Автор: Дорофеева Оксана Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Сафоново Смоленская область
Наименование материала: Рабочая программа факультативного курса по математике для 8-го класса
Тема: ПАРАМЕТРЫ В МАТЕМАТИКЕ
Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сафоново Смоленской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением
Заместитель директора
Директор школы
учителей математики_
по УВР С.Н. Шашкова
Е.А. Ковтун
Протокол №___________
______________________-
_____________________
«____»____________2019г.
«____»_________2019г.
«___» _________2019 г.
Руководитель Г(Р)МО
Е.И..Егорова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативных занятий по математике
"
Параметры в математике"
для 8-го класса
на 2019-2020 уч.год
учителя Дорофеевой О.В.
учителя первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является
важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. В
течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего
образования. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в
формировании личности. Образовательный и развивающий потенциал математики огромен.
В современном обучении математика занимает весьма значительное место. Изучение основ
математики в современных условиях становится все более существенным элементом
общеобразовательной подготовки молодого поколения.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное
овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для
изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Процесс обучения в школе
предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам
усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной
деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной
деятельностью школьников в число наиболее важных для педагогики. Создание условий
для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому,
что обучение ведет за собой развитие. Эффективность учебного процесса, в ходе которого
формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного
усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования и
всемерного удовлетворения и развития духовных запросов, интересов и способностей
каждого школьника в отдельности. Без факультативных занятий такой подход осуществить
крайне трудно.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в
полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда
приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только
здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие
нормам и требованиям стандарта образования.
В настоящее время в математике все больше проникает далекие от нее отрасли. Без
математических знаний не возможно понимание принципов устройства современной
техники, природных явлений, анализ социальных политических экономических и других
перемен.
Прослеживается
влияние
математического
образования
на
гуманитарные
предметы, так как в процессе математической деятельности учащиеся обучаются таким
необходимым методам, как синтез и анализ, индукция и дедукция, классификация и
аналогия. В ходе решения задач развивается творческое и теоретическое мышление, а при
доказательстве фактов вырабатывается умение формулировать, обосновывать, логически
рассуждать.
Данная программа рассчитана на учеников 8 - х классов. Факультативные занятия
проходят 1 раз в неделю , 34 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как
углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса ФГОС.
Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических
задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-
теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают
возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной
трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией
пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Главной целью курса является:
-расширение кругозора; способностей, исследовательских умений.
-повышение уровня математической подготовки;
-формирование интереса к предмету;
-развитие творческого мышления;
-развитие пространственного мышления;
-развитие самостоятельности и культуры личности.
-Помочь воспитанию настойчивости, инициативы, формированию у учащихся таких
необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели,
трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности,
культура личности; формированию у них умений самостоятельно приобретать и применять
знания.
Требования к математической подготовке учащихся:
Ученик научится После изучения факультативного курса "Параметры в математике"
учащиеся будут знать, что такое геометрический параметр, научится решать задачи с
параметрами в геометрии, познакомится со способами решения линейных и квадратных
уравнений с параметрами.
После изучения факультативного курса "Параметры в математике" учащийся получить
возможность научится применять разные способы решения линейных и квадратных
уравнения с параметрами и решать задачи по геометрии выходящие за рамки учебника
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Программа предполагает достижение у учащихся следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
•
– ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к
самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и
личностного
смысла
изучения
математики,
заинтересованность
в
приобретении
и
расширении математических знаний и способов действий, осознанность построения
индивидуальной образовательной траектории;
•
– коммуникативной компетентности в общении, в учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать
аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а
также
понимать
и
уважать
позицию
собеседника,
достигать
взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
•
– целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
•
– представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших
средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
•
–
логического
мышления:
критичности
(умение
распознавать
логически
некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения,
постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).
