Автор: Лямина Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 31 ГОЩ
Населённый пункт: д. Медвежьи Озёра, Щёлковский район, Московская область
Наименование материала: Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы
Тема: " Аквариумные рыбы. Животные океана"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
НОД
для подготовительной группы
по
фэмп
« Аквариумные рыбы. Животный мир океана»
ЦЕЛЬ
: Развитие математических представлений.
ЗАДАЧИ:
Совершенствовать навыки измерения жидкости с помощью условной мерки.
Знакомить детей с новым измерительным прибором – весы. Совершенствовать
навыки измерения длины с помощью линейки. Продолжать учить детей соотносить
число с обозначенным им количеством предметов. Совершенствовать навыки
количественного счета в пределах 20. Развивать общую и мелкую моторику. Учить
ориентироваться на плоскости. Совершенствовать навыки распознавания
геометрических фигур. Развивать глазомер.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Закрепление в речи прилагательных : легче, тяжелее, короче, длиннее. Закрепление в
речи названий геометрических фигур: круг, прямоугольник, пятиугольник, треугольник,
квадрат, овал. Закрепление названий морских обитателей, аквариумных рыбок,
водорослей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Просмотр иллюстраций с изображениями обитателей аквариумов, пресноводных
водоемов, океана. Разучивание пальчиковой гимнастики «Налим».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Магнитная доска, два аквариума разной формы, контейнер с камнями, чашечные весы,
линейки по числу детей, салфетки., 2 обруча, маркеры по числу детей, 2 банки.
ХОД:
Упражнение «Сравни аквариумы»
В:
Дети у меня для вас сюрприз. Давайте посмотрим!?
В
: Это кто?
Д
: Рыбки ( Меченосцы )
В:
Кто это?
Д
: Лягушки.
В
: Где они обитают?
Д: В воде, в море, в океане, в реке.
В:
Что еще кроме воды нужно, чтобы жизнь наших морских животных была
комфортной?
Д: Воздух, растения, грунт.
В: Как вы думаете, наши рыбки и лягушки могут долго прожить в банках?
Д: Нет!
В: Что мы можем сделать? Где они могут жить?
Д: В аквариуме!
В: ДА, правильно.
В: У нас есть два аквариума, и мы создадим условия для жизни рыбок и лягушек.
В: Сначала сравните эти аквариумы? Какой они формы?
Д: Круглый и прямоугольный.
В:
Как вы думаете какой аквариум больше, какой меньше?
Д: Круглый больше. Прямоугольный больше. Круглый меньше.
В:
Как мы можем померить и узнать точно какой аквариум больше, а какой меньше?
Д: Налить воды в аквариумы.
В: Хорошо. Наливать воду мы будем с помощью мерки.
В: Меркой у нас будет БАНКА.
В: Лёва будет наливать воду в прямоугольный аквариум.
В: Настя будет наливать воду в круглый.
В: Воду выливаете и на столе откладываете одну палочку. Потом сравним.
У кого получится больше палочек, значит этот аквариум больше.
В
: Воду мы наливаем до линии, которая нарисована на аквариумах (полоска на стекле)
(Дети наливают воду и откладывают палочки)
В
: Налили. Справились. Молодцы!
В: Давайте теперь посмотрим. Какой аквариум больше?
В: У Лёвы сколько палочек на столе?
Д: 8 палочек
В: У Насти сколько?
Д: 6 палочек.
В: У кого больше? Почему?
Д: У Лёвы. Потому что, 8 больше 6. Значит прямоугольный аквариум больше, чем
круглый.
В: Хорошо.
Упражнение «Морские камешки»
В:
Воду в аквариумы мы с вами налили. Что еще нужно нашим рыбкам и лягушкам?
Д
: Грунт!
В:
Правильно. Сейчас мы с вами будем готовить камешки.
В
: Нам надо положить в аквариумы одинаковое количество камней. Как нам это
сделать?
Д: Посчитать!
В
: Можно посчитать. Но сегодня мы с вами будем камни взвешивать на весах.
В
: Как нам проверить одинаковое ли количество камней в этих горках?
Д: Надо сложить камни на чаши весов. Если чаши уравновесятся, то камней одинаковое
количество.
В:
Взвесьте камни.
(Дети выполняют взвешивание)
В:
Что у вас получилось?
Д: На 1-ой чаше камней больше, чем на 2-ой чаше. Потому что, 1-я чаша опустилась
ниже, чем 2-я чаша.
В:
Что же нужно сделать?
Д: Надо убрать или доложить камни.
В
: Убирайте или добавляйте.
Д: Теперь чаши весов находятся на одинаковой высоте. Значит, количество камней в 1-
ой и 2- ой чашах одинаковое.
В
: Молодцы. Справились!
В
: Теперь давайте положим камешки в аквариумы.
- Первая чаша в круглый аквариум.
- Вторая чаша в прямоугольный аквариум.
(Дети засыпают камни в аквариумы)
Упражнение « Водоросли для аквариума »
На столе стоит поднос с водорослями, лежат салфетки и линейки на каждого ребенка.
В
: Теперь мы с вами подойдем к другому столу. Что у нас здесь?
Д: Водоросли.
В:
Вы, заметили , что они все разной длины? И сейчас мы с вами будем измерять длину
водорослей! А как можно измерить длину? Чем можно измерить?
Д: Меркой, линейкой.
В
: Правильно. Но сегодня, мы с вами, будем измерять , с помощью линейки.
В: Сейчас каждый подходит к столу. Потом берет одно растение. Кладет растение на
салфетку. Дети, кто из вас расскажет, как правильно измерять с помощью линейки.
Д: Берем линейку и прикладываем, так, чтобы нулевая отметка находилась у самого
корня, тогда верхушка растения будет находится у метки, которая покажет длину
водоросли.
