Напоминание

Игровые формы обучения на уроках теоретического цикла в младших классах ДШИ"


Автор: Сердюкова Елена Васильевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская школа искусств №9"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые формы обучения на уроках теоретического цикла в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры г. Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

Образования детей «Детская школа искусств №9» г. Курска

Методическая разработка на тему:

«Игровые формы обучения на уроках

теоретического цикла в младших классах ДШИ»

Составила: преподаватель теоретических

дисциплин Е.В.Сердюкова

Курск

2019 г.

Мы живем в век невиданной ещё в истории человечества научно-

технической революции; и жизнь в её проявлениях становится разнообразней

и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных

привычных

действий,

а

подвижности

мышления,

быстрой

ориентировки,

творческого подхода к решению задач разной степени сложности.Человеку с

творческим складом ума легче достичь высокой производительности труда,

иметь

активную

жизненную

позицию.Природа

щедро

наделила

каждого

ребёнка возможностями развития, а задача педагога – помочь ребёнку встать

на

путь

развития

изобретательского

и

исследовательского

таланта,

путь

становления

творческой

стороны

интеллекта.

Этому

прямо

служат

развивающие игры.

Развивающие игры – это одно из средств развития способностей, и оно

будет действеннее и полезнее там, где детей не торопятся отгородить от

жизни

и

избавить

от

трудностей,

где

им

стараются

дать

простор

для

исследований и деятельности. В этом случаи,

развивающие игры станут

мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.Опора на игру

это

важнейший

путь

включения

детей

в

учебную

работу,

способ

обеспечения эмоционального отклика на воспитательные действия.Игра как

бы синтезирует трудовую и творческую активность, помогает детям легко

включатся в познавательную деятельность на уроке.Умелое использование

игры в учебном процессе облегчает его. Главная причина этого заключается в

том, что игровая деятельность привычна ребёнку, через игру закономерности

в обучении познаются быстрее.

Урок – это жизнь, это межличностные и коллективные отношения,

которые тоже формируются с помощью игровых ситуаций. Польза игры в

учебном

процессе

очевидна.Немаловажную

роль

играют

положительные

эмоции, возникающие в игре и облегчающие процесс познания, усвоения

знаний

и

навыков.

Обыгрывание

наиболее

трудных

элементов

учебного

процесса

стимулирует

познавательные

силы

маленьких

школьников,

сближает

учебный

процесс

с

жизнью,

делает

усваиваемые

знания

понятными.

Как организовать учебный процесс, чтобы учение сочеталось с игрой и

игра

не

просто

развлекала,

но

и

развивала?Как

проводить

уроки,

чтобы

интерес к музыкальному искусству сохранить и приумножить?Однозначного

ответа на эти вопросы нет и каждый педагог ищет свой подход к решению

этих проблем, используя наиболее понравившиеся игровые приемы обучения

и

воспитания.Наиболее

труднодостижимым

и

одновременно

самым

необходимым

условием

успеха

занятий

является

создание

творческой

атмосферы урока. Вне личностного общения учащихся с учителем такая

атмосфера возникнуть не может. Тут нужен неподдельный взаимный интерес

детей и взрослого, доверие друг к другу и искренность.Умение слушать

ребенка, вставать на его точки зрения, считая её столь же самоценной как и

свою собственную, оказывается значимым в обучении.Чтобы детям было

интересно

учиться,

нужно

поддерживать

положительный

эмоциональный

настрой урока.

Увлеченность

детей

игрой

нелегко

сдерживать,

но

необходимо

добиваться

того,

чтобы

деятельность

приобрела

учебно-познавательный

характер,

чтобы

у

ребенка

формировался

интерес

к

самому

процессу

познания.Особого

внимания

требует

организация

игр-соревнований,

в

которых дети особенно охотливо участвуют на уроке. Здесь важно не только

выявить победителя, но и оценить деятельность каждого, проверить решения

и исправить ошибки. Когда дети уже достаточно организованы, увлечены

самим

учебным

процессом,

овладели

в

достаточной

мере

учебными

навыками, необходимость вводить их в игровую ситуацию отпадает.

