Автор: Лузянина Людмила Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 92
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская обл.
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование.
Тема: Родной русский язык. Календарно-тематическое планирование. 9 класс
Раздел: среднее образование
Календарно - тематическое планирование
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК 9 класс
(34 часа)
№
п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
Сроки
Планируемые результаты
Деятельность
обучающихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
1 триместр (10 часов)
Язык и культура (10 ч)
1
Русский язык как зеркало
национальной культуры
и истории народа.
1
Осознание роли русского
родного
языка
в
жизни
общества и государства.
осознание
национального
своеобразия, богатства,
выразительности
русского родного языка.
Коммуникативные:
слушать и слышать друг
друга, с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно выделять
и
ф о р м у л и р о в а т ь
познавательную
цель,
иск а т ь
и
в ы д е л я т ь
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
и
о т н о ш е н и я ,
в ы я вл я е м ы е
в
х о д е
исследования текста.
Проявление ценностного
отношения к родному
языку и литературе на
родном языке как
хранителю культуры,
включение в культурно-
языковое поле своего
народа.
Слушают лекцию.
Ч и т а ю т
т е к с т ,
о п р е д е л я ю т
т е м у ,
з а гл а в и е ,
о с н о в н ы е
мысли,
членят
текст
на
а б з а ц ы .
В ы п о л н я ю т
практическую
самостоятельную работу.
2
Крылатые слова и
выражения
(прецедентные тексты) из
произведений
художественной
литературы,
кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т.п
1
Понимание и
истолкование значения
пословиц и поговорок,
крылатых слов и
выражений; знание
источников крылатых
слов и выражений;
правильное
Коммуникативные
проявлять
речевые
действия:
использовать
адекватные языковые
с р е д с т в а
д л я
отображения в форме
речевых высказываний
своих чувств, мыслей,
Проявление интереса,
любви к родному языку,
его красоте,
многозначности.
Слушают
сообщения,
смотрят
фрагменты
из
кинофильмов, работают с
т е к с т а м и ,
п и ш у т
о п о р н ы й
к о н с п е к т .
Выполняют
творческую
работу в команде.
употребление пословиц,
поговорок, крылатых
слов и выражений в
современных ситуациях
речевого общения.
побуждений
и
иных
составляющих
внутреннего мира.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
мобилизации
сил
и
энергии,
волевому
усилию - к выбору в
ситуации
мотивационном
к о н ф л и к т е ,
к
преодолению
препятствий.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явлен и я ,
п р о ц е с с ы ,
связи
и
от н о ш е н и я ,
выявл я е м ы е
в
х о д е
выполнения
лингвистических задач.
3
Развитие языка как
объективный процесс.
Общее представление о
внешних и внутренних
факторах языковых
изменений, объективных
процессах в
современном русском
языке.
1
Имеют представление о
русском языке как
развивающемся явлении.
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые средства для
отображения
в
форме
речевых высказываний
с целью планирования,
к о н т р о л я
и
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Проявление интереса и
любви к русскому языку.
Аналитическое
чтение,
анализ информации.
Групповая работа над
проектом.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
анализа текста.
4
Стремительный рост
словарного состава
языка, «неологический
бум».
1
Обогащение активного и
потенциального
с л о в а р н о г о
з а п а с а .
Осознание
языка
как
развивающегося явления,
взаимосвязи
исторического
развития
я з ы к а
с
и с т о р и е й
общества.
Коммуникативные:
устанавливать рабочие
отношения, эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
формировать ситуацию
саморегуляции,
э м о ц и о н а л ь н ы х
и
функциональных
с о с т о я н и й ,
т . е .
формировать
операциональный
опыт.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
х о д е
и с с л е д о в а н и я
текста.
Ценностное отношение к
родному языку и
литературе на родном
языке как хранителю
культуры.
Аналитическое чтение,
анализ информации,
выбор информации для
сообщения. Групповая
самостоятельная работа.
5
Собственно русские
слова как база развития
лексики русского
литературного языка.
Роль старославянизмов в
развитии русского
литературного языка и их
приметы. Обобщение и
систематизация
материала по теме "Язык
и культура".
1
Углубить знания о корнях
русского языка, дать
понятие
старославянизмов.
Умение находить
заимствования из
старославянского языка в
словах и текстах
современного русского
языка.
