Напоминание

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов.


Автор: Светлана Михайловна Провора
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Красноярская СОШ
Населённый пункт: село Красный Яр
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая

проблема

современности.

Её

общей

закономерностью

является

напряжение

интеллектуальных

сил,

вызываемое

главным

образом,

такими

вопросами

и

учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их

решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых

объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных.

Творческое,

активное

усвоение

новых

понятий

осуществляется

в

процессе

решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа.

Учить

школьников

учиться

важнейшая

задача

каждого

педагога.

Во

время

больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии,

как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая

педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно

одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она

должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть

направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов,

средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это

развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать

условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на

уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать

жизненные проблемы.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество

не

врожденное

и

не

приобретенное.

Она

динамически

развивается,

может

прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда

или

других

социальных

факторов.

На

уровень

активности

сильно

влияют

отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и

настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают

познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на

различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того,

какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Только

подлинное

сотрудничество

учителя

и

ученика

обеспечивает

на

уроке

активную учебную деятельность класса.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного

эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться,

воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

1

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия

учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не

может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации

и культуры умственного труда учеников.

Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор

обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно

знать условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного

интереса. Это - максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся

(ситуации, практические задания); ведение учебного процесса на оптимальном

уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера общения, положительный

эмоциональный

тонус

учебного

процесса.

Благополучная

атмосфера

учения

приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев:

«Каждому

человеку

свойственно

желание

быть

умнее,

лучше

и

догадливее».

Именно

это

стремление

ученика

подняться

над

тем,

что

уже

достигнуто,

утверждает

чувство

собственного

достоинства,

приносит

ему

при

успешной

деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он

работает быстрее и продуктивнее.

От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется

активизация

познавательной

деятельности

учащихся

на

уроке.

А

помогают

активизации

различные

приемы

и

методы,

которые

реализуются

на

разных

формах и этапах урока.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов

нестандартных

уроков.

Их

названия

дают

некоторое

представление

о

целях,

задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них:

уроки-«погружения»; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-

соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации;

компьютерные

уроки;

уроки

с

групповыми

формами

работы;

уроки

взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые

ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

уроки-сомнения;

уроки

-

творческие

отчеты;

уроки-формулы;

уроки-конкурсы;

бинарные

уроки;

уроки-

обобщения;

уроки-

фантазии;

уроки-игры;

уроки-«суды»;

уроки

поиска

истины;

уроки-лекции

«Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»;

2

уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле

чудес»;

уроки-экскурсии;

интегрированные

(межпредметные)

занятия,

объединённые единой темой или проблемой.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике

проведения,

больше

нравятся

учащимся,

чем

будничные

учебные

занятия

со

строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П.

Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать

нестандартные

уроки

в

главную

форму

работы,

вводить

их

в

систему

нецелесообразно

из-за

большой

потери

времени,

отсутствия

серьезного

познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.

Игровые

формы:

ролевые,

дидактические,

имитационные,

организационно-

деятельные.

Игра

одно

из

древнейших

средств

воспитания

и

обучения

детей.

Давно

установлено,

что

игры

в

сочетании

с

другими

методическими

приемами

и

формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект -

субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и

самореализации всех участников диалога.

4.

Широкое

применение

проблемно

-

задачного

подхода

(системы

познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый

главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед

учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те

знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе

курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А

в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании

данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

Виды ситуаций:

ситуация-выбор,

когда

имеется

ряд

готовых

решений,

в

том

числе

и

неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду

недостатка данных;

ситуация-конфликт,

которая

содержит

в

своей

основе

борьбу

и

единство

противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

3

ситуация-неожиданность,

вызывающая

удивление

у

обучаемых

своей

парадоксальностью и необычностью;

ситуация-предложение,

когда

преподаватель

высказывает

предположение

о

возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает

в активный поиск обучаемых;

— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-

либо идеи, какого-либо проекта, решения;

— ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт

и представления, и многие другие.

Пример проблемного задания: «Пользуясь картами, установить, почему вода в

бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)». Это задание

предлагается учащимся в VII классе, в курсе географии материков и океанов. Из

предшествующего курса они знают, что сточные озера имеют пресную воду, а

соленая характерна для бессточных озер. Столкновение уже имеющихся знаний с

новым фактом создает у школьников интеллектуальное затруднение, озадачивает

их, т.е. возникает проблемная ситуация.

Итак, затруднение вызывает противоречие между отсутствием

поверхностного стока и почти пресной водой. Это противоречие и составляет

проблему, которую нужно решить. Учащиеся уже знают, что сток может быть не

только поверхностным, но и подземным, не только постоянным, но и временным,

и делают предположение, что один из этих видов стока здесь существует.

Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что

с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее

сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было

найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому

роду деятельности.

5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные,

фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один

человек

группа

людей).

Организация

групповой

формы

общения

предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б)

бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие

группы

по

несколько

человек

в

каждой.

Задание

получает

группа

в

целом.

Возглавляет группу доверенное лицо учителя – консультант. Работа в группах

может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся

группа

делает

общий

вывод.

Иногда

группа

фронтально

проговаривает

и

обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать

любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь

у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в

парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик →

ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в

4

индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной

группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает

попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации

обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является

коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый

всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей

ценностью.

6. Применение новых информационных технологий

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность

учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче

удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели

обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет

демонстрировать на уроках:

- тематические презентации,

- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,

- видеофрагменты и видеосюжеты,

- карты,

- картосхемы,

- таблицы и многое другое.

Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является

использование интерактивных карт. Интерактивные карты - новый тип

интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные

карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в

масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка -

условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство,

приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения

содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные

зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира.

Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем

на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего

лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в

данный момент рассказывает учитель.

7. Систематическое использование различных средств контроля.

Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное

условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-

экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки;

терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации

коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр

знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное

сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в

5

детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи,

формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам

своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по

предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов

курса географии.

8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в

их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой

работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности

максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют

такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся,

которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая

презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых

распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное,

концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как

правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или

включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при

проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно

сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые

презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно

относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода

домашних заданий.

Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась

ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых

умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и

элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое

задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного

интереса.

8. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по

поводу

предмета

разговора,

получает

ответ

и

сообщает

о

мере

соей

удовлетворённости полученным ответом).

2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на

объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые

выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных

моментов).

6

4)

«Работа

в

диадах»

(предварительное

обговаривание

вопроса

с

товарищем,

формулировка единого ответа).

5)

«Сообщи

своё

Я»

(высказывание

предварительного

мнения

о

способе

выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).

6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня

было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).

7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма)

и др.

9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил,

побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный

смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её

направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая

мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация

саморазвития

учащихся

обусловлена

образовательным

и

потребностями

желанием

освоить

основы

образовательной

деятельности

или

устранить

возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности

учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций

успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение

желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов,

создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений,

выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

III.

Волевые:

информирование

об

обязательных

результатах,

формирование

ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и

коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование

будущей деятельности

IV.

Социальные:

развитие

желания

быть

полезным,

создание

ситуаций

взаимопомощи,

развитие

эмпатии,

сопереживания,

поиск

контактов

и

сотрудничества,

заинтересованность

результатами

коллективной

работы,

организация само- и взаимопроверки.

Таким

образом,

мотивации

является

основным

условием

интерактивного

обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание

образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и

затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные

методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации

личностно- ориентированного развивающего подхода.

7

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь

они

позволяют

сделать

урок

необычным,

увлекательным,

а

значит

и

запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может

добиться

у

учащихся

интереса

к

своему

предмету,

желания

изучать

его,

а

следовательно хороших знаний.

8



В раздел образования