Автор: Ведерникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Новокузнецк
Наименование материала: Консультация для родителей по здоровьесберегающим технологиям
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире»
Джон Локк
Почему нужно сохранять, укреплять и развивать здоровье с детских лет?
Как правильно оздоравливать детей дошкольного возраста?
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только чрезвычайно
актуальной, но и глобальной, общечеловеческой и даже планетарной. Здоровье детей,
его
охрана
и
обогащение
является
приоритетным
направлением
не
только
образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку
лишь
здоровые
дети
в
состоянии
должным
образом
заниматься
разными
видами
деятельности,
обучаться,
развиваться.
Только
полноценное
здоровье
способствует
становлению гармонически развитой личности.
Однако год от года в последние десятилетия в сфере здоровья людей выявляется всё
больше и больше негативных факторов. По научным медицинским исследованиям
отмечено, что уже при рождении большинство детей имеют отклонения в здоровье,
абсолютно здоровых детей практически нет. В последнее время идёт стремительный
рост функциональных нарушений и отклонений, хронических заболеваний (патологии
органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, функций внутренних органов).
Растёт
число
отклонений
в
нервно
-
психическом
здоровье.
Количество
детей,
страдающих
ожирением,
стремительно
возрастает,
а
это
потенциальные
больные
сердечно - сосудистыми заболеваниями, что сокращает жизнь на 10 - 20 лет. 50% детей
нуждаются
в
психокоррекции,
характеризуются
серьёзным
психологическим
неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает
характер стихийного бедствия, с которым не справляются ни родители, ни педагоги. В
подавляющем большинстве дети уже с дошкольного возраста страдают дефицитом
движения
и
слабым
иммунитетом.
От
поколения
к
поколению
опускается
порог
жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни.
Исследования социологов выявили следующие факты:
1. Если лечить заболевание (временное, приобретённое), то здоровье сохранится на 8-
10%
2. Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье на 20-25%
3. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном
воспитании
с
детства,
стремления
беречь
и
умножать
своё
здоровье,
активно
заниматься оздоровительными видами деятельности.
Актуальность многочисленных, острых проблем сферы здоровья людей диктует
необходимость
самых
неотложных
мер
по
здоровьесбережению,
оздоравливанию
детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим
особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических
методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в
современной
терминологии
называются
здоровьесберегающими
образовательными
технологиями - ЗОТ.
ЗОТ
в
дошкольном
образовании
-
это
технологии,
направленные
на
решение
приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском
саду: детей, педагогов, родителей.
Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку - обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитаннику и воспитание валеологической.
(Валеология - это наука о здоровом образе жизни, в широком понимании просто
наука
о
здоровье)
культуры
как
совокупности
осознанного
отношения
ребёнка
к
здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять
его
валеологической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения,
задачи
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие
становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья
воспитателей
ДОУ
и
валеологическому
просвещению
родителей.
Важнейшей
характеристикой
педагогиче ских
ЗОТ
являет ся
в о с п р о и з в од и м о с т ь ,
целенаправленность, тесная взаимодополняющая связь между участниками работы в
ДОУ. Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для
здоровья детей, т.к. от рождения до 7-и лет идёт процесс становления всех функций и
систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического,
нравственного,
духовного
здоровья
человека,
формируется
фундамент
будущего
здоровья, человеческой жизни во всех её сферах. Наиболее современными ЗОТ по
научным
исследованиям,
по
мнению
педагогов
-
практиков
признаны
методы
эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и др. виды
искусства.
Методы
эстетотерапии
обладают
огромным
оздоравливающим
и
психотерапевтическим
потенциалом,
они
отличаются
высокой
эффективностью,
экономичностью, лояльностью по отношению к ребёнку по сравнению с другими
методами оздоровления и здоровьесбережения (например, медицинскими). Так, можно
лечить искривления позвоночника (или травму) на больничной койке с применением
лекарств, медицинских процедур, а можно проводить коррекцию лечения в танце -
красивыми движениями под приятную музыку, занимаясь любимым занятием, при
котором происходит не только быстрое выздоровление, но и обучение, воспитание,
развитие. ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья,
укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в
целом.
Оздоровление
детей
посредством
физических
упражнений
называется
кинезотерапией. Активное движение, тренировка выносливости и силы со времён
древней Эллады и Спарты до наших дней являются одним из самых эффективных
методов
полноценного
физического
развития
и
воспитания.
Особенно
этот
метод
близок, доступен и необходим детям дошкольного возраста. Подвижность, присущая
ребёнку
-
дошкольнику
обусловлена
тем,
что
моторная
деятельность,
вызывая
усиленное дыхание, кровообращение, обмен веществ является источником приятных
ощущений,
радостных
эмоций,
т.е.
то,
что
называется
хорошим
самочувствием
ребёнка, психофизическим благополучием. Физиологи объективно доказали, что при
любом двигательном тренинге упражняются не только части тела, но и развивается
мозг,
умственные
способности
-
одна
из
главных
основ
дошкольного
периода.