В метапредметных результатах сформированность:
•
–
способности
самостоятельно
ставить
цели
учебной
и
исследовательской
деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
•
– умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
•
– умения находить необходимую информацию в различных источниках (в
справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме
(словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать
информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;
•
– владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения
умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
•
– умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе,
выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе
согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
В предметных результатах сформированность:
•
– умений работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики (словесный, символический, графический,
табличный), доказывать математические утверждения;
•
– умения использовать базовые понятия из основных разделов содержания;
•
– представлений о простейших геометрических фигурах, пространственных телах и
их свойствах; и умений в их изображении;
•
– умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур;
•
–
умения
использовать
символьный
язык
алгебры,
приемы
тождественных
преобразований рациональных выражений, решения уравнений, неравенств и их систем;
идею координат на плоскости для интерпретации решения уравнений, неравенств и их
систем; алгебраического аппарата для решения математических и нематематических задач;
•
–
умения
использовать
систему
функциональных
понятий,
функционально-
графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
•
– приемов владения различными языками математики (словесный, символический,
графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
•
– умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к
решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.
Содержание курса:
1.Параметры
в геометрии(19)
Знакомство с
параметрами
в
геометрии,
решение
простейших задач. Решение задач на построение в теме треугольники .Решение задач на
тему окружность .Решение задач в теме четырёхугольники .Решение задач в теме
окружности .Решение задач на тему теорема Пифагора
.
2. Решение уравнений с параметрами(15ч)
Понятие уравнения с параметром Решение
линейных уравнений с одним параметром . Решение линейных уравнений с двумя и более
параметрами .Графический способ решения уравнений с параметрами .Определение знаков
корней уравнений в зависимости от параметров. Решение уравнений, приводимых к
квадратным .Решение квадратных уравнений с параметрами
Тематическое планирование факультативного курса для 8го класса
№ урока
Тема урока
Количество
школьных
часов
1
Знакомство с параметрами в геометрии, решение простейших задач.
2
2
Решение задач на построение в теме треугольники
2
3
Решение задач на тему окружность
3
4
Решение задач в теме четырёхугольники
5
5
Решение задач в теме окружности
2
6
Решение задач на тему теорема Пифагора
3
7
Решение задачи Дидоны
2
8
Понятие уравнения с параметром
1
9
Решение линейных уравнений с одним параметром
3
10
Решение линейных уравнений с двумя и более параметрами
3
11
Графический способ решения уравнений с параметрами
2
12
Определение знаков корней уравнений в зависимости от параметров
2
13
Решение уравнений, приводимых к квадратным
2
14
Решение квадратных уравнений с параметрами
2
Дополнительная литература:
1. Феоктистов И.Е. "Задачи с параметрами в геометрии" "Математика в школе" 2002. №5 –с 63-67.
2. Ястребинецкий К.А. "Задачи с параметрами"
3. Горнштейн, Полонский "Задачи с параметрами"
4. Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9. : учебник для общеобразовательных учебных заведений – 6-е
издание. Москва. Издательство "Дрофа" 2002г.
5. Атанасян Л.С. и др. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. 9-е
издание. Москва "Просвещение", 1999г.
6. Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е
издание. Москва "Просвещение", 1995г.
7. Балк М.Б. Балк Г.Д. "Математический факультатив – вчера, сегодня, завтра" "Математика в школе"
1987. №5 – с 14-17.
8. Кашин М.П. Эпштейн Д.А. "Развитие и роль факультативов в ср. школе" (В сборнике
Факультативные занятия в ср. школе под ред. Кашина М.П. Эпштейна Д.А.) Педагогика 1976
9. программа ср. общеобразовательной школы: Факультативные курсы сборник 3 часть 1: математика,
биология, химия. Москва просвещение 1990
11. Рязановский А.Р., Фролова О.В. Геометрия. 7-9 кл.: Дидактические материалы. – Москва, изд.
Дрофа, 1999.
12. Шарыгин И.Ф., Гордин Р.К. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами.-Москва, ООО
"Издательство Астрель": ООО "издательство АСТ", 2001.
13. Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян С.М. Примерное планирование учебного
материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы. – Москва: Вербум-М, 2003. 8 класс, геометрия
с.104-124.
14. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание. Москва: Наука 1985.
15. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. Москва: Просвещение, 1981.