Напоминание

ПАРАМЕТРЫ В МАТЕМАТИКЕ


Автор: Дорофеева Оксана Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Сафоново Смоленская область
Наименование материала: Рабочая программа факультативного курса по математике для 8-го класса
Тема: ПАРАМЕТРЫ В МАТЕМАТИКЕ
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сафоново Смоленской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей математики_

по УВР С.Н. Шашкова

Е.А. Ковтун

Протокол №___________

______________________-

_____________________

«____»____________2019г.

«____»_________2019г.

«___» _________2019 г.

Руководитель Г(Р)МО

Е.И..Егорова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативных занятий по математике

"

Параметры в математике"

для 8-го класса

на 2019-2020 уч.год

учителя Дорофеевой О.В.

учителя первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является

важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. В

течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего

образования. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в

формировании личности. Образовательный и развивающий потенциал математики огромен.

В современном обучении математика занимает весьма значительное место. Изучение основ

математики в современных условиях становится все более существенным элементом

общеобразовательной подготовки молодого поколения.

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное

овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в

повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для

изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Процесс обучения в школе

предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам

усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной

деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной

деятельностью школьников в число наиболее важных для педагогики. Создание условий

для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому,

что обучение ведет за собой развитие. Эффективность учебного процесса, в ходе которого

формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного

усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования и

всемерного удовлетворения и развития духовных запросов, интересов и способностей

каждого школьника в отдельности. Без факультативных занятий такой подход осуществить

крайне трудно.

Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в

полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда

приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только

здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие

нормам и требованиям стандарта образования.

В настоящее время в математике все больше проникает далекие от нее отрасли. Без

математических знаний не возможно понимание принципов устройства современной

техники, природных явлений, анализ социальных политических экономических и других

перемен.

Прослеживается

влияние

математического

образования

на

гуманитарные

предметы, так как в процессе математической деятельности учащиеся обучаются таким

необходимым методам, как синтез и анализ, индукция и дедукция, классификация и

аналогия. В ходе решения задач развивается творческое и теоретическое мышление, а при

доказательстве фактов вырабатывается умение формулировать, обосновывать, логически

рассуждать.

Данная программа рассчитана на учеников 8 - х классов. Факультативные занятия

проходят 1 раз в неделю , 34 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как

углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса ФГОС.

Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических

задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-

теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают

возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной

трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией

пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.

Главной целью курса является:

-расширение кругозора; способностей, исследовательских умений.

-повышение уровня математической подготовки;

-формирование интереса к предмету;

-развитие творческого мышления;

-развитие пространственного мышления;

-развитие самостоятельности и культуры личности.

-Помочь воспитанию настойчивости, инициативы, формированию у учащихся таких

необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели,

трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности,

культура личности; формированию у них умений самостоятельно приобретать и применять

знания.

Требования к математической подготовке учащихся:

Ученик научится После изучения факультативного курса "Параметры в математике"

учащиеся будут знать, что такое геометрический параметр, научится решать задачи с

параметрами в геометрии, познакомится со способами решения линейных и квадратных

уравнений с параметрами.

После изучения факультативного курса "Параметры в математике" учащийся получить

возможность научится применять разные способы решения линейных и квадратных

уравнения с параметрами и решать задачи по геометрии выходящие за рамки учебника

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Программа предполагает достижение у учащихся следующих личностных, метапредметных

и предметных результатов.

В личностных результатах сформированность:

– ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к

самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и

личностного

смысла

изучения

математики,

заинтересованность

в

приобретении

и

расширении математических знаний и способов действий, осознанность построения

индивидуальной образовательной траектории;

– коммуникативной компетентности в общении, в учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении

ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать

аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а

также

понимать

и

уважать

позицию

собеседника,

достигать

взаимопонимания,

сотрудничать для достижения общих результатов;

– целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

– представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших

средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

логического

мышления:

критичности

(умение

распознавать

логически

некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения,

постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).

В метапредметных результатах сформированность:

способности

самостоятельно

ставить

цели

учебной

и

исследовательской

деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

– умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

– умения находить необходимую информацию в различных источниках (в

справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме

(словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать

информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;

– владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения,

установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и

критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения

умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;

– умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и

сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе,

выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе

согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.

