Автор: Газизова Венера Ромазановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС" ЛАДА" Населённый пункт: город Новый - Уренгой Наименование материала: методическая разработка Тема: Откуда ты такой наш Новый - Уренгой? Раздел: дошкольное образование
Непосредственно – образовательная деятельность для детей
старшего дошкольного возраста
«Откуда ты такой наш Новый Уренгой?»
Газизова В.Р., воспитатель
МБДОУ «ДС «Лада»
г . Новый Уренгой
Задачи: познакомить детей с историей возникновения города. Обобщить
знания о коренных народах нашего края. Учить узнавать по иллюстрациям и
уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города. Учить
читать стихотворения с выражением. Развивать умственные способности,
познавательную активность, любознательность . Развивать
коммуникативные способности .Воспитывать познавательный интерес и
желание узнать новое о родном крае.
Используемые здоровьесберегающие техноглогии: физкультминутка,
релаксация, подвижная игра, свободная двигательная деятельность.
Ход игры
Воспитатель: Ребята я сегодня шла по улицам города нашего и вспомнила
строчки из стихотворения:
Там, где в иней одеты сосны
Охраняют морозный покой,
Там, где светит малиново солнце,
Уренгой, Уренгой, Уренгой.
Ребята, кто знает, почему наш город так называется стала задумываться ведь
каждое название города что то обозначает?
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами отправимся в путешествие в
прошлое. Нам нужно выбрать капитана, фотографа, двух поваров.
В первую очередь нам нужно собрать необходимые вещи, которые нам
пригодятся в путешествии.
Задание1.:выбрать из выложенных вещей необходимые в дороге (бинокль,
фотоаппарат , карту , котелок, веревку )
Воспитатель: садимся в машину времени закрываем глазки: «Три.., два..,
один.., полетели!»
Звучит сначала шум мотора, затем тихая спокойная музыка.
Воспитатель: Открываем глазки. Мы с вами приземлились на северные
просторы тундры. Давайте сделаем разминку после длительной дороги.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки .
Наклонились мы пониже.
Повернись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что понравилось дружок?
Становись – ка ты в кружок?
Воспитатаель: Ребята, посмотрите там вдали что то виднеется. Чтобы
рассмотреть , что мы нам нужно достать из нашего рюкзака? (бинокль)
Рассматриваю и видят чум, людей в национальной одежде ( в спальне макет
чума и кукол в национальных одеждах). Фотограф фотографирует.
Воспитатаель: Ребята а кто знает кто это? И почему они так одеты, их одежда
не похожа на нашу?
Ответы детей приходят к единому ответу, что это – ненцы.
Ненцы – это коренные народы севера, которые испокон веков заселяли
тундру. Они занимаются оленеводством, рыболовством, охотой.
Воспитатель: а это что такое что за постройка может быть это…. (варианты
детей о жилище ненцев).
Воспитатель: Да верно это жилище ненцев – чум.
Мы с вами тоже сейчас построим чум
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей
Приподнять его за ушки,
Поддержать чуть- чуть хорей
Закрепить брезент веревкой,
Обернуть среди трубы
Кочевой взглянуть сноровкой
На свой труд со стороны
Чум готов пора и печку,
По – хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить!
Дети строят чум из палок веревки и ткани
Воспитатель: Построили чум, наверное проголодались. Нужно и обед
приготовить. А в чем же будем мы готовить его? (котелок)
У нас и удочка а для чего она нужна? (варианты ответов детей)
Да мы с помощью удочки можем наловить рыбу.
А что мы приготовим из нее?(варианты ответов детей)
А как же называется река ,на берегу которой стоит наш город Новый
Уренгой? (Пур)
Дети ловят рыбу и называют ее (щёкур, муксун, ряпушка, нельма).
Фотограф делает интересные кадры рыбалки.
Воспитатель(удивленно): о это что еще за колышек? Никто ничего онем не
знает? (дети делают предположение что это может быть такое,если не могут
сами догадаться что он означает можно показать фотографию как зародился
наш город).
Больше сорока лет назад приземлился вертолет, на борту которого
находился министр газовой промышленности Орджуев Сабит Атаевич.
На месте будущего города забил колышек «Здесь будет город – Новый
Уренгой!»
Давайте напишем на табличке эту фразу.
Существует несколько версий происхождения слова «Уренгой». Одно из
них связано с легендой хантов.
Рассказывает ребёнок и появляются изображения на интерактивной доске:
«Однажды дочь солнца опустилась на холм, превратилась в кошку и
пробежала под землей, разрезав ее хвостом. В этом месте сейчас течет река
Пур. А место, где она наступила на землю, назвали её именем: Уренгой –
дочь Солнца».
Еще есть несколько версий значения слова : «песчаный холм среди тундры»,
«Холм,проросший желтой травой», «местность заполненная талыми
водами».
Вот так множество версий значения слова «Урнгой».
Ребята посмотрите что здесь олень и веревка .Как вы думаете для чего они
нужны? (варианты детей подводится итог что для игры).
Правильно ребята и мы сейчас свами поиграем в национальную ненецкую
игру «Ловкий оленевод».
Фотограф делает интересные сюжеты во время игры.
Воспитатель: Вот так началось строительство сначала вахтового поселка, а он
затем и получил статус города. Показ слайдов.
А сейчас отгадаем загадки:
Смело в небо проплывет,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет
Что это такое? (самолет)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(вагоны поезда)
Воспитатель: ребята, а почему я загадала вам такие загадки про самолет и
поезд?
Да самолеты доставляли продукты питания . одежду, производственные
грузы, а затем уже стали строить железную дорогу.
Так и стал расти и строится наш город. А кто знает, какая улица или проспект
был первым построен? (ответы детей)
Самый первый и единственный проспект в Новом Уренгое Ленинградский и
более 32 улицы были построены за 5лет.(показ слайдов)
Воспитатель: на севере такая особенность дуют сильные ветра и посмотрите
что произошло с фотографиями они все перемешались нужно собрать
разрезные фотографии памятных мест н и достопримечательностей Нового
Уренгоя (памятник «Пионерам освоения Уренгоя», фонтан Парус, бюст
Сабиту Оруджеву, стела и другие).
А какое самое любимое место у вас или парк в нашем любимом городе?
(рассказы детей)
Воспитатель :вот и завершилось наше путешествие в прошлое нам пора
возвращаться обратно в настоящее. Садимся в нашу «машину времени»
закрываем глазки (звук мотора, затем релаксационная музыка).
Воспитатель: вот мы и в настоящем, а где же мы побывали? Что видели?
Ребятки я вот что- то не запомнила, что же обозначает слово «Уренгой»?
(Беседа детей , впечатление о путешествии)
Сейчас мы с вами посмотрим фотографии нашего путешествия .
Просмотр слайдов .