"Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками"
Автор: Ким Зинаида Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова" Населённый пункт: с. Эльгяй, Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками" Раздел: начальное образование
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с
младшими школьниками
Автор: Ким Зинаида Викторовна
учитель начальных классов 1 категории
МБОУ «Эльгяйская средняя общеобразовательная школа
им. П.Х.Староватова» Сунтарского улуса (района)
Введение………………………………………………………………………………………..……3
1.
Организация
сотрудничества
семьи
и
школы
в
воспитательной
работе
с
младшими
школьниками………………………………………………………………...………………………4
1.2 Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками…...6
Заключение……………………………………………………………………………………...….19
Использованная литература……………………………………………………………..…………7
Введение
Значительная
роль
в
процессе
воспитания
подрастающего
поколения
отводится
сотрудничеству семьи и школы. Для формирования сотрудничества между взрослыми и
детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое,
как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если
организована
совместная
деятельность
педагогов,
детей,
родителей.
Семья
–
маленькое
сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность,
воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако
высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на
нравственное и физическое развитие детей.
Углубление
воспитательного
процесса
за
счет
включения
в
него
воспитательного
потенциала
семьи
–
единственно
правильный
путь
повышения
качества
образования
и
воспитания.
В
связи
с
этим
значительно
возрастает
работа
классного
руководителя
по
организации
этой
деятельности,
от
которой
зависит
успех
в
решении
многих
проблем
воспитания.
Единство
требований
к
детям,
согласованность
действий,
совместная
работа
по
закреплению
и
развитию
успехов,
а
также
преодоление
недостатков
в
формировании
личности школьника – все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и
школы в воспитании детей.
Педагог,
непосредственно
работающий
с
детьми,
может
по
сути
своей
профессиональной
деятельности
внести
посильный
вклад
в
дело
укрепления
семьи.
Организуя в школе совместную работу семьи и школы, он стремится к достижению конечной
цели – обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.
Следовательно,
целесообразно
значительную
часть
сотрудничества
организовывать
совместно с семьей и школой, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти
к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более
высоких
результатов.
Общеизвестно,
что
родители
младших
школьников
испытывают
огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для
укрепления единства семьи и школы в деле воспитания подрастающего поколения.
Значительный вклад в разработку вопросов совместной работы семьи и школы внесли
классики
отечественной
педагогики
Л.Н.Толстой,
К.Д.
Ушинский,
А.С.
Макаренко,
Н.К.Крупская, В.А. Сухомлинский. Проблема взаимодействия семьи и школы также была
изучена
современными
педагогами
Ю.П.
Азаровым,
Т.А.
Куликовой,
Т.А..Марковой,
В.А.Караковским и др. Если раньше воспитание понималось как целенаправленное влияние
и
в о з д е й с т в и е ,
т о
с е г о д н я
п о д р а з у м е в а е т с я ,
ч т о :
- о б щ е с т в о
д о л ж н о
с о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
с а м о р а з в и т и я ;
- раскрытия способностей интеллектуально-духовного потенциала каждого ребенка. То есть в
центр усилий ставиться не только влияние, а идея создания условий для его развития
ребенка.
Актуальность темы определена тем, что, несмотря на целый ряд исследований,
посвященных
сотрудничеству
семьи
и
школы,
в
частности,
в
начальной
школе,
они
затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы, поэтому исходя из актуальности, выбрана
тема: «Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками».
Объект исследования. Процесс организации взаимодействия семьи и школы в
в о с п и т а т е л ь н о й
р а б о т е
с
д е т ь м и
м л а д ш е г о
ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а .
Предмет исследования. Условия эффективности сотрудничества семьи и школы в
п р о ц е с с е
в о с п и т а н и я
м л а д ш и х
ш к о л ь н и к о в .
Цель исследования.
Определить
организационно-педагогические
условия
сотрудничества
семьи
и
школы
в
процессе
воспитательной
работы
с
младшими
школьниками.
З а д а ч и
и с с л е д о в а н и я :
1.
Изучить
и
проана лизировать
литературу
по
проблеме
и с с л е д о в а н и я .
2.
Определить
оптимальные
формы
и
методы
сотрудничества
семьи
и
школы
в
в о с п и т а т е л ь н о й
р а б о т е
с
м л а д ш и м и
ш к о л ь н и к а м и .
