Автор: Светлана Михайловна Провора
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Красноярская СОШ
Населённый пункт: село Красный Яр
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Раздел: начальное образование
Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая
проблема
современности.
Её
общей
закономерностью
является
напряжение
интеллектуальных
сил,
вызываемое
главным
образом,
такими
вопросами
и
учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их
решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых
объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных.
Творческое,
активное
усвоение
новых
понятий
осуществляется
в
процессе
решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа.
Учить
школьников
учиться
–
важнейшая
задача
каждого
педагога.
Во
время
больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии,
как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая
педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно
одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она
должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть
направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов,
средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это
развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать
условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на
уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать
жизненные проблемы.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество
не
врожденное
и
не
приобретенное.
Она
динамически
развивается,
может
прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда
или
других
социальных
факторов.
На
уровень
активности
сильно
влияют
отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и
настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают
познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на
различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того,
какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Только
подлинное
сотрудничество
учителя
и
ученика
обеспечивает
на
уроке
активную учебную деятельность класса.
Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного
эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться,
воспитание чувства долга и ответственности за учение;
2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
1
3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия
учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не
может быть самоорганизации их деятельности;
5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации
и культуры умственного труда учеников.
Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор
обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно
знать условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного
интереса. Это - максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся
(ситуации, практические задания); ведение учебного процесса на оптимальном
уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера общения, положительный
эмоциональный
тонус
учебного
процесса.
Благополучная
атмосфера
учения
приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев:
«Каждому
человеку
свойственно
желание
быть
умнее,
лучше
и
догадливее».
Именно
это
стремление
ученика
подняться
над
тем,
что
уже
достигнуто,
утверждает
чувство
собственного
достоинства,
приносит
ему
при
успешной
деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он
работает быстрее и продуктивнее.
От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется
активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроке.
А
помогают
активизации
различные
приемы
и
методы,
которые
реализуются
на
разных
формах и этапах урока.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов
нестандартных
уроков.
Их
названия
дают
некоторое
представление
о
целях,
задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них:
уроки-«погружения»; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-
соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации;
компьютерные
уроки;
уроки
с
групповыми
формами
работы;
уроки
взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые
ведут
учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки-сомнения;
уроки
-
творческие
отчеты;
уроки-формулы;
уроки-конкурсы;
бинарные
уроки;
уроки-
обобщения;
уроки-
фантазии;
уроки-игры;
уроки-«суды»;
уроки
поиска
истины;
уроки-лекции
«Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»;
2
уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле
чудес»;
уроки-экскурсии;
интегрированные
(межпредметные)
занятия,
объединённые единой темой или проблемой.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике
проведения,
больше
нравятся
учащимся,
чем
будничные
учебные
занятия
со
строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П.
Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать
нестандартные
уроки
в
главную
форму
работы,
вводить
их
в
систему
нецелесообразно
из-за
большой
потери
времени,
отсутствия
серьезного
познавательного труда, невысокой результативности.
2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игровые
формы:
ролевые,
дидактические,
имитационные,
организационно-
деятельные.
Игра
—
одно
из
древнейших
средств
воспитания
и
обучения
детей.
Давно
установлено,
что
игры
в
сочетании
с
другими
методическими
приемами
и
формами обучения могут повышать эффективность преподавания.
3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект -
субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и
самореализации всех участников диалога.
4.
Широкое
применение
проблемно
-
задачного
подхода
(системы
познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый
главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед
учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те
знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе
курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А
в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании
данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
Виды ситуаций:
—
ситуация-выбор,
когда
имеется
ряд
готовых
решений,
в
том
числе
и
неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду
недостатка данных;
—
ситуация-конфликт,
которая
содержит
в
своей
основе
борьбу
и
единство
противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;
3
—
ситуация-неожиданность,
вызывающая
удивление
у
обучаемых
своей
парадоксальностью и необычностью;
—
ситуация-предложение,
когда
преподаватель
высказывает
предположение
о
возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает
в активный поиск обучаемых;
— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-
либо идеи, какого-либо проекта, решения;
— ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт
и представления, и многие другие.
Пример проблемного задания: «Пользуясь картами, установить, почему вода в
бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)». Это задание
предлагается учащимся в VII классе, в курсе географии материков и океанов. Из
предшествующего курса они знают, что сточные озера имеют пресную воду, а
соленая характерна для бессточных озер. Столкновение уже имеющихся знаний с
новым фактом создает у школьников интеллектуальное затруднение, озадачивает
их, т.е. возникает проблемная ситуация.
Итак, затруднение вызывает противоречие между отсутствием
поверхностного стока и почти пресной водой. Это противоречие и составляет
проблему, которую нужно решить. Учащиеся уже знают, что сток может быть не
только поверхностным, но и подземным, не только постоянным, но и временным,
и делают предположение, что один из этих видов стока здесь существует.
Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что
с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее
сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было
найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому
роду деятельности.
5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.
Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные,
фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один
человек
→
группа
людей).
Организация
групповой
формы
общения
предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б)
бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие
группы
по
несколько
человек
в
каждой.
Задание
получает
группа
в
целом.
Возглавляет группу доверенное лицо учителя – консультант. Работа в группах
может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся
группа
делает
общий
вывод.
Иногда
группа
фронтально
проговаривает
и
обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать
любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь
у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в
парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик →
ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в
4
индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной
группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает
попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации
обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является
коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый
всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей
ценностью.
6. Применение новых информационных технологий
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность
учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче
удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели
обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет
демонстрировать на уроках:
- тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы и многое другое.
Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является
использование интерактивных карт. Интерактивные карты - новый тип
интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные
карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в
масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка -
условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство,
приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения
содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные
зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира.
Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем
на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего
лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в
данный момент рассказывает учитель.
7. Систематическое использование различных средств контроля.
Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное
условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-
экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки;
терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации
коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр
знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное
сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в
5
детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи,
формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам
своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по
предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов
курса географии.
8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в
их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой
работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности
максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют
такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся,
которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая
презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых
распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное,
концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как
правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или
включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при
проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно
сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые
презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно
относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода
домашних заданий.
Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась
ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых
умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и
элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое
задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного
интереса.
8. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по
поводу
предмета
разговора,
получает
ответ
и
сообщает
о
мере
соей
удовлетворённости полученным ответом).
2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на
объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые
выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных
моментов).
6
4)
«Работа
в
диадах»
(предварительное
обговаривание
вопроса
с
товарищем,
формулировка единого ответа).
5)
«Сообщи
своё
Я»
(высказывание
предварительного
мнения
о
способе
выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня
было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).
7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма)
и др.
9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил,
побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный
смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её
направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая
мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация
саморазвития
учащихся
обусловлена
образовательным
и
потребностями
—
желанием
освоить
основы
образовательной
деятельности
или
устранить
возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности
учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций
успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение
желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов,
создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений,
выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
III.
Волевые:
информирование
об
обязательных
результатах,
формирование
ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и
коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование
будущей деятельности
IV.
Социальные:
развитие
желания
быть
полезным,
создание
ситуаций
взаимопомощи,
развитие
эмпатии,
сопереживания,
поиск
контактов
и
сотрудничества,
заинтересованность
результатами
коллективной
работы,
организация само- и взаимопроверки.
Таким
образом,
мотивации
является
основным
условием
интерактивного
обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание
образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и
затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные
методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации
личностно- ориентированного развивающего подхода.
7
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь
они
позволяют
сделать
урок
необычным,
увлекательным,
а
значит
и
запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может
добиться
у
учащихся
интереса
к
своему
предмету,
желания
изучать
его,
а
следовательно хороших знаний.
8