Напоминание

Календарно-тематическое планирование зрительной, пальчиковой и двигательной гимнастик с детьми второй младшей группы с нарушениями зрения 1 год обучения


Автор: Ивина Людмила Алексеевна
Должность: учитель - дефектолог тифлопедагог
Учебное заведение: МКДОУ №447 д\с "Семицветик"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно-тематическое планирование зрительной, пальчиковой и двигательной гимнастик с детьми второй младшей группы с нарушениями зрения 1 год обучения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Календарно-тематическое планирование

зрительной, пальчиковой и двигательной гимнастик

с детьми второй младшей группы с нарушениями зрения (1 год обучения)

Зрительная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Физкультурная гимнастика

Сентябрь

Лексическая тема «Давайте знакомиться»

Глазки

Утром как проснутся.

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(-Быстро поморгать глазами.

Посмотреть вверх, вниз;

Голова остаётся неподвижной.

(Повторить 2-3 раза)

В детский сад идти пора

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики: «Ура!

В детский сад идти пора»

(Поочерёдное загибание

пальцев на левой руке

указательным пальцем правой

руки, начиная с большого.

Разжать и растопырить все

пальцы.

(Повторить 2-3 раза)

Солнышко

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

(-Дети выполняют «пружинку»

на каждый шаг.

-Прыжки на двух ногах.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Наш любимый детский сад»

Чтобы лучше видеть мир

Раз – налево, два – направо

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

(-Взор переводят вправо, влево.

-Взор переводят вверх, вниз.

-Круговое движение глаз в

право. Влево.

(Повторить 2-3 раза)

Детский сад

В нашей группе все друзья.

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(-Дети ритмично стучат

кулачками друг о друга.

-Разжимают кулачки, начиная с

мизинчика.

(Повторить 2-3 раза)

Мы становимся всё выше

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

(Дети выполняют движения

соответственно тексту.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Фрукты»

Красное яблочко

(упражнения с тренажёром

«Красное яблочко»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Апельсин

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа.

Ну а волку кожура,

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

Урожай

Мы по садику гуляли,

Фрукты с дерева срывали.

К нам машина подъезжает,

Урожай наш забирает,

В магазины отправляет.

(Дети ходят по группе.

Потягиваются за «яблоками».

Дети на носочках бегут по

группе, изображая, что они

1

(Показать руками на всех

детей.

Показать указательным пальцем

один.

Поочерёдное загибание всех

пальцев.

Движение всеми пальцами.

(Повторить 2-3 раза)

держат руль

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Овощи»

Огуречик

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

(-Взор переводят вправо, влево.

-Взор переводят вверх, вниз.

-Моргание глазами.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза.)

Овощи

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох

– Урожай у нас не плох.

(-Поочередно пригибать

пальчики к ладошке, начиная с

большого. Со слов: «Урожай у

нас не плох», охватывать весь

кулачок.

(Повторить 2-3 раза)

Обед

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели,

Дружно всю морковку съели.

(-Ходят

по

кругу,

делают

подскоки.

-Приседают.

(Повторить 2-3 раза.)

Октябрь

Лексическая тема «Золотая осень»

Дождик

Дождик, дождик, пуще лей.

Капай, капель не жалей.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

(-Дети смотрят вверх - вниз.

-Круговые движения глазами.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза)

Дождик

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

(-Указательным пальцем одной

руки постукивать по ладони

другой руки.

-Образовать перед собой круг

руками.

-Похлопывать поочерёдно

одной ладонью другую.

-Соединить большой и

указательный пальцы рук

вместе, образовывая большой

круг.

(Повторить 2-3 раза)

Осенние листья

Осенние листья тихо кружатся,

Листья под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат,

шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(-Круговые движения руками.

-Приседание.

-Поднимают руки вверх-вниз.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Кто я? Какой я?»

Носик

Смотрит носик вправо – влево,

Смотрит носик вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?

Ну, куда мы забрались?

Пальцы играют

Пальцы начали играть –

В кулаки их надо сжать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Пальцы кончили играть.

Все захлопали в ладоши

Все захлопали в ладоши,

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

(-Резко

переместить

взгляд

вправо и влево;

-Резко переместить взгляд вверх

и вниз;

-Мягко провести указательными

пальцами по векам.

(Повторить 2-3 раза)

(-Дети с силой сжимают пальцы

в кулаки, затем поочерёдно

разгибают их.

