Напоминание

Формирование выразительной речи учащихся средствами пересказа и изложения художественных произведений на уроках развития речи и чтения


Автор: Комягина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Сигма"
Населённый пункт: г.Барнаул Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование выразительной речи учащихся средствами пересказа и изложения художественных произведений на уроках развития речи и чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Е. В. Комягина

г. Барнаул, МБОУ «Лицей «Сигма»

Формирование выразительной речи учащихся средствами

пересказа и изложения художественных произведений на уроках

развития речи и чтения

Художественная литература служит могучим, действенным средством

умственного,

нравственного

и

эстетического

воспитания

детей,

она

оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение

правильно

воспринимать

литературное

произведение,

осознавать

наряду

с

содержанием

и

элементы

художественной

выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и

воспитывать

с

самого

раннего

возраста.

В

связи

с

этим

очень

важно

формировать

у

детей

способность

активно

слушать

произведение,

вслушиваться в художественную речь.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного

произведения три стадии:

1)

непосредственное

восприятие,

воссоздание

и

переживание

образов (в основе – работа воображения);

2)

понимание идейного содержания произведения (в основе лежит

мышление);

3)

влияние

художественной

литературы

на

личность

читателя.

[Цитир. по 1]

Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам,

основанные

на

активном

подражании.

С

одной

стороны,

посредством

устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника,

он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит

предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

Постоянные

пересказы

укрепляют

память,

тренируют

механизмы

говорения.

Многообразие видов пересказа позволяет вносить разнообразие в ход

урока. Виды пересказа:

пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный;

сжатый пересказ;

пересказ с изменением лица рассказчика (образец – в первом лице,

пересказ – в третьем лице);

от лица одного из персонажей;

драматизированный пересказ – в лицах;

пересказ с творческими дополнениями и изменениями;

пересказ по опорным словам, по связи с картинками-иллюстрациями;

пересказ-характеристика;

пересказ-описание экспозиции (места действия);

пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и т.д.

Письменные пересказы принято называть изложениями. Письменное

изложение

отличается

от

устного

пересказа

возможностью

обдумывать

каждую фразу, без большей спешки подбирать слова, тщательно выверять

строй

предложения.

Однако,

и

требование

к

письменному

изложению

выше,

чем

к

устному

пересказу.

В

сущности,

любой

вариант

устного

пересказа, может приобрести письменную форму, лишь утрачивая при этом

возможность выразительности, которая в устной речи всегда богаче, чем в

письменной.

Необходимо учитывать трудности, с которыми сталкивается школьник

в изложении, ведь он вступает в непосильную для него конкуренцию с

высокохудожественным

текстом

писателя-мастера.

Поэтому

тексты

для

изложений лучше всего использовать интересные, понятные и близкие

детям. Роль учителя заключается в том, чтобы управлять степенью влияния

образца;

следить

за

употреблением

тех

слов,

которые

в

образце

встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, за сохранением

стиля образца (сказочный стиль или художественное описание природы). У

учащихся

в

этой

работе

повышается

самостоятельность,

рождаются

элементы творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложения относят

к числу творческих работ учащихся.

Уже

при

чтении

художественного

текста

необходимо

нацеливать

учащихся

на

предстоящий

пересказ.

Можно

использовать

следующие

приёмы подготовки к пересказу:

определение вида пересказа: подробный, близкий к тексту образца или

выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и.т.п.;

предварительный пересказ фрагментов;

беседа с целью выяснения содержания, языковых особенностей;

логическое и композиционное членение рассказа – составление его

плана (название его частей);

анализ «чернового» пересказа и его критика;

исправление

недостатков:

помощь

индивидуального

характера

в

процессе изложения произведения.

Профессиональный

опыт

показывает,

что

устному

и

письменному

пересказу

необходимо

обучать

последовательно

от

урока

к

уроку.

Письменные

изложения

можно

расценивать

как

направляющие

и

контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.

Простейший

вид

пересказа

близкий

к

тексту

образца.

В

нем

сохраняется

и

передается

учеником

не

только

содержание,

но

и

язык

произведения в значительной степени. Он служит, во-первых, средством

закрепления в памяти содержания прочитанного, прослушанного во всех

его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и

языковых средств в их действии. В-третьих, это уже процесс речи, устной

или письменной.

