Автор: Левко Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 27
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в
условиях ФГОС».
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в
следующих формах:
1. Медико-профилактическая технология.
2. Физкультурно-оздоровительная технология.
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
4. Технологии валеологического просвещения родителей.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
1. Медико-профилактическая технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала
ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с
использованием медицинских средств.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей
осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по
физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической
подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии
здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач
дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную
схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь
чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в
отдельности.
2. Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие и укрепление здоровья ребенка.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором
по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также
педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических
пауз и пр.
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру
здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь
валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно
оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной
деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к
его реализации.
4. Технологии валеологического просвещения родителей.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа
жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные
праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример
педагога.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с
дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности
гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его
укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети
приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил
безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по
физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект
«Тропа здоровья» по профилактике и коррекции плоскостопия.
В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области
физического развития дошкольников.
Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по
физическому развитию детей дошкольного возраста.
Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления
воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа
(полоскания горла, ходьба босиком, точечный массаж, физиотерапевтические
процедуры, фитотерапия, витаминотерапия, физические упражнения после
сна, «Дни здоровья») .
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется
физиотерапевтическое оборудование, физкультурный зал оснащенный
спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в
каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям
реализовывать потребность в движении.
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении
(«температурная» гигиена) ;
Рациональная, неперегревающая одежда детей;
Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Сон при открытых фрамугах;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной
водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры); хождение
босиком в группе и летом на прогулке, занятия босикомво время занятий
утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком
заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур,
которое осуществляется, главным образом, действием низких температур
пола, земли.
Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце
дневного сна, попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура
воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в
холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до
сквозняков.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни
является прогулка.
Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность
видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия
и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором
дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое
время года или после физкультурных и музыкальных занятий - с наблюдения,
спокойных игр.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника.
Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков
и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес,
формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что
так важно для при обретения ребёнком жизненного опыта.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12
минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В
течение всей утренней гимнастики,
проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в
физкультурной форме.
В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка. Её цель-
предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение
в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более
быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка
позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной
статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным
сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и
поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в
детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют
тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,
создают положительный эмоциональный настрой и снимают
психоэмоциональное напряжение.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном
учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает
улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует
профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при
открытых форточках 7-15 минут.
В течение года используются различные варианты гимнастики.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной
музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6
упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе,
сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном
темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам,
постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо
проветриваемую групповую комнату и под музыку выполняют произвольные
танцевальные, музыкально-ритмические или другие движения.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит
здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные
упражнения увеличивают вентиляцию, кровообращение в легких, снижают
спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют
выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием,
формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику
заболеваний и осложнений органов дыхания.
Точечный массаж - элементарный приём самопомощи своему организму.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём
здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе
улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является
профилактикой простудных заболеваний.
Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение
рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых
проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает
команда включиться в работу различным органам и структурам.
Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи,
бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает
вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон, которые
очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток).
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний
период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на
восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который
предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе,
соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры,
труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей
инсоляции.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как
одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и
приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.