Напоминание

Инновационные методы работы педагога иностранных языков дополнительного образования.


Автор: Отваженкова Мария Вадимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДОЛ "Юнармеец"
Населённый пункт: Московская область, Щелковский район
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы работы педагога иностранных языков дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Инновационные методы работы педагога иностранных языков дополнительного

образования.

Отваженкова Мария Вадимовна

педагог дополнительного образования дисциплины «Английский язык».

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные инновационные методы обучения

английскому языку в сфере дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, английский язык, инновационный подход,

метод обучения

На данный момент, преподавание иностранного языка, в частности английского,

сосредоточено на обучении профессиональным аспектам, которые отвечают

образовательным стандартам организаций высшего и среднего уровня. Но вместе с

профессиональными компетенциями и качествами образование должно формировать

культурные и социокультурные знания. Таким образом, помимо традиционных методов

обучения, необходимо внедрять усовершенствованные и инновационные технологии для

обеспечения большей эффективности обучения.

Новые педагогические технологии еще не приобрели достаточной популярности, и все

еще находятся на стадии разработки и тестирования, но уже и сейчас понятно, что их

применение благотворно скажется на учебном процессе.

Современные технологии преподавания можно определить как совокупность трех

составляющих. Это форма, метод и средство. Данная совокупность современных средств

обучения позволяет достичь общекультурные и профессиональные компетенции

учащегося.

Кейс-метод

Кейс-метод – это одна из наиболее популярных и эффективных форм обучения. Это

интерактивная форма обучения деятельностного подхода, нацеленная на формирование

опыта в решении конкретных задач.

Другие методы данного подхода в обучении английскому языку включают в себя

телекоммуникационные проекты и игры, межкультурное обучение, которые дают

возможность применить различные формы обучения – начиная от команды и обучение в

паре, заканчивая микрогруппами и индивидуальной работой.

Использование кейс-метода применяется в рамках образовательной деятельности в

различных интерпретациях, например, для самостоятельной работы или для работы с

профессиональными текстами. Изначально, понятие кейс-метода возникло в экономике и

использовалось для решения сложных экономических задач на практике. И только уже

намного позже, данный метод стал основополагающим для обеспечения деятельностного

характера обучения для формирования профессиональных компетенций специалиста.

Если говорить о применении данного метода к обучению иностранным языкам, то он

помогает сформировать коммуникативно-практический опыт в решении практических

социальных задач, стоящих перед специалистом.

Кейс-метод не только помогает учащимся приобрести дополнительный навык

коммуникации в общении на английском языке, но и развивает логику и способность к

анализу фактов, расширяет диапазон поиска альтернативных вариантов решения задачи, а

также способствует развитию навыка самостоятельного поиска информации.

Еще одним важным положительным аспектом данного метода является тот факт, что он

помогает учащимся научиться работать в команде и в группе. Это позволяет не только

творчески подходить к решению задачи, но и делать это коллективно.

Для того, чтобы применить кейс-метод в обучении английскому языку, необходимо внести

интерактивный компонент в работу учащихся. Для этого необходимо создать ситуации,

которые стимулируют коллективное обсуждение и решение проблемы. Для того, чтобы

решить задачу, все учащиеся должны быть максимально включены и вовлечены в процесс

дискуссии, а это позволяет активно формировать коммуникативные навыки.

Например, на занятии 14 декабря 2019 года в группе №3 «Веселый английский» был

применен кейс-метод. Учащиеся были разделены на две группы (два круглых стола). Тема

занятия была: «My city». (Мой город). Перед учащимися были поставлены две задачи: 1)

Какие плюсы вы видите в жизни в центре города? 2) Какие минусы жизни в центре

города? Учащиеся обсуждали данные аспекты в своей группе и отвечали на поставленные

вопросы с применением активной лексики.

Игровой метод или метод деловой игры

Метод деловой игры предполагает знакомство с социальными и культурными нормами,

правилами делового поведения, правила формирования имиджа. Деловая игра, которая

проводится непосредственно на уроках английского языка, формирует иноязычные

коммуникативные компетенции и навыки.

Когда учащийся готовится обыграть конкретную ситуацию, он учится смотреть на задачу с

разных точек зрения. Таким образом, у учащегося формируется опыт анализировать

информацию и ситуацию и обыгрывать ее в рамках деловой игры.

Данный метод очень эффективен в приобретении необходимых навыков для

формирования коммуникативной компетенции. Но самое главное, этот метод позволяет

научиться применять профессиональную лексику на практике в реальных жизненных

ситуациях.

Самое главное в данном методе – это то, что оценка результатов игры должна быть

произведена не в конце, а на протяжении процесса всей игры, так как она, в отличие от

других методов, предполагает возможные реальные ситуации, с которым учащийся может

столкнуться в действительности. И от решений, которые учащийся принимает в процессе,

зависит итог воображаемой ситуации, как и в дальнейшем реальной.

