Автор: Закирова Зульфия Вазиховна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Элементы музейной педагогики на уроках информатики
Раздел: среднее образование
Элементы музейной педагогики на уроках информатики
Содержание
Стр.
Пояснительная записка
3
Глоссарий
5
Раздел 1. Материально-техническая база
6
Раздел 2. Как соединить такие разные понятия
как «музейная педагогика» и «предмет информатика»?
7
Раздел 3. Возможно ли интегрировать именно в урок,
а не в учебный процесс, принципы музейной педагогики?
8
Раздел 4. Где в рабочей программе выкроить время
на реализацию нововведений?
10
Раздел 5. Использование музейной педагогики в проектно-
исследовательской деятельности.
12
Заключение
14
Список использованной литературы
16
Приложения
1.
Пример презентации
2.
Пример генеалогического дерева
17
2
Пояснительная записка
Педагогический
словарь
даёт
следующее
определение
музейной
педагогике:
«Музейная
педагогика –
область
науки,
изучающая
историю,
особенности
культурной
образовательной
деятельности
музеев,
методы
воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие
музеев
с
образовательными
учреждениями».
Предметом
музейной
педагогики являются
проблемы,
связанные
с
содержанием,
методами
и
формами
педагогического
воздействия
музея,
с
особенностями
этого
воздействия на различные категории населения, а также с определением
музея
в
системе
учреждения
образования».
Таким
образом,
музейная
педагогика
формируется
на
стыке
музееведения,
педагогики,
психологии.
Утвердившаяся
в
1980-90-ые
годы
в
российском
музееведении
понятие
«музейная
педагогика»
обозначило
как
практическую
культурно-
образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину.
Вместе
с
тем
реализация
требований
закона
«Об
образовании»
Российской Федерации, ФГОС общего, среднего образования вынуждают нас
уделять большое внимание умению применять накопленные знания. Важен
теперь не объем знаний, а умение их применять. Превращение школы из
школы
учебы,
оторванной
от
реальности,
в
«школу
жизни»,
которая
обеспечивает ученикам естественную социализацию, делает учащихся не
пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности
и всей своей жизни. Рассматривая образование как деятельность, необходимо
учитывать
двусторонний
характер
обучения,
при
котором
происходят
изменения, как в ученике, так и в учителе. В процессе взаимодействия
приобретается
способность
к
осмыслению
собственной
жизни
и
определению
отношения
к
миру.
Так
происходит
активное
субъект-
субъектное
взаимодействие
учителя
и
ученика
или
ученика
с
одноклассниками, что позволяет ему не только использовать имеющиеся
внутренние потенциалы, но и пополнять их в структурном, содержательном,
3
ценностном,
смысловом
планах.
Выше
сказанное
возможно
благодаря
применению современных образовательных технологий, где учитель играет
роль
собеседника,
исследователя,
эксперта,
человека,
который
создаёт
условия для учения, а ученик выступает субъектом деятельности.
Таким
образом,
настоящие
методические
рекомендации
могут
быть
полезны
не
только
для
учителей
информатики
ОУ,
но
и
в
целом
преподавательскому сообществу, применяющему деятельностные подходы в
образовании.
Цели данной разработки:
1.
Обобщение практического опыта учителей МБОУ «Гимназия № 4» .
2.
Создание
условий
для
развития
личности
путём
включения
её
в
многообразную учебную деятельность.
3.
Создание
условий
для
формирования
исследовательских
умений
учащихся, ее самоопределения и самореализации.
Решаемые задачи:
воспитание
любви
к
родному
краю
и
людям,
заботящимся
о
его
процветании;
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции,
умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
развитие
творческих
и
способностей,
предоставление
возможности
реализоваться
в
соответствии
со
своими
склонностями
и
интересами,
выявить свою неповторимую индивидуальность;
формирование совместной деятельности на материале музейной практики;
освоение нового типа учебных занятий;
формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного
результата.