Основные требования, которые предъявляю к подробному пересказу:

осмысление текста, деление его на части, чтобы каждое событие было

освещено, обращаю внимание на характеристику героев и на описание

природы, если такие есть. Предлагаю следующие задания для детей с

целью улучшения данного вида пересказа:

Правильно употреби в пересказе слова................................

Выбери в каждой части отрывки, читая которые, ты убеждаешься

в ................................

Чему научил тебя этот рассказ?

Подготовься

к

пересказу

текста.

Вспомни,

как

начинается

произведение.

Как

ты

будешь

говорить,

чтобы

передать

правильную

интонацию каждого героя?

Например,

для

того

чтобы

подготовить

учащихся

к

подробному

пересказу

произведения

В.А.

Осеевой

«Почему?»

(2

класс)

использую

следующие вопросы:

1. Где играли мальчик с собакой?

2. Почему мальчик назвал себя так?

3. Как вел себя Бум вечером?

4. Было ли стыдно герою рассказа за свое поведение?

5. Что случилось ночью?

6. Признался ли мальчик в случившемся?

Исходя

из

опыта

многолетней

работы,

можно

выделить

самые

распространенные типичные ошибки, допускаемые детьми при подробном

пересказе:

неумение

начать

пересказ;

подробное

начало

и

скомканное

окончание; пропуск чего-то важного и др.

Выборочный пересказ провожу по вопросам или заданиям: расскажите

о событии; опишите картину; перескажите по одному из пунктов плана;

перескажите по иллюстрации к рассказу; опишите черты характера кого-то

из

персонажей

рассказа.

В

выборочном

пересказе

элемент

логической

самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.

Следующий

вид

перессказа

сжатое

изложение.

Это

по

преимуществу

логическая

работа

учащихся,

она

резко

отличается

от

первых двух видов и труднее дается детям. Школьник должен выбрать

основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла,

связей, последовательности. Языковое оформление сокращенного, сжатого

варианта текста требует качественной перестройки: прямая речь уступает

место

речи

косвенной,

нередко

изменяется

лицо

глаголов,

простые

предложения объединяются в сложные структуры. Поэтому необходимо

тщательно

подбирать

тексты

для

успешного

сжатия:

лучше

других

поддаются сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет.

В идеальном варианте сжатое изложение – это не отдельные фразы из

полного текста, кое-как связанное между собой, а новый рассказ, заново

самостоятельно построенный, целостный, лаконичный, ясный.

Использую следующие задания для детей с целью обучения данному

виду пересказа:

Перечитай еще раз данную часть. Что нового ты узнал? Назови

слова, которые передают образ главного героя.

Выбери

и

прочитай

в

рассказе

отрывки,

где

говорится

о

том

как ................................ Запиши все вопросы и подготовь рассказ, используя

эти вопросы как план.

Подготовься пересказать от имени главного героя первые две части

рассказа, начни так ................................

П о д г о т о в ь

п е р е с к а з

п о с л е д н е й

ч а с т и

р а с с к а з а

о т

лица ................................ Передай, как менялось настроение героя по ходу

событий.

Подготовься

передать

содержание

2-ой

части

рассказа

своими

словами. Подумай, какие слова ты будешь употреблять вместо слов: я,

мне, ты, тебе.

Подготовься к сжатому пересказу первых двух частей произведения.

Выбери из текста предложения, которые ты обязательно употребишь в

своем пересказе.

Прочитай каждую часть, подумай, что в каждой из них главное.

Так,

для

подготовки

к

сжатому

пересказу

рассказа

В.А.

Осеевой

«Синие листья» предлагаю ответить детям на следующие вопросы:

1. О ком говорится в рассказе В.А. Осеевой?

2. На какие качества человека обращает внимание писательница?

3. Осуждаешь ли ты поступок Кати, сочувствуешь ей или хочешь

дать какой-то совет?

4. Как, по-вашему, различает ли Катя такие качества человека, как

жадность и бережливость?

5. Подумай, что было причиной ссоры подруг?

Самый сложный вид пересказа – пересказ-характеристика. Этот вид

требует

чёткого

осмысления

текста,

умений

учителя

научить

детей

обращать внимание на характеристику героев, выделять основные качества

характера. Для этого можно использовать задания подобного вида:

Рассмотри иллюстрацию к произведению. Как художник изобразил

главного героя?

Обрати внимание на определения, которые использовал автор при

описании главного героя, подумай и объясни, почему он использовал именно

эти определения.