3. На основе анализа работы разработать рекомендации по совершенствованию работы с
р о д и т е л я м и
м л а д ш и х
ш к о л ь н и к о в .
Гипотеза исследования. Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с
младшими школьниками будет более эффективным, если учитываются следующие условия:
- систематически проводится родительский день, то есть день обязательного и добровольного
у ч а с т и я
р о д и т е л е й
в
в о с п и т а т е л ь н о й
р а б о т е
ш к о л ы ;
-
целенаправленно
раскрывается
и
активизируется
потенциал
каждой
семьи.
1.
Организация
сотрудничества
семьи
и
школы
в
воспитательной
работе
с
младшими школьниками
Будучи отражением социального заказа, образовательный стандарт рассматривается как
общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей,
о б щ е с т в о м
и
г о с у д а р с т в о м .
Сегодня ведущая роль во взаимодействии с социальной средой принадлежит школе.
Поэтому школа постоянно выявляет воспитательный потенциал окружения, создает единую
в о с п и т а т е л ь н у ю
с р е д у .
Эльгяйская средняя общеобразовательная школа 1-6 работает по теме «Ноосферно-
экологическая
система
воспитания
и
образования».
Система
воспитательной
работы
по
ноосферно-экологической
программе
нацелена
на
формирование
нового
воспитательно-
образовательного
пространства,
которая
позволяет
обеспечить
духовно-нравственное
становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению,
самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей свободы, добра,
справедливости, экологического благополучия, семьи, здоровья, Родины, творчества, красоты
и
д р у г и х
о б щ е ч е л о в е ч е с к и х
ц е н н о с т е й .
Процесс воспитания можно рассматривать как процесс формирования отношения
ребенка и действительности. Воспитательный процесс в нашей школе слагается из системы
широкого спектра влияний. Они направлены на создание воспитательной среды и развития
каждого ребенка. Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребенка
и
с
к о т о р о й
о н
ч е р п а е т
з н а н и я
о б
о т н о ш е н и я х
в
с о ц и у м е .
Проблема сотрудничества семьи и школы всегда содержала много вопросов, поскольку
в
обществе
были
сформированы
неправильные
установки
на
самостоятельный
процесс
сотрудничества.
Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и
школы – это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ
жизни,
как
для
учителей,
так
и
для
родителей.
Это
может
быть
нелегко,
однако
без
конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.
Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики
и
решалась
по-разному
в
различные
исторические
эпохи.
Сегодня,
очевидно,
что
воспитывать
ребенка
изолированно
от
общества
нельзя,
надо
научить
его
оценивать
и
“фильтровать” социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом
помогает семья.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание младших школьников их
важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь
формируется
тот
фонд
понятий,
взглядов,
чувств,
привычек,
который
лежит
в
основе
нравственного становления личности школьника.
Велика
роль
семьи
в
развитии
духовных
потребностей,
интересов,
склонностей
ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные
возможности для обмена духовными ценностями.
Можно
сделать
вывод,
что
чем
раньше
начнет
всесторонне
развивается
личность
ребенка,
тем
быстрее
и
продуктивнее
получится
результат.
Только
рядом
с
взрослым,
признающим в ребенке “внутреннего человека”, уникальность его личности, ребенок может
прожить детство во всей полноте.
Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания,
которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Знание
особенностей
семьи,
выделение
на
их
основе
условных
групп
родителей
позвонить осуществлять дифференцированный подход в руководстве воспитанием младших
школьников в семье.
При этом центральное место занимает психолого-педагогическая подготовка родителей
к
воспитанию
детей,
которая
бы
способствовала
высокой
активизации
педагогического
мышления
родителей
при
оптимальном
сочетании
педагогических
знаний
с
практикой
семейного воспитания.
1.2 Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими
школьниками
Как было сказано выше, что школа и семья должны работать совместно, т.к. у них
единая цель – воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей
зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Поэтому большую роль в данной
системе взаимоотношения играют отношения между учителями и родителями. С этой целью
Эльгяйская
средняя
общеобразовательная
школа
Сунтарского
улуса
Республики
Саха
/Якутия/,
по
программе
1-6
по
теме
“Ноосферно-экологическая
система
образования”
работает благополучно.
