Напоминание

"Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга."


Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "МАЯЧОК"
Населённый пункт: Свердловская область, Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагог-психолог Косач М.Н.

Нижний Тагил

Синдром

функциональной несформированности лобных отделов мозга

Функциональная несформированность лобных отделов мозга вариант онтогенеза

психики в той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную

относительно

учебной

деятельности.

Нейропсихологические

исследования

детского

сообщества выявили

специфические варианты отклоняющегося развития.

Каждый

вариант обусловлен действием конкретного патогенного фактора,

который связан с незрелостью или искаженным формированием тех или иных структур

мозга.

Описано шесть основных синдромов отклоняющегося развития, однако возможны

комплексные варианты указанных синдромов.

Синдром

функциональной

несформированности

лобных

отделов

мозга

включает

следующие симптомы:

1.

легкая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, быстрая утомляемость;

2.

слабый интерес, практически, ко всему;

3.

недостаточность волевого усилия, трудности мотивации на любую деятельность;

4.

общественно значимые ценности и нормы поведения для них не существенны;

5.

действуют по образцу, переносят способ выполнения на остальные задания;

6.

страдает

понимание

прочитанного

и

пересказ,

вместе

с

тем

пересказ

по

вопросам достаточен;

7.

в обследовании медлителен, вял, отсутствует эмоциональная включенность в

происходящее;

8.

часты проявления импульсивности;

9.

однако истинного истощения не происходит;

10. склонность к регрессивным формам поведения, по типу «всем телом и с диким

воплем»;

11. крайне бедная речь, преимущественно реактивная, примитивная по разнообразию

выразительных средств, часты эхолалии;

12. характеристики речи сохранны: фонематический слух, артикуляция, номинация

т.д.

Центральным симптомом является – отчетливая недифференцированность рефлексии

структур психики в сочетании с ригидным симбиозом со значимым взрослым.

Существенно повышает продуктивность выполнения каких-либо заданий внедрение

внешних опор и контроль со стороны взрослого («Ты все нарисовал?», «Будь внимателен»,

недоумевающие

жесты

или

междометия),

дробление

заданной

программы

на

последовательные подпрограммы.

Основной патологический фактор – недостаточность произвольного внимания, речевой

саморегуляции,

программирования,

целеполагания

и

контроля

за

протеканием

собственной деятельности.

Нейропсихологический фактор – фактор регуляции и контроля.

Топика – слабость лобных отделов мозга, прежде всего левого полушария.

Возрастная динамика данного синдрома проявляется в следующем: в возрасте 3-4 лет

на первый план выступают псевдоаутичные черты (отвержение коммуникаций, инертно-

персевераторный стиль деятельности).

В возрасте 6-7 лет ярко обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная

откликаемость и отвлекаемость, обилие системных персевераций.

К 12 годам на первый план выступают: тенденция к глобальному копированию,

«отзеркаливанию» значимого взрослого, отсутствие критики к себе самому и взрослому ,

снижение интеллектуальной деятельности, невозможность самоконтроля прогнозирования

ситуации.

При коррекции данного синдрома можно использовать внешние опоры, в первую

очередь

организующую

и

достаточно

жестко

регламентированную

деятельность

со

стороны

специалистов

коррекционного

профиля,

методику

Ахутиной

Т.В.

«Школа

внимания», а также комплексную методику психомоторной коррекции Семенович А.В.



В раздел образования