Автор: Сердюкова Елена Васильевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская школа искусств №9"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые формы обучения на уроках теоретического цикла в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры г. Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
Образования детей «Детская школа искусств №9» г. Курска
Методическая разработка на тему:
«Игровые формы обучения на уроках
теоретического цикла в младших классах ДШИ»
Составила: преподаватель теоретических
дисциплин Е.В.Сердюкова
Курск
2019 г.
Мы живем в век невиданной ещё в истории человечества научно-
технической революции; и жизнь в её проявлениях становится разнообразней
и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных
привычных
действий,
а
подвижности
мышления,
быстрой
ориентировки,
творческого подхода к решению задач разной степени сложности.Человеку с
творческим складом ума легче достичь высокой производительности труда,
иметь
активную
жизненную
позицию.Природа
щедро
наделила
каждого
ребёнка возможностями развития, а задача педагога – помочь ребёнку встать
на
путь
развития
изобретательского
и
исследовательского
таланта,
путь
становления
творческой
стороны
интеллекта.
Этому
прямо
служат
развивающие игры.
Развивающие игры – это одно из средств развития способностей, и оно
будет действеннее и полезнее там, где детей не торопятся отгородить от
жизни
и
избавить
от
трудностей,
где
им
стараются
дать
простор
для
исследований и деятельности. В этом случаи,
развивающие игры станут
мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.Опора на игру
–
это
важнейший
путь
включения
детей
в
учебную
работу,
способ
обеспечения эмоционального отклика на воспитательные действия.Игра как
бы синтезирует трудовую и творческую активность, помогает детям легко
включатся в познавательную деятельность на уроке.Умелое использование
игры в учебном процессе облегчает его. Главная причина этого заключается в
том, что игровая деятельность привычна ребёнку, через игру закономерности
в обучении познаются быстрее.
Урок – это жизнь, это межличностные и коллективные отношения,
которые тоже формируются с помощью игровых ситуаций. Польза игры в
учебном
процессе
очевидна.Немаловажную
роль
играют
положительные
эмоции, возникающие в игре и облегчающие процесс познания, усвоения
знаний
и
навыков.
Обыгрывание
наиболее
трудных
элементов
учебного
процесса
стимулирует
познавательные
силы
маленьких
школьников,
сближает
учебный
процесс
с
жизнью,
делает
усваиваемые
знания
понятными.
Как организовать учебный процесс, чтобы учение сочеталось с игрой и
игра
не
просто
развлекала,
но
и
развивала?Как
проводить
уроки,
чтобы
интерес к музыкальному искусству сохранить и приумножить?Однозначного
ответа на эти вопросы нет и каждый педагог ищет свой подход к решению
этих проблем, используя наиболее понравившиеся игровые приемы обучения
и
воспитания.Наиболее
труднодостижимым
и
одновременно
самым
необходимым
условием
успеха
занятий
является
создание
творческой
атмосферы урока. Вне личностного общения учащихся с учителем такая
атмосфера возникнуть не может. Тут нужен неподдельный взаимный интерес
детей и взрослого, доверие друг к другу и искренность.Умение слушать
ребенка, вставать на его точки зрения, считая её столь же самоценной как и
свою собственную, оказывается значимым в обучении.Чтобы детям было
интересно
учиться,
нужно
поддерживать
положительный
эмоциональный
настрой урока.
Увлеченность
детей
игрой
нелегко
сдерживать,
но
необходимо
добиваться
того,
чтобы
деятельность
приобрела
учебно-познавательный
характер,
чтобы
у
ребенка
формировался
интерес
к
самому
процессу
познания.Особого
внимания
требует
организация
игр-соревнований,
в
которых дети особенно охотливо участвуют на уроке. Здесь важно не только
выявить победителя, но и оценить деятельность каждого, проверить решения
и исправить ошибки. Когда дети уже достаточно организованы, увлечены
самим
учебным
процессом,
овладели
в
достаточной
мере
учебными
навыками, необходимость вводить их в игровую ситуацию отпадает.
