и общение на основе увлеченности совместной творческой
деятельностью. Характерные черты этих стилей - устойчиво-положительное
14
отношение педагога к детям, ровный тон и доброжелательные интонации,
совместное продумывание законов и правил общения, совместный контроль
за выполнением этих правил.
Такое общение создает истинно гуманистические и демократические
отношения,
выводит
ребенка
на
уровень
субъекта
(активного
участника)
взаимодействия,
увеличивает
возможности
УДО
в
организации
познавательного
досуга
детей,
в
обучении
их
конкретному
делу,
в
расширении
и
углублении
их
знаний,
в
развитии
индивидуальных
наклонностей и самоопределения личности.
Творческая, доброжелательная атмосфера, возникающая в детских
сообществах учреждений дополнительного образования, дает реальный шанс
ребенку изменить свой социальный статус среди сверстников.
Приходя
в
УДО,
ребенок
попадает
в
новое
детское
сообщество,
которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. А на
благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияют уже
совсем другие требования к ребенку и факторы.
Кроме того, детские сообщества во внешкольных учреждениях часто
носят
разновозрастной
характер.
Поэтому
старшему
ребенку,
даже
имеющему
невысокий
социальный
статус
в
одновозрастном
школьном
коллективе,
легче
реализовать
свои
лидерские
амбиции,
пользуясь
более
высоким
интеллектуальным
и
физическим
развитием,
чем
младшие
воспитанники.
Специфика
педагогического
взаимодействия
в
УДО
способствует
компенсации
недостатка
внимания
и
участия,
которые
испытывает
значительная
часть
детей
в
семье
и
школе,
она
способствует
решению
проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей, посредством
создания для них условий посильной и интересной работы, поднимающей их
статус в детском сообществе.
Таким
образом,
социально-педагогическая
деятельность
системы
дополнительного образования направлена на:
15
воспитательную
помощь
человеку
в
его
психическом,
нравственном,
физическом,
эстетическом,
интеллектуальном,
социальном развитии и духовном совершенствовании;
гуманизацию
отношений
в
социуме,
оздоровление
и
преобразование окружающей среды;
удовлетворение
жизненно
важных
потребностей
ребенка
и
решение его социальных проблем.
2 . 4 .
О с о б е н н о с т и
в з а и м од е й с т в и я
м е ж д у
п е д а г о г о м
дополнительного образования и воспитанниками
Традиции педагогики взаимодействия, исторически сложившиеся во
внешкольных учреждениях, предполагают активное участие детей на всех
этапах организации их жизнедеятельности. Однако важным субъектом такого
взаимодействия педагог дополнительного образования, так как именно от
него зависит включение детей в воспитательные отношения, опирающиеся на
сотворчество
и
сотрудничество.
Именно
эти
отношения
становятся
необходимой базой для решения социально-педагогических проблем детей,
посещающих кружки, секции и студии в УДО.
Быстрый
рост
разнообразных
форм
внешкольной
работы
с
детьми
способствовал
количественному
росту
различных
категорий
педагогов
дополнительного
образования.
Многие
из
них
не
имеют
специального
педагогического образования. Это является серьезной проблемой учреждений
дополнительного
образования,
которую
пытаются
решить
через
систему
повышения квалификации и переподготовки работников образования. Но, с
другой
стороны,
отсутствие
практики
работы
в
школе
позволяет
таким
педагогам
легче
привыкнуть
к
особенностям
педагогиче ского
взаимодействия, а личностный и творческий потенциал часто компенсирует
недостаток педагогических и социально-педагогических знаний.
16
Технология
воспитания
занимает
особое
место
в
социально-
педагогической деятельности УДО. Она включает:
признание детства как промежуточной стадии взросления для
саморазвития, духовного и интеллектуального роста;
включение
обучающегося
ребенка
в
реальную
жизнь,
общественный
и
трудовой
процессы
на
правах
субъекта
деятельности;
включение
детей
в
ситуации
выбора
жизненных
ценностей;
помощь в их осмыслении, а также в оценке своих действий и
поступков:
личностный
подход
в
воспитательной
д е я те л ь н о с ти ,
определяющий
формирование
индивидуальности,
развитие
образованной,
гуманной,
духовной,
творческой
и
свободной
лично сти,
ориентированной
на
общечеловече ские
и
общенациональные ценности;
самоуправление в объединениях сверстников, самостоятельное
разрешение
возникающих
проблем,
обеспечивающее
высокий
уровень
самосознания,
чувство
собственного
достоинства,
самоуважения,
самодисциплины,
уважения
к
мнению
других
людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей;
направленность
социального
воспитания
на
формирование
и
развитие таких качеств личности, как патриотизм, сострадание,
гражданская ответственность, терпимость, милосердие, честь и
достоинство, благородство.