Академик Амосов назвал движение «первичным стимулом для ума ребёнка». По
мнению Е.А.Аркина - движения развивают интеллект, чувства, эмоции. Ж.Ж.Руссо
писал о движении как о средстве познания окружающего мира и самого себя.
Таким образом, использование ЗОТ имеет огромное значение в здоровьесбережении,
оздоровлении,
укреплении
здоровья
детей,
активно
помогает
ДОУ
в
решении
приоритетных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную
роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей
культуры здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Степ-аэробика является
одной
из
разновидностей
аэробики,
получившая
в
последние десятилетия огромную популярность в мире. Её основное отличие в том,
что танцевальные и общеразвивающие упражнения выполняются со специальными
платформами - «степами».
«Степ» -
в
переводе
с
английского
буквально
означает
«шаг»,
отсюда
и
само
определение степ - аэробики - «шаговая аэробика». Внешне аэробика представляет
собой
комплекс
общеразвивающих
и
танцевальных
ритмических
движений,
выполняемых под музыку, а так же различных циклических движений невысокой
интенсивности, рассчитанных на длительное выполнение.
Однако, главное в аэробике, разумеется не внешний эффект. Термин «аэробный» не
нов. В переводе с греческого - aero - это воздух, bios - жизнь. Термин «аэробный»
означает
-
«живущий
в
воздухе»
или
«использующий
кислород».
Высокая
двигательная
активность
обеспечивает
повышенное
содержание
кислорода,
проникающего в кровь и через сердечно - сосудистую систему в мышечные ткани, что
и
даёт
оздоровительный
эффект,
подготавливает
мышцы
к
высоким
физическим
нагрузкам, снимает усталость и возвращает хорошее настроение.
Известно, что при возбуждении мышц в них интенсифицируется обмен веществ в
виде сложной системы химических реакций. Сложные молекулы расщепляются на
более
простые,
при
этом
происходит
восстановление
(синтез)
богатых
энергией
веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть
в аэробных условиях. Доказано, что при аэробных процессах вырабатывается большое
количество энергии, причем основными продуктами распада являются углекислый газ
и вода, которые выводятся из организма через дыхание и выделения пота. Термин
«аэробика» применительно к различным видам физической активности, имеющим
оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет
Купер.
Сегодня
аэробика
представлена
как
составляющая
часть
здорового
образа
жизни, физической культуры и фитнеса в историческом разрезе, она устанавливает
взаимосвязь таких понятий, как «физическая форма», «фитнес» и «аэробика».
Для дошкольного возраста в основном используется оздоровительная степ-аэробика.
Само
название
подсказывает
смысл
и
цели
-
общее
оздоровление
организма,
профилактика
и
коррекция
нарушений,
укрепление
систем
и
функций
организма
человека, развитие физических качеств до смешного проста, не требует излишнего
сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении движений. Всё что
нужно
-
это
умение
правильно
и
красиво
ходить.
Характерным
признаком
степ-
аэробики
является
наличие
аэробной
части
занятия,
на
протяжении
которой
поддерживается на определенном уровне работа кардиореспираторной системы. Степ-
аэробика даёт большие благоприятные физиологические и биомеханические эффекты.
Исследования показали, что регулярные занятия степ - аэробикой улучшают
эффективную работу сердца и лёгких, снижают опасность сердечно - сосудистых
заболеваний.
Биохимический эффект степ - аэробики в том, что во время занятий возникают силы,
которые растягивают, сжимают, сгибают, скручивают, подвергают вибрации кости,
мышцы, суставы, сухожилия и связки. Регулярное воздействие такой силы в конечном
итоге
благотворно
влияет
на
организм,
поскольку
механический
стресс
вызывает
изменения, которые повышают прочность важных анатомических структур.
Например, в определённый промежуток времени силы, воздействующие на организм
при
выполнении
упражнений
со
средней
степенью
ударного
воздействия,
могут
увеличить
плотность
кости,
а,
следовательно,
и
её
устойчивость
к
трещинам
и
переломам. Упражнения могут так же усилить прочность связок и сухожилий на
разрыв. Степ - аэробика удивительно интересна и разнообразна, доступна для любого
возраста,
экономична,
возможна
в
любых
условиях
(необязателен
специально
оборудованный
физкультурный
зал).
Простейшие
тренировки
на
ступеньках
дают
замечательные оздоровительные результаты. Степ - аэробика уникальна в своём роде,
поскольку развивает и укрепляет все функции и системы организма, развивает
выносливость
и
работоспособность,
гармонично
вырабатывает
красивые,
выразительные
и
точные
движения,
эффективно
выполняя
оздоровительные
функции в воспитании детей.
Базовые упражнения.
1. Ходьба на степе.
2. Приставной шаг со степа вперед на пол и обратно \с правой, левой ноги\.
3. Приставной шаг со степа назад на пол и обратно.
4. Приставной шаг со степа вперёд, на степ, назад, на степ.
5. Приставные шаги со степа влево, вправо на пол, на степ.
6. Крест: приставные шаги поочерёдно со степа вперёд, на степ, влево, на степ, назад,
на степ, вправо, на степ.