Владение навыками
видения
Коммуникативные:
устанавливать рабочие
отношения, эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
формировать ситуацию
саморегуляции,
э м о ц и о н а л ь н ы х
и
функциональных
Проявление
интереса
и
уважительного
отношения
к
истории,
я з ы к у
и
т р а д и ц и я м
н а р о д а ,
ч у в с т в а
патриотизма.
Слушают сообщения,
отвечают на вопросы
учителя. Опираясь на
материал
информационной карты,
заполняют таблицу по
признакам
старославянизмов,
параллельно указав
русское соответствие.
Выполняют
тренировочные
старославянизмов в
художественных текстах
и объяснения их
лексического значения.
с о с т о я н и й ,
т . е .
формировать
операциональный
опыт.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
х о д е
и с с л е д о в а н и я
текста.
упражнения.
6
Стилистически
нейтральные, книжные,
устаревшие
старославянизмы.
1
Умение находить
устаревшие слова и
старославянизмы в
художественном тексте,
определять их
стилистическую роль,
строить связное
высказывание на
лингвистическую тему.
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые
средства
для
отображения
в
форме
речевых высказываний с
целью
планирования,
контроля и самооценки.
Регулятивные:
осознавать
самого
себя
как
движущую
силу
своего
научения,
свою
с п о с о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы, связи
и отношения, выявляемые
в ходе выполнения
лингвистической
задачи.
Воспитание чувства
гордости за русский язык
и его великую историю,
чувства ответственности
носителя языка за его
дальнейшее сохранение.
Смотрят презентацию,
выполняют
практическую работу. На
основе текста составляют
таблицу
(самостоятельная
работа).
7
Иноязычная лексика в
разговорной речи,
дисплейных текстах,
современной
публицистике.
1
П о н и м а н и е
р о л и
заимствованной
лексики
в
современном
русском
языке;
распознавание
слов,
заимствованных
р у с с к и м
я з ы ко м
и з
языков народов России и
м и р а ;
о б щ е е
Коммуникативные:
формировать
навыки
работы
в
г р у п п е
(включая
ситуации
учебного сотрудничества
и
проектные
формы
работы).
Регулятивные:
Проявление
интереса
и
уважительного
отношения
к
истории,
я з ы к у
и
т р а д и ц и я м
н а р о д а ,
ч у в с т в а
патриотизма.
С л у ш а ю т
л е к ц и ю ,
анализируют
информацию.
Групповая
самостоятельная работа.
п р е д с т а в л е н и е
о б
особенностях
освоения
иноязычной
лексики;
определение
значения
лексических
заимствований
последних
десятилетий;
целесообразное
употребление
иноязычных слов.
формировать ситуацию
саморегуляции,
т.
е.
операционanьного
о
п
ы т
а (учебных
знаний и умений).
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
п р о ц е с с ы ,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
выполнения
лингвистической
задачи.
8
Речевой этикет и
вежливость.
Комплексный анализ
текста.
1
Владение культурой
речевого общения.
Знают правила
вежливого поведения и
речи; умеют активно
пользоваться
различными этикетными
формами в устной и
письменной речи с
учетом речевой
ситуации.
Умение анализировать
текст с точки зрения его
содержания,
использования автором
художественно-
изобразительных средств
языка.
Коммуникативные:
формировать навыки
речевых действий:
использование
адекватных языковых
средств для отображения
в форме устных и
письменных речевых
высказываний.
Регулятивные:
осознавать самого себя
как движущую силу
своего научения, свою
способность к
мобилизации сил и
энергии, волевому
усилию - к выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта, к
преодолению
препятствий.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
и
о т н о ш е н и я ,
Проявление
уважения
к
себе
и
к
окружающим
людям.
Смотрят
презентацию
участвуют
в
ролевой
и г р е ,
в ы п о л н я ю т
творческую работу.
в ы я вл я е м ы е
в
х о д е
самокоррекции.
9.
Малая конференция
(защита проектов)
1.
Умение
создавать
текст
как результата проектной
(исследовательской)
деятельности.
Владение
умением
оформления
реферата
в
письменной
форме
и
представление
его в устной форме.
Коммуникативные:
владеть
м о н о л о г и ч е с к о й и
диалогической
ф о р м а м и
р е ч и
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
н о р м а м и
р о д н о г о
языка,
Регулятивные:
проектировать
траектории развития
через
включение
в
н о в ы е
в и д ы
самодиагностики.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
х о д е
р е ш е н и я
лингвистической задачи.