(Повторить 2-3 раза)

По коленочкам ударим:

Тише, тише, тише…

Руки, руки поднимаем:

Выше, выше, выше…

Завертелись наши руки,

Снова опустились.

Покружились, покружились

И остановились.

(Дети выполняют движения

согласно словам.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Моя семья»

Глазки

Закрывайте крепко глазки.

1, 2, 3, 4, 5,

Можно глазки открывать.

Поморгайте, поморгайте,

Посмотрите и узнайте.

(Обыгрывается 3 предмета.

-Закрыть крепко глаза.

-Открыть глаза, поморгать.)

Оладушки

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

(И т. д., перечисляя всех детей.

Загибать поочерёдно пальчики

на обеих руках.

(Повторить 2-3 раза.)

Мы шагаем с папой

Дружно с папой мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Выше ноги поднимаем,

Вместе дружно мы шагаем.

Стоп

.

(Выполнять движения

в соответствии с текстом.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Дом. Мебель»

Часики-глаза

Сегодня часики-глаза

Отводят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(-Посмотреть вправо, влево.

(Повторить 2-3 раза)

Стул

Без молотка,

И без гвоздей,

Стул смастерим мы

Для гостей!

(-Левую руку поднять

вертикально вверх.

- Прямые пальцы плотно

прижать друг к другу. Правую

руку в положении кулачка

прижать к левой ладошке

большим пальцем к себе.

(Повторить 2-3 раза)

Порядок

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее,

Тра-та-та, тра-та-та!

(-Дети бегают врассыпную.

-С последними словами дети

бегут и занимают свои места,

обозначенное на карточке

(мебель)

-затем выполняют упражнения:

руки вверх, присед, руки в

стороны

(Повторить 2 раза)

Ноябрь

Каникулы

Жмурки

Сегодня в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем – так

Зарядка

Пальчик наш привык к порядку,

Утром делает зарядку:

Раз наклон и два наклон —

Вот как ловко скачет он.

Зайчики

К нам сегодня в детский сад

Прискакали зайчики.

Полюбили крепко их

Девочки и мальчики.

Пригласили их плясать,

3

игру мы продолжаем.

(-Плотно закрыть глаза,

досчитать до 5 и широко

открыть глаза.

(Повторить 2-3 раза)

(Дети поднимают правую руку

ладонью

вверх,

поочерёдно

сгибают и разгибают пальчики.

Затем проделывают то же самое

левой

рукой.

( П о вто р я ют

упражнение несколько раз.)

Дружно ножки выставлять.

(-Прыгают на двух ногах.

-Обхватывают себя руками.

-По очереди выставляют ноги

вперёд.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Транспорт в городе»

Автомобиль

(упражнения

с

тренажёром

«Автомобиль»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Автобус

По дороге дом идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(-Указательным

и

средним

пальцами «ходят» по столу.

-Сжимают и разжимают кулаки.

-Стучат пальцами по столу.

(Повторить 2-3 раза)

Поливальная машина

Эта «тучка» на колёсах

Дождь по городу везёт,

Станут чистыми дороги,

Если «тучка» их польёт

(Дети идут по кругу друг за

другом, имитируя руками

движение руля;

Имитируют движения, будто

подметают дорожку.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Посуда»

Чайник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(-Моргают глазами.

-Взор переводят вправо, влево.

-Широко открывают глаза.

- З а к р ы в а ю т

г л а з а

и

представляют, как пьют чай.

(Повторить 2-3 раза.)

Тарелка

Вот тарелка для Валерки,

Жёлтые колечки,

Для котлеты, для пюре,

Для блинов и гречки.

(-Рисуют руками большой круг.

-Рисуют

в

воздухе

маленькие

колечки.

-Загибают на левой руке пальцы

правой

рукой,

начиная

с

большого пальца.

(Повторить 2-3 раза.)

Каша

Эта каша для Любаши,

Пар над кашей поднялся.

Где же каша?

Нету! Вся!

(-Держат перед собой руки

ковшом.

-Тянут руки вверх,

поднимаются на носки.

-Пожимают плечами.

-Отрицательно качают головой,

а потом машут рукой.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Бытовые приборы. Безопасное поведение»

Утюг

(упражнения

с

тренажёром

«Утюг»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Пылесос

Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

(На первую строчку –

ритмичное сгибание пальцев

обеих рук в положении «ладони

вперёд». На вторую – то же, но

ладони обращены друг к другу.

На третью – другие движения

Найди свой домик

Мы немножко поиграли,

По дорожкам побежали,

Раз – два – три! Свой домик

найди!