7. То же, но с упражнениями для рук.
8. Приставной шаг со степа вперёд \ назад \ на пол, широко расставляя ноги, обратно
на степ, соединяя ноги.
9. Шаг одной ногой с пола на степ, вторую поднять прямую или согнутую над полом с
движениями рук.
10. Поочерёдные шаги со степа в стороны на пол, обратно на степ.
11. То же с упражнениями для рук, поворотом головы.
12. Повороты влево, вправо с опусканием соответствующей ноги со степа на пол,
упражнениями для рук.
13. Поочерёдно опускать ногу со степа на пол с упражнений для рук.
14. То же выполнять влево, вправо.
15. Крест: предыдущие упражнения соединить поочерёдно.
16. Выпады вперёд со степа на пол \назад, влево, вправо\.
17. Крест: соединить предыдущие упражнения поочерёдно.
18. Выпады с покачиванием с одной ноги на другую на счёт: 1, 2, 3, 4.
19. Бег на степе.
20. Предыдущие шаговые упражнения, но беговым способом.
21. Прыжки на степе.
22. Прыжки со степа на пол - ноги врозь, на степ - ноги вместе.
23. Поочерёдно опускать правую \левую\ ногу со степа на пол в прыжковом темпе.
24. Чередование шаговых упражнений с прыжками.
Оздоровительные подвижные игры - один из видов игровых здоровьесберегающих
технологий.
Исследованиями
учёных
доказано,
что
целенаправленные
физические
нагрузки,
оказывая
особое
стимулирующее
воздействие
на
организм,
могут
обеспечить
восстановление ранее утраченного здоровья, увеличить жизненные силы, повысить
иммунитет,
эффективно
укреплять
и
развивать
здоровье
детей.
Это
воздействие
наиболее полно можно осуществить через подвижные игры, при активной помощи
самого
ребёнка.
Игры
с
моментами
весёлой
неожиданности,
когда
обыденное
становится необычным, а потому особенно привлекательным для детей, дают им
радость, эмоциональный подъём.
Благодаря этому прекрасному свойству игры, особенно с элементами соревнования,
больше,
чем
любые
другие
средства
воздействия,
соответствуют
потребностям
растущего организма, способствуют гармоничному развитию детей, воспитанию у них
морально волевых качеств и прикладных навыков.
Естественная потребность в движении у детей дошкольного возраста, педагогически
целенаправленная, ведёт к увеличению двигательной активности вообще. Последнее
неукоснительно
ведёт
к
увеличению
потока
раздражений,
возникающих
во
время
движений ребёнка, в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в
зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре головного мозга. В результате
активно и правильно развивается центральная нервная система и внутренние органы:
повышается эмоциональный тонус детей, усиливается нервно - мышечный аппарат,
улучшаются показатели сердечно - сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной
систем, формируется правильная осанка. Поэтому в педагогический процесс считается
обязательным включение подвижных игр как наиболее доступный и эффективный
метод
воздействия
на
укрепление,
оздоровление,
закаливание
детей
дошкольного
возраста, развитие физических качеств, психических процессов.
Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра
всегда
связана
с
инициативой,
фантазией,
творчеством,
протекает
эмоционально,
стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения
большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.
Игра
-
естественный
спутник
жизни
ребёнка
и
поэтому
отвечает
законам,
заложенным
самой
природой
в
развивающемся
организме
ребёнка
-
неуёмной
потребности его в жизнерадостных движениях.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных
игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые в
свою
очередь
стимулируют
гипофиз,
деятельность
щитовидной
железы
и
всей
эндокринной системы.
Как показали фундаментальные исследования A.M. Фонарёва (1969г.), двигательная
активность,
развитие
речевой
функции
теснейшим
образом
связаны
с
функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. У детей
существует
врождённая
функциональная
связь
между
мышечной
системой
и
мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов,
между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря указанным
связям,
через
подвижные
игры
достигается
наиболее
гармоничная
координация
деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности
интеллектуального развития, приобретения новых знаний. Подвижные игры, часто
сопровождающиеся
неожиданными,
смешными
ситуациями,
вызывают
искренний
смех у детей - незаменимый фактор оздоровления. Замечательный врач В.В. Динейка
(1986г.), который создал стройную систему психофизической тренировки, убедительно
доказывает целительность радости, смеха, настроя психики на жизнеутверждающий
лад.
Учёные
доказали,
что
смех
является
мощным
терапевтическим
средством,
способным успешно лечить многие хронические заболевания. Подвижными играми
можно предупредить и лечить такие заболевания, как: ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие,
нарушения
осанки,
гипогенезия,
ожирение,
и
т.д.
Музыкальное
сопровождение
подвижных игр ведёт к ещё большему эффекту в развитии психических процессов,
воспитывает
чувство
ритма,
уравновешивает
нервную
систему,
способствует
регуляции мышечных усилий.
Игры
под
музыку
являются
одним
из
методов
эстетотерапии
-
одной
из
здоровьесберегающих технологий.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что оздоровление детей через
подвижную игру осуществляется по 5 основным направлениям:
- Физиологическое -
укрепление,
рост,
развитие
внутренних
органов,
функций
и
систем организма, физических качеств.
