Автор: Дронова Екатерина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4 "Алёнушка"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Информационный доклад для педагогов ДОУ
Тема: "Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у
детей ДОУ»
Своевременная диагностика нервно-психического развития детей
раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать
необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования
специальных занятий, упражнений и игр.
Уровень нервно-психического развития детей, поступающих в
детский сад, в большинстве случаев (до 86%) не соответствует возрастной
норме. Анализ анамнестических и медицинских данных показывает, что эти
отклонения в развитии обусловлены не только органическими поражениями
ЦНС детей, но и социально-педагогическими факторами.
Наибольшие трудности у дошкольников наблюдаются в развитии тех
функций, которые формируются в данный сензитивный период. Это прежде
всего активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку в данный
возрастной период именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию
как биологических, так и социальных неблагоприятных факторов.
В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии
данных функций, наиболее часто выявляется неблагоприятное
речевое воспитание ребенка при необоснованно завышенных речевых
требованиях (в 2 года ребенка с задержкой речевого развития старательно
обучают грамоте) либо заниженных (в семье
культивируется «лепетное» детское произношение, при котором не
учитываются речевые возможности малыша). Довольно часто отмечается
недостаточность стимуляции потребности в речевом общении при его низкой
активности. Так, при раннем просмотре телевизора, который не требует
обратной речевой реакции, коммуникация ребенка ограничивается
использованием жестов и мимики, тем самым задерживая речевое развитие.
По данным анализа результатов психолого-педагогического
обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития
наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к «группе риска» по
возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и
разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного
произношения как гласных, так и согласных звуков. У 86% дошкольников
грубо нарушено звукопроизношение (17 – 20 несформированных звуков).
Характер нарушений произносительной стороны
речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних
этапах онтогенеза: часто отмечаются дефекты произношения
звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], нарушения йотации, озвончения,
смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков
как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам,
что свидетельствует о недоразвитии фонетического и фонематического
слуха.
Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и
процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают
ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская
передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной
оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести
восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса,
затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного
слова. Данные произносительные затруднения в значительной степени
тормозят овладение детьми лексико-грамматическими компонентами языка.
Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача
воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. По мнению У. В.
Ульенковой (2007, здесь большое значение имеют возраст, состояние
здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в
развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями
ребенка и своевременность организации коррекционно-педагогической
работы. В связи с этим необходимы раннее выявление отклонений в
развитии (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной
коррекционно-развивающей помощи.
Для полноценного когнитивного, речевого и личностного развития
каждого ребенка к приоритетным направлениям коррекционно-развивающего
воздействия следует отнести развитие моторики, формирование восприятия,
внимания, памяти различной модальности, наглядно-действенной и наглядно-
образной формы мышления, познавательной и творческой активности,
игровой деятельности. Правильно и своевременно выбранная стратегия
педагогического воздействия позволит в полной мере реализовать
возможности каждого воспитанника, приведет в движение механизмы,
лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике
дошкольника.
На начальных этапах создания в ДОУ воспитательной
коррекционно-развивающей речевой среды,
которая поспособствует максимально полному раскрытию
потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у
них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их
своевременному преодолению, должны решаться несколько задач.
Первая из них – диагностическая – состоит в определении уровня
нервно-психического развития, динамическом наблюдении
и педагогическом контроле за состоянием речи детей с целью раннего
выявления неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в речевом
развитии.
Вторая задача – профилактическая – ориентирована на
стимуляцию речевого развития в соответствии с закономерностями речевого
онтогенеза.
Третья – коррекционная – направлена на своевременное
преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии.
Принципиально важным при решении названных задач –
естественное и органическое встраивание в контексте проводимой в ДОУ
воспитательно-образовательной работы. Ведь
диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие
интегрируют в себе формы и средства всей педагогической работы по
развитию речи дошкольников, а также элементы сугубо логопедического
воздействия. Полноценная практическая реализация комплексного подхода к
коррекционно-развивающему и профилактическому воздействию опирается
на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые
расцениваются как активные и полноправные партнеры.
