Автор: Молчан Людмила Юрьевна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ " СОШ п. Пятидорожное"
Населённый пункт: Калининградская область, Багратионовский район, п. Пятидорожное
Наименование материала: статья
Тема: Концепция развития воспитательной системы школы
Раздел: среднее образование
Директор МБОУ « СОШ
п. Пятидорожное»
Молчан Людмила Юрьевна
Концепция развития воспитательной системы школы
В
эпоху
обновления
нашего
общества
школа
должна
обеспечить
формирование
базовой культуры личности. Это понятие включает в себя оптимальное наличие свойств,
качеств, ориентации личности в области интеллектуальной культуры, культуры здорового
образа
жизни,
общения
и
взаимоотношений,
культуры
жизненного
самоопределения,
демократии и экологической культуры, позволяющих человеку развиваться в гармонии с
общественной культурой, способствующих его успешной социализации.
В настоящее время при общем стремлении вырастить здорового, успешного в жизни
человека
существуют
разные,
порой
диаметрально
противоположные
взгляды
в
педагогическом коллективе, в среде учеников и родителей.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных
ориентиров.
В
90-ые
годы
прошлого
столетия
в
России
произошли
как
важные
позитивные, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на
общественную
нравственность,
гражданское
самосознание,
на
отношение
людей
к
обществу, государству, закону, на отношение человека к человеку. В России произошел
быстрый
демонтаж
советской
идеологии,
копирование
западных
форм
жизни.
В
российском
обществе
стал
ощущаться
недостаток
сознательно
принимаемых
большинством
граждан
принципов
и
правил
жизни,
конструктивного
социального
поведения, выбора жизненных ориентиров.
Государство осознало ключевую роль школы в духовно-нравственной консолидации
российского общества, его сплочении. Новая российская школа должна стать важнейшим
фактором,
обеспечивающим
социокультурную
модернизацию
российского
общества.
Именно
в
школе
должна
быть
сосредоточена
не
только
интеллектуальная,
но
и
гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста
наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию,
гражданскому воспитанию.
Концепция воспитательной системы школы учитывает конкретные возможности нашей
школы, психологическую готовность педагогов, учащихся к этой работе, материальное и
научно-методическое обеспечение.
Воспитательная система школы - сложное психолого-социопедагогическое образование,
саморегулируемое и управляемое. Это открытая система, постоянно развивающаяся.
Воспитательная система, с одной стороны, рассматривается как система воспитательной
работы со своими целями, методами, подходами, принципами, а с другой стороны, как
программа совершенствования воспитания.
Совершенствование воспитательной системы
Основные направления:
создание единой системы образования и воспитания, в том числе на основе
метода коллективных творческих дел;
формирование духовно богатой нравственной личности;
воспитание патриота и гражданина;
развитие опыта ученического самоуправления;
повышение профессионального мастерства классных руководителей;
организация досуга детей;
взаимодействие с семьёй;
укрепление школьных и местных традиций;
формирование
ориентации
на
здоровый
образ
жизни,
потребности
в
физическом совершенстве: расширение сети спортивных секций, введение
здоровьесберегающих
технологий
в
учебный
процесс;
регулярное
проведение Дней здоровья, открытие спецгрупп по физкультуре, работа по
созданию
тренажерного
зала,
проведении
и
участие
в
спартакиадах
школьников
всех
уровней,
обеспечение
соблюдения
санитарно-
гигиенических норм и оптимизации условий обучения в соответствии с
возрастными особенностями учащихся.
Ожидаемые результаты:
Создание структурированного образовательного пространства.
Выпускник школы будет конкурентоспособным человеком, уверенным в своих
силах,
способным
решить
личные
и
общественно
значимые
проблемы
в
согласии
со
своим
внутренним
миром
и
общественными
духовно-
нравственными,
социальными
нормами,
с
позитивной
мотивации
к
жизни,
труду, культуре, истории своего Отечества и мирового сообщества.
Установка на здоровый образ жизни.
Для ученика:
организация учебно-воспитательного процесса на основе:
а) выявления особенностей ученика как субъекта;
б)
признания
субъективного
опыта
ученика
как
самобытности,
самоценности;
в) построения педагогических воздействий с максимальной опорой
на субъективный опыт ученика;
г) дифференцированный подход в обучении.
воспитание
школьников
в
соответствии
с
моделью
развитой
личности
в
психологическом, социальном, физическом аспектах:
в психологическом – высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя
и моральная сила, побуждающая к действию;
в
социальном
–
моральное
самообеспечение,
адекватная
оценка
своего
«я»,
самоопределение;
в физическом – нормальная деятельность организма, поддержка умственного и
психического развития;
наличие
системы
психологической
и
педагогической
диагностики,
результаты
которой
закладываются
в
основу
личностно
ориентированного
обучения
школьников;
развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания такими способами
обучения, при которых содержание обучения (понятия, правила, приёмы и т.д.)
обязательно переосмысливается учеником;
создание в ученическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому
школьнику психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим.
Культурный уровень ученического труда;
создание
условий
для
успешного
развития
школьника
(материальных,
юридических,
социальных,
санитарно-гигиенических,
валеологических,
временных, коррекционно-развивающих и т.д.);
Создание условий для развития у школьников социальной адаптации, жизненной
защищённости, эффективной представленности в мире сегодня и на будущее.
Целенаправленно совершенствуя воспитательную систему, школа выпустит в жизнь
выпускника, способного к следующему:
адаптации
и
самореализации
в
изменяющихся
экономических
и
социокультурных условиях;
сохранению
собственного
здоровья
и
высокой
работоспособности
в
неблагоприятных условиях жизни и труда;
осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей региона, а
также своих интересов и способностей;
продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на
основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности;
по ст роению
семейных
взаимоотношений
на
о снове
д о в е р и я ,
взаимопонимания и уважения.