Принцип построения занятий по сольфеджио – традиционный, но с
введением необычных игровых моментов, сюрпризов, которые так нравятся
детям.
Такие
уроки
становятся
боле
эффективными.
Начиная
занятия
с
детьми
младшего
школьного
возраста,
прежде
всего
надо
стараться
не
отпугнуть
их
чем-то
слишком
серьёзным,
что
может
показаться
им
утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со
всем, что им привычно и приятно. Необходимо будить воображение ребёнка,
связывая музыку с фантазией, сказкой, формируя эмоциональное отношение,
и н т е р е с
и
у в л е ч е н н о с т ь
в
и з у ч е н и и
м у з ы к и
к а к
ж и в о г о
искусства.Использование игр, стихов и сказок о звуках («Про кашалота»),
нотах («Музыкальный домик»), ключах, интервалах и аккордах, и других,
помогает
пробуждать
активное
стремление
к
усвоению
знаний,
приобретению умений и навыков, желанию слушать и исполнять музыку.Чем
больше сказок на разные темы, тем интересней и живей будут проходить
занятия. Необходимо и детей побуждать к сочинению сказочных сюжетов по
изучаемому материалу. Переходя к профессиональному обучению, следует, в
первую
очередь,
стараться
как
можно
доступней
преподносить
ребенку
необходимые знания, а игровые формы этому способствуют.
Курс сольфеджио начинается с выработки вокально-хоровых навыков.
Организационным моментом для начала урока является попевка или песенка-
приветствие: «Прозвенел звонок», «Музыкальный звукоряд», «Пора начать
урок». Образное содержание интонационных упражнений, вызванный к ним
интерес
помогают
быстрее
сформироваться
слуховому
навыку
учащихся.
Детям предлагается игра в «зеваки» и «торопыги», игра «живая гамма»,
«найди
комарика»
(подбор
звуков
и
мелодий
по
слуху).Рекомендуются
упражнения на внимание: дети запевают по очереди, припев поют хором; по
фразам цепочкой соло или дуэтом. Важно, чтобы дети вступали вовремя без
перерывов.
Очень
полезны
упражнения
на
выработку
внутреннего
музыкального представления: запев поют про себя или отмечают ладошками,
припев – вслух (или наоборот).
Одним из главных навыком является ощущение доли-пульса музыки.
Детям предлагается прошагать «лапками» - руками знакомые стихотворения
«Зайка», «Дин-дон», «Котик» и т.д.; прохлопать со счетом в песенке целые и
половинные
ноты;
исполнить
на
фортепиано
шаги
Медведя
или
скрип
качелей. Выразительные средства (темп, динамика, регистр) должны зависеть
от характера персонажа. Для освоения длительности нот можно отправиться
в путешествие на лесную полянку, маршируя четвертыми нотами или бегом
восьмыми;
танцевать
как
цветочки;
вместе
с
тучками
хлопать
и
топать
«лапками», с кузнечиками прыгать, а с лебедями помахать «крыльями».
При знакомстве с сильной и слабой долей дети отмечают сильную долю
хлопком в ладоши, а слабую – кулачками; обращают внимание на то, что
ударение
в
слове
совпадает
с
акцентом
в
музыке.
Предлагаются
такие
упражнения: слушать знакомые пьесы и отмечать сильную долю; петь песню
и
показать
рукой
ударный
слог;
разделив
учащихся
на
две
группы,
предложить одной группе отмечать только сильную долю, а второй группе –
каждую.
В начальном периоде обучения при исполнении простейших песен
выразительность
ритмического
рисунка
следует
отождествлять
с
выразительностью
стихотворного
текста.Детям
предлагаются
различные
ритмические
игры,
каноны,
ритмическое
лото,
создание
ритмического
аккомпанемента, «Маленький оркестрик», «Слова на ладошках», где под
ритм песенки дети прохлопывают свои имена, названия животных, растений
и
др.
Можно
узнать
песню
по
исполненному
или
записанному
ритму,
записать ритм слов, сочинить мелодию на заданный ритм и многое другое.В
урок вводятся элементы ритмики: пение, связанное с движениями; набор
танцевальных движений, отражение в движении контрольных частей музыки
и другие.
