"Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с социальными партнёрами"
Автор: Тарасюк Альбина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с социальными партнёрами" Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с
социальными партнерами»
1. Образовательный кластер (в системе дошкольного образования) - гибкая сете-
вая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов.
В современном, каждый день меняющемся мире, в условиях модернизации системы
образования возникает необходимость пересмотреть работу и включить во взаимодействие
смежные работы по внедрению образовательного кластера.
Исследование проблемы развития образовательного кластера в сфере дошкольных
учреждений становится весьма актуальным и практически значимым.
В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь»,
«группа», «расти пучками», «концентрация». От того, насколько будут объединены цели
педагогов, детей, родителей в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного
смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии.
Таким образом, в научной литературе под кластером в образовательной системе понимают
совокупность её свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного
круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов.
Образовательный кластер – это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных
учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и
партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимоо-
бучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука – технологии - биз -
нес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.
Образовательный кластер в системе дошкольного образования создаётся с целью
-
поэтапного внедрения
и н н о в а ц и й деятельности с
тщательным
отслеживанием
эффективности;
- повышения эффективности и качества дошкольного образования;
-
подготовки
квалифицированных
специалистов
для
системы
дошкольного
образования,
сервиса и услуг для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- создания крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и
технологического
характера,
активизации
научных
исследований
и
инновационной
деятельности, а также обеспечения условий и возможностей для их реализации;
-
повышения
эффективности
использования
интеллектуальных,
материальных
и
информационных ресурсов систем при подготовке специалистов и проведения научных
исследований по приоритетным направлениям развития дошкольного образования.
Таким образом, образовательный кластер (на базе системы дошкольного образования)
представляет собой гибкую сетевую структуру, в которую входят группы взаимосвязанных
объектов
(образовательные
учреждения,
общественные
и
политические
организации,
научные
школы,
вузы,
исследовательские
организации,
бизнес-структуры
и
т.
д.),
объединенные
вокруг
ядра
инновационной
образовательной
деятельности
для
решения
определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).
2.
Компоненты образовательного кластера (взаимодействие с социальными парт-
нерами, на примере МБДОУ «Колокольчик»).
В рамках ДОУ разработка (внедрение) кластера позволит создать такое дошкольное
образовательное
учреждение,
которое
обеспечит
не
только
образовательные
запросы
населения, но и решит задачи культурно-просветительского характера, и
способствовать
реализации единения семьи и дошкольного учреждения, уделять особое внимание здоровью
воспитанников, их комфортному обучению и сделает установку на непрерывное образование.
Тесное
взаимодействие
дошкольных
образовательных
учреждений
с
различными
социальными
партнерами
составляют
основу
идеи
объединения
всех
ресурсов
(материальных,
человеческих,
информационных,
экономических
и
т.д.)
в
единый
образовательный кластер.
Предлагаю
рассмотреть
модель
взаимодействия
МБДОУ
со
структурными
подразделениями города.
Как мы видим из схемы, в данной работе задействованы все структуры, которые
сотрудничают с МБДОУ «Колокольчик»
МРЦ
ДМШ №2
Музей воинской славы
Детская поликлиника
Пожарная часть
родители воспитанников («Совет родителей»)
Рис. Структура образовательного кластера на базе системы дошкольного образования
Я расскажу Вам подробнее о взаимодействии всех образовательных структур.
Дошкольное образовательное учреждение является ядром кластера.
В нашем случае,
это МБДОУ «Колокольчик». ДОУ выполняет функцию общей подготовки детей к школе.
Однако
уже
на
данном
этапе
возможно
выявление
наклонностей
ребенка,
которые
необходимо заносить в личное дело, на основе сведений которого может быть составлен
психологический портрет дошкольника.
Здесь также осуществляется установка на непрерывное образование ребенка.
На территории 6 микрорайона имеется детская поликлиника , которая осуществляет
мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения. На базе нашего сада проводятся
профосмотры узкими специалистами, закаливающие процедуры, массажи и многое другое.
Врач-педиатр проводит лекции как для педагогов, так и для родителей: «Вакцинация против
Пожарная
часть
Пожарная
часть
МБОУ СОШ №8
МБОУ СОШ №8
Родители
воспитанников
(«Совет родителей»)
Родители
воспитанников
(«Совет родителей»)
Детская
поликлиника
Детская
поликлиника
Музей
воинской
славы
Музей
воинской
славы
Музейно-ресурсный
центр
Музейно-ресурсный
центр
МБДОУ
«Колокольчик»
МБДОУ
«Колокольчик»
гриппа», «Реакция манту», «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» и многое
другое.
Дополнительное образование
Здесь речь идет о школах развития, различных кружках, секциях, которые выбираются
исходя из предпочтений и наклонностей ребенка.
МБДОУ Колокольчик» поддерживает деловые и партнерские отношения с другими
организациями
(дополнительное
образование).
Для
создания
у
ребенка
целостного
представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им
общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили
тесные связи с МУК «МРЦ», пожарной частью, МБОУ ДОД «Детской музыкальной школой
№2», МБУК «Музеем воинской славы», МБОУ ДОД «Центром детского творчества».
Данные
учреждения
в
своем
пространстве
совмещают
различные
временные
связи,
нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие музейных
педагогов, учителей музыкальной школы, инспектора пожарной безопасности и воспитателей
дошкольного
учреждения позволило
добиться
эффективного
педагогического
результата.
