Напоминание

"Развитие мелкой моторики, как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника".


Автор: Козина Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики, как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики, как необходимое условие

полноценного формирования умственных способностей

дошкольника»

.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс

речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в

тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук

также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как

внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь ребенка потребует использования точных, координированных

движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать

и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,

развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать

смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет

выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными

строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится

контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как

он учится запоминать определённые положения рук и последовательность

движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми

упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно

ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная

речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные

трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких

координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы

мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного

восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте

важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать

условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,

развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно

подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами

развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в

основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга,

развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики –

один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,

не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно

собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными

палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки

и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются

обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных

действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное

благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень

развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих

речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма,

формирует школьные трудности.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого

раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики

(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном

возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые

стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к

школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая

непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием

продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова,

Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А.

Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том

числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия

ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные

действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях,

регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать

и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей

руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными,

чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему

необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.



В раздел образования