(Дети водят хоровод.

Пробегают по кругу на

носочках.

Останавливаются.

Находят домик в соответствии

с геометрической фигурой.

всеми пальцами

соприкосновение кончиками

пальцев.

(Повторить 2-3 раза.)

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Одежда. Обувь»

Одежда

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

(-Широко открывают глаза.

-Взор

перемещают

вправо,

влево.

-Взор перемещают вверх, вниз.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза.)

Варежки

Дали братьям новый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(-Зажимают

пальцы

в

кулак

и

разжимают.

-Большой

палец

остаётся

с

наружи.

(Повторить 2-3 раза.)

Платье

Я сегодня рано встала,

С полки платьеце достала,

Кукле стала надевать,

А потом давай плясать!

(-П однимает

руки

в в е р х ,

тянутся на носках вверх.

-Приседают.

-Выпоняют

т а н ц е в а л ь н ы е

упражнения.

(Повторить 2-3 раза.)

Декабрь

Лексическая тема «Домашние животные»

Котик

Ходит котик по дорожке,

Смотрит котик к нам в окошко,

Котик серенький,

Хвостик беленький.

(-Взор переводят вправо, влево.

-Широко открывают глаза.

-Моргают.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза.)

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(-Поглаживают кисти рук.

-Поглаживают каждыйпалец.

-Стучат пальчиками по столу.

(Повторить 2-3 раза.)

Идёт коза рогатая

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьёт,

Того коза забодает, забодает.

(Правой рукой изображать рога,

вытянув вперёд указательный

палец и мизинец. Кончиками

пальцев обеих рук ударять по

столу или по коленям. Хлопать

в ладоши.)

Петушок

Рано, рано поутру

Петушок: ку-ка-ре-ку!

А коровушка в ответ:

-Му-у, му-у, му-у.

А коза как закричит:

-Ме-ме-ме!

(-Шагают по кругу, руками

хлопают себя по бокам.

-Руки на поясе, поднимаются на

носки, тянутся вверх,

проговаривают «ку-ка-ре-ку».

-Наклон вперёд, вытягивают

шею проговаривают «му-у».

-Поворачиваются в другую

сторону, наклоняются вперёд,

вытягивают шею,

проговаривают «Ме-е».

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Домашние птицы»

Петух

Цыплёнок

Индюшата

5

Он клювом в землю постучит,

Взмахнёт крылом – и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный!

(-Моргают глазами.

-Взор переводят вправо, влево.

-Широко

открывают

глаза,

моргают.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза.)

Бедный маленький цыплёнок

Кушать захотел спросонок.

Он по парте клювом бьёт,

Будто бы пшено клюёт.

(Дети постукивают по ладошке

подушечкой

указ ат ельного

пальца правой руки. Затем то же

самое

проделывают

левой

р у к о й .

( П о в т о р я ю т

четверостишие несколько раз.)

Индюшата, индюшата

Пили воду из ушата.

Ой! Не видно индюшат!

Опрокинули ушат.

(Хлопать опущенными руками

по бокам.

Делать ритмичные наклоны

головой. Присесть. Лечь на

спину.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Дикие животные»

Мишутка

Наш Мишутка потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развёл –

Видно мёда не нашёл.

(-Посмотреть вверх.

-Посмотреть вниз.

-Посмотреть в стороны.

(Каждое движение выполняют

по два раза.)

Зайка

Зайка серенький сидит и ушами

шевелит.

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно сидеть.

(-Руки сжаты в кулаки.

-Разгибают и сгибают пальцы.

-Растирают пальцы и кисти рук.

(Повторить 2-3 раза.)

Мишка

Мишка, лапки подними!

Мишка, лапки опусти!

Покружись, покружись,

А теперь земли коснись

И животик свой потри!

1, 2, 3! 1, 2, 3!

( В ы п о л н я т ь

д е й с т в и я

в

соответствии с текстом.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Новый год»

Метка

Подниму глаза я кверху,

Отыщу цветную ленту.

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

(-Посмотреть вверх.

-Посмотреть вниз.

-Посмотреть на метку.

(Каждое движение выполняют

по два раза.)

Нарядная елочка

Елка наряжается,

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

(-Ребенок нанизывает бусинки,

пуговицы на проволоку по

образцу, словесной инструкции,

произвольно)

Ели

Ели на опушке, до небес

макушки,

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки, тонкие

иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

(-Руки соединены вверху над

головой.

-Потягивание вверх.

-Руки чуть расставлены внизу.

-Кружение вокруг себя.