Принцип построения занятий по сольфеджио – традиционный, но с

введением необычных игровых моментов, сюрпризов, которые так нравятся

детям.

Такие

уроки

становятся

боле

эффективными.

Начиная

занятия

с

детьми

младшего

школьного

возраста,

прежде

всего

надо

стараться

не

отпугнуть

их

чем-то

слишком

серьёзным,

что

может

показаться

им

утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со

всем, что им привычно и приятно. Необходимо будить воображение ребёнка,

связывая музыку с фантазией, сказкой, формируя эмоциональное отношение,

и н т е р е с

и

у в л е ч е н н о с т ь

в

и з у ч е н и и

м у з ы к и

к а к

ж и в о г о

искусства.Использование игр, стихов и сказок о звуках («Про кашалота»),

нотах («Музыкальный домик»), ключах, интервалах и аккордах, и других,

помогает

пробуждать

активное

стремление

к

усвоению

знаний,

приобретению умений и навыков, желанию слушать и исполнять музыку.Чем

больше сказок на разные темы, тем интересней и живей будут проходить

занятия. Необходимо и детей побуждать к сочинению сказочных сюжетов по

изучаемому материалу. Переходя к профессиональному обучению, следует, в

первую

очередь,

стараться

как

можно

доступней

преподносить

ребенку

необходимые знания, а игровые формы этому способствуют.

Курс сольфеджио начинается с выработки вокально-хоровых навыков.

Организационным моментом для начала урока является попевка или песенка-

приветствие: «Прозвенел звонок», «Музыкальный звукоряд», «Пора начать

урок». Образное содержание интонационных упражнений, вызванный к ним

интерес

помогают

быстрее

сформироваться

слуховому

навыку

учащихся.

Детям предлагается игра в «зеваки» и «торопыги», игра «живая гамма»,

«найди

комарика»

(подбор

звуков

и

мелодий

по

слуху).Рекомендуются

упражнения на внимание: дети запевают по очереди, припев поют хором; по

фразам цепочкой соло или дуэтом. Важно, чтобы дети вступали вовремя без

перерывов.

Очень

полезны

упражнения

на

выработку

внутреннего

музыкального представления: запев поют про себя или отмечают ладошками,

припев – вслух (или наоборот).

Одним из главных навыком является ощущение доли-пульса музыки.

Детям предлагается прошагать «лапками» - руками знакомые стихотворения

«Зайка», «Дин-дон», «Котик» и т.д.; прохлопать со счетом в песенке целые и

половинные

ноты;

исполнить

на

фортепиано

шаги

Медведя

или

скрип

качелей. Выразительные средства (темп, динамика, регистр) должны зависеть

от характера персонажа. Для освоения длительности нот можно отправиться

в путешествие на лесную полянку, маршируя четвертыми нотами или бегом

восьмыми;

танцевать

как

цветочки;

вместе

с

тучками

хлопать

и

топать

«лапками», с кузнечиками прыгать, а с лебедями помахать «крыльями».

При знакомстве с сильной и слабой долей дети отмечают сильную долю

хлопком в ладоши, а слабую – кулачками; обращают внимание на то, что

ударение

в

слове

совпадает

с

акцентом

в

музыке.

Предлагаются

такие

упражнения: слушать знакомые пьесы и отмечать сильную долю; петь песню

и

показать

рукой

ударный

слог;

разделив

учащихся

на

две

группы,

предложить одной группе отмечать только сильную долю, а второй группе –

каждую.

В начальном периоде обучения при исполнении простейших песен

выразительность

ритмического

рисунка

следует

отождествлять

с

выразительностью

стихотворного

текста.Детям

предлагаются

различные

ритмические

игры,

каноны,

ритмическое

лото,

создание

ритмического

аккомпанемента, «Маленький оркестрик», «Слова на ладошках», где под

ритм песенки дети прохлопывают свои имена, названия животных, растений

и

др.

