Автор: Бакшеева Татьяна Николаевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ " Тяжинская общеобразовательная школа №1 им. Героя Кузбасса Н.И. Масалова"..
Населённый пункт: Кемеровская область п.г.т.Тяжинский
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность на уроке географии.
Раздел: среднее образование
Исследовательская деятельность на уроках географии
учитель географии МБОУ СОШ №1 п.г.т Тяжинский.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло
через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при
обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль
ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к
ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только
при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после
школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
В
наше
время,
в
условиях
развития
рыночной
экономики,
когда
наблюдается
небывалый
рост
объема
информации,
от
каждого
человека
требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как
предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это
невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел
отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели
образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на
создание условий для ее самореализации”.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников
к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной
функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя
и себя в этом мире.
Типы учебных проектов по географии
Выделим возможные типы учебных проектов.
1.По
д ом и н и р у ю щ е й
д е я т ел ь н о с т и:
и н ф о р м а ц и о н н ы е ,
исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
2.По
п р ед м ет н о - сод е ржа т ел ь н о й
обл а с т и: монопредметные,
межпредметные и надпредметные.
3.По
продолжительности: от
кратковременных,
когда
планирование,
реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке
или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью
от месяца и более.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
•
проекты
изучения
уже
существующих
и
возможных
следствий
хозяйственной
деятельности
человека
(при
этом
вовсе
не
обязательно
рассматривать только негативные примеры)(примером может служить такой
проект как «
Изменение
человеком
территории п.г.т Тяжинский» или
другой территории области или страны
• проекты освоения территорий в данном проекте можно проследить
как человек освоил территорию области за 160 лет.
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков,
национальных парков и т.д. в данных проектах можно проследить где и как
можно построить те или иные электрстанции, выращивание садов и тд.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных
условиях природной среды (почему формируется многолетняя мерзлота на
севере ЕАО), сравнение климата отдельных территорий ЕАО например Г.
Облучье и с. Ленинское
Наиболее
простыми
в
исполнении
и
не
требующими
глубокой
проработки научной литературы являются информационные и творческие
проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5– 6
классах.(Биографии ученых, Анализируют открытия ученых их вкалад, и
сравнивают открытия ученных)
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной
работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты
таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и
другим
учащимся.
Особенно
это
касается
тем
с
экологической
направленностью.
Основные требования к использованию метода проекта:
Наличие
значимой
в
исследовательском,
творческом
плане
проблемы или задачи.
Практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых
результатов.
Самостоятельная
(индивидуальная,
парная,
групповая) деятельность учащихся
Использование
проектной
технологии
предусматривает
хорошо
продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов,
умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою
точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения
проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для
решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает
необходимую
информацию,
учится
анализировать
факты, делает выводы и заключения.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс
совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску
решения
неизвестного,
результатом
которой
является
формирование
исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
На
примере
своего
урока
хочу
показать,
как
можно
провести
исследование на одном уроке. Тема урока «Атмосферное давление»
Цель
урока: создать
условия
для
осознания
и
осмысления
новой
учебной информации средствами частично-поискового метода.
Задачи:
Образовательные: сформировать
представление
об
атмосферном
давлении
и
причинах
его
изменения
с
высотой;
научить
определять
атмосферное давление с помощью барометра; дать информацию о ветре и
причинах его образования, познакомить с типами ветров.
Развивающие: формировать
познавательную
активность,
умения
решать проблемные ситуации; развивать умение у учащихся самостоятельно
добывать
знания
и
формировать
практические
умения;
продолжить
формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе
самостоятельной
и
коллективной
работы
учащихся
(их
поисковая
деятельность); развивать умение логически мыслить и делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету,
коммуникативных умений учащихся.
Тип урока: открытия новых знаний.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Ресурсы: учебник,
презентационный
материал,
мультимедийное
оборудование, раздаточный материал.
Урок начался с традиционного девиза «Бороться и искать, найти и не
сдаваться» учащиеся осмысливают девиз и отвечают на вопросы.
- А как вы понимаете смысл этого девиза?
- Какое слово вам здесь более понятно?
Наверное, слово «искать».
- Что на уроках ищут учащиеся? (знания)
- Как вы думаете, мы найдем сегодня какие-то новые знания?
- А слова «бороться и не сдаваться» применительно к знаниям, что
могут обозначать? (Бороться с трудностями, которые встречаются на пути
постижения знаний, не уйти с верного пути их постижения).
На своих уроках никогда сам не произношу тему урока , подвожу детей
к теме урока , путем опытов или проблемных вопросов, на данном уроке был
проделан опыт доказывающий, что воздух имеет вес(взвешивание двух колб
одинакового объема и веса) вследствие чего ребята выяснили , что воздух
имеет вес, сколько содержится воздуха в 1 куб. м. они узнали из учебника,
следовательно они смогли посчитать сколько воздуха содержится в классном
помещении V= Д*Ш*В.
Учащиеся пришли к выводу если воздух имеет вес, то он давит на нас.
Значит тема урока нашего «Атмосферное давление». (сами ставят цель и
задачи урока.
Изначально класс был разделен по группам (4 группы), каждой крупе
были розданы путевые листы с заданиями у каждой из групп был свой
материал для работы( 1 группа – работала с учебниками разных авторов 2
группа работала с ноутбуком и интернетом + кейс технологии в кейсе разные
материалы
по
данной
теме,
3
группа
работала
с
атласом
и
выводили
зависимость атмосферного давления с высотой должны были научить решать
задачи своих одноклассников 4 группа работала со схемой распределения
атмосферного давления по земному шару и выводили зависимость.
В
итоге
каждая
группа
должна
была
провести
исследование
и
представить своим одноклассникам полученный результат в виде небольшого
проекта
на
ватмане.
участники
других
групп
делали
пометки
у
себя
в
тетрадях и путевых листах.
На закреплении изученного материала участники групп обменялись
перекрёстными вопросами.
В конце урока учащиеся наклеили на дерево настроения смайлики
которые показали их настроение в конце урока.