Напоминание

"Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ"


Автор: Дронова Екатерина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4 "Алёнушка"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Информационный доклад для педагогов ДОУ
Тема: "Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у

детей ДОУ»

Своевременная диагностика нервно-психического развития детей

раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать

необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования

специальных занятий, упражнений и игр.

Уровень нервно-психического развития детей, поступающих в

детский сад, в большинстве случаев (до 86%) не соответствует возрастной

норме. Анализ анамнестических и медицинских данных показывает, что эти

отклонения в развитии обусловлены не только органическими поражениями

ЦНС детей, но и социально-педагогическими факторами.

Наибольшие трудности у дошкольников наблюдаются в развитии тех

функций, которые формируются в данный сензитивный период. Это прежде

всего активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку в данный

возрастной период именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию

как биологических, так и социальных неблагоприятных факторов.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии

данных функций, наиболее часто выявляется неблагоприятное

речевое воспитание ребенка при необоснованно завышенных речевых

требованиях (в 2 года ребенка с задержкой речевого развития старательно

обучают грамоте) либо заниженных (в семье

культивируется «лепетное» детское произношение, при котором не

учитываются речевые возможности малыша). Довольно часто отмечается

недостаточность стимуляции потребности в речевом общении при его низкой

активности. Так, при раннем просмотре телевизора, который не требует

обратной речевой реакции, коммуникация ребенка ограничивается

использованием жестов и мимики, тем самым задерживая речевое развитие.

По данным анализа результатов психолого-педагогического

обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития

наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к «группе риска» по

возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и

разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного

произношения как гласных, так и согласных звуков. У 86% дошкольников

грубо нарушено звукопроизношение (17 – 20 несформированных звуков).

Характер нарушений произносительной стороны

речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних

этапах онтогенеза: часто отмечаются дефекты произношения

звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], нарушения йотации, озвончения,

смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков

как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам,

что свидетельствует о недоразвитии фонетического и фонематического

слуха.

Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и

процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают

ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская

передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной

оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести

восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса,

затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного

слова. Данные произносительные затруднения в значительной степени

тормозят овладение детьми лексико-грамматическими компонентами языка.

Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача

воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. По мнению У. В.

Ульенковой (2007, здесь большое значение имеют возраст, состояние

здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в

развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями

ребенка и своевременность организации коррекционно-педагогической

работы. В связи с этим необходимы раннее выявление отклонений в

развитии (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной

коррекционно-развивающей помощи.

Для полноценного когнитивного, речевого и личностного развития

каждого ребенка к приоритетным направлениям коррекционно-развивающего

воздействия следует отнести развитие моторики, формирование восприятия,

внимания, памяти различной модальности, наглядно-действенной и наглядно-

образной формы мышления, познавательной и творческой активности,

игровой деятельности. Правильно и своевременно выбранная стратегия

педагогического воздействия позволит в полной мере реализовать

возможности каждого воспитанника, приведет в движение механизмы,

лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике

дошкольника.

На начальных этапах создания в ДОУ воспитательной

коррекционно-развивающей речевой среды,

которая поспособствует максимально полному раскрытию

потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у

них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их

своевременному преодолению, должны решаться несколько задач.

Первая из них – диагностическая – состоит в определении уровня

нервно-психического развития, динамическом наблюдении

и педагогическом контроле за состоянием речи детей с целью раннего

выявления неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в речевом

развитии.

Вторая задача – профилактическая – ориентирована на

стимуляцию речевого развития в соответствии с закономерностями речевого

онтогенеза.

Третья – коррекционная – направлена на своевременное

преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии.

Принципиально важным при решении названных задач –

естественное и органическое встраивание в контексте проводимой в ДОУ

воспитательно-образовательной работы. Ведь

диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие

интегрируют в себе формы и средства всей педагогической работы по

развитию речи дошкольников, а также элементы сугубо логопедического

воздействия. Полноценная практическая реализация комплексного подхода к

коррекционно-развивающему и профилактическому воздействию опирается

на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые

расцениваются как активные и полноправные партнеры.

Рекомендуется следующая система работы в ДОУ по раннему

выявлению и профилактике речевых нарушений.