Работа также призвана решить следующие возникающие вопросы: как
соединить
такие
разные
понятия
как
«музейная
педагогика»
и
«предмет
информатика»? возможно ли интегрировать именно в урок, а не в учебный
процесс, принципы музейной педагогики? Где в рабочей программе выкроить
время на реализацию нововведений?
4
Использование в профессиональной деятельности элементов музейной
педагогики,
предложенных
в
рекомендациях,
может
способствовать
повышению
мотивации
школьников
к
изучению
истории
родного
края,
развить навыки планирования и самостоятельной работы, коммуникативных
компетенций учащихся. Может стать основой для разработки и проведения
проектной деятельности учащихся
Глоссарий
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не
получает
знания
в
готовом
виде,
а
добывает
их
сам
в
процессе
собственной учебно-познавательной
деятельности.
Принципиальным
отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии
демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная
структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Информация в информатике –
б а зо в о е
п о н я т и е
н ау к и ,
т а к
как информатикой называют науку об информации, ее структуре и свойствах,
способах
ее
обработки
и
передачи. Информатика изучает информацию при
помощи
главного
инструмента
–
компьютера.
Сам
термин
в
переводе
с
латинского
означает
«сведения»,
«изложение». ... Несмотря
на
наличие
большого
количества определений,
выделим
наиболее
общее
и
понятное. Информация –
отражение
окружающего
мира
посредством
сигналов и знаков. Ценность информационного сообщения заключается в
новых знаниях, которые содержатся в нем.
Метод проектов – форма организации обучения, при которой учащиеся
приобретают
знания,
умения
и
навыки
в
процессе
планирования
и
выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов,
разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с
учетом окружающей реальности и интересов детей.
5
Музейная
педагогика
–
область
науки,
изучающая
историю,
особенности
культурной
образовательной
деятельности
музеев,
методы
воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие
музеев
с
образовательными
учреждениями.
Музейная
педагогика
рассматривается
также
как
интегративная
и
качественно
новая
сфера
образовательной
деятельности
и
как
инновационная
педагогическая
технология.
Педагогическая
технология
–
совокупность
средств
и
методов
воспроизведения
теоретически
обоснованных
процессов
обучения
и
воспитания,
позволяющих
успешно
реализовывать
поставленные
образовательные цели.
Профиль
музея
определяется
специализацией
его
собрания
и
деятельностью, которая обусловлена связью с той или иной областью в науке,
искусстве и т.д. У каждого профиля есть своя область документирования. Это
определяет состав музейного собрания, принципы комплектования музейных
фонов,
а
также
тематику
экспозиционной,
исследовательской
и
просветительской работы.
Музей школы
- это разновидность
музейных
организаций
учебных
заведений,
представленная
самыми
различными
профилями.
Данные
учреждения
можно
отнести
к
ведомственным
и
общественным музеям,
преследующим образовательные, учебно-воспитательные и познавательные
цели.
Управляются
активом
педагогов
и
учеников,
полноценно
входят
в
систему народного образования.
Раздел 1. Материально-техническая база
В гимназии организованы и работают 4 музея:
1.
Мемориальный музей композитора Сары Садыковой.
2.
Литературный музей поэта Рената Хариса.
3.
Музей боевой славы им. Героя Советского Союза Бориса Шульгина.
6
4.
Литературным музеем татарского поэта Габдуллы Тукая.
Музеи имеют разные профили работы, охватывают разные периоды
развития государства, поэтому учащиеся имеют возможность использовать в
своих
работах
максимально
удовлетворяющие
и
интересующие
их
материалы. Также следует отметить, что два музея находятся в учебных
классах – это музеи им. Г.Тукая и им. Р. Хариса, один музей расположился в
рекреации второго этажа – музей им. Б. Шульгина. И только музей им. С.
Садыковой
занимает
отдельный
кабинет.
Такое
расположение
музеев
предоставляет широкие возможности доступа к экспонатам.
Раздел 2. Как соединить такие разные понятия
как «музейная педагогика» и «предмет информатика»?
Информатика - наука об информации, а именно: о получении,
о
хранении,
о
преобразовании,
о
передаче,
об
использовании
её.