В предметных результатах сформированность:

– умений работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои

мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику,

использовать различные языки математики (словесный, символический, графический,

табличный), доказывать математические утверждения;

– умения использовать базовые понятия из основных разделов содержания;

– представлений о простейших геометрических фигурах, пространственных телах и

их свойствах; и умений в их изображении;

– умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для

нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур;

умения

использовать

символьный

язык

алгебры,

приемы

тождественных

преобразований рациональных выражений, решения уравнений, неравенств и их систем;

идею координат на плоскости для интерпретации решения уравнений, неравенств и их

систем; алгебраического аппарата для решения математических и нематематических задач;

умения

использовать

систему

функциональных

понятий,

функционально-

графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;

– приемов владения различными языками математики (словесный, символический,

графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

– умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к

решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.

Содержание курса:

1.Параметры

в геометрии(19)

Знакомство с

параметрами

в

геометрии,

решение

простейших задач. Решение задач на построение в теме треугольники .Решение задач на

тему окружность .Решение задач в теме четырёхугольники .Решение задач в теме

окружности .Решение задач на тему теорема Пифагора

.

2. Решение уравнений с параметрами(15ч)

Понятие уравнения с параметром Решение

линейных уравнений с одним параметром . Решение линейных уравнений с двумя и более

параметрами .Графический способ решения уравнений с параметрами .Определение знаков

корней уравнений в зависимости от параметров. Решение уравнений, приводимых к

квадратным .Решение квадратных уравнений с параметрами

Тематическое планирование факультативного курса для 8го класса

№ урока

Тема урока

Количество

школьных

часов

1

Знакомство с параметрами в геометрии, решение простейших задач.

2

2

Решение задач на построение в теме треугольники

2

3

Решение задач на тему окружность

3

4

Решение задач в теме четырёхугольники

5

5

Решение задач в теме окружности

2

6

Решение задач на тему теорема Пифагора

3

7

Решение задачи Дидоны

2

8

Понятие уравнения с параметром

1

9

Решение линейных уравнений с одним параметром

3

10

Решение линейных уравнений с двумя и более параметрами

3

11

Графический способ решения уравнений с параметрами

2

12

Определение знаков корней уравнений в зависимости от параметров

2

13

Решение уравнений, приводимых к квадратным

2

14

Решение квадратных уравнений с параметрами

2

Дополнительная литература:

1. Феоктистов И.Е. "Задачи с параметрами в геометрии" "Математика в школе" 2002. №5 –с 63-67.

2. Ястребинецкий К.А. "Задачи с параметрами"

3. Горнштейн, Полонский "Задачи с параметрами"

4. Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9. : учебник для общеобразовательных учебных заведений – 6-е

издание. Москва. Издательство "Дрофа" 2002г.

5. Атанасян Л.С. и др. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. 9-е

издание. Москва "Просвещение", 1999г.

6. Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е

издание. Москва "Просвещение", 1995г.

7. Балк М.Б. Балк Г.Д. "Математический факультатив – вчера, сегодня, завтра" "Математика в школе"

1987. №5 – с 14-17.

8. Кашин М.П. Эпштейн Д.А. "Развитие и роль факультативов в ср. школе" (В сборнике

Факультативные занятия в ср. школе под ред. Кашина М.П. Эпштейна Д.А.) Педагогика 1976

9. программа ср. общеобразовательной школы: Факультативные курсы сборник 3 часть 1: математика,

биология, химия. Москва просвещение 1990

11. Рязановский А.Р., Фролова О.В. Геометрия. 7-9 кл.: Дидактические материалы. – Москва, изд.

Дрофа, 1999.

12. Шарыгин И.Ф., Гордин Р.К. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами.-Москва, ООО

"Издательство Астрель": ООО "издательство АСТ", 2001.

13. Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян С.М. Примерное планирование учебного

материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы. – Москва: Вербум-М, 2003. 8 класс, геометрия

с.104-124.

14. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание. Москва: Наука 1985.

15. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. Москва: Просвещение, 1981.



В раздел образования