Можно использовать игру-драматизацию, в которой все услышанное
воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств:
музыкальной
интонации,
пантомимы,
мимики,
жеста,
позы,
мизансцены.
Дети
с
удовольствием
участвуют
в
таких
формах
драматизации,
как
музыкальный диалог («два утенка»), пластика и пантомима разных героев
(«Музыкальная шкатулка»); инсценировка песен, постановка детских опер и
музыкальных
сказок
(«Сказка
о
глупом
мышонке»,
«Теремок»,
«Муха-
Цокотуха»),
уроков-спектаклей
(«Нотное
королевство»).
Сюжетом
для
драматизации могут стать игры в «Музыкальный магазин», «Музыкальное
путешествие», «Богатырский турнир».
Большое
внимание
на
уроке
надо
уделять
творческим
заданиям,
предлагающим сочинение и досочинение, варьирование, подбор аккордового
сопровождения, создание ритмических партитур, импровизация и другое.Из
всех многообразных видов творческих действий импровизация ближе всего к
ребенку. Она позволяет не только творить, но и пользоваться полученными
навыками, тем самым закрепляя их.Задания по импровизации рекомендуется
проводить в классе, это даст возможность преподавателю определить степень
музыкальной самостоятельности и творческой активности учащихся, наличие
у них внутреннего слуха и ладо-ритмических представлений.
Для
снятия
физического
и
умственного
напряжения
можно
использовать
физкультминутки,
музыкальную
зарядку
или
игровую
переменку.
Наиболее
привлекательными
для
детей
являются
подвижные
коллективные игры с ролями, такие, например, как «У медведя во бору»,
«Сапожник», «Ходим кругом», «День - ночь», «Давай дружить».
В конце четверти или года детям предлагаются игры: «Теоретическая
эстафета»,
«Музыкальная
викторина»,
«Музыкальный
круиз»,
«Урок
-
концерт», которые помогут в интересной и увлекательной форме закрепить
знания, полученные учащимися.
Воспитательное воздействие игровой деятельности
детей школьного
возраста
общепризнанно. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с
другими
видами
познавательной
деятельности.
Во-первых,
игра
мало
утомляет
школьников;
во-вторых,
активизирует
их
эмоции
и
интеллект,
развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает
моделировать музыкально-образовательный процесс в игровой форме.
ЗВУКОВАЯ УГАДАЙКА
В начале игры учитель говорит о том, что окружающий нас мир полон
звуков, которые могут издавать все знакомые предметы – падая, двигаясь, от
прикосновения.
Учащимся
предлагается
закрыть
глаза
и
прислушаться
к
звукам в классе, в коридоре, на улице и дать им характеристику.
Затем учитель играет «Итальянскую польку» С. В. Рахманинова, а
учащиеся
определяют,
в
чем
разница
шумовых
и
музыкальных
звуков?
Обобщая характеристики звуков, данные учащимися, учитель указывает на
то, что любая музыкальная пьеса состоит из музыкальных звуков, которые
отличаются
от
шумовых
тем,
что
имеют
определенную
высоту
и
длительность,
появляются
при
игре
на
музыкальных
инструментах
или
пении.
ЧЕЙ ОРКЕСТРИК ЛУЧШЕ
Учитель вместе с учащимися исполняет ранее выученные песни «с
ручными
знаками
по
относительной
системе..
Затем
класс
делится
на
несколько
групп,
каждая
из
которых
исполняет
выбранную
попевку
с
ритмическим аккомпанементом на ударных инструментах. Лучшим будет
назван тот оркестр, участники которого синхронно исполнили песню с начала
до конца.
В КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Для
проведения
игры-импровизации
педагог
выбирает
Незнайку,
который
«попадает»
в
кукольный
театр.
Там
он
видит
много
кукол,
танцующих
под
музыку.
Незнайки
отгадывает
кукольных
персонажей,
которых изображают учащиеся, а они, в свою очередь, сообщают ему своё
название танца.
