Автор: Чемезова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 29
Населённый пункт: Свердловская область Сысертский район. пос. Бобровский
Наименование материала: статья
Тема: Так ли важно рисование в жизни ре\бенка?
Раздел: дошкольное образование
Консультации для родителей.
«Так ли важно рисование в жизни ребенка?»
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального
контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было
тесно связано со всеми сторонами жизни человека.
Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека
ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей
древности.
Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым
искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни
с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это
проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет
и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей»,
«головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что
говорит о биологической, вне социональной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения.
Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от
хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и
линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов,
помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают
свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий.
Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького
художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя
продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе,
покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных
неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-
пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так,
примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или
сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как
иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость
собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше,
чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа
больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование
участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования
координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария
мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь
особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка
быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее
легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование
– один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или
мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся
предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не
конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими
признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот
почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно
Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной
координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих
функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания,
оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец,
рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Рисование
является
одним
из
самых
интересных
видов
деятельности дошкольников.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский.
Работа с детьми дошкольного возраста, даёт возможность понять, что каждый ребёнок по своей
природе - творец. Но его творческие возможности находятся ещё в скрытом состоянии и не всегда
полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной
деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти творческие способности. К тому
же рисование является самым интересным видом деятельности для дошкольников.
Хорошо рисующие дети логично рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия
рисованием тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для
становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и
пространственно мышления необходимых при освоении математики.
В процессе творчества у детей развивается инициатива, активность и
самостоятельность.
Благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Усвоение цветов и их оттенков,
пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе
наблюдений за предметами, а также рассматривание иллюстраций, репродукций картин
художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной
речи.
В рисовании задействованы такие психические процессы, как воображение, память, мышление. У
ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, которые важны для
развития его творчества.
Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность,
развить у них наблюдательность, чувство прекрасного, обучить их приемам рисования,
сформировать творческие способности для создания выразительных образов различных
предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как
усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы,
которые очень важны при начале школьного обучения.
Большое значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является
средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает
при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета,
чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для
развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с
произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный
вкус.
Творчество ребёнка - важный элемент становления его собственного самосознания и само
понимания. Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить
себя.
Советы по организации изобразительной деятельности детей:
Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать
карандаши и краски. Карандаши должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже
при незначительном усилии. Краски желательно приобретать ярких оттенков, обязательно иметь
разного размера кисти. Фломастеры не рекомендуется использовать, так как при работе с ними
ребёнок не может контролировать силу нажима.
Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую
бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и
им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив,
лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на
бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без
внимания то, как ребенок держит карандаш, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к
школе. Рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Обязательно надо
обратить внимание на осанку ребенка. Он должен сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а
другой, придерживая лист бумаги. Задача взрослых - научить малыша держать кисть и карандаш
тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным
пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на
рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.).
Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края
пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном
направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Можно использовать
упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».
Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно, интересно и полезно
(например, пальчиковое рисование, рисование ладошками и др.).