Проявление
интереса
к
творческой
деятельности,
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
выполняемую
работу,
дисциплинированности,
инициативности.
Защита проектов.
10
Обобщение и
систематизация
материала по теме "Язык
и культура".
1
Владение культурой
речевого общения.
З
н
а
ю
т правила
вежливого
поведения
и
речи;
умеют
активно
пользоваться
различными
этикетными
формами
в
устной
и
п и с ь м е н н о й
р е ч и
с
у ч е т о м
р е ч е в о й
ситуации.
Умение
анализировать
текст с точки зрения его
содержания,
использования
автором
художественно-
Коммуникативные:
управлять
поведением
партнера
( ко н т р о л ь ,
ко р р е к ц и я ,
о ц е н к а
д е й с т в и я
п а р т н е р а ,
умение убеждать).
Регулятивные:
осознавать
самого
себя
как
движущую
силу
своего
научения,
свою
с п о с о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять
языковые
Формирование
чувства
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
качество знаний.
Г р у п п о в а я
р а б о т а
(проектирование
работы
н а д
т и п и ч н ы м и
о ш и б к а м и
в
диагностической
карте),
коллективное
проектирование
дифференцированного
д ом а ш н е го
з а д а н и я ,
комментирование
выставленных оценок.
изобразительных средств
языка.
явления,
проце ссы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
самокоррекции.
2 триместр (11 часов)
Культура речи (11 ч)
11
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного языка.
1
Соблюдение
основных
о р ф о э п и ч е с к и х
и
акцентологических
норм
современного
русского
литературного языка.
Коммуникативные:
владеть
м о н о л о г и ч е с к о й и
диалогической
ф о р м а м и
р е ч и
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
н о р м а м и
р о д н о г о
языка,
Регулятивные:
проектировать
траектории развития
через
включение
в
н о в ы е
в и д ы
самодиагностики.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
х о д е
р е ш е н и я
лингвистической задачи.
Проявление
о т в е т с т в е н н о г о
и
осознанного
отношения
к
и с п о л ь з о в а н и ю
русского
языка
во
всех
сферах жизни.
Проявление потребности
обращаться к
нормативным словарям
современного русского
литературного языка и
совершенствование
умений пользоваться
ими.
Анализируют
информацию,
формулируют
аргументированные
выводы.
Анализируют
задания
КИМ-ов ЕГЭ.
О ф о р м л я ю т
л и с т к и
грамотности.
12
Типичные
орфоэпические ошибки в
современной речи.
Типичные
акцентологические
ошибки в современной
речи.
1
Соблюдение основных
орфоэпических и
акцентологических норм
современного русского
литературного языка.
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые
средства
для
отображения
в
форме
речевых высказываний с
целью
планирования,
контроля и самооценки.
Регулятивные:
управлять
поведением
партнера
( ко н т р о л ь ,
ко р р е к ц и я ,
о ц е н к а
Проявление
о т в е т с т в е н н о г о
и
осознанного
отношения
к
и с п о л ь з о в а н и ю
русского
языка
во
всех
сферах жизни.
Проявление потребности
о б р а щ а т ь с я
к
нормативным
словарям
современного
русского
литературного
языка
и
Анализируют
задания
К И М - о в
Е Г Э .
Выполняют
самостоятельную работу.
Коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок.
д е й с т в и я
п а р т н е р а ,
умение убеждать).
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
п р о ц е с с ы ,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ход е
с о с т а в л е н и я
и
применения
алгоритма
выполнения
учебного
задания.
совершенствование
умений
пользоваться
ими.
13
Основные
лексические
нормы
с о в р е м е н н о го
русского
литературного
языка.
Лексическая
сочетаемость
слова
и
точность.
Свободная
и
несвободная лексическая
сочетаемость.
Типичные
ошибки‚
связанные
с
нарушением лексической
сочетаемости.