Можно

узнать

песню

по

исполненному

или

записанному

ритму,

записать ритм слов, сочинить мелодию на заданный ритм и многое другое.В

урок вводятся элементы ритмики: пение, связанное с движениями; набор

танцевальных движений, отражение в движении контрольных частей музыки

и другие.

Можно использовать игру-драматизацию, в которой все услышанное

воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств:

музыкальной

интонации,

пантомимы,

мимики,

жеста,

позы,

мизансцены.

Дети

с

удовольствием

участвуют

в

таких

формах

драматизации,

как

музыкальный диалог («два утенка»), пластика и пантомима разных героев

(«Музыкальная шкатулка»); инсценировка песен, постановка детских опер и

музыкальных

сказок

(«Сказка

о

глупом

мышонке»,

«Теремок»,

«Муха-

Цокотуха»),

уроков-спектаклей

(«Нотное

королевство»).

Сюжетом

для

драматизации могут стать игры в «Музыкальный магазин», «Музыкальное

путешествие», «Богатырский турнир».

Большое

внимание

на

уроке

надо

уделять

творческим

заданиям,

предлагающим сочинение и досочинение, варьирование, подбор аккордового

сопровождения, создание ритмических партитур, импровизация и другое.Из

всех многообразных видов творческих действий импровизация ближе всего к

ребенку. Она позволяет не только творить, но и пользоваться полученными

навыками, тем самым закрепляя их.Задания по импровизации рекомендуется

проводить в классе, это даст возможность преподавателю определить степень

музыкальной самостоятельности и творческой активности учащихся, наличие

у них внутреннего слуха и ладо-ритмических представлений.

Для

снятия

физического

и

умственного

напряжения

можно

использовать

физкультминутки,

музыкальную

зарядку

или

игровую

переменку.

Наиболее

привлекательными

для

детей

являются

подвижные

коллективные игры с ролями, такие, например, как «У медведя во бору»,

«Сапожник», «Ходим кругом», «День - ночь», «Давай дружить».

В конце четверти или года детям предлагаются игры: «Теоретическая

эстафета»,

«Музыкальная

викторина»,

«Музыкальный

круиз»,

«Урок

-

концерт», которые помогут в интересной и увлекательной форме закрепить

знания, полученные учащимися.

Воспитательное воздействие игровой деятельности

детей школьного

возраста

общепризнанно. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с

другими

видами

познавательной

деятельности.

Во-первых,

игра

мало

утомляет

школьников;

во-вторых,

активизирует

их

эмоции

и

интеллект,

развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает

моделировать музыкально-образовательный процесс в игровой форме.

ЗВУКОВАЯ УГАДАЙКА

В начале игры учитель говорит о том, что окружающий нас мир полон

звуков, которые могут издавать все знакомые предметы – падая, двигаясь, от

прикосновения.

Учащимся

предлагается

закрыть

глаза

и

прислушаться

к

звукам в классе, в коридоре, на улице и дать им характеристику.

Затем учитель играет «Итальянскую польку» С. В. Рахманинова, а

учащиеся

определяют,

в

чем

разница

шумовых

и

музыкальных

звуков?

Обобщая характеристики звуков, данные учащимися, учитель указывает на

то, что любая музыкальная пьеса состоит из музыкальных звуков, которые

отличаются

от

шумовых

тем,

что

имеют

определенную

высоту

и

длительность,

появляются

при

игре

на

музыкальных

инструментах

или

пении.

ЧЕЙ ОРКЕСТРИК ЛУЧШЕ

Учитель вместе с учащимися исполняет ранее выученные песни «с

ручными

знаками

по

относительной

системе..

Затем

класс

делится

на

несколько

групп,

каждая

из

которых

исполняет

выбранную

попевку

с

ритмическим аккомпанементом на ударных инструментах. Лучшим будет

назван тот оркестр, участники которого синхронно исполнили песню с начала

до конца.

В КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Для

проведения

игры-импровизации

педагог

выбирает

Незнайку,

который

«попадает»

в

кукольный

театр.

Там

он

видит

много

кукол,

танцующих

под

музыку.

Незнайки

отгадывает

кукольных

персонажей,

которых изображают учащиеся, а они, в свою очередь, сообщают ему своё

название танца.

