Автор: Малик Елена Николаевна
Должность: сотрудник
Учебное заведение: Академия ФСО России
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: научная статья
Тема: Научно-исследовательская деятельность курсантов как основа нового знания
Раздел: высшее образование
Научно-исследовательская деятельность курсантов
как основа нового знания
Малик Е.Н.,
кандидат политических наук, доцент,
сотрудник Академии ФСО России.
Одним из требований современного образования в высшей школе
является
привлечение
обучающихся
к
научно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
благодаря
которой
формируются
умения
самостоятельно добывать новые знания, работать с массивами информации
(как в печатном, так и цифровом виде), делать выводы, умозаключения.
Интеграция
в
процесс
обучения
в
военно-образовательной
организации
научно-исследовательской
деятельности
обеспечивает
формирование
у
курсантов межпредметных умений, которые дают им возможность обобщать
полученные знания для применения в дальнейшей профессиональной сфере.
Проведение
самостоятельных
научных
исследований
стимулирует
мыслительный
процесс,
направленный
на
поиск
и
решение
проблемы,
требует привлечения для этого знаний из различных областей. Осуществляя
исследовательскую
деятельность,
курсант
вынужден
проектировать
собственную
предметную
деятельность,
продумывать
и
организовывать
условия ее выполнения. Впоследствии приобретенный опыт он переносит на
свои поступки и в обыденной жизни, и в служебной деятельности. Важно
подчеркнуть,
что
вовлеченность
обучающихся
в
исследовательскую
деятельность, стимулирует у них научный интерес, способствует развитию
удовлетворенности своих изысканий, что является немаловажным фактором
для дальнейшего саморазвития и самореализации.
Аргументировано,
что
в
науке
главной
целью
является
получение
новых
знаний.
Соответственно,
проведение
научных
исследований
курсантами состоит в приобретении ими навыков научной работы, развитии
способности
к
исследовательскому
типу
мышления,
активизации
их
личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения
субъективно
новых
знаний
(т.е.
самостоятельно
получаемых
знаний,
являющихся
новыми
и
личностно-значимыми
для
конкретного
обучающегося). Поэтому важно создавать условия для развития у курсантов
научно-исследовательского интереса и овладению ими исследовательскими
умениями.
Современный
образовательный
процесс
требует
от
обучающихся
следующих
научно-исследовательских
умений:
определение
объекта
и
предмета
исследования;
формулировка
цели
и
задач
исследования;
выдвижение
научной
гипотезы
и
ее
проверка
на
основе самостоятельно
собранных
данный;
аргументация
выводов
и
новизны
исследования;
проведение проблемно-ориентированного анализа; обобщение привлекаемой
научно-технической
и
статистической
информации,
нормативных
и
правовых
актов;
формулировка
собственных
положений
и
научно-
обоснованных
рекомендаций;
анализ
достижения
поставленной
цели,
рефлекия.
Научно-исследовательская
составляющая
образовательного
процесса
предусматривает
разработку
проектов
и
учебных
исследований,
охватывающих
разные
области
знаний.
Научно-исследовательская
деятельность
курсантов
предполагает
выполнение
ими
учебных
исследовательских
задач
под
руководством
научного
руководителя
или
консультанта. Как правило, научно-исследовательская работа выполняется
индивидуально, но вполне допустимо и групповое участие. В рамках общего
направления выбирается тема исследования, определяется предмет и объект,
выдвигается
гипотеза,
применяются
методы,
доказывается
полученный
результат
и
основные
выводы,
оформляется
презентация
или
научный
реферат
(доклад).
Данный
научно-образовательный
цикл
способствует
развитию
у
курсантов
регулятивных
умений
и
приобретению
«функциональных навыков исследователя»
1
.
Научно-исследовательская
работа
в
рамках
дисциплины
«Политология»
не
только
помогает
курсантам
овладеть
составляющими
исследовательской деятельности и глубже освоить методы исследований
(метапредметные умения), но и носит личностно-ориентированный характер,
т.е. позволяет повысить уровень политического просвещения и культуры, а в
целом, политического образования.
Регулярное приобщение курсантов к научно-исследовательской работе
в рамках изучения политологии, ориентировано на углубление и расширение
знаний
по
предметному
полю
курса.
В
результате
у
обучающихся
развиваются проблемное видение современного политического процесса ,
навыки
политического
анализа деятельности политических
институтов
и
органов государственной власти, умения осуществлять сбор информационно-
аналитического и статистического материала , работать с дополнительной
литературой, что в целом позволяет углублять связь теории с практикой.
Приобретенные навыки исследовательской деятельности находят свое
дальнейшее развитие в разработке более серьезных научных проектов и
позволяют курсантам участвовать в научно-практических конференциях и
конкурсах научных работ различных уровней.
Сегодня
в
Академии
ФСО
России
имеется
позитивный
опыт
привлечения курсантов к разработке научно-исследовательских проектов по
выявлению ими остроактуальных проблем современного общества.
Таким образом, теория и практика образования, в том числе и сферы
подготовки офицерских кадров, показывают, что научно-исследовательская
деятельность
в
процессе обучения
закладывает
основу
для
дальнейшего
самоопределения
и
саморазвития
личности
курсанта.
Максимальная
1
Бадигина О.А., Фокина И.Г. Образовательная среда Суворовского военного училища как фактор
развития исследовательских умений обучающихся //Вестник военного образования. – 2019.- 4 (19).
– С.101-103.
ценность
научно-исследовательской
работы
в
образовательном
процессе
состоит
в
возможности
формирования
активности
и
целенаправленности
мышления, гибкости аналитической и мыслительной деятельности, создания
культуры
логичных
рассуждений
и
расширения
поля
научного
мировоззрения.
Здесь
реализуется
и
одна
их
главных
задач
военного
образования – формирование профессиональных компетенций специалистов
в сфере обеспечения государственной безопасности.
Список литературы:
1.
Бадигина
О.А.,
Фокина
И.Г.
Образовательная
среда
Суворовского
военного
училища
как
фактор
развития
исследовательских
умений
обучающихся //Вестник военного образования. – 2019.- 4 (19). – С.101-103.
2.
Долбнев
В.В.
Научно-исследовательская
деятельность
как
средство
повышения качества образовательного процесса// Молодой ученый.- 2017. -
№6. – С.309-312.
3.
Дигин,
С.
Н.
Формирование
имиджа
курсантов
высших
военных
учебных заведений как фактор профессионального становления будущих
офицеров
//
Научный
журнал
«Социум
и
власть»
Уральской
академии
государственной службы. – Челябинск: ЧИУрАГС, 2005. - №3. – С. 84-44.