Концепция развития национальной школы и программа “Эркээйи” помогли заложить
основы в воспитании детей якутской национальности, знающего и впитавшего традиции и
культуры своего народа. На основе этой программы в нашей школе действует программа
“Уьуйаан”. На формирующем этапе поставлены следующие задачи:
1)
Организация
совместной
деятельности
родителей
и
детей
младшего
школьного
возраста.
2) Переход от микрогруппы к большей с учетом развития каждого ученика.
3)
Повышение
уровня
педагогической
культуры
родителей.
4)
Воспитание
на
обычаях
и
традициях
своего
народа.
5) Поиск новых путей в деле воспитания младших школьников.
1. Организационный этап состоит из следующих этапов:
1) Для эффективного воспитания младших школьников необходимы совместные усилия
учителей,
родителей
и
всех
административных
ресурсов
муниципальных
образований.
2) Для гармоничного развития младших школьников – приоритет принадлежит
планомерной
работе
детских,
культурно-просветительских,
спортивных
учреждений.
3) Распространение самыми разными способами опыт лучших учителей и семей.
4 )
П р о т и в
в р е д н ы х
п р и в ы ч е к
–
в с е о б щ и е
у с и л и я .
5) Для обмена опытом, для их внедрения в широкие массы – поддержка и пропаганда
различных клубов, обществ, ассоциаций – молодых семей, отцов, матерей, бабушек, работу
поселенческих зон.
2. Педагогическое просвещение родителей:
1)
Педагогическое
просвещение
проводится
по
поселенческим
зонам,
детским
у ч р е ж д е н и я м ,
к у л ь т у р н ы м
ц е н т р а м .
2) Лекции, беседы, консультации, круглые столы и др. мероприятия проводят
с п е ц и а л и с т ы
в
ц е н т р а л и з о в а н н о м ,
с и с т е м а т и з и р о в а н н о м
п о р я д к е .
3) Широко применять печатные издания, кинофильмы, местное телевидение.
4) После коллегиального обсуждения передовой опыт воспитания распространяется
среди молодых семей самыми различными способами.
3. Приобщение младших школьников народным обычаям:
1) Среда. Дом.
Семья.
Родной
язык.
Двор.
Село.
Окружающая
природа.
Родина.
2) Здоровье. Физические упражнения. Здоровая пища. Этикет принятия пищи.
О ч и щ е н и е .
З д о р о в ы й
о б р а з
ж и з н и .
3) Нравственность, религия, верования. Поощряемые людьми качества человека.
Традиционная религия – учение Айыы. Преклонение перед пантеоном Айыы. Боязнь от
греков. Верование духам. Признание кут-сур. Вера в сверхспособности человека.
4) Фольклор. Мудрые и умные советы предков, народное искусство, традиции, обычаи.
5) Способности. Самообразование. Самовоспитание. Редуцирование таланта. Развитие
таланта. Обучение. Династия. Профориентация по генетическим предрасположенностям.
6) Привитие основных жизненных навыков. Самостоятельность. Индивидуальные
обязанности. Привитие навыков.
7)О б щ е н и е ,
э т и к е т ,
б ы т .
К у л ь т у р а
н а р о д а .
8)Конкретные трудовые дела. Примеры, поступки, реальные виды деятельности.
Эти этапы работ позволят повысить рост родительской активности каждой семьи их
заинтересованности, в повышении теоретического уровня в вопросах воспитания.
Стремясь обеспечить демократичность школьного уклада, школа активно привлекает
родителей в общественное управление школой. В управлении школой принимают активное
участие все заинтересованные стороны: учащиеся, родители и учителя.
В
нашей
школе
регулярно
проводятся
тематические
классные
часы,
обсуждение
газетных публикаций, прочитанных книг по теме, экскурсии и походы на природу, в музеи,
библиотечные уроки, тематические викторины в рамках общешкольных предметных недель
способствуют
формированию
ценностно-идеологической
общности
участников
образовательного
процесса,
основанной
на
гармоничном
сочетании
общечеловеческих
ценностей
и
идей
государственности,
коллективизма,
взаимопомощи,
духовности,
нравственности.
Для организации близкого сотрудничества учителей и родителей в целях оптимального
общего
развития
ребенка
в
школе
введены
совместные
воспитательные
мероприятия:
родительский
день
«Уhуйаан»,
родительские
кружки,
занятия.
К
родителям
стали
предъявляться более строгие требования, особенно в отношении чувства дома перед детьми
и
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
н и х .
