Автор: Павлова Екатерина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Боханская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Бохан, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: От метапредметных результатов педагога к метапредметным результатам ученика на основе приемов стратегии смыслового чтения
Раздел: среднее образование
1
Творческая мастерская
«Условия и средства достижения планируемых результатов
междисциплинарной программы
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
От
метапредметных
результатов
педагога
к
метапредметным
результатам ученика на основе приемов стратегии смыслового чтения
Реализация
государственной
Концепции
развития
современного
российского
образования
направлена
на
значительное
обновление
содержания образования, одним из основных направлений которой является
деятельностный характер.
Через организацию познавательной, информационно-коммуникативной
и рефлексивной видов деятельности должны быть сформированы ключевые
компетенции учащихся.
Однако чтобы говорить о качественной смене подходов в преподавании,
необходимо
сначала
провести
большую
работу
по
подготовке
кадров
к
новому формату преподавания. Так как успех развития системы образования
в
значительной
степени
зависит
от
профессионализма
педагогических
кадров,
их
готовности
к
инновационному
обновлению
образовательного
процесса.
Компетентный
учитель
-
это
специалист,
овладевший
профессиональными
знаниями
и
умениями,
способный
не
только
проектировать
свою
деятельность,
но
и
управлять
педагогическим
процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.
Есть
масса
возможностей
на
сегодня
заняться
самообразованием
и
подготовить себя: это и курсы, вебинары, конференции и др.
Мы повышаем компетенцию педагога через его личное участие в
творческих мастерских, работу инновационных творческих групп.
В основе методической работы МБОУ «Боханская СОШ № 1» лежит
идея
создания
атмосферы
заинтересованности
в
росте
педагогического
мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков
коллектива.
Современный
педагог
должен
быть профессионально
мобилен,
конкурентоспособен,
готов
к
овладению
новыми
профессиональными
и
социальными компетентностями, к разработке и реализации инновационных
идей в вопросах отбора содержания, форм и способов образования детей,
способен к оформлению и общественной презентации собственной стратегии
достижения задач, сформулированных ФГОС.
Творческие (проблемные) группы в нашей школе создаются исходя из
потребностей обучающихся, требований ФГОС ОО, интересов педагогов и
психологической
совместимости.
На
сегодняшний
день
в
школе
функционируют следующие творческие (проблемные) группы:
Формирующее оценивание
Электронное портфолио
2
Стратегии смыслового чтения
Проектная задача
Компетентностно-ориентированные задания
Учебные задачи
Длительная образовательная игра
В
проблемных
(творческих)
группах
заняты
все
педагогические
работники школы. Такая практика имеет место быть с 2013 года, когда наша
школа
стала
пилотной
площадкой
опережающего
введения
ФГОС
ООО.
Параллельно
также
функционируют
ШМО
по
предметам,
но
этой
традиционной практики, как оказалось, недостаточно при внедрении ФГОС.
Конечно, сначала было очень трудно создавать проблемные группы. На
это были причины:
-
нежелание
менять
привычную
(традиционную)
систему
работы,
финансовая незаинтересованность, компьютерная неграмотность.
Были предприняты следующие шаги:
-
обучение
на
курсах
по
введению
ФГОС
(100%
педагогических
работников)
-
обучение
на
стажировочных
сессиях
(администрация
школы,
ряд
педагогов)
- введение должности – заместитель директора по НМР
- тематические педсоветы – 2 раза в год, методические обучающие
семинары каждую четверть)
- привлечение педагогов для участия в обучающих семинарах
- мотивация (стимулирование за каждое выступление, аттестация на
высшую категорию, так как один из пунктов – инновационная деятельность)
-
участие
педагогических
работников
в
работе
районной
школы
молодого специалиста, организованной на базе МБОУ «Боханская СОШ №
1».
В результате были сформированы творческие (проблемные) группы,
названные выше. В настоящее время результатом работы творческих групп
можно назвать:
- проведение ежегодно открытых уроков; (50-60 открытых уроков в
год);
- мастер-классы, педагогические мастерские (школьные методические
мероприятия,
районные,
межрайонные
семинары
–
где
учителя
делятся
опытом работы именно по творческим группам)
- опыт работы размещен в СМИ
- подготовлены материалы для издания сборников на муниципальном
уровне:
Сборник
приемов
стратегий
смыслового
чтения,
разработаны
проектные
задачи
для
обучающихся
1-6
классов,
разработаны
учебные
задания для обучающихся 5-6 классов по всем предметам, проводятся уроки с
использование компетентностно- ориентированных заданий в 7-8 классах.
3
В результате работы творческих групп созданы портфолио не только в
бумажном,
но
и
в
электронном
виде,
проводится
ежегодно,
уже
теперь
традиционно длительная образовательная игра (Белый месяц-праздник света
и
добра,
Широкая
масленица),
приемы
формирующего
оценивания
используются не только на открытых уроках, а являются обычным делом на
рабочих уроках.
Я являюсь руководителем творческой (проблемной) группы стратегии
смыслового чтения.