1
Соблюдение основных
лексических норм
современного русского
литературного языка:
правильность выбора
слова, максимально
соответствующего
обозначаемому им
предмету или явлению
реальной
действительности;
нормы употребления
синонимов‚ антонимов
‚ омонимов‚ паронимо
в; употребление слова
в соответствии с его
лексическим
значением и
требованием
лексической
сочетаемости;
употребление
терминов в научном
стиле речи‚ в
публицистике,
художественной
Коммуникативные:
устанавливать
рабочие
отношения, эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
проектировать
траектории
развития
через включение в новые
виды
деятельности
и
формы сотрудничества.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
и отношения, выявляемые
в
ходе
самостоятельной
работы.
Проявление
интереса
к
русскому языку, желания
п о п о л н я т ь
с в о й
лексикон.
Корректирование текстов.
Составление
рекомендаций
«Предупреждение
лексических ошибок».
Коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок.
литературе,
разговорной речи;
опознавание частотных
примеров тавтологии и
плеоназма.
14
Речевая
избыточность
и
точность.
Тавтология.
Плеоназм.
Типичные
ошибки‚
связанные
с
речевой избыточностью.
1
С о б л юд е н и е
н о р м ы
и з л оже н и я
с в я з н о г о
т е к с т а . Опознавание
частотных
п р и м е р о в
тавтологии и плеоназма.
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые
средства
для
отображения
в
форме
речевых высказываний с
целью
планирования,
контроля и самооценки.
Регулятивные:
осознавать
самого
себя
как
движущую
силу
своего
научения,
свою
с п о с о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы, связи
и отношения, выявляемые
в ходе выполнения
лингвистической
задачи.
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
;
п о н и м а ю т
определяющую
р о л ь
родного языка в развитии
интеллектуальных
способностей;
имеют
объемный
словарный
з а п а с ;
п р о я в л я ю т
с п о с о б н о с т ь
к
самооценке
на
основе
н а б л ю д е н и я
з а
собственной речью.
Корректирование текстов.
Составление
рекомендаций
«Предупреждение
речевых ошибок».
15
Современные
толковые
словари.
Отражение
вариантов
лексической
нормы
в
современных
словарях.
Словарные
пометы.
Обобщение
и
систематизация
м а т е р и а л а
п о
т е м е
"Культура речи".
1
В л а д е н и е
н а в ы к а м и
работы со словарями.
Коммуникативные:
формировать
навыки
реч е в ы х
д е й с т в и й :
использование
а д е к в а т н ы х языковых
средств для отображения
в
форме
устных
и
письменных
речевых
высказываний.
Регyлятивные:
осознавать самого себя как
Проявление интереса к
родному языку,
любви к книге.
Анализируют
информацию,
формулируют
аргументированные
выводы,
работают
со
словарями,
составляют
словарную
статью.
движущую силу своего
научения,
свою
спо-
с о б н о с т ь
к
мобилизации
сил
и
энергии, волевому усилию
- к выбору в ситуации
мотивационного
к о н ф л и к т а ,
к
преодолению
препятствий.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ход е
р а б о т ы
н а д
ошибками
в
домашнем
задании.
16
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
Типичные
грамматические ошибки.
1
Соблюдают основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка,
умеют определять
типичные
грамматические ошибки
в речи.
Коммуникативные:
формировать
навыки
речевых
д е й с т в и й :
использование
а д е к ват н ы х языковых
с р е д с т в
д л я
отображения
в
форме
речевых высказываний
своих чувств, мыслей,
побуждений
и
иных
составляющих
внутреннего мира.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
;
п о н и м а ю т
определяющую
р о л ь
родного языка в развитии
интеллектуальных
способностей;
имеют
объемный
словарный
з а п а с ;
п р о я в л я ю т
с п о с о б н о с т ь
к
самооценке
на
основе
н а б л ю д е н и я
з а
собственной речью.
Анализируют
учебную
литературу,
корректируют тексты.
Преобразование
текстовой информации в
таблицу
нормативного
употребления предлогов.
Работа в малых группах,
коллективное
обсуждение.
и
отношения,
выявляе-
м ы е
в
х о д е
конструирования
предложений,
анализа
текста.
17
Правильное построение
словосочетаний по типу
управления.
1
Соблюдают
основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка,
у м е ю т
о п р е д е л я т ь
типичные
грамматические
ошибки
в речи.
Коммуникативные:
формировать
навыки
реч е в ы х
д е й с т в и й :
использование
а д е к в а т н ы х языковых
средств для отображения
в
форме
устных
и
письменных
речевых
высказываний.