По программе «Уьуйаан» работа проводится в течение учебного года. Родители
сплоченно работают вокруг идеи сотрудничества семьи и школы. Работа проводится по такой
технологии:
Класс был разбит на 4 группы из 4-5 детей, избирается 1 лидер (командир в каждой
группе, обладающей способностью мобилизовать, организовать остальных). Руководителем
каждой группы является родитель, лучше, если он родитель лидера. Руководитель группы
(родитель)
–
правая
рука,
помощник
учителя.
В
год
проводится
5-6
различных
игр-
мероприятий. Каждая группа имела по 4-5 заданий. Каждая игра имеет свое название,
таблицу с иллюстрациями, специальную тетрадь для подсчета очков отмечаются знаком. Вся
э т а
р а б о т а
–
у м е л а я
ф а н т а з и я
с а м о г о
у ч и т е л я .
В о т
н е к о т о р ы е
ф р а г м е н т ы
э т и х
м е р о п р и я т и й .
« И г р ы
п р е д к о в » .
Наши
предки
свое
свободное
время
проводили
с
большой
пользой.
Зимние
вечера
укорачивают
разными
играми,
развлечениями.
Особенно
с
радостью
и
с
большой
организованностью проводили вечера и ночи с приходом важного гостя – талантливого певца
и
сказителя,
которого
слушали,
затаив
дыхание.
Так
предания,
песни,
олонхо
и
тойук
передавались из уст в уста с далеких времен. При проведении группами «Игры предков»
включили любимые игры буур, куобах, кылыы, бег на 30 и 60 метров, погоня за быстроногой
д е в у ш к о й
и
т . д .
« Ы h ы а х ,
ы h ы а х »
( « Ы с ы а х ,
ы с ы а х ) .
В честь «Айыы» устраивались специальные празднества «Ысыах» в весеннее время. На
этом
празднике
произносится
гимн
«айыы»
-
благодарственная
молитва
и
молитва
о
н и с п о с л а н и и
б л а г о п о л у ч и я ,
п л о д о р о д и я
и
т . д .
Ы с ы а х
п р о в о д и т с я
в
т е ч е н и е
и ю н я
м е с я ц а .
План:
1 . Р и т у а л :
о т к р ы т и я
ы с ы а х а .
2 . О д е я н и е :
к о с т ю м ы
д е т е й ,
в з р о с л ы х .
3 . И г р ы - р а з в л е ч е н и я .
4 . О с у о х а й - и г р а
н а р о д а
С а х а .
По
этим
разделам
большого
ысыаха
составляется
план-мероприятие.
« И щ е м ,
н а х о д и м ,
т в о р и м ,
д е л а е м » .
Игра прошла по разделам «Без корня дерево не растет». Как и дерево, не бывает человека без
рода,
игра
посвящается
изучению,
исследованию
рода
человека.
Дети
изучают
свое
генеалогическое
древо.
Большую
помощь
оказывают
экспозиции
материалов
музея
« Т у о й д а а х
А л а а с » ,
и з у ч а ю щ и й
и с т о р и ю
н а с л е г а
Э л ь г я й .
«Малааhын»
(праздник-угощение)
в
якутском
балагане.
Игра
состоит
из
4
разделов:
-
Я к у т с к и й
б а л а г а н .
Р о л ь
к о н о в я з и .
- Поклонение якутов земле, высшим божествам, хозяевам данной местности, духу огня,
х о з я и н у
л е с а …
- О с е н н и е
з а п а с ы
п р е ж д е
и
с е й ч а с .
-Творческая работа об осени (иллюстрации, поделки из природного материала,
с о ч и н е н и е
с т и х о в ,
р а с с к а з о в ,
с к а з о к ) .
5 .
« А л а а с
б а h а
с ы а л а н н ы н »
( б л а г о с л о в е н и я ) .
Человек ничем не может пользоваться безнаказанно. Если он нарушает это, то его
поведение греховно и за это будет наказан. Он должен очиститься от этого, очистить свою
душу. В этом ему помогают алгысы (благословения). Данная игра состоит из 4 разделов:
а ) Т а ц х а
с и э р э - т у о м а .
Р и т у а л
т а ц х а
( г а д а н и е ) .
б) Слова благословения. Смысл неуместного пререкания – сила слова.