Музей
-
учреждение,
занимающееся
собиранием,
хранением,
выставкой
для
обозрения
чего-нибудь.
Анализируя
эти
понятия,
приходим
к
выводу
об
интеграции
в
работе
с
информацией
школьного
музея
и
предмета
информатики.
Немецкий
учёный Г.
Фройденталь сформулировал совокупность
требований к проведению занятий в музее:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную
(учебную, воспитательную, развивающую) цель;
-
учитель
и
дети
должны
осознавать,
что
посещение
музея
–
не
развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе
школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не
только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
7
-
отбирать
экспонаты
для
экскурсионного
показа
нужно
на
основе
возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей
(рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Все
это
перекликается
с
требованиями
к
современному
уроку
по
ФГОС: наличие целей, самостоятельность и творчество при выполнении
заданий в соответствии с возрастом, предварительная подготовка к уроку и
т.д.
Раздел 3. Возможно ли интегрировать именно в урок,
а не в учебный процесс, принципы музейной педагогики?
Ответы начнем искать с задач музейной педагогики:
воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
воспитание
любви
к
родному
краю
и
людям,
заботящимся
о
его
процветании;
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции,
умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
развитие творческих и организаторских способностей, предоставление
возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и
интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале
музейной практики;
освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной
компетентности музейного педагога;
формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного
результата музейной педагогики.
Все
эти
задачи
так
или
иначе
с
небольшими
изменениями
формулируются в метапредметных и личностных задачах на уроках не только
информатики.
8
Еще одна точка соприкосновения – объект информатики и музейной
педагогики: информация.
Информатика - наука об информации, а именно: о получении,
о
хранении,
о
преобразовании,
о
передаче,
об
использовании
её.
Музей
-
учреждение,
занимающееся
собиранием,
хранением,
выставкой
для
обозрения
чего-нибудь.
Анализируя
эти
понятия,
приходим
к
выводу
об
интеграции
в
работе
с
информацией
школьного
музея
и
предмета
информатики.
ИНТЕГРАЦИЯ
Получение
Хранение
Передача
Собирание
Хранение
Выставка
Немецкий
учёный Г.
Фройденталь сформулировал совокупность
требований к проведению занятий в музее:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную
(учебную, воспитательную, развивающую) цель;
-
учитель
и
дети
должны
осознавать,
что
посещение
музея
–
не
развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе
школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не
только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
-
отбирать
экспонаты
для
экскурсионного
показа
нужно
на
основе
возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей
(рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
9
МУЗЕЙ
ИНФОРМАТИК
А
Все
это
перекликается
с
требованиями
к
современному
уроку
по
ФГОС: наличие целей, самостоятельность и творчество при выполнении
заданий в соответствии с возрастом, предварительная подготовка к уроку и
т.д.
Раздел 4. Где в рабочей программе выкроить время
на реализацию нововведений?
Вопрос с ограниченным временем (1 час в неделю) можно решить при
помощи
системы
заданий
в
соответствии
с
темой
урока.
В
таблице
приведены некоторые темы уроков, где были применены элементы музейной
педагогики. Указание классов весьма условно и зависит от учебника, который
используется в преподавании Информатики и ИКТ.
№ Класс
Тема урока
Задания с использованием
элементов музейной
педагогики
1
7
Практическая работа 2.6. Создание
заявления, доклада, реферата
Написать реферат
«Экскурсия по музею»
2
7
Практическая работа 3.1. Создание
мультимедийной презентации
Создать презентацию
«История одного
экспоната» (Приложение 1)
3
7
Интерфейс и возможности
векторных графических редакторов
Редактирование изображений в
векторных графических
редакторах. Практическая работа
4.2. Создание рисунков в векторном
графическом редакторе
Изучить генеалогическое
дерево Г. Тукая. Составить
генеалогическое дерево
своей семьи (Приложение
2)
4
8
Методы индивидуального и
коллективного размещения новой
информации в сети Интернет.