Регyлятивные:
осознавать самого себя как
движущую силу своего
научения,
свою
спо-
с о б н о с т ь
к
мобилизации
сил
и
энергии, волевому усилию
- к выбору в ситуации
мотивационного
к о н ф л и к т а ,
к
преодолению
препятствий.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ход е
р а б о т ы
н а д
ошибками
в
домашнем
задании.
Проявление
бережного
о т н о ш е н и я
к
с л о в у
автора,
ответственного
о т н о ш е н и я
к
собственному
слову,
к
культуре речи.
Анализируют
учебную
литературу,
корректируют тексты.
Преобразование
текстовой информации в
т аблицу.
В ыполня ют
т в о р ч е с к у ю
р а б о т у
(плакат, реклама «Говори
грамотно!», иллюстрации
к правилам и т.п.)
18
Нормы
употребления
п р и ч а с т н ы х
и
деепричастных оборотов,
п р е д л о ж е н и й
с
косвенной речью.
1
С о б л ю д а ю т
н о р м ы
употребления
п р и ч а с т н ы х
и
деепричастных оборотов,
у м е ю т
о п р е д е л я т ь
типичные
грамматические
ошибки
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые средства для
отображения
в
форме
речевых высказываний
с целью планирования,
к о н т р о л я
и
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию.
Корректирование текстов,
формулирование
аргументированных
выводов,
со ставление
рекомендации
«Предупреждение
грамматических
в речи.
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
ходе анализа текста.
ошибок». Работа в малых
группах,
коллективное
обсуждение.
19
Отражение вариантов
грамматической нормы в
современных
грамматических словарях
и справочниках.
Словарные пометы.
1
В л а д е н и е
н а в ы к а м и
работы со словарями.
Коммуникативные:
формировать
речевые
действия: использовать
адекватные
языковые
средства для отображения
в
ф о р м е
р е ч е в ы х
высказываний с целью
планирования,
контр о л я
и
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции
.
Познавательные:
объяснять
языковые
явлен и я ,
п р о ц е с с ы ,
связи
и
отношения,
выявляем ы е
в
х о д е
решения
лингвистической
задачи.
Проявление
интереса
к
русскому языку, желания
п о п о л н я т ь
с в о й
лексикон.
Анализируют
информацию,
формулируют
аргументированные
выводы,
работают
со
словарями.
Коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок.
20
Малая конференция.
1
Умение
создавать
текст
как результата проектной
(исследовательской)
деятельности.
Владение
умением
оформления
реферата
в
письменной
форме
и
представление
его в устной форме.
Коммуникативные:
владеть
м о н о л о г и ч е с к о й и
диалогической
ф о р м а м и
р е ч и
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
н о р м а м и
р о д н о г о
языка,
Регулятивные:
проектировать
траектории развития
через
включение
в
н о в ы е
в и д ы
самодиагностики.
Познавательные:
объяснять
языковые
явлен и я ,
п р о ц е с с ы ,
связи
и
отношения,
выявляем ы е
в
х о д е
решения
лингвистической
задачи.
Проявление
интереса
к
творческой
деятельности,
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
выполняемую
работу,
дисциплинированности,
инициативности.
Защита проектов.
21
Речевой этикет. Этика и
этикет в электронной
среде общения.
Обобщение и
систематизация
материала по теме
"Культура речи".
1
Сформированность
эталона речевого этикета.
Коммуникативные:
формировать
речевые
действия: использовать
адекватные
языковые
средства для отображения
в
ф о р м е
р е ч е в ы х
высказываний с целью
планирования,
контр о л я
и
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
Проявление
уважения
к
себе
и
к
окружающим
людям.
Обмениваются
мнениями.
Формулируют проблему.
О б с у ж д а ю т
п у т и
решения проблемы.
Коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок.
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции
.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
х о д е
р е ш е н и я
лингвистической задачи.
3 триместр (13 часов)
Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч.)
22
Язык и речь. Виды
речевой деятельности.
1
Владение
различными
в и д а м и
у с т н о й
и
письменной
р еч е в о й
деятельности.
Коммуникативные:
формировать
речевые
действия: использовать
адекватные
языковые
средства для отображения
в
ф о р м е
р е ч е в ы х
высказываний с целью
планирования,
контр о л я
и
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции
.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
х о д е
р е ш е н и я
лингвистической задачи.
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
.
