Автор: Марьина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Пермский край., г. Губаха
Наименование материала: План работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Развитие связной речи
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
План работы по развитию связной речи
с детьми старшего дошкольного возраста
Разработал:
воспитатель первой квалификационной категории
Марьина С.И.
Губахинский городской округ «город Губаха», 2019
Актуальность проблемы развития связной речи детей дошкольного
возраста,
обусловлена
уникальностью
и
специфичностью
дошкольного
возраста,
неповторимыми
особенностями
психофизиологического,
социально-личностного
развития,
проявляющегося
в
своеобразии
форм
познания
и
способов
практической
деятельности.
Именно
в
этот
период
создаются благоприятные возможности для целостного развития личности
дошкольника.
Одним
из
важных
направлений
в
реализации
целостного
подхода
в
образовательном
процессе
является
своевременное
освоение
ребенком
родного
языка
в
максимально
сенситивные
для
этого
сроки.
Значимость разработки этой проблемы определяется несколькими аспектами:
во-первых,
необходимостью
социализации
ребенка
и
его
личностного
развития;
во-вторых,
успешным
решением
образовательных
задач
на
начальном этапе школьного обучения; в-третьих, специальной подготовкой
педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на ранних
этапах возрастного развития ребенка.
Связная речь – это речь, которая отражает существенные стороны
своего предметного содержания. Если речь несвязная, то она может быть
несвязной по двум причинам - либо потому, что эти связи не осознаны и не
представлены в мысли, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в
его речи
Связная речь — главный показатель умственного развития и общего
кругозора дошкольников, средство общения с взрослыми и сверстниками, а
также
необходимое
условие
успешного
обучения
в
школе.
Взрослым
необходимо
учить
ребенка
выражать
свои
мысли
точно,
грамотно
и
последовательно,
выделяя
главное
в
высказывании.
Основная
функция
связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных
формах
–
диалоге
и
монологе.
Монологическая
и
диалогическая
формы
имеют
свои
особенности
определяющие
характер
методики
их
формирования.
Диалогическая
и
монологическая
речь
отличается
друг
от
друга
мотивацией.
Несмотря
на
существенные
различия,
диалог
и
монолог
взаимосвязаны друг с другом. Монологическая речь в процессе общения
органически
вплетается
в
диалогическую,
а
монолог
может
приобретать
диалогические свойства.
В настоящее время чтение художественной литературы в дошкольном
образовательном учреждении и в семье постепенно отходит на второй план,
уступая
место
компьютеру.
Общественность
озабочена
проблемой
приобщения детей к книге, решает вопрос о возвращении книги в круг
общения
детей,
стремиться
сделать
помощником
читателя.
В
настоящее
время
родители
не
достаточно
уделяют
внимания
использования
художественной литературы в развитии связной речи детей. Отсюда неумение
детей
строить
смысловые,
развернутые
высказывания,
способствующие
общению
и
взаимопониманию,
а
так
же
нет
целе сообразно сти
монологической речи. Исходя из этого решение данной проблемы является
разработка перспективного плана по развитию связной речи посредством
художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
посредством
использования
произведений
художественной
литературы.
Задачи:
создать
речевую
зону
для
формирования
самостоятельной
речевой
деятельности
детей
с
учетом
индивидуальных
психолога
педагогических особенностей старших дошкольников;
разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие
связной речи посредством ознакомления с художественной литературой
детей старшего дошкольного возраста;
разработать
систему
взаимодействия
педагога
с
родителями
по
формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
посредством ознакомления с художественной литературой.
Перспективный план работы по развитию связной речи посредством
художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста
Срок
реализаци
и
Название мероприятия
Цель
Подготовительный этап ((сентябрь 2019г.)
Сентябрь
- Диагностическое
обследование уровня развития
связной речи детей старшего
дошкольного возраста.
- Составление плана со
сроками.
- Создание речевой зоны для
самостоятельной деятельности
детей.
- Изучение уровня развития связной
речи детей старшего дошкольного
возраста.
- Развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста.
посредством использования
художественной литературы.
- Создание комфортных условий для
развития речевой деятельности
и речевого общения детей старшего
дошкольного возраста.
Основной этап (октябрь 2019– апрель 2020 г.)
Октябрь
- Литературный досуг «Музей
сказок К.И. Чуковского».
- Повышения уровня развития
способностей передавать в
изобразительной деятельности
содержание произведений
Ноябрь
Викторина «Творчество С.Я.
Повышения уровня знаний о
Маршака и К.И. Чуковского»
творчестве детских писателей.
Декабрь
Литературная викторина
«Времена года».
- Систематизирование знаний об
особенностях разных жанров
художественных произведений.
Январь
Развлечение «Игра в рифмы».
- Обучение подбора рифм к
разнообразным словам.
Февраль
- Семинар - практикум для
родителей «Моделирование».
- Ознакомление родителей с
методом моделирования
направленного на формирования у
детей умения выстраивать единую
сюжетную линию
Март
- Конкурс викторина для
родителей и детей «Что мы
знаем о народном творчестве»
- Ознакомление с содержанием
работы ДОУ по теме «Народное
творчество».
Апрель
- Выставка рисунков к
произведениям познавательного
цикла (детско-родительское
творчество)
- Привлечение родителей к
совместному творчеству с детьми.
Заключительный (май - 2020г.))
Май
- Повторное диагностическое
обследование уровня развития
связной речи детей старшего
дошкольного возраста
- Информирование родителей
воспитанников о результатах
реализации плана.
- Изучение уровня развития связной
речи детей старшего дошкольного
возраста.
- Определение динамики в уровне
развития речи у воспитанников май
Итоговое мероприятие: «Самая
читающая семья»
Привлечение родителей к
мероприятию, развитие интереса к
художественной литературе.
Список литературы.
1.Бородич, Л.М. Методика развития речи детей [Текст] / Л.М. Бородич. – М. :
Просвещение, 1981.
2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
[Текст] / В.В. Гербова. – М. : Просвещение, 1978. – 253 с. 225 с
3. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М. : Изд-во «Детство-
Пресс», 2016. – 243 с.