Напоминание

Так ли важно рисование в жизни ре\бенка?


Автор: Чемезова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 29
Населённый пункт: Свердловская область Сысертский район. пос. Бобровский
Наименование материала: статья
Тема: Так ли важно рисование в жизни ре\бенка?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультации для родителей.

«Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального

контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было

тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека

ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей

древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым

искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни

с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это

проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет

и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей»,

«головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что

говорит о биологической, вне социональной природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения.

Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от

хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и

линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов,

помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают

свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий.

Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького

художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя

продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе,

покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных

неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-

пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так,

примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или

сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как

иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость

собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше,

чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа

больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование

участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования

координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария

мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь

особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка

быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее

легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование

– один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или

мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся

предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не

конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими

признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот

почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно

Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной

координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих

функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания,

оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец,

рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Рисование

является

одним

из

самых

интересных

видов

деятельности дошкольников.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский.

Работа с детьми дошкольного возраста, даёт возможность понять, что каждый ребёнок по своей

природе - творец. Но его творческие возможности находятся ещё в скрытом состоянии и не всегда

полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной

деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти творческие способности. К тому

же рисование является самым интересным видом деятельности для дошкольников.

Хорошо рисующие дети логично рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия

рисованием тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для

становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и

пространственно мышления необходимых при освоении математики.

В процессе творчества у детей развивается инициатива, активность и

самостоятельность.

Благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Усвоение цветов и их оттенков,

пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе

наблюдений за предметами, а также рассматривание иллюстраций, репродукций картин

художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной

речи.

В рисовании задействованы такие психические процессы, как воображение, память, мышление. У

ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, которые важны для

развития его творчества.

Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность,

развить у них наблюдательность, чувство прекрасного, обучить их приемам рисования,

сформировать творческие способности для создания выразительных образов различных

предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как

усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы,

которые очень важны при начале школьного обучения.

Большое значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является

средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает

при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета,

чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для

развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с

произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный

вкус.

Творчество ребёнка - важный элемент становления его собственного самосознания и само

понимания. Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить

себя.

Советы по организации изобразительной деятельности детей:

Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать

карандаши и краски. Карандаши должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже

при незначительном усилии. Краски желательно приобретать ярких оттенков, обязательно иметь

разного размера кисти. Фломастеры не рекомендуется использовать, так как при работе с ними

ребёнок не может контролировать силу нажима.

Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую

бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и

им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив,

лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на

бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без

внимания то, как ребенок держит карандаш, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к

школе. Рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Обязательно надо

обратить внимание на осанку ребенка. Он должен сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а

другой, придерживая лист бумаги. Задача взрослых - научить малыша держать кисть и карандаш

тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным

пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на

рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.).

Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края

пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном

направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Можно использовать

упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».

Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно, интересно и полезно

(например, пальчиковое рисование, рисование ладошками и др.).



В раздел образования