В завершении деловой игры, преподаватель должен подвести итоги. Таким образом,

учащиеся должны понять эффективно ли они справились с поставленной задачей, а также

провести анализ того, насколько правильно они смогли применить свои языковые навыки.

После чего, преподаватель делает вывод о том, над какими темами стоит еще поработать с

учащимися, какие аспекты вызывают затруднения, какие темы стоит освежить в памяти.

Таким образом, метод деловой игры, применяемый в процессе изучения английского

языка, создает возможности для овладения речевыми и деловыми коммуникативными

навыками в процессе общения на английском языке, а также развивает творческие умения,

интеллектуальные способности, реакцию, коммуникабельность и т.д.

Например, 23 ноября 2019 года в группе №4 «Веселый английский» был использован

метод деловой игры. Была проведена деловая игра на тему: «Animals». Учащимся

выдавались карточки с фактами о диких и домашних животных. Задача учащихся состояла

в том, чтобы подтвердить или опровергнуть данные утверждения.

Метод иноязычного межкультурного обучения

Используя данный метод, преподаватель готовит учащихся к столкновению с реальными

жизненными ситуациями, а также к преодолению затруднений, возникающих в процессе

общения с иностранцами. Здесь делается упор в основном на понимание психологических

особенностей поведения иностранных коллег.

Несмотря на то, что дисциплины, связанные с этнопсихологией делового общения, не

предусмотрены в учебных программах учебных заведений разного уровня, преподаватель

должен провести несколько занятий посвященных культурным особенностям того или

иного народа.

Таким образом, преподаватель английского языка может организовать межкультурный

тренинг, используя приемы, которые используются при межкультурном обучении.

Учащиеся должны усвоить, что нормы поведения в культурах могут отличаться.

Например, 21 декабря 2019 года в группе №4 «Веселый английский» применялся метод

иноязычного межкультурного обучения. Учащиеся составляли диалоги, которые могли

потенциально возникнуть при деловом общении с иностранцами. Они также узнавали

различия двух языков – английского (британского) и английского (американского). На

занятии рассматривались различные аспекты культурных норм и традиций

Великобритании и США, а также учащиеся исполняли традиционные рождественские

песни на английском языке.

Метод телекоммуникационных технологий в обучении английскому языку

Информационная среда, мгновенный доступ к огромному объему данных подразумевает

использование технологических ресурсов в процессе обучения.

Тем более, телекоммуникация особенно важна в процессе изучения иностранного языка,

так как она позволяет людям различных стран мира обмениваться языковыми знаниями

онлайн.

Использование телекоммуникационных технологий позволяет расширять идеи,

реализовывать новые проекты, они также способствуют расширению кругозора, умению

находить нужную информацию в огромном спектре данных, а также способствуют

потребности изучать иностранный язык.

Преподаватель должен не только поддерживать уровень владения современным

технологическим оборудованием, но и помогать учащимся находить новые методы и

новые ресурсы.

При использовании данного метода в работе, преподаватель должен научить учащихся

правильной модели международного общения, научить писать официальные и

неофициальные письма, научить применять речевые модели и конструкции, находить

нужную информацию за короткий промежуток времени.

Данный метод преподаватель может в основном применить на семинарах, которые следует

проводить в аудиториях и классах с необходимым оборудованием.

Таким образом, чтобы усовершенствовать навыки учащихся, преподавателю следует

периодически использовать телекоммуникационные источники на занятиях.

Например, 26 октября 2019 года, в группе №3 «Веселый английский» был применен метод

телекоммуникационного семинара. Учащиеся смотрели мультфильм, в котором

описывались различные животные. По окончании просмотра фильма, учащимся были

заданы вопросы о животных.

Заключение

Инновационные методы в процессе обучения английскому языку на данный момент являются

неотъемлемой частью организации эффективного учебного процесса. Что дает внедрение

современных методик в учебный процесс?

Во-первых, это поможет усовершенствовать практическую составляющую обучения.

Во-вторых, инновационные методы развивают не только способность к командной работе, но

навык самостоятельного самосовершенствования.

В-третьих, современные методики помогают преподавателю эффективнее изложить учебный

материал, и качественнее донести его до учащихся.

Какую именно технологию выберет преподаватель, зависит от многих факторов. На определение

этих факторов влияют уровень подготовки учащихся, их возраст, а также время, отведенное на

занятия, и, конечно, уровень подготовленности преподавателя.

Литература:

1. Авлиякулов Н.Х., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Теория и практика профессионально-

педагогического образования. Том 1. Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «РГППУ», 2007. 304 с.

2. Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогическая инноватика. Красноярск: Университет, 2007. 84 с.

3. Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной

образовательной деятельности // Ж. Человек и образование. М., 2009. № 4. С. 94-96.

4. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования /

Монография. М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 339 с.

5. Галкина В.В. О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностранным

языкам в вузе // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 1. [Электронный журнал].

6. Илюшкина М.Ю. MOBILE LEARNING или информационно-коммуникационные технологии в

работе преподавателя иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С.

92–95.



В раздел образования