Рекомендуется следующая система работы в ДОУ по раннему
выявлению и профилактике речевых нарушений.
Координация диагностической деятельности воспитателей и
специалистов ДОУ возможна на основе создания и активной работы
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). За период
адаптации (1,5 – 2 мес.) педагоги, медицинские работники, логопед
наблюдают и диагностически обследуют детей, изучают особенности
семейных взаимоотношений, условия семейного воспитания. Полученные
данные фиксируют в индивидуальных картах нервно-психического развития,
отражают в психолого-педагогических характеристиках, предоставляемых
председателю ПМПк.
В ДОУ каждые три месяца проводятся консилиумы, где можно
обсуждать результаты диагностики и динамических наблюдений, выстраивать
индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с учетом
индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных
потребностей.
Перечислю основные направления коррекционно-развивающей
работы.
1. Комплексное исследование знаний, умений, навыков,
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи
посредством нейропсихологического изучения и наблюдения за динамикой
психического развития.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой
положительной мотивации к различным видам продуктивной деятельности.
3. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и
индивидуально- типологических возможностей детей по
следующим направлениям:
— создание физиологического базиса для развития высших
психических функций (обеспечение полноценного физического развития,
оздоровление и закаливание организма; развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы
посредством ритмических упражнений;
— формирование межанализаторного взаимодействия посредством
системы специальных кинезиологических игр и упражнений).
— развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование
эталонных представлений; мыслительной деятельности во взаимосвязи с
развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления,
мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного
умозаключающего мышления);
— умственных способностей через овладение действиями
замещения и наглядного моделирования в различных видах продуктивной
деятельности;
— творческих способностей.
4. Формирование различных направлений деятельности, их
мотивационных, ориентировочно-операционных и
регуляционных компонентов:
— развитие предметно-практической деятельности;
— целенаправленное формирование игровой деятельности;
— предпосылок овладения учебной деятельностью: умений
контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении
заданий.
5. Развитие эмоционально-волевой и поведенческой сфер:
— развитие способности воспринимать и выражать эмоциональные
состояния при помощи действий и речевых высказываний;
— формирование способности к волевым усилиям, произвольной
регуляции поведения;
— предупреждение и устранение аффективных, негативистских,
аутистических проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление нарушений речевого развития:
— целенаправленное формирование функций
речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей);
— стимуляция речевой активности и поэтапное формирование
полноценной речевой деятельности;
— развитие структурных компонентов речевой системы в
соответствии с возрастными нормами.
7. Формирование коммуникативных способностей:
— механизмов психологической адаптации в коллективе
сверстников;
— обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых»контактов
со взрослыми и сверстниками посредством моделирования
ситуаций речевого общения. Практическая реализация данных направлений
осуществляется на групповых, под- групповых и индивидуальных занятиях.
Для детей от 2 до 4 лет, имеющих отставания в нервно-психическом
и речевом развитии, предлагаются следующие виды индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий:
• с педагогом – для детей, имеющих проблемы в развитии
когнитивной сферы;
• педагогом и логопедом – имеющих отставания в когнитивной
и речевой сферах;
• психологом – с нарушениями эмоционально-волевой сферы и
трудностями внутрисемейных взаимоотношений (формирование
межличностного взаимодействия в системе «мама – ребенок» или «ребенок –
ребенок»);
• музыкальным руководителем – с двигательными и эмоционально-
поведенческими нарушениями.
По итогам каждого коррекционно-развивающего периода (3
мес.)проводить заседание ПМПк, где педагоги, работающие с
ребенком, представляют психолого- педагогическую характеристику,
отражающую динамику его развития. При низкой динамике на заседание
консилиума приглашать родителей дошкольника (или лица, их заменяющие,
совместно с которыми намечать корректировку его индивидуального
образовательного маршрута, уточнять задачи, методические условия, формы
и приемы коррекционно-развивающей работы, указывать сроки ее
реализации и планируемые результаты.
Такое сотрудничество – основа планирования совместной
диагностико-профилактической и коррекционно- речевой работы,
направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной специальной
психолого-педагогической помощи детям с первых дней их пребывания в
ДОУ.