(Повторить 2-3 раза.)

Январь

Лексическая тема «Зимушка – зима»

Снежинка

(упражнения

с

тренажёром

«Снежинка»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

Туча

Туча, туча, ты откуда?

А оттуда!

Туча, туча, ты куда?

А туда!

Туча медленно плывёт

Снежинки

С неба опускаются

Белые красавицы.

Кружатся, летают,

А в руке растают.

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Снежок беленький идёт.

(Рисование тучи в воздухе пальцем.

Движение пальцем по спирали вверх.

Рисование тучки в воздухе.

Проводить поднятыми руками вправо-

влево.

Движение рукой змейкой.

Перебирание пальцами.

(Повторить 2-3 раза)

(Выполнять действия

в соответствии с текстом.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Зимние забавы»

Снежный ком

Катим, катим снежный ком.

Будем строить снежный дом.

Будем весело играть,

Снежки лепить, снежки

бросать.

(-Смотреть вправо-влево.

-смотреть вверх-вниз.

-Круговые движения глаз.

-Большой палец далеко-близко.

(Повторить 2-3 раза)

Снеговик

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нём.

Нос приделали и в миг

Получился снеговик.

(-Лепим двумя руками комок.

-Соединяем руки в кольцо и

кладём на голову.

-Приставляем кулачки к носу.

-Обрисовываем руками фигуру

снеговика.

(Повторить 2-3 раза)

Мы замёрзли

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

(Дети выполняют движения

соответственно тексту.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Воробей

(упражнения

с

тренажёром

«Воробей»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Накормим птиц

Что за стол среди рябины

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(Сортировка семян)

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

(Дети постукивают по столу

подушечкой указательного

пальца правой руки. Затем то же

самое проделывают левой

рукой. Повторяют

четверостишие несколько раз)

Птички

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

(Дети выполняют движения

соответственно тексту.

(Повторить 2-3 раза)

Февраль

Лексическая тема «Транспорт»

Паровоз

Загудел паровоз

И вагончики повёз:

-Чу – чу – чу, чу– чу – чу,

Вертолёт

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Вертолет лети, лети,

Поливальная машина

Эта «тучка» на колёсах

Дождь по городу везёт,

Станут чистыми дороги,

7

Далеко я укачу!

(

Широко открывают глаза.

Взор переводят вправо, влево.

Взор переводят вверх, вниз.

Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза)

Лопасти быстрей крути.

(-Четыре пальца левой руки,

кроме большого, сжать в кулак.

Большой палец поднять вверх и

выполнять круговые движения.

-Пальцы обеих рук, кроме

указательных и больших – в

положении плетеной корзинки.

Указательные пальцы

выдвинуть вперед и соединить

их подушечками получается

«хвост вертолета»

(Повторить 2-3 раза)

Если «тучка» их польёт.

(-Идут по кругу друг за другом,

имитируя

руками

движение

руля.

-Имитируют

движения,

будто

подметают дорожку.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Осторожно, дорога!»»

Светофор

Три света есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет,

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

(-Взор переводят вверх, вниз.

-Моргают глазами.

-Широко открывают глаза.

-Закрывают глаза.

-Взор переводят вправо, влево.

(Повторить 2-3 раза)

Автобус

По дороге дом идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(-Указательным и средним

пальцами «ходят» по столу.

-Сжимают и разжимают кулаки.

-Стучат пальцами по столу.

(Повторить 2-3 раза)

Машины и светофор

Дети вертелись, дети

кружились,

В автомобили все превратились.

Подчиняются без спора

Все сигналу светофора.

(Дети движутся по сигналу

светофора)

Лексическая тема «Наша Армия»

Самолёт

(упражнения

с

тренажёром

«Самолёт»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Маленький отряд

Пальцы — маленький отряд

Бодро выстроились в ряд.

Все из нашего полка

Достают до потолка.

(Упражнение

выполняют

стоя.

Дети

поднимают

руки

над

головой

и

тянутся

в в е р х ,

вытягивая пальцы.

(Повторить 2-3 раза)

Раз, два, три

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три – дыши ровней!

Ручками похлопаем – раз, два,

три,

Ножками потопаем – раз, два,

три.

(Дети выполняют движения в

соответствии с текстом.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Встречаем гостей»

Сосед

Глаза вправо отведу,

На соседа посмотрю.

Повернусь теперь я прямо

И закрою их руками.

(-Взор переводят вправо, влево.

-Широко открывают глаза.

Тесто

Месим, месим тесто.

