Автор: Козина Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики, как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника".
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики, как необходимое условие
полноценного формирования умственных способностей
дошкольника»
.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс
речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук
также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка потребует использования точных, координированных
движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать
и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет
выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными
строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как
он учится запоминать определённые положения рук и последовательность
движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких
координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы
мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте
важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами
развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в
основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга,
развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно
собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными
палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки
и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень
развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих
речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма,
формирует школьные трудности.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого
раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики
(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном
возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые
стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием
продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова,
Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А.
Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том
числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия
ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные
действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях,
регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать
и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей
руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными,
чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему
необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.