ДМШ - концерты («В Колокольчике своём очень весело живём», совместный концерт детей
ДОУ и ДМШ №2), МРЦ (цикл музейных тематических занятий «С чего начинается город»,
«Город и его символы», «Город, в котором я живу», «Мой город»;
передвижная выставка
«Материальная и духовная культура коренных малочисленных народов Севера»; музейные
тематические занятия «Жил-был мамонт»,
«Что нам стоит чум построить», выставка «Это
слово не последнее»).
«Совет
родителей»
- Совет
родителей
Учреждения
является
представительским
органом родительской общественности и создается в целях обеспечения систематической
связи Учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
развития, обучения, воспитания и коррекции детей.
3.
Организация
информационно-образовательного
пространства
во
взаимодей-
ствии ДОУ и СОШ (из опыта работы).
Школа - это уже следующая образовательная ступень. МБДОУ «Колокольчик» осуще-
ствляет работу по преемственности со школой.
В рамках работы по преемственности со
школой для педагогов МБОУ СОШ № 8
организованы открытые просмотры занятий по
математике и обучению грамоте с детьми подготовительной группы, совместные спортивные
праздники, развлечения (школа приглашает детей из детского сада; детский сад приглашает
школьников). Педагоги ДОУ имеют возможность присутствовать на уроках первоклассников.
Результатом совместного сотрудничества детского сада и школы является :
−
высокая оценка легкой адаптации к школьному обучению учителями первых
классов;
−
успешность в обучении;
−
развитие высокого познавательного интереса к обучению;
−
социальная компетентность выпускников и их родителей;
−
сформированность активной жизненной позиции родителей и детей.
Таким образом, в кластере системообразующим фактором является педагогический
результат, т.е. сам дошкольник.
Участники кластера (дети, родители, педагоги) не выполняют одинаковые задачи,
присутствует разделение труда, и каждый развивает свои интересы и специализацию. Группу
объединяет общая цель, при этом каждый её член вносит свой уникальный вклад в общее
предприятие.
При
этом,
участвуя
в
работе
кластера
дети
приобретают
опыт
коммуникативного взаимодействия с людьми различных возрастных категорий и профессий:
от родителей воспитанников, до педагогов системы начального общего образования.
В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией между всеми
структурами.
Происходит
свободный
обмен
информацией
и
быстрое
распространение
новшеств по различным каналам для всех участников кластера.
Хочу отметить, что элементами образовательного кластера
могут быть организации в
целом
(вуз,
бизнес-структура,
образовательное
учреждение
и
т.
д.)
или
отдельные
его
структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи.
Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в
зависимости от обстоятельств.
Как возможно внедрение кластерного подхода в образовательный процесс старших
дошкольников?
На
наш
взгляд,
внедрение
кластерной
организационной
технологии
в
образовательный процесс старших дошкольников, позволит существенно расширить круг
межличностного общения детей: интерес и умелое вовлечение детей в образовательный
процесс, а также четкое целеполагание в работе кластера и доступное объяснение для чего и
кому это необходимо, способны развить в старшем дошкольнике такие качества личности как
ответственность,
коммуникабельность,
умение
искать
и
использовать
информацию,
приобретать первый опыт в исследовательской и практической деятельности.
Таким образом, кластерное развитие дошкольного образования – это перспективная
альтернатива
существующей
системе,
предполагающая
целевое
объединение
профессионалов образования, передовых идей и материальных ресурсов. Безусловно, вопрос
пересмотра традиционного взгляда на обучение и воспитание подрастающего поколения
требует длительной и существенной структурной и содержательной перестройки. Однако
всегда успех ожидает того, кто ищет новых подходов к осуществлению этой важной миссии в
системе человеческих взаимоотношений.
4. Повышение эффективности и качества дошкольного образования посредством
реализации проекта «Мы дети Ямала» в рамках взаимодействия МБДОУ с МБОУ СОШ
и МБУК «Центр национальных культур» (из опыта работы).
На примере проекта «Мы дети Ямала» я покажу, как осуществлялся образовательный
кластер в моей группе.
МБОУ СОШ №8
МБОУ СОШ №8
Родители
воспитанников
Родители
воспитанников
Центр
национальных
культур
Центр
национальных
культур
Музейно-ресурсный
центр
Музейно-ресурсный
центр
Дети
группы
«Одуванчик»
МБДОУ
«Колокольчик»
Дети
группы
«Одуванчик»
МБДОУ
«Колокольчик»
Музейно-ресурсный центр
Цель: Познакомить детей с историей города, жизнью и бытом коренных народов
Севера.
цикл музейных тематических занятий, посвящённых истории города и региона:
«С чего начинается город»,
«Город и его символы»,
«Город, в котором я живу»,
«Мой город»;
передвижная выставка
«Материальная
и
духовная
культура
коренных
малочисленных
народов
Севера»;
музейные тематические занятия:
«Жил-был мамонт»,
«Что нам стоит чум построить»
МБОУ СОШ №8
Цель: Создание преемственности
МБДОУ
и
школы
№8
по
этнографическому
направлению.
Развлечение «Широкая Масленица»
Родители воспитанников
Цель: Создание
условий
для
творческого
самовыражения
ребёнка,
учитывая
его
индивидуальные возможности.
Создание детской библиотеки «Писатели Ямала»;
выставка творческих работ «Растительный и животный мир Ямала»;
музей малой национальной игрушки.
Центр национальных культур
Цель: Познакомить детей с фольклором и музыкой коренных народов Ямала.
Выступление
фольклорного
хантыйского
ансамбля
«ВУРТЫ
ЭВИЕТ»
(руководитель Хараборина О.К.);
знакомство с национальным костюмом народов Севера.
Таким образом, внедрение образовательного кластера повышает эффективность и
качество дошкольного образования.