Напоминание

Нетрадиционные формы обучения


Автор: Князькова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: учитель истории ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области
Населённый пункт: Можайск Московская область
Наименование материала: Статья Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании истории в средней школе
Тема: Нетрадиционные формы обучения
Раздел: полное образование





Назад




Использование нетрадиционных уроков в преподавании истории в

средней школе.

Князькова О.В., учитель истории.

В современной школе должен происходить постоянный поиск новых форм, методов и

принципов преподавания , позволяющий слить в единый процесс работу по образованию и

развитию учащихся на всех этапах обучения.

Пути

и

способы

реализации

этих

принципов

должны

быть

в

значительной

степени

творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой -

либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания

учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной

обстановки

целесообразна,

поскольку

она

создаёт

непринужденную

атмосферу

при

подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий

в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы урока должны осуществляться

с непременным

использованием

средств

слуховой

и

зрительной

наглядности

(компьютерной

и

видеотехники, выставок, буклетов, стендов), и позволяют достигать самых разных целей

методического, педагогического и психологического характера.

Нетрадиционный подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит

их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера,

позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно

расширять свои знания. Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто

обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащихся в обучении, но и

трансформируется

в

сторону

необычных

игровых

форм

преподнесения

материала.

Учитель пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за

книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.

Нестандартные формы урока могут стать основой для продолжения одного из

серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью

общества

в

новых

подходах

и

организации

учебного

воспитательного

процесса

и

целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.

Большинство методистов отмечают, что с одной стороны, использование нестандартных

форм урока способствовало решению задач творческого развития личности, а с другой

стороны, привело к снижению уровня образованности, так как, несмотря на высокую

степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои

минусы. Они не могут заменить традиционную форму, и слишком частое обращение к

ним

может

дать

обратный

результат.

Это

объясняется

различным

потенциалом

нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть

свои сильные и слабые стороны.

Рассмотрим классификацию нетрадиционных уроков, которая не претендует на

всеохватность и возможно не исчерпывает все виды. Урок был, есть и в образном будущем

останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки

найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни

в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - нечто

застывшее и нерушимое.

Методически эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания

учащихся являются такие формы урока, как:

- уроки-семинары, зачёты,

конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-

конференции;

диспуты,

ролевые

игры,

деловая

игра,

урок

взаимообучения,

пресс-

конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок спектакль, урок-диалог, мозговая атака,

урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем).

Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские

занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой

работы .

Семинар - это:

-

вид

ученических

занятий,

обсуждение

учащимися

под

руководством

преподавателя

подготовленных сообщений или докладов;

- форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по

заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением

материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Семинар-исследование - форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной

реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.

Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания,

выявления чего-либо; изучить, изучать».

Семинар

-

исследование

включает

три

этапа

и

часто

выходит

за

временные

и

содержательные рамки одного двух уроков:

1 этап. Подготовительная работа:

- постановка задачи;

- формулирование исходной проблемы;

- планирование семинара;

2 этап. Обсуждение темы семинара:

-

реализация

функций

семинара

(позновательно-исследовательная,

воспитательная,

практическая, методическая).

3 этап. Заключительный - ориентирующий:

- оценка семинара и участников;

- определение степени завершённости изучение темы;

- вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.

Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый

стол».

«Круглый

стол»

-

это

семинарное

занятие,

в

основу

которого

преднамеренно

заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит

к приемлемым для всех участников позициям или решениям

Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:

- «на равных правах, условиях»;

- формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники

высказываются в определённом порядке;

- «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;

Термин позволяет вычислить три его составляющих:

1) неразрешённый вопрос;

2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;

3)

выработка

приемлемых

для

всех

участников

предложений,

рекомендации

по

обсуждаемому вопросу. .

В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации

урока, как «Мозговой штурм ».

«Мозговой штурм» на занятиях - это метод семинара, содержащий целенаправленную

ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на

основе

максимального

умственного

напряжения

участника

занятий;

целесообразное,

активное обдумывание и обсуждение вопроса.

Довольно часто учителя проводят уроки- конкурсы. Данная форма организации занятия

позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за

весь

курс

обучения,

систематизировать

знания

учащихся,

формировать

у

учащихся

добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых

заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления,

творческую инициативу, активность.

Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Экскурсии

являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении

они выполняют следующие функции:

1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их

учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и

практикой.

3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить

учащихся с производством.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень

экскурсий и определяется их содержание.

Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи

решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий.

Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются

для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе .

Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы

наглядно сообщить учащимся новые знания.

Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед

экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать

после экскурсии на уроке итогового повторения. При проведении во время экскурсии

закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы

добиться его обстоятельного осмысления

Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит

в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его

решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по

разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки

возникновения

данной

проблемы,

её

истоки.

Так

рождаются

проекты

-

различные

гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они

обсуждаются в ходе дискуссии.

Одной

из

моделей

дискуссии

являются

«дебаты»

на

основе

работы

соперничающих

команд.

Эти

команды

ведут

спор

вокруг

чётко

сформулированного

тезиса,

который

опровергает одна команда и защищает другая.

Другую

модель

дискуссии

назвали

«вертушка»,

целью

которой

является

вовлечение

буквально

всего

коллектива

в

обсуждение.

Дискуссия

направлена

на

одновременное

включение всех участников и активную полемику с разными партнёрами по общению.

Целый ряд дискуссионных занятий может быть построен на основе работы ключевой

группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся занятия по типу «круглого стола».

Также

преподаватель

может

провести

заседание

«экспертной

группы»,

где

учащиеся

выступают с сообщениями по проблеме, затем весь класс обменивается мнениями об их

сообщениях.

Более

широкомасштабную

дискуссию

можно

провести

по

типу

«симпозиума»,

когда

готовятся

серьёзные

доклады

с

противоположными

оценками

проблемы, а весь коллектив следит за ходом выступлений и участвует в обсуждении.

Учитель

играет

важную

роль

в

проведении

дискуссии.

Он

устанавливает

порядок

в

аудитории и ставит проблему обсуждения, конструктивно её формулирует, предлагает

перечень

обсуждаемых

вопросов.

По

ходу

обсуждения

он

поясняет

ребятам

задачи,

предлагает

стимулирующие

вопросы,

побуждающие

участников

дискуссии

к

поиску

решения проблемы, суммирует высказывания, выявляет расхождения и разногласия в

оценках групп, включает в действие пассивных участников в оценках групп и обращается

к мнению меньшинства, тем самым, добиваясь всесторонности и глубины обсуждения

проблемы коллективом.

Учитель, организуя дискуссионные занятия, должен помнить определённые правила. Он

даёт

время

на

обдумывание

ответов

учащихся,

избегает

неопределённых

вопросов,

обращает внимание на каждый ответ, изменяет ход рассуждений ученика, уточняет и

проясняет

высказывания

участников

для

всего

коллектива,

задаёт

конкретизирующие

вопросы, побуждает учеников к углублению мысли, держит паузу, когда это необходимо.

В то же время учитель держит в поле зрения сам ход дискуссии и оценивает участников.

Особое значение придаётся работе в группах, поэтому он должен равномерно, по силам,

распределять учащихся и равнозначно им помогать в дискуссии. Затем учитель вместе с

экспертами оценивает, правильно ли велось обсуждение, кто выдвигал идеи, выявляются

наиболее

активные

и

пассивные

участники

занятия.

Выставляются

оценки,

и

даётся

домашнее задание. Все вопросы, которые относятся к теме обсуждения, учитель адресует

всем участникам разговора.

На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить

уроки

-

презентации.

Презентация

-

это

представление

какой-либо

информации.

Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды

оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во

время

урока.

Грамотное

использование

презентации

усиливает

мотивацию

учения

и

эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет

новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения

педагогических

задач

и

рассматривается

как

новое

дидактическое

средство

для

организации ученического процесса.

Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия

для достижения своих специфических целей:

- при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в

первую

очередь

как

средство

иллюстрации

ранее

изученного

материала,

основных

определений темы или раздела учебного материала;

-

при

формировании

новых

знаний

компьютерная

презентация

используется

как

демонстрационное

средство

при

объяснении

нового

материала

и

как

средство

для

самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;

-

при

формировании

новых

и

развитии

имеющихся

умений

-

для

иллюстрации,

демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;

- при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела

или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации;

- при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование презентации, в которой

даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с

иллюстрацией вопросов на экране монитора.

Традиционные уроки обеспечивают возможность изучения учащимися наибольшего

объема

информации,

которая,

в

свою

очередь,

характеризуется

систематичностью,

упорядоченностью

и

четкой

логической

последовательностью.

Это

способствует

формированию

достаточно

прочных

знаний,

умений,

навыков.

В

свою

очередь

нетрадиционные уроки предлагают меньший объем информации, однако обуславливают

более глубокую ее проработку.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод

о

необходимости

внедрения

в

педагогический

процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный

процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию

учения и качество знаний и умений учащихся.



В раздел образования