Подготовь рассказ по теме: «Главный герой произведения – это ...».

Для

работы

с

произведением

В.

А.

Осеевой

«Волшебное

слово»

готовлю для учащихся следующие вопросы:

1. Может ли быть слово «волшебным»?

2. Как ты это понимаешь?

3. Как отвечает на этот вопрос В. А. Осеева?

4. Можно

ли

назвать

старика

из

этой

сказки

магом,

чародеем,

волшебником, колдуном? Какое слово ты выберешь и почему?

5. Расскажи, как вёл себя Павлик при встрече со стариком. Обрати

внимание

на

слова,

описывающие

поведение

и

настроение

мальчика

(сердитое лицо, сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком

по скамейке).

6. Проследи, как менялось поведение Павлика после того, как он узнал

волшебное слово.

7. Найди в тексте и отметь слова, обозначающие настроение родных,

к которым обращался Павлик (Лена широко раскрыла глаза ...; смущённо

пробормотала ...; бабушка...).

8. Знаешь ли ты, почему волшебное слово имеет такую силу?

Творческие пересказы и изложения необходимо использовать в тех

случаях,

когда

личный,

творческий

момент

становится

ведущим

и

определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и

формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных

картин

так

называемое

словесное

рисование,

это

воображаемая

экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц;

наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение.

В практике часто использую словесное рисование и воображаемую

экранизацию. Прошу учащихся изобразить на картинах или на киноэкране

ход

развития

действия

рассказа.

К

такой

необычной

работе

помогаю

подготовиться,

предварительно

наметить

эти

кадры,

составить

своеобразный план из 5-8 пунктов. И план, и сами кадры записываем и

обсуждаем в классе.

Следующий по сложности вид пересказа – пересказ устное рисование.

Использовать этот вид целесообразно, когда дети готовы осмыслить текст,

умеют

обращать

внимание

на

характер

героев,

описание

природы,

а

помогают в этом следующие задания:

Прочитай

произведение

еще

раз.

Раздели

его

на

части.

Озаглавь

каждую

часть.

Подготовься

к

пересказу

по

плану,

который

у

тебя

получился.

Рассмотри

рисунок

в

учебнике.

Прочитай

ту

часть

рассказа,

к

которой

художник

его

сделал.

Подумай,

какие

рисунки

ты

хотел

бы

выполнить к другим частям рассказа.

Выбери и прочитай в рассказе предложения, в которых описывается

природа.

Какие

краски

ты

бы

использовал

для

рисования

картины

к

рассказу?

Письменная форма монологической речи самая трудная. Она самая

развёрнутая и нормативная. Учу содержательной, логичной и правильной

речи на всех уроках русского языка. С этой целью провожу словарную,

лексическую работу, исправляю и предупреждаю речевые недочёты. Для

этого

стараюсь

выработать

у

учащихся

следующие

коммуникативные

умения:

умение раскрывать тему высказывания;

умение раскрывать основную мысль;

умение собирать материал к высказыванию;

умение систематизировать этот материал;

умение совершенствовать написанное;

умение выражать свои мысли правильно.

Особое внимание следует уделять подготовительному этапу написания

изложения,

использовать

задания,

которые

призваны

стимулировать

деятельность детей. От текста к тексту задания целесообразно менять,

усложняя. Например:

1. Прочитайте предложение; составьте из них осеннюю зарисовку;

исключите предложение, которое не подходит по теме.

2. Прочитайте

части

текста.

Расположите

их

в

правильной

последовательности.

3. Прочитайте

текст,

вставьте

в

него

подходящие

по

смыслу

пропущенные предложения.

4. Прочитайте текст, найдите в нём недостатки, устраните их.

5. Прочитайте текст, определите его основную мысль и озаглавьте.

Считаю, что в выборе методов пересказа и изложения необходимо

двигаться от простого подражания образцам через переходные ступени —

к самостоятельности и творчеству под благотворным влиянием лучших

образцов художественных текстов.

Речь это основа всякой устной деятельности, средство коммуникации.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и

навыками, необходим огромный труд учителя. Ребенок только тогда точно

и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими

поделиться,

когда

урок

проходит

на

высоком

эмоциональном

уровне,

затрагивая мысли и чувства школьника.

Библиографический список

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед.

учеб.

заведений.

-

3-е

изд.,

стереотип.

-

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2000.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

Комягина Елена Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Лицей «Сигма»



В раздел образования