Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Левко Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 27
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в

условиях ФГОС».

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в

следующих формах:

1. Медико-профилактическая технология.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

4. Технологии валеологического просвещения родителей.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

1. Медико-профилактическая технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала

ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с

использованием медицинских средств.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей

осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по

физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической

подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии

здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач

дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную

схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь

чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в

отдельности.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое

развитие и укрепление здоровья ребенка.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором

по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также

педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических

пауз и пр.

3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру

здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь

валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно

оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной

деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к

его реализации.

4. Технологии валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа

жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные

праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример

педагога.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с

дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности

гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его

укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети

приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил

безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по

физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект

«Тропа здоровья» по профилактике и коррекции плоскостопия.

В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области

физического развития дошкольников.

Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по

физическому развитию детей дошкольного возраста.

Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления

воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа

(полоскания горла, ходьба босиком, точечный массаж, физиотерапевтические

процедуры, фитотерапия, витаминотерапия, физические упражнения после

сна, «Дни здоровья») .

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется

физиотерапевтическое оборудование, физкультурный зал оснащенный

спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в

каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям

реализовывать потребность в движении.

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении

(«температурная» гигиена) ;

Рациональная, неперегревающая одежда детей;

Соблюдение режима прогулок во все времена года;

Сон при открытых фрамугах;

Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной

водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры); хождение

босиком в группе и летом на прогулке, занятия босикомво время занятий

утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком

заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур,

которое осуществляется, главным образом, действием низких температур

пола, земли.

Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце

дневного сна, попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура

воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в

холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до

сквозняков.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни

является прогулка.

Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность

видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия

и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором

дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое

время года или после физкультурных и музыкальных занятий - с наблюдения,

спокойных игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника.

Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков

и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес,

формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что

так важно для при обретения ребёнком жизненного опыта.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12

минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В

течение всей утренней гимнастики,

проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в

физкультурной форме.

В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка. Её цель-

предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение

в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более

быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка

позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной

статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным

сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и

поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в

детском саду проводятся физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют

тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,

создают положительный эмоциональный настрой и снимают

психоэмоциональное напряжение.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном

учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает

улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует

профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при

открытых форточках 7-15 минут.

В течение года используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной

музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6

упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе,

сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном

темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам,

постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо

проветриваемую групповую комнату и под музыку выполняют произвольные

танцевальные, музыкально-ритмические или другие движения.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит

здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные

упражнения увеличивают вентиляцию, кровообращение в легких, снижают

спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют

выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием,

формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику

заболеваний и осложнений органов дыхания.

Точечный массаж - элементарный приём самопомощи своему организму.

Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём

здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе

улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является

профилактикой простудных заболеваний.

Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение

рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых

проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает

команда включиться в работу различным органам и структурам.

Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи,

бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает

вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон, которые

очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток).

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний

период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на

восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который

предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе,

соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры,

труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей

инсоляции.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как

одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и

приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.



В раздел образования