Чтение является одним из главных видов речевой деятельности. Этот
вид включен в единый государственный экзамен как в девятом классе, так и в
одиннадцатом. Далеко не все дети любят работать с учебными текстами,
поэтому
необходимо
использовать
не
только
новые
технологии,
но
и
отрабатывать уже проверенные временем.
Цель мастерской:
Создать
условия
для
обновления
и
развития
профессиональных
компетенций
педагогических
работников
в
области
организации
педагогической деятельности по реализации междисциплинарной программы
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» посредством:
1)
представления
этой
программы
в
современных
научно-
педагогических исследованиях и нормативных требованиях;
2)
обоснования
актуальности
смыслового
чтения
в
преподавании
различных предметов общего образования;
3)
выделения
ключевых
проблем
формирования
читательской
грамотности
школьников,
отраженных
в
материалах
международных
исследований;
4)
обозначения
теоретико-методологических
аспектов
обучения
смысловому чтению;
5) предъявления некоторых приемов и стратегий смыслового чтения,
моделирования варианта их практического применения на уроке.
В
состав
творческой
группы
вошли
педагоги
разных
предметных
областей:
русского
языка
и
литературы,
начальных
классов,
математики,
химии, географии, технологии
Ход мастерской:
1.
Погружение. Представление научно-педагогических исследований
по вопросам педагогической коммуникации, коммуникативной деятельности
педагога,
нормативной
базы,
регулирующей
требования
к
квалификации
специалистов
в
условиях
введения
ФГОС
для
достижения
планируемых
результатов междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения
и работа с текстом»
Обозначение места мероприятия в системе курсовой
подготовки Центра.
2.
Осмысление
актуальности
смыслового
чтения
в
преподавании
различных
предметов
общего
образования:
экспресс-анкетирование
участников мастерской.
4
3.
Обращение
к
материалам
международных
исследований
PIRLS,
PISA: проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся
начальной и основной школы.
4.
Представление
теоретико-методологических
аспектов
обучения
смысловому чтению, стратегиям смыслового чтения.
5. Групповая работа: выбор стратегий смыслового чтения при работе с
предложенным текстом на этапах предтекстовой, текстовой, послетекстовой
деятельности,
определение
целей
работы
с
данными
стратегиями,
обозначенных в инструкциях для школьников.
6.
Предъявление
результатов
групповой
работы.
Обсуждение
вариантов
выбранных
слушателями
стратегий,
целевых
установок
для
учащихся.
7.
Рефлексия
собственного
опыта
педагогической
деятельности
в
области
обучения
школьников
продуктивному
чтению
в
контексте
требований ФГОС.
План – сетка работы инициативной творческой группы
Этап
Сроки
Ответственный
1
Изучение
теоретических
положений
по стратегии смыслового чтения
н о я б р ь
-
декабрь
Рук-ль группы
2
Сбор методов
и приемов работы с
текстом
январь
Рук-ль группы
3
Подбор
диагностик
на
выявление
уровня
читательского
восприятия,
осмысления текста
Я н в а р ь
-
февраль
Ответственные
педагоги группы
4
П о д б о р
м е т о д о в
и
п р и е м о в
метапредметного характера
февраль
Педагоги группы
5
Разработка упражнений, заданий по
выбранным методам и приемам
март
Рук-ль группы
6
Представление
банка
заданий
в
форме мастер-класса
Весенние
каникулы
Рук-ль группы
7
Разработка
фрагментов
уроков,
уроков с использованием собранных
методов и приемов
2- 3 неделя
апреля
Педагоги группы
8
Апробация
приемов
и
методов
стратегии на уроках
4 – 5 неделя
апреля
Педагоги группы
9
О ф о р м л е н и е
и
п у б л и к а ц и я
инновационного проекта
май
Рук-ль группы
Инструкции участникам мастерской для работы в группе:
1. В начале нашей работы предлагаю ответить на несколько вопросов
анкеты.
Это
поможет
нам
обозначить
понимание
сути
проблемы,
рассматриваемой сегодня в рамках мастерской.
2. Вашему вниманию предлагаются тексты различных стилей (научно-
популярного, художественного, публицистического) и 15 стратегий и приемов
5
смыслового чтения. Мы предлагаем Вам отобрать приемы и стратегии для
работы с конкретным текстом, ориентируясь на предложенную этапность
работы: предтекстовая, текстовая, послетекстовая деятельность. В результате
будет представлена система работы с текстом, состоящая как минимум из 3
стратегий-приемов,
обеспечивающих
формирование
навыков
смыслового
чтения.
Продумайте
инструкции
для
детей
на
каждом
из
этапов
таким
образом, чтобы учащимся была очевидна не только суть задания, но и цель
его выполнения.
3.
Оцените
содержательную
и
эмоциональную
стороны
Вашего
участия
в
мастерской.
Ваши
ответы
помогут
нам
при
планировании
и
разработке содержания последующих мероприятий.
Подобные мастерские дают возможность опробовать новые методы и
приемы на себе, почувствовать себя в роли ученика, научиться новому.