-
Психоэмоциональныйэффект оздоровления
-
развитие
положительных
эмоций,
психических процессов, качественное развитие центральной нервной системы.
- Интеллектуальное
развитие -
связь
движений
с
развитием
мозга,
развитие
двигательной памяти, приобретение новых знаний и умений.
- Естественная потребность детей в движении - активное участие самих детей в
педагогическом
процессе,
игровой
деятельности,
обусловленное
постоянным
стремлением к движению, что в итоге приводит к тому, что ребёнок сам себе помогает
быть здоровым, развиваться.
- Влияние
подвижной
игры
на
нравственное
здоровье. Подвижная
игра
воспитывает
инициативность,
решительность,
дисциплину,
организаторские
способности,
творчество,
формирует
такие
волевые
качества:
выдержка,
целенаправленность, ответственность, умение преодолевать трудности, критичность
мысли, настойчивость.
Развивает такие качества как наблюдательность, активность мысли, увлечённость,
умение осуществлять творческие замыслы практически, сочувствие, умение радовать
других и радоваться за других. Все перечисленные качества формируют личность
ребёнка и нужны в будущей жизни.
Результат подвижной игры - это радость, эмоциональный подъём, развитие и
увеличение физических сил ребёнка, эффективное оздоровительное воздействие на
детский организм в целом.
Дыхательная гимнастика
«Дыхание есть проводник всей активной энергии и движущий импульс жизненных
манифестаций. Дыхание относится не только к воздуху, который мы вдыхаем и
выдыхаем через ноздри, но также и к космической энергии, сияющей внутри этого
воздушного
потока,
который,
входя
и
покидая
наши
физические
структуры,
фактически вычерчивает цепь, снабжающую энергией наши физические, ментальные
и эмоциональные составляющие и без которой не было бы жизни в общепринятом
смысле этого слова…» (Инаят Хан Хидаят.)
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической
культуре
занимают
специальные
дыхательные
упражнения,
которые
обеспечивают
полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют
дыхательную
мускулатуру.
Ещё
древние
восточные
мудрецы
придавали
большое
значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с
помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное
дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
Известно
немало
методик
дыхательной
гимнастики
(по
К.
П.
Бутейко,
А.Н.
Стрельниковой, по системе йоги и др.).
От дыхания во многом зависят здоровье человека: его физическая и умственная
деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и
правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры
определяет
физическую
работоспособность
и
выносливость
человека:
стоит
неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает
учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц, У
тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже
после
длительной
физической
нагрузки.
Процесс
дыхательных
движений
осуществляется
диафрагмой
и
межреберными
мышцами.
Диафрагма
-
мышечно-
сухожильная
перегородка,
отделяющая
грудную
полость
от
брюшной.
Главная
ее
функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в
брюшной.
Как отмечает Соловьёва Н., дыхание — важнейший физиологический процесс,
происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять,
регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д.
Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы,
состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые рефлекторно, непрерывно и
ритмично следуют одна за другой.
Начальная фаза дыхания — выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода,
необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для
него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная
пауза
следует
за
выдохом.
Она
является
переходной
фазой
и
характеризуется завершением выдоха, а также ожиданием импульса к вдоху. Пауза не
менее важна, чем «активные» фазы дыхания, ведь она повышает работоспособность
организма.
Именно
благодаря
паузе
обеспечиваются
эффективный
газообмен,
вентиляция легких, что влияет на организм в целом. Продолжительность пауз зависит
от
интенсивности
физической
нагрузки,
состояния
нервной
системы
и
других
факторов. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный
аппарат. Оно называется гармонично - полным.
При
обучении
ребёнка
правильному
дыханию,
прежде
всего
надо
научить
его
глубокому
выдоху
для
хорошей
очистки
лёгких
и
улучшения
их
снабжения
кислородом.
Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при
поверхностном
дыхании
используется
только
дыхательный
объем
воздуха:
при
глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от
этого меняется частота дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и
выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке
физиологически
активных
веществ,
участвующих
в
процессе
свёртывания
крови,
обмена белков, жиров и углеводов.
Одной
из
задач
физического
развития
детей
дошкольного
возраста
является
формирование
носового
дыхания.
Дыхание
носом
способствует
координированию
воздуха, поступающего в лёгкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется,
согревается. Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для слизистой
оболочки
носовых
ходов,
предохраняет
её
от
переохлаждения,
сухости,
инфицирования. У детей дышащих ртом, очень слабые мышцы носа, крылья носа
напоминают вялые лепестки, а носовые ходы сужены. Дыхание через нос способствует
улучшению местного кровообращения, разрастанию аденоидной вегетации. Носовое
дыхание, особенно с ритмичным и полным выдохом расслабляет дыхательные мышцы
и
рефлекторно
укрепляет
гладкую
мускулатуру
бронхов,
помогает
регуляции
мозгового кровообращения.
Жизненная емкость легких или, другими словами, их объём тем меньше, чем меньше
ребенок.