в )
Ф е в р а л ь
–
О д у н
Х а а н
ы й а
–
м е с я ц
о л о н х о .
г) Тацха иhиллээhин. Святочные гадания носят общее название «Тацха иhиллиир»
(подслушивать бога Тацха – бога рока и судьбы, предугадывающий и предопределяющий
с у д ь б у
ч е л о в е к а .
6 .
« А л а а h ы м
б а р а х с а н ! »
-
р о д н а я
п о л я н а ,
о ч а г.
Алаас в разные времена года меняется, хорошеет. Всем нам поляна дала жизнь, она кормит,
одевает, поэтому она каждому из нас дорога и незабываема. Как красива летняя поляна:
вокруг зелень, раздаются песни птиц, насекомые питаются зеленью, зеленая трава нас
к о р м и т ,
п р е п о д н о с я
н а м
б л а г о п о л у ч и е ,
с ы т у ю
ж и з н ь …
Д а н н а я
и г р а
п р о ш л а
п о
п л а н у :
- Р и т у а л
с е н о к о с а .
-Способы
приготовления
корма
для
скота
прежде
и
сейчас.
- Ко н ц е рт - п о зд р а вл е н и е
в
ч е с т ь
с е н о ко с н о й
р а б о т ы .
-Благословения, относящиеся к покосу (панно, рисунки, стихи, рассказы, сказки,
загадки).
7 . « Б а а й
Б а й а н а й
б э л э 5 э » .
Дети знакомятся с охотниками, ритуалами охоты, учатся охранять и любить тайгу,
у в а ж а т ь
х о з я и н а
л е с а
-
Б а а й
Б а й а н а й .
- О х о т н и к .
И х
о д е я н и е ,
к о с т ю м ы .
- И з д е л и я
и з
м е х а .
- С ц е н к а
о б
о х о т е ,
о т р ы в к и
и з
д р а м .
- Д а р ы
т а й г и .
Б о г а т ы й
с т о л
с
я с т в а м и
и
т . д .
Наша школа работает не только с детьми, но и активно сотрудничает с родителями.
Основным фактором работы с родителями является организация родительского комитета,
комитета отцов, общешкольные родительские собрания.
Помимо
учебных
занятий
на
основе
сотрудничества
семьи
и
школы
разработана
программа “Уьуйаан”, проводятся различные декады, вечера согласно по календарному
плану по воспитательной работе. А так же созданы:
- С п о р т и в н ы й
к л у б
м л а д ш и х
ш к о л ь н и к о в ;
- О б щ е с т в е н н о - м о л од е ж н а я
о р г а н и з а ц и я
“ Х а р д ы ы ” ;
-Клуб веселых находчивых “Люди небес”
- совет отцов
Деятельность семьи и школы проходит по следующим направлениям:
1.
Патриотическое
воспитание,
с
целью
повышения
уровня
патриотического
воспитания учащихся:
- т р а д и ц и о н н о
п р о в о д и т с я
“ О с у о х а й ” ;
- д н и
о т к р ы т ы х
д в е р е й ;
-декада
по
военно-патриотической
воспитании
школьников;
-ежегодно проводится Дни здоровья – оздоровительный бег, весенний и осенний кросс;
- проводятся различные соревнования по национальным прыжкам, по шахматам, по
шашкам, по национальным настольным играм между классами, командами учащихся и
родителей;
- СПС организует операцию “Аьымал”, тимуровские выходы престарелым людям,
в е т е р а н а м
в о й н ы
и
т ы л а ;
-проводятся
классные
часы
на
тему
патриотической
воспитании;
-традиционно организуется соревнование “Мама, папа и я – спортивная семья”.
2.Профилактика
детского
дорожного
травматизма.
Классными
руководителями
проводятся
беседы,
классные
часы
на
тему
«Правила
дорожного
движения».
Вместе с родителями выпустили газеты и провели викторину « На сколько ты знаешь
п р а в и л а
д о р о ж н о г о
д в и ж е н и я » .
3. Профилактика наркомании и СПИДа. Традиционно проводится неделя “Новое
поколение выбирает ЗОЖ”. Организуется выставка плакатов, рисунков на тему: «Арыгы,
т а б а х ,
н а р к о т и к ,
С П И Д
–
а л д ь а т а р
к у у с т э р э » ,
« С п и д
н е
с п и т » .