6
Особенности педагогического коллектива учреждения дополнительного
образования, специфика его педагогической деятельности в данной системе и
возможности педагогического руководства детскими сообществами внутри
таких
учреждений
становились
предметами
ряда
исследований.
Было
установлено,
что
деятельность
руководителя
кружка,
клуба
или
другого
6
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997.- с. 83
17
т в о рч е с ко го
с о о б щ е с т ва
д е т е й
о су щ е с т вл я е т с я
в
е д и н с т в е
общепедагогических закономерностей и специфических особенностей.
Общепедагогические
закономерности
определяют
педагогическую
сущность
деятельности
педагога
дополнительного
образования,
а
специфические особенности его деятельности касаются:
Характера взаимоотношений воспитанника и руководителя
кружка, в основе которого лежит содружество и добровольное
сотрудничество, диалогически равноправное взаимодействие,
общность интересов и увлечений, совместная творческая работа.
Организация разносторонних видов коллективной творческой
деятельности воспитанников, как способа привлечения к
общественно значимой деятельности в сфере свободного
времени, действенного фактора повышения их общественной
активности, формирования положительного социального опыта.
Единства и взаимообусловленности владения профильным для
кружка видом деятельности и педагогического овладения
ситуацией творческого и нравственного становления
воспитанников.
Обеспечения полноценного, эмоционально насыщенного
педагогически целесообразного досуга детей, восстановления их
физических и психических сил при удовлетворении потребностей
в самоутверждении новизне впечатлений, самореализации,
общении.
Таким образом, особенности педагогического взаимодействия в сфере
дополнительного
образования
касаются
задач,
характера
и
средств
этого
взаимодействия, соотношения самостоятельности детей и педагогического
руководства, позиции педагога во взаимоотношениях с детьми и в единстве с
общепедагогическими закономерностями.
7
Решение
творческих
задач
в
сотрудничестве
с
педагогом
изменяет
психологическую
структуру
образовательного
процесса
в
целом,
ибо
создается
система
внутренней
стимуляции
самого
широкого
спектра
отношений,
взаимодействий,
общения
между
всеми
участниками
(когда
7
Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики.-м., 2002.- с. 79
18
ребенку
нравится
быть
со
всеми,
его
увлекает
общее
дело,
проявляется
гордость за себя, удовлетворяется честолюбие и пр.).
Все
перечисленные
выше
специфические
особенности
организации
взаимодействия
между
педагогом
дополнительного
образования
и
его
воспитанниками
прямо
или
косвенно
позволяют
педагогу
выявлять
и
успешно решать социально-педагогические проблемы.
8
Анализ особенностей педагогического взаимодействия в учреждениях
дополнительного образования показывает, что они не только не препятствуют
педагогической
деятельности,
но
и
способствуют
росту
воспитательного
потенциала этих учреждений. Новые подходы к системе дополнительного
образования, изменение отношения к ребенку, его образованию и воспитанию
способствуют
качественному
изменению
структуры
и
содержания
деятельности УДО, большей их привлекательности в глазах детей.
Особенности
педагогического
взаимодействия
позволяют
более
эффективно развивать и реализовывать способности детей, их потребности в
разнообразии
сфер
общения
и
творческой
деятельности.
Важной
предпосылкой
деятельности
УДО
является
наличие
социального
заказа
общества
на
воспитание
гармонично
развитой
личности,
обладающей
профессиональной
и
социальной
культурой,
потребностью
в
творческом
труде, образовании и культурном досуге. Через организацию интересного и
содержательного
досуга
УДО
способствуют
углублению
и
расширению
знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу, что приводит к
развитию
индивидуальных
качеств,
самоопределению
личности,
ее
саморазвитию и самоактуализации.
8
Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение //Собр. Соч.:в 2 т.-М.,1980.-Т. 1. -С.112
19
Заключение
Социально-экономические
предпосылки
обусловили
необходимость
решения целого ряда сложных задач, касающихся детей и подростков, в
системе
социального
воспитания.
Одним
из
основных
институтов
социального воспитания являются внешкольные учреждения, выполняюшие
государственный заказ по социализации детей, их поддержке, реабилитации и
адаптации
к
жизни
в
обществе,
обеспечивающие
социальную
защиту
личности, ее социальное развитие и формирование.
В
нашей
работе
мы
подробно
рассмотрели
вопросы
социально-
педагогической
значимости
дополнительного
образования,
изучили
особенности и значение социально-педагогической работы в учреждениях
дополнительного образования.