Но
потребность
в
кислороде
велика,
поэтому
дыхание
ребёнка
характеризуется
высокой
частотой
и
поверхностностью.
Вот
почему
в
комплекс
физкультурно-оздоровительных
упражнений
обязательно
включение
дыхательной
гимнастики.
Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая
оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием
частиц пыли. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся
еще уже, ребенку становится трудно дышать. Именно поэтому помещение, в котором
находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше
микробов, а, следовательно, уменьшается риск заболевания.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет
дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к
решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления
здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
Она включает в себя несколько видов:
Массаж и самомассаж стоп;
Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика
для стоп;
Вибрационный массаж;
Водные профилактические процедуры;
Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,
желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке
и др./
Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.
Одним
из
перечисленных
видов
стопотерапии
является
массаж
и
самомассаж.
Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для
любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он
обладает
огромным
оздоровительным
потенциалом
и
имеет
широкий
спектр
профилактики
и
коррекции
различных
отклонений
в
здоровье,
его
сохранения
и
укрепления. Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с
дошкольниками. Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на
мышцы,
суставы
и
связочный
аппарат
стопы,
активные
точки
подошвы,
кожные
покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод,
развивается
сила
мышц
и
решается
одна
из
важных
педагогических
задач
на
современном этапе - профилактика и коррекция плоскостопия. На сегодняшний день
этот
вид
заболевания
у
детей
дошкольного
возраста
наиболее
распространён
и
считается одним из самых актуальных вопросов здоровья.
Плоскостопие - это
статическая
деформация
стопы,
характеризующаяся
уплощением её сводов. Плоскостопие бывает продольным и поперечным, но чаще
смешанным. Несмотря на то, что на первый взгляд это заболевание не заметно,
кажется простым и не имеет каких-либо особых симптомов, а на начальных стадиях и
вовсе
не
выражено,
в
медицине
оно
считается
серьёзным
заболеванием,
которое
существенно влияет на здоровье. В действительности плоскостопие в детстве без
соответствующей
профилактики
и
лечения
у
взрослого
человека
усиливается,
вызывает серьёзные нарушения здоровья, ведёт к различным патологиям, а нередко
приводит к полной потере трудоспособности.
Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения (иногда сильные боли) в
ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие
непременно
ведёт
к
нарушению
работы
опорно-двигательного
аппарата,
кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и
мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.
На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают
состояние
органов,
систем
и
их
функций.
Стопы,
по
воззрениям
традиционной
медицины,
представляют
органы,
расположенные
в
средней
части
тела,
включая
печень, желчный пузырь, селезёнку, желудок, почки и мочевой пузырь, в отличие от
кистей,
представляющих
в
большей
степени
верхнюю
и
нижнюю
области
тела,
включая
лёгкие,
сердце,
тонкий
и
толстый
кишечник.
Подошвы,
как
и
всё
тело
человека,
имеют
огромное
количество
нервных
рецепторов,
скопление
которых
в
определённых
местах
образуют
так
называемые
биологически
активные
точки,
которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную
связь с определёнными органами и частями тела.
Массаж
определённых
участков
и
точек
на
подошвах
ступней
обеспечивает
благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно
обеспечить
путём
хождения
по
дорожкам
-
массажёрам
или
так
называемым
«дорожкам здоровья».
Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с
различными
следами
и
со
специальным
покрытием
/игольчатым,
ребристым,
с
жёстким ворсом и т.д./, а также коврики с различными предметами. К дорожкам
здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон,
синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и
радостные
эмоции.
Не
прилагая
особых
усилий,
ребёнок
в
непринуждённой,
свободной
форме
выполняет
самомассаж
стоп,
получая
приятные
ощущения,
удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
.Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Актуальная тема для разговора во все
времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть
другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти
в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную долгую жизнь.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным: бегал,
не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во дворе, не болел. Плохое
самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в
играх, в спорте.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание работе, которые
направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить,
поддержать и обогатить здоровье детей. Одной из главных задач и нашего сада
является: сохранять, укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье
дошкольника.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение
и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее
название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых
технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное –
самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента
физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в
последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение
количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует
необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав
ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная
совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не
наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических
технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень
реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру
здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в
процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья,
как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью,
безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологии:
1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в
природе и мегаполисе.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации
физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений
плоскостопия и осанки.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением
и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать
дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
подвижные и спортивные игры
контрастная дорожка
2 группа Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
3 группа Технологии музыкального воздействия.
музыкотерапия
сказкотерапия
4 группа Технология коррекции поведения.
Таким образом в нашей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как
традиционными пособиями так и нестандартным оборудованием для :
-ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камушек где происходит
массаж стопы ног.
- развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и
вертушки.
-массажа ладоний рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки
организма
- массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики:
веревки с узелками, фломастеры, ребристые дорожки.
-ежедневной после сна оздоровительной гимнастики босиком под музыку.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию
на здоровый образ жизни.