Размещение информации в
on-line музее гимназии,
посвященной ВОВ
10
5
8
Создание записей в базе данных.
Создание БД «Каталог
экспонатов музея»
6
8
Позиционные и непозиционные
системы счисления. Примеры
представления чисел в
позиционных системах счисления.
Основание системы счисления.
Алфавит (множество цифр)
системы счисления. Количество
цифр, используемых в системе
счисления с заданным основанием.
Краткая и развернутая формы
записи чисел в позиционных
системах счисления.
Позиционная (арабская)
система счислений. Запись
чисел в книгах Г. Тукая.
7
9
Управление, обратная связь.
Основные этапы развития средств
информационных технологий.
Посещение виртуального
музея вычислительной
техники
8
11
Основные приемы преобразования
текстов. Гипертекстовое
представление информации
Составление
экскурсионной карты
9
11
Инструментальные средства
создания Web-сайтов
Создание сайта музеев
гимназии
Следует
также
продумать
систему
оценивания
работ.
Ниже
представлены примеры для оценки работ по созданию презентаций и сайтов.
Требования к созданию презентаций
№
Критерий
Балл
1
Раскрытие темы
1
2
Наличие
содержания
с
р а б от а ющ и ми
гиперссылками
1
3
Наличие управляющих кнопок на слайдах
1
4
Соответствие фона теме презентации
1
5
Единообразие стиля и анимации
1
11
ИТОГО
5
Требования к созданию сайта
№
Критерий
Балл
1
Раскрытие темы
1
2
Наличие фона сайта
1
3
Размер, цвет, шрифт заголовков
1
4
Наличие фотографий с обтеканием текста
1
5
Работающие гиперссылки
1
ИТОГО
5
Раздел 5. Использование музейной педагогики в проектно-
исследовательской деятельности.
Технология проектно-исследовательской деятельности является одной
из
самых
современных
и
перспективных
технологий
в
обучении,
т.к.
позволяет
учащимся
проявить
максимальную
самостоятельность
и
приобрести новые знания в ходе обучающей деятельности. Использование
музейной
педагогики
в
проектно-исследовательской
деятельности
имеет
большие перспективы, а соединение музейных и проектно-исследовательских
технологий является эффективным методом повышения уровня образования
и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Работа над проектом строится в несколько этапов:
1. Выбор темы исследования, постановка целей, задач, гипотезы проекта.
Выбор методов исследования. Это зависит от интересов самого учащегося и,
безусловно,
того,
какую
направленность
имеет
музей.
Часто
учащемуся
трудно
самому
определиться
с
темой
проекта,
тогда
на
помощь
должен
прийти руководитель проектной работы. Он же помогает и с постановкой
целей, задач, гипотезы исследования.
2. Сбор материалов по теме исследования. На этой стадии работы учащийся
просматривает те материалы, которые хранятся в школьном музее, и отбирает
12
необходимое
для
свое
работы.
Материалы,
если
это
документы
или
фотографии,
сканируются
или
копируются,
предметы
экспозиции
фотографируются
и
описываются
с
точки
зрения
избранной
тематики
проекта. Иногда для сбора материалов по теме исследования бывает нужно
встретиться с определенными людьми, например, научными сотрудниками
других музеев или родственниками бойцов, если это исследование военно-
исторической тематики.
3. Анализ собранных в ходе второго этапа работы материалов. Автор проекта
сопоставляет
найденные
по
теме
исследования
факты
и
материалы,
сравнивает
их,
анализирует,
распределяет
в
нужном
п орядке,
классифицирует, если это необходимо. Возможно, потребуется найти какие-
либо дополнительные материалы в школьном музее или в каком-либо другом
музее.
4. Разработка плана проектно-исследовательской работы. Это один из самых
важных
этапов
работы.
Именно
от
правильного
планирования
зависит
результат работы.
5.
Создание
проектно-исследовательской
работы,
подтверждение
или
опровержение выдвинутой гипотезы. Это самый интересный, но и самый
трудный и длительный этап, в ходе которого, как правило, подтверждается
выдвинутая гипотеза.