Мы
выяснили,
что
дополнительное
образование
-
это
особое
образовательно-воспитательное
пространство,
где
объективно
создается
множество отношений, где осуществляются специальные образовательные
деятельности
различных
систем
(государственных,
общественных,
смешанных)
по
развитию
индивида,
по
его
самоопределению
и
самореализации.
Оно
расширяет
возможности
реализации
практического
опыта ребенка, является временем формирования новых жизненных умений
и способностей, творческого освоения новой информации и самоосмысления.
Дополнительное
образование
-
это
сущностно-мотивированное
образование, дающее возможность ребенку максимально реализовать себя,
приобрести
устойчивую
потребность
в
познании
и
творче стве,
самоопределиться предметно, социально, личностно, профессионально.
Дополнительное образование - самостоятельный и самоценный вид
образования, который никогда никакой школой заменен не будет, так как, чем
выше
качественный
уровень
школьного
образования,
тем
шире
спектр
образовательных
потребностей
личности,
которые
школа
не
может
удовлетворить в полной мере в рамках образовательных программ.
20
Социальное
воспитание
и
социально-педагогическая
деятельность
в
условиях учреждения дополнительного образования имеют свою специфику
и
отличия
от
той
же
деятельности,
осуществляемой
в
рамках
общеобразовательной деятельности. Отличия основаны на изученных нами
особенностях
психолого-педагогического
взаимодействия
в
процессе
организации познавательного досуга детей. В тоже время, УДО -полноценная
единица
социального
воспитания,
поскольку
способствуют
решению
собственно социально-педагогических задач.
Нами была изучена научная литературу по теме исследования; мы
выяснить, в чем заключается особая социально-педагогическая значимость
дополнительного образования; была определена роль УДО в жизни общества;
нами была выявлена сущность социально-педагогической работы в УДО, ее
виды и важнейшие характеристики.
Анализ содержания социально-педагогической деятельности показал,
что
достигнутый
уровень
работы
этих
учреждений
предопределяет
их
особую
роль
в
социуме.
Социально-педагогическая
деятельность
УДО
решает
в
масштабах
конкретной
территории
актуальные
проблемы
социального
воспитания
детей
и
социальной
защиты
детства;
массовую,
рекреативно-оздоровительную
и
культурно-досуговую
работу
с
детьми
и
семьей;
комплексные
программы
работы
с
детьми,
требующими
особого
педагогического
внимания
(сиротами,
детьми-инвалидами,
детьми
из
неблагополучных
семей,
детьми
с
асоциальным
поведением,
и
др.);
Образовательная
деятельность
в
таких
учреждениях
осуществляется
в
многообразии ее форм, содержания, учебных и творческих занятий, если их
методическая
инструментовка
позволяет
детям
приобретать
новый
социальный опыт, способствует их профессиональному самоопределению и
создает условия для творческого труда.
Таким
образом,
можно
говорить
о
том,
что
дополнительное
образование
в
своей
практической
реализации
носит
социально-
ориентированный характер. Оно не только ориентировано на человека как
21
субъекта
культурных,
социальных,
производственных
отношений,
но
и
способно удовлетворить индивидуальные познавательные потребности детей
и
молодежи,
предоставить
им
возможности
для
самореализации
в
познавательной и творческой деятельности. Дополнительное образование - не
простой придаток к системе общего и профессионального образования, а
уникальная образовательная сфера, имеющая самостоятельное социальное
назначение.
Сохранение и развитие такой уникальной системы детских учреждений
требуют
грамотного
их
включения
в
формирующиеся
региональные
социокультурные
и
образовательные
пространства,
что
позволит
решать
задачи
каждой
конкретной
территории
за
счет
социального,
духовного,
творческого и физического развития подрастающего поколения, подготовки
специалистов необходимого профиля, снижения роста правонарушений и
других негативных явлений.
Таким образом, была достигнута цель нашего исследования и такое
педагогическое явление как дополнительное образование было рассмотрено в
контексте социально-педагогической деятельности.
22
Список литературы.
1.
Иванова
Т.В.
Социально-педагогическая
составляющая
системы
дополнительного
образования
детей
[Текст]
//
Педагогика:
традиции
и
инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011
г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 84-87.
2.
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л.
Васильева и др..\ под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
3.
Социальная
работа.
Под
общей
редакцией
проф.
Курбатова.
Серия
«Учебники, учебные пособия». – г. Ростов-на –Дону: «Феникс», 2000.
4.
Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию //
Внешкольник.- 1996-№ 31.- С.3.
5.
Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993. - С. 54-
55.
6.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997.- с. 83
7.
Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение //Собр. Соч.:в 2 т.-М.,1980.-Т. 1.
-С.112-115.
8.
Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики.-м.,
2002.- с. 79.
23