Анализируют
информацию
о
качестве
х о р о ш е й
р е ч и ,
невербальных
средствах
общения,
графических
средствах
в
письменной
речи.
Выразительное
чтение
т е к с т о в - о б р а з ц о в
с
у ч е т о м
с о в е т о в
п о
риторике.29.02
23
Русский язык в
Интернете. Правила
информационной
безопасности при
общении в
1
Формирование эталона
поведения при
общении в соцсетях.
Владение правилами
информационной
Коммуникативные:
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
Обмениваются
мнениями.
Формулируют проблему.
О б с у ж д а ю т
п у т и
решения проблемы.
социальных сетях.
безопасности при
общении в социальных
сетях.
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в обучении
через включение в новые
виды
деятельности
и
формы
сотрудничества.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
и
отношения,
выявляе-
мые в ходе рефлексии.
;
п о н и м а ю т
определяющую
р о л ь
родного языка в развитии
интеллектуальных
способностей;
имеют
объемный
словарный
з а п а с ;
п р о я в л я ю т
с п о с о б н о с т ь
к
самооценке
на
основе
н а б л ю д е н и я
з а
собственной речью.
Психологический
тренинг.
24
Виды преобразования
текстов: аннотация,
конспект.
1
Владеют основными
способами и средствами
получения, переработки
и преобразования
информации (аннотация,
конспект).
Коммуникативные:
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
проектировать
траектории
развития
через включение в новые
виды
деятель
ности
и
формы
сотрудничества.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
и
отношения,
выявляе-
мые в ходе рефлексии.
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
;
п о н и м а ю т
определяющую
р о л ь
родного языка в развитии
интеллектуальных
способностей;
имеют
объемный
словарный
з а п а с ;
п р о я в л я ю т
с п о с о б н о с т ь
к
самооценке
на
основе
н а б л ю д е н и я
з а
собственной речью.
Анализируют
ра зн ы е
виды
преобразования
текстов.
Самостоятельная
работа
(практическое
использование
умений
со ставления
с ж ато го
текста, плана, аннотации,
конспекта, тезисов).
25-26
Использование
графиков,
диаграмм,
с х е м
д л я
представления
информации.
2
Владеют умением
использования
графиков, диаграмм,
схем для
представления
информации.
Владение
правилам и
Коммуникативные:
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
Формирование
чувства
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
качество знаний.
А н а л и з
ц е л е в ы х
уст ановок
г р а ф и ко в ,
с х е м ,
д и а г р а м м ,
з а ко н ом е р н о с т е й
и х
п о с т р о е н и я
и
использования.
Чтение
и
понимание
графических текстов.
информационной
б е з о п а с н о с т и
п р и
общении
в
социальных
сетях.
проектировать
траектории
развития
через включение в новые
виды
деятель
ности
и
формы
сотрудничества.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
и
отношения,
выявляе-
мые в ходе рефлексии.
Работа в малых группах,
коллективное
обсуждение.
27
Функциональные
разновидности
языка.
Р а з го в о р н а я
р е ч ь .
А н е к д о т ,
ш у т к а .
О б о б щ е н и е
и
систематизация
материала
по
т е м е
" Р е ч ь .
Р е ч е в а я
деятельность, Текст".
1
Умение видеть языковые
явления
в
я з ы ко в ом
материале,
определять
приёмы
комического
в
тексте.
Коммуникативные:
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
проектировать
траектории
развития
через включение в новые
виды
деятель
ности
и
формы
сотрудничества.
Познавательные:
объяснять
я з ы ко в ы е
явления, процессы, связи
и
отношения,
выявляе-
мые в ходе рефлексии.
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
;
п о н и м а ю т
определяющую
р о л ь
родного языка в развитии
интеллектуальных
способностей;
имеют
объемный
словарный
з а п а с ;
п р о я в л я ю т
с п о с о б н о с т ь
к
самооценке
на
основе
н а б л ю д е н и я
з а
собственной речью.
Анализ приемов создания
шуточных текстов.
Формулирование
аргументированных
выводов.
Проба пера (составление
собственного шуточного
рассказа, анекдота).
28
Официально-деловой
стиль. Деловое
письмо, его
структурные
элементы и языковые
особенности.
1
Знание
отличительных
особенностей
официально-делового
ст иля
р ечи.