6. Написание текста и создание презентации проектно-исследовательской
работы для ее публичного представления. Формы представления проектной
работы
могут
быть
разными,
как
правило,
это
доклад,
сопровождаемый
презентацией,
или
стендовый
доклад.
При
составлении
доклада
для
выступления
надо
объяснить
учащимся,
что
из
всего
текста
работы
отбирается наиболее важное, не надо в ходе выступления зачитывать всю
работу целиком. Сделать презентацию при современных условиях развития
компьютерной
грамотности
и
научно-технических
средствах
достаточно
легко.
13
7.
Публичное
представление
проектно-исследовательской
работы.
Здесь
необходимо обратить внимание на отработку навыков устной речи учащегося,
правильно
психологически
настроить
его
и
мотивировать
перед
выступлением.
Заключение.
Выполняя
задания
по
информатике
с
использованием
материалов
музеев гимназии, реализуются следующие педагогические цели: происходит
интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение
эффективности и качества процесса обучения, выявление и использование
стимулов
активизации
познавательной
деятельности,
углубление
межпредметных связей. И как результат - создание условий для развития
личности
путём
включения
её
в
многообразную
учебную
деятельность,
создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, ее
самоопределения и самореализации.
Использование
материалов
музеев
позволяет
готовить
учащихся
к
самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного
общества.
Развивается
творческое
мышление
за
счет
уменьшения
доли
репродуктивной
деятельности.
Происходит
развитие
коммуникативных
способностей на основе выполнения совместных проектов.
Развиваются
навыки
исследовательской
деятельности.
Формируется
информационная
культура,
умения
осуществить
обработку
информации
(вести
поиск
информации, структурировать, обобщать, хранить и передавать информацию,
формулировать выводы).
Кроме
того,
происходит
реализация
социального
з а к а з а ,
обусловленного
информатизацией
современного
общества:
подготовка
специалистов
в
области
информационных
технологий.
Осуществляется
подготовка обучающихся
средствами педагогических и информационных
14
технологий
к
самостоятельной
познавательной
деятельности.
При
этом
развиваются
основные
мыслительные
операции,
вырабатываются
оптимальные
подходы,
направленные
на
достижение
определенного
результата.
Кроме
того,
успехи
воспитательной
деятельности
связаны,
прежде
всего,
с
тем,
насколько
владеет
педагог
умениями
развивать
и
поддерживать
познавательные
интересы
детей,
создавать
атмосферу
творчества,
групповой
ответственности.
Характер
педагогической
деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя
проявления
качеств,
способствующих
эффективному
межличностному
взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию,
гибкость,
общительность,
способность
к
сотрудничеству.
Именно
эти
каче ства
стимулируют
со стояние
эмоционального
ком ф о р т а ,
интеллектуальной
активности,
творческого
поиска.
В
то
же
время
эти
качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют
всестороннему
гармоническому
развитию
личности
каждого
ребёнка,
обеспечивая
целесообразность
и
эффективность
педагогического
взаимодействия,
повышение
качества
образования,
формирование
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной
цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
Литература:
1.
Гогиберидзе,
Г.
М.
Формирование
музейной
педагогики
/
Г.
М.
Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8.
- с. 3-5.
2.
Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского
становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2, с.82-84
3.
Лукашева,
Т.
Я. Музейная
педагогика
-
средство
формирования
духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007.
- № 9. - с. 29-31.
15
4.
Мандебура,
Е.
П.
Музейно-педагогическая
деятельность
в
системе
подготовки
учителя
начальных
классов
/Е.П.
Мандебура
//Начальная
школа.- 2010.-№3.- с.104-107.
5.
Морозова,
И.
А.
Музейная
педагогика
в
сети
/
И.
А.
Морозова
//
Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - с. 22-24.
6.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004. - с.
154
7.
Скобликова,
Т.
Музейные
технологии
приобщения
к
национальной
культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - с. 30-31.
Приложения
Приложение 1. Пример презентации
16
Приложение 2. Пример генеалогического дерева
17