ИМПОВИЗАЦИЯ

Импровизация

одна

из

любимых

игр

младших

школьников.

Импровизация

может

проводиться

с

названием

нот

или

ступеней,

ритмических слогов, на заданный текст. Предлагаемая игра проводится в

течение

всего

периода

начального

обучения.

Формирование

навыков

вокальной и инструментальной импровизации осуществляется поэтапно.

1 этап. Школьники интуитивно допевают тонику или часть мелодии на

слог (лё, лю, ля), а затем поют и одновременно прохлопывают ритм всей

мелодии.

2 этап. Пение или игра мотивов, фраз на определенных ступенях или с

заданными ритмослогами.

3 этап. Импровизация в разных жанрах (колыбельная, песня, марш,

танец).

4 этап. Импровизация коротеньких попевок, песен на заданный текст.

На

этом

этапе

школьники

запоминают

свои

песенки,

подбирают

на

инструменте и исполняют коллективно.

ФОТОГРАФ

Для проведения игры педагог выбирает одного ученика – «фотографа».

«Фотовспышка»

-

«фотограф»

показывает

и

быстро

убирает

карточки

с

ритмом. Учащиеся должны запомнить ритм и прохлопать его. Получилась

или нет «фотография» - решает «фотограф».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Учитель делит класс на три команды, каждая из которых выбирает

своего капитана и придумывает музыкальный девиз. «Жюри» из трех человек

будет оценивать ответы команд (+ или - , выполнено или нет). Педагог

организует работу команд и ведёт конкурс, подробно объясняя все задания.

Задание 1. Участники команд поочередно должны узнать песню по

вступлению,

а

затем

ее

исполнить.

(Учитель

играет

каждой

команде

вступление к песне, а «жюри» оценивает быстроту «узнавания» песни и

эмоциональность исполнения).

Задание 2. Определить по музыкальному фрагменту произведение и

назвать композитора («подсказкой» могут стать портреты композиторов).

Задание

3.

Конкурс

танцоров.

Под

музыку

«Вальс

цветов»

П.И.

Чайковского школьники в движении передают характер музыки.

Задание 4. Конкурс на знание песен о природе, море, с именами,

названиями городов, разных жанров, народных и т.п. Побеждает команда,

назвавшая большее количество песен.

Задание

5.

Конкурс

капитанов

команд.

Капитанам

предлагается

представить,

что

они

попали

в

«Королевство

кривых

зеркал»,

где

все

меняется.

Так,

ритмический

рисунок

на

доске

им

нужно

прохлопать

в

зеркальном отражении. Аналогично капитаны могут изменить простейшую

мелодию.

Задание

6.

Участники

команд

слушают

пьесу

и

придумывают

ей

название (например, звучит «Веселый музыкант» Р. Шуман). Они не только

должны придумать название, но и уметь его обосновать: проанализировать

мелодию, ритм и лад, раскрыть особенности музыкального образа.

Задание

7.

Учитель

проводит

конкурс

«дирижёров».

Команды

выбирают

по

одному

«дирижеру»,

главной

задачей

которого

является

своевременный показ инструментального вступления, вокальной партии в

одном конкурсном произведении (по выбору учителя). «Жюри» оценивает

артистизм,

точность

и

своевременность

показа,

контакт

с

хористами

дирижера.

Задание

8.

Последний

конкурс

инсценировка

выбранной

песни.

«Жюри» отмечает музыкальность и выразительность исполнения, умение

вести «диалог», сценичность воплощения образов в действии.

После

проведения

всех

конкурсных

заданий

«жюри»

подсчитывает

баллы и называет команду победителей.

МЕЛОДИЧЕСКИЕ ПРЯТКИ

Учитель играет (или поет) мотив знакомой песни, а класс повторяет

этот мотив со словами, с названием нот или ступеней(«по руке» или с

ручными

знаками).

Каждый

ученик

работает

с

моделью

клавиатуры

фортепиано. «Отыскать мотив» - значит сыграть его на модели клавиатуры,

фортепиано или спеть.



В раздел образования