Поставленные цели и задачи я успешно реализую на практике: динамические
паузы я провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда
включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в
зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать
гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды,
расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после
умственного и физического утомления. Систематическое использование
физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к
изменению отношения к себе и своему здоровью.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксация. Гимнастика пальчиковая проводятся с детьми своей возрастной группы
индивидуально либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а так же во
время занятий.
Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время
занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения
различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым
дорожкам.
Физкультурные занятия – 3 раза в неделю.
Проводятся в хорошо проветренном помещении 2 раза в неделю, в физкультурно-
музыкальном зале. Средняя подгруппа – 20/25 мин., старшая подгруппа –
25/30мин.1раз на свежем воздухе.
Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во
время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Технология воздействия через сказки (сказкотерапия) Сказка – зеркало, отражающее
реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает
в жизни. На занятиях по сказкотерапии с детьми старшей подгруппы учим составлять
словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают
свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче.
Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться
в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения,
повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Проводим совместно( воспитатели и музыкальный
руководитель). Так же с детьми проводятся разные виды закаливания:
- ходьба босиком по мокрой дорожке проводится после дневного сна.
- обширное умывание.
- ходьба по ребристым дорожкам.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с
родителями. Перед нами стоит задача:
-ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями
созданными для охраны здоровья детей в группе. — консультации, рекомендации и
беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной
гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий.
- родительское собрание;
- папки-передвижки;
- семинары-практикумы;
-анкетирование;
- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии
«Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых
дверей;
-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);
- выпуск газеты;
Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития
детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности
детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками,
играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется
комплексно, в течение всего дня.
Родители являются примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому
очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям
воспитателей по организации режима дня, досуга дома.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает
положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной
среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить
улучшение показателей социального здоровья.
Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и
родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для
правильного и здорового развития.
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в
повседневной жизни детей дошкольного возраста»
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает
особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на
несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми,
крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний,
различных патологий, страшных диагнозов.
В современном мире нашим детям приходится расти и развиваться на фоне
угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не
отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции,
поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и
реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей,
формированию здорового образа жизни.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание
уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является
рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий
обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к
ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику
детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений
оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью
здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по
здоровому образу жизни.
В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие
технологии как:
1. Медико-профилактическая технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение
здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с
медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи медико-профилактическая деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности
детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации и
т.д.);
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-
эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников;
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного
аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача данной деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального
благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие,
бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В данной системе
взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее,
лечебно-профилактическое и социальное направления.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности
предполагает формирование у детей осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
6. Технологии валеологического просвещения родителей.
Сберечь и приумножить здоровье ребенка признана семья, которая является базовой
ступенью формирования культуры здоровья. Здоровьесберегающие технологии в семье
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода взрослых членов семьи.
Фундамент здоровья, физического и психического, закладываются именно в детстве.
Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от родителей, как они
будут воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. От того, как
правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители
здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном
учреждении, либо находит каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляется, либо
не находит, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Здоровьесберегающие технологии семьи — это создание социально-психологических
условий в семье: отсутствие стресса, адекватность требований, единство в воспитании
подрастающих детей со стороны взрослых членов семьи; рациональная организация
режима дня в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями;
создание благоприятного эмоционально-психологического климата; соответствие
физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный
и рационально организованный двигательный режим; использование разнообразных
видов здоровьесберегающей деятельности членов семьи, направленных на сохранение
и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Можно выделить основные типы здоровьесберегающих технологий семьи:
оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание,
гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); технологии обучения здоровью
(включение бесед, рассказов о пользе здорового образа жизни и последствиях вредных
привычек); здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение
двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
воспитание культуры здоровья (беседы по развитию личности, участие в городских
социокультурных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, физкультурно-
оздоровительных соревнованиях и т.д.).
Здоровьесберегающие технологии необходимо включать не только в образовательную
работу, но и в домашнюю, что является важным условием для полноценного
развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и
психологической культуры.
Использованная литература:
1. С.А.Пономарева «Растите малышей здоровыми». М.,1992.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
3. М. В. Васильева ''Программа воспитания и обучения в детском саду".
4. Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ». Волгоград: Учитель, 2009.
5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. - С. 75.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре
«Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная
образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь,
составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человек – здоровье, оно
немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. Дошкольный
возраст является началом всех начал. Именно в эти годы от 0 до 7 лет, закладывается
фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям
любимым делом, раскрываются способности ребенка.
Решение проблемы снижение обшей заболеваемости возможно при правильной
организации воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер
по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Главной нашей задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к
своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков,
обучение вести здоровый образ жизни с раннего детства.
В группе младшего дошкольного возраста, изучив различные формы организации
оздоровительных мероприятий мы создали свою систему физкультурно-
оздоровительной и профилактической работы, которую постоянно совершенствуем.
Все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей у нас есть:
физкультурный зал, дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр,
фитобар. Физическое здоровье малышей неразрывно связано с их техническим
здоровьем эмоциональным благополучием, поэтому в групповой комнате организовали
уголок уединения.
Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя
физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для профилактики заболеваний в своей
группе мы проводим, хорошо известную всем традиционную оздоровительную
гимнастику после дневного сна. С учетом индивидуальных особенностей детей
включает щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или
ограничений. Сочетаем с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и
звуковой гимнастики, профилактикой и нарушением осанки, плоскостопия,
упражнениями для глаз… комплексы оздоровительной гимнастики после сна
составляем на две недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения
отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес
детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Проводим
физкультурные занятия.
В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для обеспечения
достаточного уровня двигательной активности на занятиях. В специально
оборудованном зале со всеми необходимыми атрибутами и инвентарем.
Свои занятия организуем в игровой форме, немного фантазии - и достаточно
сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Хороших
результатов в усвоении детьми движений, используя разные способы организации на
одном занятии (когда они сменяют лил дополняют друг друга). Во время занятий
учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к
дозировке физических упражнений. Детей любой степени подвижности
заинтересовываем путем «обыгрывание» пособия, использования игрового образа. В
методике занятий с малышами главное заключается в определении величины
необходимой физической нагрузке с учетом индивидуального развития и состояния
здоровья каждого ребенка.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья мы считаем
дыхательные упражнения. Дыхательная система детей не совершенна, поэтому, чем
меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их
выстилающая, очень нежная, воспаляющая, даже под действием частиц пыли; при
этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Поэтому, прежде, чем проводить дыхательную гимнастику мы хорошо проветриваем
помещение: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания
Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте преследует
следующие задачи:
1. повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости,
закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
2. развитие дыхательной мускулатуры; увеличение подвижности грудной клетки и
диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких улучшение деятельности
сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Такие занятия мы проводим 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо
проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние
часы, не ранее чем через час после приема пищи, от 10 до 15 минут. Основу
дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным
выдохом. Этого мы достигаем произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих
согласных (ж, ш), и сочетаний звуков (ах, ух,ох)
Такие дыхательные упражнения проводим в игровой форме (жужжит пчела, гудит
самолет, стучат колеса поезда и т.д.) В комплексе упражнений обязательно должны
быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Контролируем, чтобы вдох у
детей происходил только через нос.
Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с
родителями. Для подержания «обратной связи» с семьей мы предлагаем
воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий.
Живой интерес педагога к успехам каждого ребенка- залог конструктивного диалога с
родителями и фактор оценки деятельности воспитателя. Во время формулировки
задания на дом мы считаем важным объяснить родителям, почему необходимо
выполнять те или иные упражнения. Беседуя с родителями о достоинствах или
недостатках их ребенка, о результатах выполнения тех или иных заданий, прибегаем к
примерам, описанным в литературе; не сравниваем конкретного ребенка с другими
детьми группы, потому, что мера здоровья и развития ребенка строго индивидуальна:
что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого.
Кроме дыхательной гимнастики, в своей группе мы применяем точечный массаж,
который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, трахеи,
бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм сам начинает
вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для
повышения сопротивляемости организма к простуде и заболевании верхних
дыхательных путей мы проводим точечный массаж особых зон грудной клетки и лица,
которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий,
можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения
здоровья детей
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС в ДОУ, Советы родителям по
здоровьесбережению детей.
Упражнения для профилактики заболеваний дыхательной системы.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих
образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных
образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из
приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение
физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования
здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие
для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент
самореализации личности. Проблема здоровья в любом обществе и при любых
социально-экономических и политически ситуациях актуальна, своевременна и
достаточно сложна.
В дошкольном возрасте у ребенка воспитывается привычка к здоровому образу жизни
как необходимость для дальнейшего формирования гармонически развитой личности.
В федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования также одна из приоритетных задач – «охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия».
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных
технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников
образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет
двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их
самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском садике без негативного
влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с
традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными
способами осуществления оздоровительной работы.
Советы родителям по здоровьесбережению
Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении
его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и
личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил личной
гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание.
Совет 2: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к
чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными
элементами охраны здоровья ребенка.
Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не
вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни,
предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на
свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика
утомления и болезней.
Совет 4: Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно
при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и
записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела),
рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5: Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными
факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и
привычку к закаливанию организма и оздоровлению.
Совет 6: Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом,
больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в
семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7: Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное
питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания.
Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8: Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных
заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой
посудой или зубной щеткой, расческой; не надевать обувь или головные уборы других
детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо
прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять
назначения врача.
Совет 9: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице,
на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для
здоровья и жизни.
Совет 10: Не отправляйте больного ребенка в школу. Вызовите врача. Проветривайте
помещение, делайте влажную уборку и неукоснительно следуйте медицинским
назначениям.
Совет 11: Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных
особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое
здоровье.
Совет 12: Способствуйте развитию критического отношения к разным видам рекламы
и умению противостоять ее негативному воздействию, к развитию медиаграмотности.
Упражнения для профилактики заболеваний дыхательной системы.