Много в печке места.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

(Дети «месят» воображаемое

тесто.

Мячики

Раз, два, прыгай, мячик.

Раз, два и мы поскачем,

Мальчики и девочки

Прыгают, как мячики.

(-Взмахи правой ладонью,

имитирующие удары по мячу.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза.)

(Повторить 2-3 раза)

-Ритмичные прыжки.

(Повторить 2-3 раза)

Март

Лексическая тема «Мамин день»

Мамин цветочек

(упражнения

с

тренажёром

«Цветочек»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Стираем платочки

Мама и дочка стирали платочки,

Вот так, вот так!

Постирали и отжали,

Ох, немножечко устали!

(Дети выполняют движения в

соответствии с текстом.

(Повторить 2-3 раза)

Дружно помогаем маме

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре –

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

(Дети выполняют движения в

соответствии с текстом.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Игрушки. Народная игрушка»

Весёлый мяч

(упражнения

с

тренажёром

«Мяч»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Фасоль

В коробке соль? Нет, не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

(На дне «сухого бассейна»

расположены игрушки. Дети,

помешивая фасоль, находят и

достают игрушки)

Ванька-встанька

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

Приседай-ка, приседай-ка.

Непослушный ты такой,

Нам не справиться с тобой!

(-Ходят

по

кругу,

вы соко

поднимая колени, руки на поясе.

-Приседают, встают.

-Приседают, встают.

-Ходьба на месте.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Загадки. Песенки. Потешки»

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо-

влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх-

вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

(Повторить 2-3 раза)

Колобок

Я Колобок, Колобок!

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Лепить Колобка ладонями.

Массировать кулачками

закрытые глаза.

Смотреть глазами вверх без

поворота головы.

Опустить глаза вниз без

поворота голов.

Смотреть на палец перед собой.

Медленно поднести палец к

кончику носа.

(Повторить 2 раза)

Карусели

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

(Дети выполняют движения

соответственно тексту.

(Повторить 2-3 раза.)

9

Лексическая тема «Профессии»

Быстрое колесо

(упражнения

с

тренажёром

«Колесо»

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Повар

Варим, варим, варим щи.

Будут щи хороши!

(-Дети выполняют круговые

движения кистями рук то по

часовой стрелке, то против

часовой стрелки.

(Повторить 2-3 раза)

Шофёр

Утром встал шофёр.

«Заводи скорей мотор,

Отправляясь в дальний путь,

Ты друзей взять не забудь.

Едем, гудим, уйди с пути!»

(-Потянулись.

-Имитация движений «мотор».

-Дети выполняют движения

соответственно словам.

(Повторить 2-3 раза.)

Апрель

Лексическая тема «Встречаем весну»

Солнышко

Солнышко в глазки

Светит ребяткам

Мы поиграем

С солнышком в прятки

(Образовать два кружка из

больших и указательных

пальцев обеих рук, соединив их.

(-Взор переводят вверх, вниз.

-Моргают глазами.

-Широко открывают глаза.

-Закрывают глаза.

-Взор переводят вправо, влево.

(Повторить 2-3 раза.)

Листочки

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

(Сложить

ручки

в

кулачок,

а

затем разжать их.

(Повторить 2-3 раза.)

Зайцы скачут

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

На зелёный на лужок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

(-Дети выполняют движения

соответственно тексту.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Наш огород»

Огуречик

(упражнения

с

тренажёром

«Огуречик»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

Повторить 2-3 раза)

Расти репка

Я водички не жалею!

Поливаю, как умею.

Расти, репка, сладкая –

На радость Деду с Бабкою!

(Дети выполняют движения

соответственно тексту.

(Повторить 2-3 раза)

В огороде мы гуляли

В огороде мы гуляли,

С грядок овощи срывали,

К нам машина подъезжает,

Урожай наш забирает,

В магазины отправляет.

(Дети ходят по кругу.

Делают наклоны вниз.

Дети бегут на носочках по

группе, изображая, что они

держат руль.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Птицы прилетели»

Ласточка

(упражнения

с

тренажёром

Птички

Птички прилетели,

Ласточки

Ласточки летели -

«Ласточка»)

(Следить глазами за движение

яблока:

вправо,

влево;

вверх,

вниз; по кругу вправо, влево;

моргать глазами

(Повторить 2-3 раза)

Крыльями махали.

Сели, посидели и дальше

полетели.

(Пальцами обоих рук

производить движения вверх-

вниз.

(Повторить « - 3 раза)

Все люди глядели.