ИМПОВИЗАЦИЯ
Импровизация
–
одна
из
любимых
игр
младших
школьников.
Импровизация
может
проводиться
с
названием
нот
или
ступеней,
ритмических слогов, на заданный текст. Предлагаемая игра проводится в
течение
всего
периода
начального
обучения.
Формирование
навыков
вокальной и инструментальной импровизации осуществляется поэтапно.
1 этап. Школьники интуитивно допевают тонику или часть мелодии на
слог (лё, лю, ля), а затем поют и одновременно прохлопывают ритм всей
мелодии.
2 этап. Пение или игра мотивов, фраз на определенных ступенях или с
заданными ритмослогами.
3 этап. Импровизация в разных жанрах (колыбельная, песня, марш,
танец).
4 этап. Импровизация коротеньких попевок, песен на заданный текст.
На
этом
этапе
школьники
запоминают
свои
песенки,
подбирают
на
инструменте и исполняют коллективно.
ФОТОГРАФ
Для проведения игры педагог выбирает одного ученика – «фотографа».
«Фотовспышка»
-
«фотограф»
показывает
и
быстро
убирает
карточки
с
ритмом. Учащиеся должны запомнить ритм и прохлопать его. Получилась
или нет «фотография» - решает «фотограф».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Учитель делит класс на три команды, каждая из которых выбирает
своего капитана и придумывает музыкальный девиз. «Жюри» из трех человек
будет оценивать ответы команд (+ или - , выполнено или нет). Педагог
организует работу команд и ведёт конкурс, подробно объясняя все задания.
Задание 1. Участники команд поочередно должны узнать песню по
вступлению,
а
затем
ее
исполнить.
(Учитель
играет
каждой
команде
вступление к песне, а «жюри» оценивает быстроту «узнавания» песни и
эмоциональность исполнения).
Задание 2. Определить по музыкальному фрагменту произведение и
назвать композитора («подсказкой» могут стать портреты композиторов).
Задание
3.
Конкурс
танцоров.
Под
музыку
«Вальс
цветов»
П.И.
Чайковского школьники в движении передают характер музыки.
Задание 4. Конкурс на знание песен о природе, море, с именами,
названиями городов, разных жанров, народных и т.п. Побеждает команда,
назвавшая большее количество песен.
Задание
5.
Конкурс
капитанов
команд.
Капитанам
предлагается
представить,
что
они
попали
в
«Королевство
кривых
зеркал»,
где
все
меняется.
Так,
ритмический
рисунок
на
доске
им
нужно
прохлопать
в
зеркальном отражении. Аналогично капитаны могут изменить простейшую
мелодию.
Задание
6.
Участники
команд
слушают
пьесу
и
придумывают
ей
название (например, звучит «Веселый музыкант» Р. Шуман). Они не только
должны придумать название, но и уметь его обосновать: проанализировать
мелодию, ритм и лад, раскрыть особенности музыкального образа.
Задание
7.
Учитель
проводит
конкурс
«дирижёров».
Команды
выбирают
по
одному
«дирижеру»,
главной
задачей
которого
является
своевременный показ инструментального вступления, вокальной партии в
одном конкурсном произведении (по выбору учителя). «Жюри» оценивает
артистизм,
точность
и
своевременность
показа,
контакт
с
хористами
дирижера.
Задание
8.
Последний
конкурс
–
инсценировка
выбранной
песни.
«Жюри» отмечает музыкальность и выразительность исполнения, умение
вести «диалог», сценичность воплощения образов в действии.
После
проведения
всех
конкурсных
заданий
«жюри»
подсчитывает
баллы и называет команду победителей.
МЕЛОДИЧЕСКИЕ ПРЯТКИ
Учитель играет (или поет) мотив знакомой песни, а класс повторяет
этот мотив со словами, с названием нот или ступеней(«по руке» или с
ручными
знаками).
Каждый
ученик
работает
с
моделью
клавиатуры
фортепиано. «Отыскать мотив» - значит сыграть его на модели клавиатуры,
фортепиано или спеть.