Координация диагностической деятельности воспитателей и

специалистов ДОУ возможна на основе создания и активной работы

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). За период

адаптации (1,5 – 2 мес.) педагоги, медицинские работники, логопед

наблюдают и диагностически обследуют детей, изучают особенности

семейных взаимоотношений, условия семейного воспитания. Полученные

данные фиксируют в индивидуальных картах нервно-психического развития,

отражают в психолого-педагогических характеристиках, предоставляемых

председателю ПМПк.

В ДОУ каждые три месяца проводятся консилиумы, где можно

обсуждать результаты диагностики и динамических наблюдений, выстраивать

индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с учетом

индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных

потребностей.

Перечислю основные направления коррекционно-развивающей

работы.

1. Комплексное исследование знаний, умений, навыков,

познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи

посредством нейропсихологического изучения и наблюдения за динамикой

психического развития.

2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой

положительной мотивации к различным видам продуктивной деятельности.

3. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и

индивидуально- типологических возможностей детей по

следующим направлениям:

— создание физиологического базиса для развития высших

психических функций (обеспечение полноценного физического развития,

оздоровление и закаливание организма; развитие общей, мелкой и

артикуляционной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы

посредством ритмических упражнений;

— формирование межанализаторного взаимодействия посредством

системы специальных кинезиологических игр и упражнений).

— развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование

эталонных представлений; мыслительной деятельности во взаимосвязи с

развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления,

мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного

умозаключающего мышления);

— умственных способностей через овладение действиями

замещения и наглядного моделирования в различных видах продуктивной

деятельности;

— творческих способностей.

4. Формирование различных направлений деятельности, их

мотивационных, ориентировочно-операционных и

регуляционных компонентов:

— развитие предметно-практической деятельности;

— целенаправленное формирование игровой деятельности;

предпосылок овладения учебной деятельностью: умений

контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении

заданий.

5. Развитие эмоционально-волевой и поведенческой сфер:

— развитие способности воспринимать и выражать эмоциональные

состояния при помощи действий и речевых высказываний;

— формирование способности к волевым усилиям, произвольной

регуляции поведения;

предупреждение и устранение аффективных, негативистских,

аутистических проявлений, отклонений в поведении.

6. Преодоление нарушений речевого развития:

— целенаправленное формирование функций

речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей);

— стимуляция речевой активности и поэтапное формирование

полноценной речевой деятельности;

— развитие структурных компонентов речевой системы в

соответствии с возрастными нормами.

7. Формирование коммуникативных способностей:

— механизмов психологической адаптации в коллективе

сверстников;

— обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых»контактов

со взрослыми и сверстниками посредством моделирования

ситуаций речевого общения. Практическая реализация данных направлений

осуществляется на групповых, под- групповых и индивидуальных занятиях.

Для детей от 2 до 4 лет, имеющих отставания в нервно-психическом

и речевом развитии, предлагаются следующие виды индивидуальных

коррекционно-развивающих занятий:

• с педагогом – для детей, имеющих проблемы в развитии

когнитивной сферы;

педагогом и логопедом – имеющих отставания в когнитивной

и речевой сферах;

• психологом – с нарушениями эмоционально-волевой сферы и

трудностями внутрисемейных взаимоотношений (формирование

межличностного взаимодействия в системе «мама – ребенок» или «ребенок –

ребенок»);

• музыкальным руководителем – с двигательными и эмоционально-

поведенческими нарушениями.

По итогам каждого коррекционно-развивающего периода (3

мес.)проводить заседание ПМПк, где педагоги, работающие с

ребенком, представляют психолого- педагогическую характеристику,

отражающую динамику его развития. При низкой динамике на заседание

консилиума приглашать родителей дошкольника (или лица, их заменяющие,

совместно с которыми намечать корректировку его индивидуального

образовательного маршрута, уточнять задачи, методические условия, формы

и приемы коррекционно-развивающей работы, указывать сроки ее

реализации и планируемые результаты.

Такое сотрудничество – основа планирования совместной

диагностико-профилактической и коррекционно- речевой работы,

направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной специальной

психолого-педагогической помощи детям с первых дней их пребывания в

ДОУ.



В раздел образования