Напоминание

"Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с социальными партнёрами"


Автор: Тарасюк Альбина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с социальными партнёрами"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья на тему «Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с

социальными партнерами»

1. Образовательный кластер (в системе дошкольного образования) - гибкая сете-

вая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов.
В современном, каждый день меняющемся мире, в условиях модернизации системы образования возникает необходимость пересмотреть работу и включить во взаимодействие смежные работы по внедрению образовательного кластера. Исследование проблемы развития образовательного кластера в сфере дошкольных учреждений становится весьма актуальным и практически значимым. В переводе с английского языка слово
«кластер»
(cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация». От того, насколько будут объединены цели педагогов, детей, родителей в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии. Таким образом, в научной литературе под кластером в образовательной системе понимают совокупность её свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов.
Образовательный кластер
– это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимоо- бучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука – технологии - биз - нес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. Образовательный кластер в системе дошкольного образования
создаётся с целью
- поэтапного внедрения и н н о в а ц и й деятельности с тщательным отслеживанием эффективности; - повышения эффективности и качества дошкольного образования; - подготовки квалифицированных специалистов для системы дошкольного образования, сервиса и услуг для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста; - создания крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизации научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечения условий и возможностей для их реализации; - повышения эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов систем при подготовке специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития дошкольного образования. Таким образом, образовательный кластер (на базе системы дошкольного образования) представляет собой гибкую сетевую структуру, в которую входят группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т. д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).
2.

Компоненты образовательного кластера (взаимодействие с социальными парт-

нерами, на примере МБДОУ «Колокольчик»).
В рамках ДОУ разработка (внедрение) кластера позволит создать такое дошкольное образовательное учреждение, которое обеспечит не только образовательные запросы населения, но и решит задачи культурно-просветительского характера, и способствовать реализации единения семьи и дошкольного учреждения, уделять особое внимание здоровью воспитанников, их комфортному обучению и сделает установку на непрерывное образование. Тесное взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с различными социальными партнерами составляют основу идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый образовательный кластер.
Предлагаю рассмотреть модель взаимодействия МБДОУ со структурными подразделениями города. Как мы видим из схемы, в данной работе задействованы все структуры, которые сотрудничают с МБДОУ «Колокольчик»  МРЦ  ДМШ №2  Музей воинской славы  Детская поликлиника  Пожарная часть  родители воспитанников («Совет родителей») Рис. Структура образовательного кластера на базе системы дошкольного образования Я расскажу Вам подробнее о взаимодействии всех образовательных структур. Дошкольное образовательное учреждение является ядром кластера. В нашем случае, это МБДОУ «Колокольчик». ДОУ выполняет функцию общей подготовки детей к школе. Однако уже на данном этапе возможно выявление наклонностей ребенка, которые необходимо заносить в личное дело, на основе сведений которого может быть составлен психологический портрет дошкольника. Здесь также осуществляется установка на непрерывное образование ребенка. На территории 6 микрорайона имеется
детская поликлиника
, которая осуществляет мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения. На базе нашего сада проводятся профосмотры узкими специалистами, закаливающие процедуры, массажи и многое другое. Врач-педиатр проводит лекции как для педагогов, так и для родителей: «Вакцинация против
Пожарная

часть

Пожарная

часть

МБОУ СОШ №8

МБОУ СОШ №8

Родители

воспитанников

(«Совет родителей»)

Родители

воспитанников

(«Совет родителей»)

Детская

поликлиника

Детская

поликлиника

Музей

воинской

славы

Музей

воинской

славы

Музейно-ресурсный

центр

Музейно-ресурсный

центр

МБДОУ

«Колокольчик»

МБДОУ

«Колокольчик»

гриппа», «Реакция манту», «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» и многое другое.
Дополнительное образование
Здесь речь идет о школах развития, различных кружках, секциях, которые выбираются исходя из предпочтений и наклонностей ребенка. МБДОУ Колокольчик» поддерживает деловые и партнерские отношения с другими организациями (дополнительное образование). Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с МУК «МРЦ», пожарной частью, МБОУ ДОД «Детской музыкальной школой №2», МБУК «Музеем воинской славы», МБОУ ДОД «Центром детского творчества». Данные учреждения в своем пространстве совмещают различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие музейных педагогов, учителей музыкальной школы, инспектора пожарной безопасности и воспитателей дошкольного учреждения позволило добиться эффективного педагогического результата. ДМШ - концерты («В Колокольчике своём очень весело живём», совместный концерт детей ДОУ и ДМШ №2), МРЦ (цикл музейных тематических занятий «С чего начинается город», «Город и его символы», «Город, в котором я живу», «Мой город»; передвижная выставка «Материальная и духовная культура коренных малочисленных народов Севера»; музейные тематические занятия «Жил-был мамонт», «Что нам стоит чум построить», выставка «Это слово не последнее»).
«Совет

родителей»
- Совет родителей Учреждения является представительским органом родительской общественности и создается в целях обеспечения систематической связи Учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития, обучения, воспитания и коррекции детей.
3.