4.Правовое воспитание учащихся. Проводятся классные часы по правоведению,
в ы п у с к а ю т
г а з е т у
« Т в о и
п р а в а » .
5.Летняя занятость. Во время летних каникул работает лагерь “Интеллект”,
кроме этого
р а б о т а е т
п р и ш к о л ь н ы й
у ч а с т о к .
6. Работа с родителями.
В начале учебного года с активом родкомитета составляется план. Доброй традицией
стали такие формы работ: родительский день “Уьуйаан”, выставка “Мир моих увлечений”,
родительские собрания в разных формах, концерты, спортивные соревнования “Мама, папа и
я
–
спортивная
семья”,
конкурс
“Творческая
семья”,
“Читающая
семья”,
смотр
художественной самодеятельности, творческая выставка учителя, учащихся и родителей,
конкурс
“Портфолио
ученика
и
родителей”,
проведение
операции
“Аьымал”
силами
родителей,
педагогические
лектории,
практикумы,
педагогический
всеобуч
родителей
“Народный университет”.
Педагогизация родителей направлено на помощь семейному воспитанию, воспитанию
нравственно,
духовно
и
физически
полноценной
здоровой
личности
ребенка.
Родители
обязаны вооружаться педагогическими и психологическими знаниями, чтобы воспитать и
развивать своих детей, образованными, интеллектуальными, самостоятельными, конкурентно
способными и мобильными в современных социальных условиях.
7. Учителя и родители заботятся об эстетическом воспитании, с целью повышения
творческой деятельности:озеленение, участие в различных конкурсах, школьный ысыах,
совместный творческий концерт-отчет.
Накопленный опыт работы школы с родителями распространяются в улусном семинаре
“Сотрудничество семьи и школы как фактор формирования развития творческой личности”.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что деятельность семьи и школы работает
творчески, ведет систематическую работу по воспитанию детей.
Наши
дети
приучены
к
труду,
не
боятся
трудностей,
выходят
из
стен
школы,
всесторонне
развитыми,
хорошо
подготовленными
к
жизни
людьми.
Все
это
результат
хорошо спланированной творческой работы семьи и школы.
Таким образом, после проведенной совместной работы семьи и школы, пришли к таким
выводам:
1.Включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую
деятельность,
обретя,
таким
образом,
единомышленника
в
воспитании
ребенка.
2.Образовательные потребности родителей повышаются в результате дальнейшей
д е я т е л ь н о с т и
п о
о т к р ы т о с т и
ш к о л ы ,
у ч а с т и я
в
с о у п р а в л е н и и
е ю .
3.Классный руководитель, совместно с психологом и социальным педагогом, должен
провести анкетирование среди родителей, выявляя наиболее остро стоящие проблемы семьи,
посещать
их
на
дому,
наблюдая
психологический
климат
семьи,
организовать
индивидуальные
беседы
и
составить
программу
совместной
работы
с
семьями.
В ходе проведения данной работы для дальнейшего успешного сотрудничества семьи и
ш к о л ы
р а з р а б о т а л и
т а к и е
р е к о м е н д а ц и и :
- широкое применение в семье методов воспитания, распространение опыта лучших
с е м е й ,
п р и м е н е н и е
п е ч а т н ы х
и з д а н и й
в
п р о с в е т и т е л ь с к и х
р а б о т а х ;
- ознакомление родителей, учителей, воспитателей с материалами «Уьуйаан» и широкое
р а с п р о с т р а н е н и е
д л я
р а з в и т и я
с п о с о б н о с т е й
р е б е н к а ;
- обучение детей по направлениям дают успеха развития детей на основании
и н д и в и д у а л ь н ы х
с п о с о б н о с т е й ;
- организация центров досуга для участия семьи в воспитании детей;
- распространение опыта лучших семей ведущих ЗОЖ для воспитания подрастающего
поколения;
- объединить усилия детских учреждений и родителей для повышения уровня
воспитания;
- совершенствование и дальнейшее развитие семейных традиций как «Семейные
у в л е ч е н и я » ,
« П а п а ,
м а м а
и
я
–
с п о р т и в н а я
с е м ь я » .
Работа в данном направлении представляется нам чрезвычайно важной и
перспективной в современных условиях. Также повышает роль родителей нести полную
о т в е т с т в е н н о с т ь
з а
в о с п и т а н и е
п о д р а с т а ю щ е г о
п о к о л е н и я .
