Напоминание

Научно-исследовательская деятельность курсантов как основа нового знания


Автор: Малик Елена Николаевна
Должность: сотрудник
Учебное заведение: Академия ФСО России
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: научная статья
Тема: Научно-исследовательская деятельность курсантов как основа нового знания
Раздел: высшее образование





Назад




Научно-исследовательская деятельность курсантов

как основа нового знания

Малик Е.Н.,

кандидат политических наук, доцент,

сотрудник Академии ФСО России.

Одним из требований современного образования в высшей школе

является

привлечение

обучающихся

к

научно-исследовательской

и

проектной

деятельности,

благодаря

которой

формируются

умения

самостоятельно добывать новые знания, работать с массивами информации

(как в печатном, так и цифровом виде), делать выводы, умозаключения.

Интеграция

в

процесс

обучения

в

военно-образовательной

организации

научно-исследовательской

деятельности

обеспечивает

формирование

у

курсантов межпредметных умений, которые дают им возможность обобщать

полученные знания для применения в дальнейшей профессиональной сфере.

Проведение

самостоятельных

научных

исследований

стимулирует

мыслительный

процесс,

направленный

на

поиск

и

решение

проблемы,

требует привлечения для этого знаний из различных областей. Осуществляя

исследовательскую

деятельность,

курсант

вынужден

проектировать

собственную

предметную

деятельность,

продумывать

и

организовывать

условия ее выполнения. Впоследствии приобретенный опыт он переносит на

свои поступки и в обыденной жизни, и в служебной деятельности. Важно

подчеркнуть,

что

вовлеченность

обучающихся

в

исследовательскую

деятельность, стимулирует у них научный интерес, способствует развитию

удовлетворенности своих изысканий, что является немаловажным фактором

для дальнейшего саморазвития и самореализации.

Аргументировано,

что

в

науке

главной

целью

является

получение

новых

знаний.

Соответственно,

проведение

научных

исследований

курсантами состоит в приобретении ими навыков научной работы, развитии

способности

к

исследовательскому

типу

мышления,

активизации

их

личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения

субъективно

новых

знаний

(т.е.

самостоятельно

получаемых

знаний,

являющихся

новыми

и

личностно-значимыми

для

конкретного

обучающегося). Поэтому важно создавать условия для развития у курсантов

научно-исследовательского интереса и овладению ими исследовательскими

умениями.

Современный

образовательный

процесс

требует

от

обучающихся

следующих

научно-исследовательских

умений:

определение

объекта

и

предмета

исследования;

формулировка

цели

и

задач

исследования;

выдвижение

научной

гипотезы

и

ее

проверка

на

основе самостоятельно

собранных

данный;

аргументация

выводов

и

новизны

исследования;

проведение проблемно-ориентированного анализа; обобщение привлекаемой

научно-технической

и

статистической

информации,

нормативных

и

правовых

актов;

формулировка

собственных

положений

и

научно-

обоснованных

рекомендаций;

анализ

достижения

поставленной

цели,

рефлекия.

Научно-исследовательская

составляющая

образовательного

процесса

предусматривает

разработку

проектов

и

учебных

исследований,

охватывающих

разные

области

знаний.

Научно-исследовательская

деятельность

курсантов

предполагает

выполнение

ими

учебных

исследовательских

задач

под

руководством

научного

руководителя

или

консультанта. Как правило, научно-исследовательская работа выполняется

индивидуально, но вполне допустимо и групповое участие. В рамках общего

направления выбирается тема исследования, определяется предмет и объект,

выдвигается

гипотеза,

применяются

методы,

доказывается

полученный

результат

и

основные

выводы,

оформляется

презентация

или

научный

реферат

(доклад).

Данный

научно-образовательный

цикл

способствует

развитию

у

курсантов

регулятивных

умений

и

приобретению

«функциональных навыков исследователя»

1

.

Научно-исследовательская

работа

в

рамках

дисциплины

«Политология»

не

только

помогает

курсантам

овладеть

составляющими

исследовательской деятельности и глубже освоить методы исследований

(метапредметные умения), но и носит личностно-ориентированный характер,

т.е. позволяет повысить уровень политического просвещения и культуры, а в

целом, политического образования.

Регулярное приобщение курсантов к научно-исследовательской работе

в рамках изучения политологии, ориентировано на углубление и расширение

знаний

по

предметному

полю

курса.

В

результате

у

обучающихся

развиваются проблемное видение современного политического процесса ,

навыки

политического

анализа деятельности политических

институтов

и

органов государственной власти, умения осуществлять сбор информационно-

аналитического и статистического материала , работать с дополнительной

литературой, что в целом позволяет углублять связь теории с практикой.

Приобретенные навыки исследовательской деятельности находят свое

дальнейшее развитие в разработке более серьезных научных проектов и

позволяют курсантам участвовать в научно-практических конференциях и

конкурсах научных работ различных уровней.

Сегодня

в

Академии

ФСО

России

имеется

позитивный

опыт

привлечения курсантов к разработке научно-исследовательских проектов по

выявлению ими остроактуальных проблем современного общества.

Таким образом, теория и практика образования, в том числе и сферы

подготовки офицерских кадров, показывают, что научно-исследовательская

деятельность

в

процессе обучения

закладывает

основу

для

дальнейшего

самоопределения

и

саморазвития

личности

курсанта.

Максимальная

1

Бадигина О.А., Фокина И.Г. Образовательная среда Суворовского военного училища как фактор

развития исследовательских умений обучающихся //Вестник военного образования. – 2019.- 4 (19).

– С.101-103.

ценность

научно-исследовательской

работы

в

образовательном

процессе

состоит

в

возможности

формирования

активности

и

целенаправленности

мышления, гибкости аналитической и мыслительной деятельности, создания

культуры

логичных

рассуждений

и

расширения

поля

научного

мировоззрения.

Здесь

реализуется

и

одна

их

главных

задач

военного

образования – формирование профессиональных компетенций специалистов

в сфере обеспечения государственной безопасности.

Список литературы:

1.

Бадигина

О.А.,

Фокина

И.Г.

Образовательная

среда

Суворовского

военного

училища

как

фактор

развития

исследовательских

умений

обучающихся //Вестник военного образования. – 2019.- 4 (19). – С.101-103.

2.

Долбнев

В.В.

Научно-исследовательская

деятельность

как

средство

повышения качества образовательного процесса// Молодой ученый.- 2017. -

№6. – С.309-312.

3.

Дигин,

С.

Н.

Формирование

имиджа

курсантов

высших

военных

учебных заведений как фактор профессионального становления будущих

офицеров

//

Научный

журнал

«Социум

и

власть»

Уральской

академии

государственной службы. – Челябинск: ЧИУрАГС, 2005. - №3. – С. 84-44.



В раздел образования