Напоминание

Развитие связной речи


Автор: Марьина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Пермский край., г. Губаха
Наименование материала: План работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Развитие связной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

План работы по развитию связной речи

с детьми старшего дошкольного возраста

Разработал:

воспитатель первой квалификационной категории

Марьина С.И.

Губахинский городской округ «город Губаха», 2019

Актуальность проблемы развития связной речи детей дошкольного

возраста,

обусловлена

уникальностью

и

специфичностью

дошкольного

возраста,

неповторимыми

особенностями

психофизиологического,

социально-личностного

развития,

проявляющегося

в

своеобразии

форм

познания

и

способов

практической

деятельности.

Именно

в

этот

период

создаются благоприятные возможности для целостного развития личности

дошкольника.

Одним

из

важных

направлений

в

реализации

целостного

подхода

в

образовательном

процессе

является

своевременное

освоение

ребенком

родного

языка

в

максимально

сенситивные

для

этого

сроки.

Значимость разработки этой проблемы определяется несколькими аспектами:

во-первых,

необходимостью

социализации

ребенка

и

его

личностного

развития;

во-вторых,

успешным

решением

образовательных

задач

на

начальном этапе школьного обучения; в-третьих, специальной подготовкой

педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на ранних

этапах возрастного развития ребенка.

Связная речь – это речь, которая отражает существенные стороны

своего предметного содержания. Если речь несвязная, то она может быть

несвязной по двум причинам - либо потому, что эти связи не осознаны и не

представлены в мысли, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в

его речи

Связная речь — главный показатель умственного развития и общего

кругозора дошкольников, средство общения с взрослыми и сверстниками, а

также

необходимое

условие

успешного

обучения

в

школе.

Взрослым

необходимо

учить

ребенка

выражать

свои

мысли

точно,

грамотно

и

последовательно,

выделяя

главное

в

высказывании.

Основная

функция

связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных

формах

диалоге

и

монологе.

Монологическая

и

диалогическая

формы

имеют

свои

особенности

определяющие

характер

методики

их

формирования.

Диалогическая

и

монологическая

речь

отличается

друг

от

друга

мотивацией.

Несмотря

на

существенные

различия,

диалог

и

монолог

взаимосвязаны друг с другом. Монологическая речь в процессе общения

органически

вплетается

в

диалогическую,

а

монолог

может

приобретать

диалогические свойства.

В настоящее время чтение художественной литературы в дошкольном

образовательном учреждении и в семье постепенно отходит на второй план,

уступая

место

компьютеру.

Общественность

озабочена

проблемой

приобщения детей к книге, решает вопрос о возвращении книги в круг

общения

детей,

стремиться

сделать

помощником

читателя.

В

настоящее

время

родители

не

достаточно

уделяют

внимания

использования

художественной литературы в развитии связной речи детей. Отсюда неумение

детей

строить

смысловые,

развернутые

высказывания,

способствующие

общению

и

взаимопониманию,

а

так

же

нет

целе сообразно сти

монологической речи. Исходя из этого решение данной проблемы является

разработка перспективного плана по развитию связной речи посредством

художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

посредством

использования

произведений

художественной

литературы.

Задачи:

создать

речевую

зону

для

формирования

самостоятельной

речевой

деятельности

детей

с

учетом

индивидуальных

психолога

педагогических особенностей старших дошкольников;

разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие

связной речи посредством ознакомления с художественной литературой

детей старшего дошкольного возраста;

разработать

систему

взаимодействия

педагога

с

родителями

по

формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

посредством ознакомления с художественной литературой.

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством

художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста

Срок

реализаци

и

Название мероприятия

Цель

Подготовительный этап ((сентябрь 2019г.)

Сентябрь

- Диагностическое

обследование уровня развития

связной речи детей старшего

дошкольного возраста.

- Составление плана со

сроками.

- Создание речевой зоны для

самостоятельной деятельности

детей.

- Изучение уровня развития связной

речи детей старшего дошкольного

возраста.

- Развитие связной речи у детей

старшего дошкольного возраста.

посредством использования

художественной литературы.

- Создание комфортных условий для

развития речевой деятельности

и речевого общения детей старшего

дошкольного возраста.

Основной этап (октябрь 2019– апрель 2020 г.)

Октябрь

- Литературный досуг «Музей

сказок К.И. Чуковского».

- Повышения уровня развития

способностей передавать в

изобразительной деятельности

содержание произведений

Ноябрь

Викторина «Творчество С.Я.

Повышения уровня знаний о

Маршака и К.И. Чуковского»

творчестве детских писателей.

Декабрь

Литературная викторина

«Времена года».

- Систематизирование знаний об

особенностях разных жанров

художественных произведений.

Январь

Развлечение «Игра в рифмы».

- Обучение подбора рифм к

разнообразным словам.

Февраль

- Семинар - практикум для

родителей «Моделирование».

- Ознакомление родителей с

методом моделирования

направленного на формирования у

детей умения выстраивать единую

сюжетную линию

Март

- Конкурс викторина для

родителей и детей «Что мы

знаем о народном творчестве»

- Ознакомление с содержанием

работы ДОУ по теме «Народное

творчество».

Апрель

- Выставка рисунков к

произведениям познавательного

цикла (детско-родительское

творчество)

- Привлечение родителей к

совместному творчеству с детьми.

Заключительный (май - 2020г.))

Май

- Повторное диагностическое

обследование уровня развития

связной речи детей старшего

дошкольного возраста

- Информирование родителей

воспитанников о результатах

реализации плана.

- Изучение уровня развития связной

речи детей старшего дошкольного

возраста.

- Определение динамики в уровне

развития речи у воспитанников май

Итоговое мероприятие: «Самая

читающая семья»

Привлечение родителей к

мероприятию, развитие интереса к

художественной литературе.

Список литературы.

1.Бородич, Л.М. Методика развития речи детей [Текст] / Л.М. Бородич. – М. :

Просвещение, 1981.

2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

[Текст] / В.В. Гербова. – М. : Просвещение, 1978. – 253 с. 225 с

3. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /

В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М. : Изд-во «Детство-

Пресс», 2016. – 243 с.



В раздел образования