Заключение
Классный руководитель, как педагог, обладающий большой компетентностью в области
психолого-педагогических знаний лучше знающий детей в широкой социальной среде, в
общении
со
сверстниками,
может
организовать
психолого-педагогическое
просвещение
родителей. Можно рекомендовать такие виды работ, как тематические конференции для
родителей, посвященные вопросам адаптации школьника к различным социальным условиям
современного
общества,
родительские
университеты,
родительские
лектории
по
микрогруппам
на
основе
интересов,
индивидуальной
консультации,
выставки
и
обзоры
литературы для родителей и т.д.
Наиболее
продуктивным
является
сотруднический
тип
взаимодействия,
который
позволяет получить объективные знания о семье, опираться на лучшие стороны семьи,
адекватно
его
оценивать,
способствует
формированию
гуманных,
доброжелательных
и
доверительных
взаимоотношений
с
семьей.
Сотрудничество
возможно
при
активности
взаимодействующих сторон, когда они осознают общие цели и действия.
Семейное
воспитание
играет
значительную
роль
в
воспитании
и
формировании
личности
ребенка,
поэтому
ему
следует
уделить
внимание
не
только
родителям,
но
и
учителям, работающим с родителями.
Школа и семья преследует единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому
они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при
желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Учитель
является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.
При работе с родителями в начальных классах учитель должен обратить внимание на
индивидуальные особенности детей, на взаимоотношения между родителями и детьми в
каждой
отдельной
семье,
на
сложившийся
психологический
климат
классе
между
родителями. От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в
начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
Проведенная работа по организации совместной работы начальной школы и семьи в
сельских условиях позволила прийти к таким выводам:
1.
В свою очередь большинство родителей принимают активное участие в проведении
мероприятий для детей: участвуют сами, помогают в организационных вопросах.
2.
Учителям уделять большее внимание проблеме с родителями, обучение, воспитание и
формирование личности ребенка, а, следовательно, и всего будущего поколения.
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками
будет более эффективным, если учитываются следующие условия:
-
систематически
проводится
родительский
день,
то
есть
день
обязательного
и
добровольного
участия
родителей
в
воспитательной
работе
школы
и
класса;
- целенаправленно раскрывается и активизируется потенциал каждой семьи.
Такая работа позволит повысить рост родительской активности каждой семьи, их
заинтересованности в повышении теоретического уровня в вопросах воспитания. Работа в
данном
направлении
представляется
нам
чрезвычайно
важной
и
перспективной
в
современных условиях. Также повышает роль родителей нести полную ответственность за
воспитание подрастающего поколения. Проведение такой работы станет залогом успешной
воспитательной работы.
Использованная литература:
1.
Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. Технология повседневного общения. –
М.: Знание, 1976. – 1. – 96с.
2.
Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония / Шалва Амонашвили. –М.: Междунар.
Центр Рерихов: мастер-Банк, 2002. – 664с.
3.
Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. – М.: Педагогика,
1988. – 142с.
4.
Беленцов С.И. Семья и школа: «исторический портрет» конца ХIХ – начала ХХ вв. /
С.И. Беленцов // Дополнительное образование. – 2005. - №6. – С. 42-46.
5.
Большая энциклопедия дома и семьи: в 2-х томах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. –Т.1. –
479с.
6.
Взаимодействие
семьи
и
школы
в
интересах
ребенка.
/
О.Гнатенко
//
Народное
образование . – 2000. - №9. – С. 219-224.
7.
Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. – М.:
Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. Т.1.- Т.2. 460с.
8.
Воликова, Т.В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111с.
9.
Караковский
В.А.
Общечеловеческие
ценности
–
основа
целостного
учебно-
воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1991. - №2. – С. 131.
10. Организация сотрудничества семьи и школы./ И.Парфенова, Е.Казакова// Воспитание
школьников. - 2002. - №3. – С.25-28.
11. Педагогические
основы
взаимодействия
школы
и
семьи
в
воспитании.
Л.Байбородова// Воспитательная работа в школе. – 2003. - №4. – С.8-12.
12. Самсонова Т.В. Равноправное, творческое, заинтересованное сотрудничество школы и
семьи
//
Дополнительное
образование.
–
2003.
-
№5.
–
С.
4 1 - 4 5 .