В
: Когда вы измерили свое растение, то на стол положите карточку с цифрой,
которая соответствует длине вашего растения.
Д: Длина моего растения 18 см
Д: Мое растение имеет длину 14 см
Д: Длина моего растения 17 см
Д: Длина моего растения 16 см
Д: Длина моего растения 12 см
Д: Мое растение имеет длину 11 см
Д: Мое растение имеет длину 19 см
Д: Мое растение имеет длину 15 см
В
: Молодцы! Правильно измерили водоросли!
В
: Скажите у кого растение длиннее или короче, и почему?
Д: У Вани 18 см, а у Маши 11см
Д: 18 см больше, чем 11см, поэтому растение Вани длиннее, чем у Маши.
Д: У Лёвы 15 см, а у Лизы 12 см
Д: 15 см больше, чем 12 см. Значит У Лизы растение короче, а у Лёвы длиннее.
Д: У Насти 17 см, а у Артема 14 см
Д: 14 см меньше, чем 17 см. Значит, у Насти растение длиннее, а у Артема короче.
Д: У Дианы 16 см, а у Макара 19 см.
Д: 17 см меньше, чем 19 см. Значит, у Макара растение длиннее , чем у Дианы. А у
Дианы короче.
В:
Хорошо. У кого водоросли длиннее опускаете их в прямоугольный аквариум, а у кого
короче в круглый.
(Дети опускают водоросли в аквариумы)
Игра «Пестрых рыбок стайки»
На ковре лежат два обруча. В одном карточки с цифрами, в другом карточки с
рыбками.
В:
Сейчас мы с вами поиграем! Посмотрите в одном обруче лежат карточки с
цифрами, а в другом карточки на которых нарисованы рыбки.
В
: Вы выберите карточку с цифрой. А в другом карточку со стайкой рыбок, которая
соответствует вашей цифре.
В
: Число должно совпадать с числом рыбок на карточке.
В
: Потом расскажите, что вы сделали?
В
: Выбрали? Давайте посмотрим? Настя, что ты сделала?
Д: У меня цифра 8, я выбрала карточку, на которой 8 рыбок (меченосцев)
Д: Лёва, у меня цифра 12, я выбрал карточку, на которой 12 рыбок (неонов)
Д: Маша, у меня цифра 9, я выбрала карточку, на которой 9 рыбок (барбусов)
Д: Макар, у меня цифра 7, я выбрал карточку, на которой 7 золотых рыбок.
Д: Артем, у меня цифра 11, я выбрал карточку, на которой 11 рыбок (гурами)
Д: Лиза, у меня цифра 6, я выбрала карточку, на которой 6 рыбок (скалярий)
Д: Диана, у меня цифра 5, я выбрала карточку, на которой 5 рыбок (сомиков)
Д: Ваня, у меня цифра 10, я выбрал карточку, на которой 10 рыбок (гуппи)
В: Справились! МОЛОДЦЫ!
Пальчиковая гимнастика «НАЛИМ»
В
: Сейчас немного отдохнем!
(Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения и делает с ними
пальчиковую гимнастику)
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Жил да был один налим
( Дети складывают ладони, имитируют движения плывущей рыбки )
Два ерша дружили с ним
( Разъединяют ладони, имитируют движения двух плывущих рыбок )
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
( Взмахивают сложенными накрест ладонями )
И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимают и разжимают кулаки. Загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого
Лабиринт « Помоги крабу »
В:
Отдохнули, и снова будем с вами помогать нашим морским друзьям.
В:
Давайте подойдем к столу и посмотрим, кто просит нашей помощи?
В
: Присаживайтесь. Я вам сейчас раздам карточки, на них нарисован лабиринт. И мы
поможем крабу добраться до своей ракушки.
В:
Проложите путь от краба до ракушки маркером.
(Дети выполняют. Воспитатель проверяет все ли правильно справились.)
В
: Ребята, вы все просто молодцы! Отлично! Все крабы в своих домиках!
Упражнение « В океане»
В
: Теперь мы с вами отравляемся к жителям океана. Посмотрите, кто у нас здесь
плавает?
В
: Каких животных, вы видите?
Д: Акула, дельфин, медуза, рыба- ёж, рыба-коробочка, морская звезда, краб и т.д.
В:
Хорошо. Названия животных вы вспомнили. Теперь посмотрите внимательно и
скажите: На какую геометрическую фигуру они похожи и на какие геометрические
фигуры похожи части их тел.
Д: Акула имеет форму овала, плавники треугольники. Глаза круглые.
Д: Дельфин. Туловище – овал, плавники – треугольники, глаза круглые.
Д: Морская звезда. Многоугольник или пятиугольник. Её лучи (руки) похожи на
треугольники.
Д: Черепаха. Туловище – овал, плавники – треугольники.
Д: Рыба – Ёж. Туловище круг. Глаза круглые.
Д: Скат. Туловище- ромб.
Д: Рыба – коробочка, Квадрат. Глаза круглые.
В:
Очень хорошо!
В:
Теперь мы с вами можем запустить наших рыбок и лягушек в аквариумы. Рыбок мы
запустим в круглый аквариум, а лягушек в прямоугольный аквариум.
В
: Полюбуемся на наших рыбок и лягушек.
В
: Вам было интересно помогать нашим животным?
Д: ДА. Интересно!
В
: Чему вы научились сегодня!
Д: Научились мерить аквариумы, измерять водоросли, взвешивать камешки на весах,
считать рыбок в стайках, помогать крабу.
В:
Вы сегодня постарались! Играли и работали дружно! Вы меня очень порадовали!
Молодцы! Спасибо, ВАМ!