Ласточки садились –

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенку запели.

(Бежать по кругу, махать

руками.

Присесть, опустить руки вниз.

Бегать по кругу, махать руками

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Зоопарк»

Зоопарк

В зоопарке мы ходили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат лисят.

(-Взор переводят вправо, влево.

-Широко открывают глаза.

-Моргают.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза.)

Зоопарк

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

(-Ходить указательным и

средним пальцами, как

ножками, стараясь делать шаги

на каждый ударный слог.

Ходить можно поочерёдно то

одной, то другой рукой, а можно

двумя одновременно.

(Повторить 2-3 раза.)

Найди свой домик

Мы немножко поиграли,

По дорожке побежали.

Раз – два – три!

Свой домик найди!

(Дети водят хоровод.

Пробегают по кругу на

носочках.

Останавливаются.

Находят домик в соответствии с

геометрической фигурой.

(Повторить 2-3 раза)

Май

Лексическая тема «Деревья. Кустарники»

Ветер

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо всё выше, выше!

(-Часто моргают глазами.

-Не поворачивая головы,

смотрят вправо-влево.

-Медленно приседают, опуская

глаза вниз.

-Встают и глаза поднимают

вверх.

(Повторить 2-3 раза)

Л

источки

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

появляются листочки.

(Сложить ручки в кулачок, а

затем разжать их.

(Повторить 3-4 раза)

Дерево

Ветер дерево качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Защумел листвою клён.

(Выполнять действия

в соответствии с текстом.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Первые цветы»

Одуванчик

Раз – налево, два – направо,

Одуванчик сделал круг,

Приземлился, огляделся

Цветы

По полянке ходишь ты –

Расцвели вокруг цветы:

Белокрылые ромашки,

Мы к лесной лужайке

вышли

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

11

И нашёл себе подруг!

(-Взор переводят вправо. Влево.

-Вращают глазами по кругу.

-Закрывают глаза.

-Широко открывают глаза.

-Моргают глазами.

(Повторить 2-3 раза.)

Васильки, тюльпанов чашки.

( - « Х о д я т »

п о

с т о л у

у ка з ат е л ь н ы м

и

с р е д н и м

пальцами.

-Показывают

круг

рукой,

рука

ладонью вверх.

-Шевелят

растопыренными

пальцами.

-«Васильки»: пальцы собирают

в щепоть, затем резко разводят

пальцы в стороны; «тюльпаны»

- пальцы собирают «чашечкой».

(Повторить 2-3 раза.)

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

(По тексту: ходьба на месте;

прыжки на месте; хлопки в

ладоши.

(Повторить 2-3 раза)

Лексическая тема «Насекомые»

Бабочка

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(-Закрыть глаза.

-Поморгать глазами.

-Посмотреть вверх.

-Посмотреть вправо – влево.

(Повторить 2-3 раза)

Улей

Вот маленький улей, где пчёлы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з!

(Пальцы сжаты в клак, затем

отгибать их по одному.

(Повторить 2-3 раза.)

Весёлые насекомые

Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Бабочка села на цветок.

Пьёт она душистый сок.

(-Дети хлопают в ладоши.

-Разводят руки в стороны.

-Кружатся.

-Грозят пальчиком.

-Бег на месте.

-Приседание.

-Постучать пальчиком по

ладошке.

(Повторить 2-3 раза.)

Лексическая тема «Лето красное»

Песенка дождя

Дождик песенку поёт: «Кап-

кап».

Только кто его поймёт: «Кап-

кап».

Не поймём ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зелёная трава.

(-Моргают глазами.

-Вращают глазами по кругу.

-Взор вверх.

-Взор вниз.

-Закрывают глаза.

(Повторить 2-3 раза.)

На лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты дружок!

(Сгибание пальцев на кулачок в

ритме потешки. При

перечислении животных

сгибать пальцы на обеих руках

поочерёдно.

(Повторить 2-3 раза.)

Маша

Ходит Маша по полянке.

Ловит Маша мотыльков,

То присядет, то нагнётся,

То споткнётся, упадёт.

Надоело Маше бегать,

Мотылька ей не догнать.

И сказала: «Я устала,

Цветы стану собирать!»

(Дети ходят врассыпную.

Приседают. Наклоняются.

Расслабленно ложаться на

ковёр, встают, бегают.

Имитируют движения сбора

цветов.

(Повторить 2-3 раза)

Сентябрь, 2019 год

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)_________________(Л.А. Ивина)

13



В раздел образования