Ум е н и е
о ф о р м л я т ь
ч а с т н ы е
д е л о в ы е
б у м а г и
(автобиографию, резюме,
деловое
письмо,
анкету,
характеристику),
создавать
объявления
(в
устной
и
письменной
форме), деловые письма
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые средства для
отображения
в
форме
речевых высказываний
с целью планирования,
к о н т р о л я
и
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
Проявление
о т в е т с т в е н н о г о
и
осознанного
отношения
к
и с п о л ь з о в а н и ю
русского
языка
во
всех
сферах жизни.
Анализ
деловых
писем
р а з н ы х
э п о х ,
определение
структурных и языковых
особенностей.
Проба пера. На выбор: 1)
деловое
письмо
в
стиле
любой
и с т о р и ч е с ко й
э п о х и ;
2 )
А н а л и з
д е л о в о г о
п и с ь м а
в
контексте
художественного
и т.д.
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
ходе анализа текста.
произведения.
29.
Учебно-научный стиль.
Доклад,
сообщение.
Речь
оппонента
н а
защите проекта.
1
Умение строить речевые
высказывания
в
разных
жанрах научного стиля и
представлять
их
в
виде
тезисов,
ко н с п е кто в ,
рефератов,
аннотаций
и
рецензий и т.д.
Умение оценить причины
неэффективной
аргументации
в
учебно-
научном общении.
Коммуникативные:
владеть
м о н о л о г и ч е с к о й и
диалогической
ф о р м а м и
р е ч и
в
с о о т в е т с т в и и
с
орфоэпическими
н о р м а м и
р о д н о г о
языка,
Реryлятивные:
определять
новый
уровень отношения к
с а м о м у
с е б е
к а к
субъекту
деятельности.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
проце ссы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
решения
лингвистической
задачи.
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
.
Анализ
учебно-научных
р а б о т
( д о к л а д о в ,
сообщений), определение
структурных и языковых
особенностей.
Составление
алгоритма
подготовки
д о к л а д а ,
сообщения.
30
Публицистический
стиль.
Проблемный
очерк.
1
Умение создавать
тексты
публицистических
жанров (девиз, слоган,
путевые записки,
проблемный очерк;
тексты рекламных
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые средства для
отображения
в
форме
речевых высказываний
с целью планирования,
к о н т р о л я
и
Проявляют уважительное
отношение
к
родному
я з ы ку ;
с т р е м я т с я
к
речевому
самосовершенствованию
.
Анализируют
структурные и языковые
особенности
публицистических
текстов.
Проба пера (проблемный
очерк).
объявлений).
Умение
анализировать
текст публицистического
стиля
данного
жанра,
о п р е д е л я т ь
е г о
характерные признаки и
языковые средства.
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
ходе анализа текста.
31-32
Язык
художественной
литературы.
Д и а л о г и ч н о с т ь
в
художественном
произведении.
2
Ум е н и е
д о к а з ы в а т ь
принадлежность текста к
художественному
стилю
речи,
а н а л и з и р о в ат ь
текст, различать тропы и
стилистические
фигуры
речи.
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые средства для
отображения
в
форме
речевых высказываний
с целью планирования,
к о н т р о л я
и
самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
к а к движущую
силу
своего научения, свою
спос о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й
и
самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
ходе анализа текста.
Проявление
интереса
к
творческой
деятельности,
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
выполняемую
работу,
дисциплинированности,
инициативности.
Анализ
художественных
текстов в соответствии с
заданной темой.
Творческое задание.
Коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок.
33-34
Малая конференция.
Обобщение и
систематизация
материала по теме
"Речь. Речевая
2
Умение
создавать
текст
как результата проектной
(исследовательской)
деятельности.
Владение
умением
оформления
Коммуникативные:
владеть
м о н о л о г и ч е с к о й и
диалогической
ф о р м а м и
р е ч и
в
Проявление
интереса
к
творческой
деятельности,
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
выполняемую
работу,
Защита проектов.
деятельность, Текст".
реферата
в
письменной
форме
и
представление
его в устной форме.
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
н о р м а м и
р о д н о г о
языка,
Регулятивные:
проектировать
траектории развития
через
включение
в
н о в ы е
в и д ы
самодиагностики.
Познавательные:
объяснять языковые явле-
ния,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
х о д е
р е ш е н и я
лингвистической задачи.
дисциплинированности,
инициативности.