Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "МАЯЧОК"
Населённый пункт: Свердловская область, Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга."
Раздел: дошкольное образование
Педагог-психолог Косач М.Н.
Нижний Тагил
Синдром
функциональной несформированности лобных отделов мозга
Функциональная несформированность лобных отделов мозга вариант онтогенеза
психики в той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную
относительно
учебной
деятельности.
Нейропсихологические
исследования
детского
сообщества выявили
специфические варианты отклоняющегося развития.
Каждый
вариант обусловлен действием конкретного патогенного фактора,
который связан с незрелостью или искаженным формированием тех или иных структур
мозга.
Описано шесть основных синдромов отклоняющегося развития, однако возможны
комплексные варианты указанных синдромов.
Синдром
функциональной
несформированности
лобных
отделов
мозга
включает
следующие симптомы:
1.
легкая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, быстрая утомляемость;
2.
слабый интерес, практически, ко всему;
3.
недостаточность волевого усилия, трудности мотивации на любую деятельность;
4.
общественно значимые ценности и нормы поведения для них не существенны;
5.
действуют по образцу, переносят способ выполнения на остальные задания;
6.
страдает
понимание
прочитанного
и
пересказ,
вместе
с
тем
пересказ
по
вопросам достаточен;
7.
в обследовании медлителен, вял, отсутствует эмоциональная включенность в
происходящее;
8.
часты проявления импульсивности;
9.
однако истинного истощения не происходит;
10. склонность к регрессивным формам поведения, по типу «всем телом и с диким
воплем»;
11. крайне бедная речь, преимущественно реактивная, примитивная по разнообразию
выразительных средств, часты эхолалии;
12. характеристики речи сохранны: фонематический слух, артикуляция, номинация
т.д.
Центральным симптомом является – отчетливая недифференцированность рефлексии
структур психики в сочетании с ригидным симбиозом со значимым взрослым.
Существенно повышает продуктивность выполнения каких-либо заданий внедрение
внешних опор и контроль со стороны взрослого («Ты все нарисовал?», «Будь внимателен»,
недоумевающие
жесты
или
междометия),
дробление
заданной
программы
на
последовательные подпрограммы.
Основной патологический фактор – недостаточность произвольного внимания, речевой
саморегуляции,
программирования,
целеполагания
и
контроля
за
протеканием
собственной деятельности.
Нейропсихологический фактор – фактор регуляции и контроля.
Топика – слабость лобных отделов мозга, прежде всего левого полушария.
Возрастная динамика данного синдрома проявляется в следующем: в возрасте 3-4 лет
на первый план выступают псевдоаутичные черты (отвержение коммуникаций, инертно-
персевераторный стиль деятельности).
В возрасте 6-7 лет ярко обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная
откликаемость и отвлекаемость, обилие системных персевераций.
К 12 годам на первый план выступают: тенденция к глобальному копированию,
«отзеркаливанию» значимого взрослого, отсутствие критики к себе самому и взрослому ,
снижение интеллектуальной деятельности, невозможность самоконтроля прогнозирования
ситуации.
При коррекции данного синдрома можно использовать внешние опоры, в первую
очередь
организующую
и
достаточно
жестко
регламентированную
деятельность
со
стороны
специалистов
коррекционного
профиля,
методику
Ахутиной
Т.В.
«Школа
внимания», а также комплексную методику психомоторной коррекции Семенович А.В.