Организация

информационно-образовательного

пространства

во

взаимодей-

ствии ДОУ и СОШ (из опыта работы).

Школа
- это уже следующая образовательная ступень. МБДОУ «Колокольчик» осуще- ствляет работу по преемственности со школой. В рамках работы по преемственности со школой для педагогов МБОУ СОШ № 8 организованы открытые просмотры занятий по математике и обучению грамоте с детьми подготовительной группы, совместные спортивные праздники, развлечения (школа приглашает детей из детского сада; детский сад приглашает школьников). Педагоги ДОУ имеют возможность присутствовать на уроках первоклассников. Результатом совместного сотрудничества детского сада и школы является
:
− высокая оценка легкой адаптации к школьному обучению учителями первых классов; − успешность в обучении; − развитие высокого познавательного интереса к обучению; − социальная компетентность выпускников и их родителей; − сформированность активной жизненной позиции родителей и детей. Таким образом, в кластере системообразующим фактором является педагогический результат, т.е. сам дошкольник. Участники кластера (дети, родители, педагоги) не выполняют одинаковые задачи, присутствует разделение труда, и каждый развивает свои интересы и специализацию. Группу объединяет общая цель, при этом каждый её член вносит свой уникальный вклад в общее предприятие. При этом, участвуя в работе кластера дети приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с людьми различных возрастных категорий и профессий: от родителей воспитанников, до педагогов системы начального общего образования. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией между всеми структурами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера. Хочу отметить, что элементами образовательного кластера могут быть организации в
целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т. д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств. Как возможно внедрение кластерного подхода в образовательный процесс старших дошкольников? На наш взгляд, внедрение кластерной организационной технологии в образовательный процесс старших дошкольников, позволит существенно расширить круг межличностного общения детей: интерес и умелое вовлечение детей в образовательный процесс, а также четкое целеполагание в работе кластера и доступное объяснение для чего и кому это необходимо, способны развить в старшем дошкольнике такие качества личности как ответственность, коммуникабельность, умение искать и использовать информацию, приобретать первый опыт в исследовательской и практической деятельности. Таким образом, кластерное развитие дошкольного образования – это перспективная альтернатива существующей системе, предполагающая целевое объединение профессионалов образования, передовых идей и материальных ресурсов. Безусловно, вопрос пересмотра традиционного взгляда на обучение и воспитание подрастающего поколения требует длительной и существенной структурной и содержательной перестройки. Однако всегда успех ожидает того, кто ищет новых подходов к осуществлению этой важной миссии в системе человеческих взаимоотношений.
4. Повышение эффективности и качества дошкольного образования посредством

реализации проекта «Мы дети Ямала» в рамках взаимодействия МБДОУ с МБОУ СОШ

и МБУК «Центр национальных культур» (из опыта работы).
На примере проекта «Мы дети Ямала» я покажу, как осуществлялся образовательный кластер в моей группе.
МБОУ СОШ №8

МБОУ СОШ №8

Родители

воспитанников

Родители

воспитанников

Центр

национальных

культур

Центр

национальных

культур

Музейно-ресурсный

центр

Музейно-ресурсный

центр

Дети

группы

«Одуванчик»

МБДОУ

«Колокольчик»

Дети

группы

«Одуванчик»

МБДОУ

«Колокольчик»


Музейно-ресурсный центр

Цель:
Познакомить детей с историей города, жизнью и бытом коренных народов Севера.  цикл музейных тематических занятий, посвящённых истории города и региона: «С чего начинается город», «Город и его символы», «Город, в котором я живу», «Мой город»;  передвижная выставка «Материальная и духовная культура коренных малочисленных народов Севера»;  музейные тематические занятия: «Жил-был мамонт», «Что нам стоит чум построить»
МБОУ СОШ №8

Цель:
Создание преемственности МБДОУ и школы №8 по этнографическому направлению.  Развлечение «Широкая Масленица»
Родители воспитанников

Цель:
Создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности.  Создание детской библиотеки «Писатели Ямала»;  выставка творческих работ «Растительный и животный мир Ямала»;  музей малой национальной игрушки.
Центр национальных культур

Цель:
Познакомить детей с фольклором и музыкой коренных народов Ямала.  Выступление фольклорного хантыйского ансамбля «ВУРТЫ ЭВИЕТ» (руководитель Хараборина О.К.);  знакомство с национальным костюмом народов Севера. Таким образом, внедрение образовательного кластера повышает эффективность и качество дошкольного образования.


В раздел образования