Мы постарались подобрать упражнения по профилактике заболевания дыхательной
системы. Легкие упражнения можно чередовать с более сложными, это позволит
разнообразить деятельность детей. Движения и речевой материал заучивать с детьми
предварительно не обязательно, упражнения проводятся по подражанию вместе с
Вами. Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоционально насыщенными,
проводить их нужно в игровой форме, чтобы они приносили вашему ребенку радость
и удовлетворение.
«Пастушок дудит в рожок»
Цель .Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового
дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материалы: рожок, дудочка.
Ход игры: попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы
созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в
носу) и резко выдохнуть.
«Перо»
Цель.Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц
рта.
Материалы: веревка, 2 стульчика, перышки.
Ход игры: натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите
ребенка на расстоянии 50 см напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу,
сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая
перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох,
губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.
распрямлении туловища. 2 упражнение. Медленные с усилием наклоны головой
вперед - вниз – назад - вверх. Дыхание произвольное, глубокое, продолжительное без
задержки. Упражнение улучшает кровообращение шеи и головы.
Кинезиологические упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают
подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных
спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких,
совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений
1) Вдохнуть полное дыхание очень медленно, но сильно, через ноздри, стараясь
вдыхать как можно дольше.
2) Задержать дыхание на несколько секунд.
3) Выдохнуть воздух очень сильно одним дыханием через широко открытый рот.
4) Успокоить легкие очистительным дыханием.
А вот очистительное дыхание йогов, действием которого объясняется удивительная
сила и крепость легких, встречаемая у йогов. Йоги, обыкновенно, заканчивают свои
дыхательные упражнения этим очистительным дыханием.
Очистительное дыхание проветривает и очищает легкие, возбуждает все их клеточки и
повышает общее здоровье всего организма, освежая всю систему.
1) Вдохнуть полное дыхание.
2) Удержать дыхание на нисколько секунд.
3) Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой
выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый
воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь
выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.
Задерживание дыхания
Это очень важное упражнение, которое имеет целью усилить и развить дыхательные
мускулы, а вместе с тем и легкие. Частая практика этого упражнения неизбежно
приведет к расширению грудной клетки. Йоги нашли, что временное задерживание
дыхания после того, как легкие наполнены воздухом, приносит большую пользу не
только дыхательным органам, но также органам пищеварения, нервной системы и всей
крови. Они нашли, что временное задерживание дыхания очищает воздух, который
остается в легких от прежних дыханий и содействует наилучшему поглощению
кислорода кровью. Они знают также, что такое задержанное дыхание собирает из
легких накопившиеся там отбросы и при выдыхании воздуха уносит их с собой,
благодаря большой силе выдыхания. Эта сторона, т. е. очищений легких, быть может,
самое важное в задерживаемом дыхании, и йоги рекомендуют это упражнение для
лечения различных расстройств желудка, печени и для лечения болезней крови, точно
так же они находят, что оно уничтожает дурной запах изо рта, который очень часто
зависит просто от плохо вентилируемых легких.
1) Стать прямо.
2) Вдохнуть полное дыхание.
3) Задержать дыхание в груди, насколько возможно дольше.
4) С силой выдохнуть воздух через раскрытый рот.
5) Проделать очистительное дыхание.
Возбуждение легочных клеточек
Это упражнение предназначено для того, чтобы возбуждать деятельность воздушных
клеточек в легких. Но начинающий не должен злоупотреблять этим упражнением;
вообще, это упражнение должно проделываться с большею осторожностью. После
первых опытов некоторые могут заметить как бы легкое головокружение.
1) Стать прямо; держать руки по сторонам тела.
2) Вдохнуть воздух медленно и постепенно.
3) Выдыхая, медленно ударять по груди кончиками пальцев в разных местах.
4) Задержать дыхание и ударять по груди ладонями рук.
5) Проделать очистительное дыхание.
Упражнение на ходу
1) Идти с высоко поднятой головой, и со слегка вытянутым подбородком, держа плечи
назад и обращая внимание на то, чтобы шаги были равной длины.
2) Вдохнуть полное дыхание, мысленно считая до восьми и делая в это время восемь
шагов так, чтобы счет соответствовал шагам, и вдыхание было бы сделано как бы в
восемь приемов, но без перерыва.
3) Медленно выдохнуть воздух через ноздри, таким же образом считая до восьми и
делая в это время восемь шагов.
4) Задержать дыхание, продолжая идти и считая до восьми.
5) Повторять это упражнение до тех пор, пока вы почувствуете, что устали. Затем
перестаньте на время и продолжайте, когда совсем отдохнете. Некоторые йоги
варьируют это упражнение, задерживая дыхание и считая до четырех, и затем
выдыхают, считая до восьми. Попробуйте этот способ, если он окажется для вас более
легким и приятным, то держитесь его.
Детям нравится выполнять эти упражнения, они считают их игрой, и вместе с этим
приносят неоценимую пользу для укрепления здоровья.
Дети- наше будущее и будущее всей нашей нации. Мы должны вместе приложить
максимум усилий, чтобы вырастить здоровое поколение.