Напоминание

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МОДЕЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Захарова Эльмира Миназымовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40 "Радость"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МОДЕЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МОДЕЛИРУЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эльмира Миназымовна Захарова

Аннотация: В статье рассматривается технология моделирования как

способ формирования временных представлений у дошкольников. Показано,

что способ моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных

возможностей умственного воспитания, в том числе и развития временных

представлений

дошкольников.

Предложенная

система

работы

повышает

уровень знаний, умений и навыков, помогает справиться с трудностями,

которые возникают у детей при формировании понятий о времени.

Ключевые слова: временные представления, дошкольники, технология

моделирования, модели времени.

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста

является

важной

педагогической

задачей.

Этой

проблемой

занимались

следующие

педагоги

и

психологи:

Б.

Г.

Ананьев,

Л.

С.

Выготский,

В.

В.

Давыдов,

А.

В.

Запорожец,

С.

Л.

Рубинштейн,

А.

П.

Леушина,

Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Т. А. Мусейибова,

Е. Н. Лебеденко и другие [2].

Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует

введения в практику дошкольной образовательной организации различных

форм, методов, средств и технологий развития временных представлений у

детей. Одним из приоритетных средств развития временных представлений у

детей дошкольного возраста в настоящее время является моделирование.

Модель

это

образец

какого-нибудь

изделия

или

образец

для

изготовления

чего-нибудь,

а

также

предмет,

с

которого

воспроизводится

изображение [4].

В

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

широко

используются

вещественные

и

графические

модели

временных

эталонов.

Например,

графические модели (плоские и объемные) частей суток, недели, месяца и т.

п., вещественные модели (макет недели, календарь, механические, песочные

и электронные часы, календарь и т. п.).

В процессе ориентировки во времени дети знакомятся со следующими

моделями: части суток, сутки, неделя, времена года, год, часы. Так, старшим

дошкольникам

доступны

предметно-схематические

модели,

в

которых

существенные

признаки

и

связи

выражены

с

помощью

предметов-

заместителей, графических знаков, картинок-символов и т. д. [1]

Е.

И.

Щербакова

и

А.

И.

Фунтикова

[4]

четко

сформулировали

основные

задачи

ознакомления

с

временными

эталонами

с

помощью

объемной модели. Потому что, с точки зрения Е. И. Щербаковой, плоскостное

изображение временных эталонов – в виде замкнутых циклов – искажает суть

времени,

как

последовательности

существования

сменяющих

друг

друга

явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической

зависимости будущего с прошлым через настоящее.

Ею были созданы модели времени, позволяющие выйти из замкнутого

цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к

более достоверному. Эта – объемная модель времени в виде спирали. Так,

модель «Дни недели» включала один виток спирали, состоящий из семи

отрезков,

последовательно

окрашенных

в

разные

цвета,

соотнесенных

с

определенными

днями

недели.

Модель

«Времена

года»

отличалась

от

предыдущей плоскостной значительно большим размером и четырехцветным

решением.

Данные

модели,

по

мнению

Е.

И.

Щербаковой

и

А.

И.

Фунтиковой

[4],

помогут

педагогам

сформировать

у

детей

представления о времени и их основных характеристиках, позволят детям

заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть.

Опираясь на данную модель «Дни недели», педагог предлагает детям

вспомнить, какой день недели был вчера, какой сегодня и какой будет завтра.

После чего педагог просит назвать три дня недели, не называя их имен и

чисел. Дети, которые испытывают трудности в этом, могут опереться на

модель недели [3].

В соответствии с возрастом и реализуемой основной образовательной

программой следует обогащать развивающую предметно-пространственную

среду,

в

которой

имеется

математическая

зона,

различными

моделями,

дидактическими играми и игры-упражнения.

Как

отмечает

Л.

И.

Шинкаренко

[4],

содержание

развивающей

предметно-пространственной

среды

должно

периодически

обогащаться

и

включать

следующие

модели

для

формирования

математических

представлений

у

детей

старшего

дошкольного

возраста:

графические,

вещественные, знаковые и др.

Для определения уровня сформированности временных представлений

была

использованна методика

Е.И.

Щербаковой

«Диагностика

уровня

представления о времени у детей старшего дошкольного возраста».

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад

№ 40 «Радость» г. Новочебоксарска.

Диагностическое

обследование

позволило

выявить

особенности

сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного

возраста. У 3 детей (15%) экспериментальной группы и у 4 детей (20%)

контрольной

группы

выявлен

высокий

уровень

развития

временных

представлений.

На

среднем

уровне

находятся

45%

(9

д е т е й )

экспериментальной группы и 35% (7 детей) контрольной группы. Низкий

уровень продиагностирован у 8 детей (40%) экспериментальной группы и у 9

детей

(45%)

в

контрольной

группы. Проведенное

диагностическое

обследование позволило выявить особенности сформированности временных

представлений у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные

свидетельствуют о необходимости проведения системы работы по развитию

временных представлений у дошкольников 5-6 лет.

В

результате

реализации

системы

работы

у

детей

сформировались

такие знания, умения и навыки: представления о частях суток, их названиях,

последовательности;

представления

о

днях

недели,

их

названиях,

последовательности;

представления

о

месяцах,

их

н а з ва н и я х ,

последовательности;

представления

о

временах

года,

их

названиях,

последовательности, отличительных особенностях; умение определять время

по часам; умение работать с календарем; умение определять возраст людей

по внешним чертам.

После

проведенного

формирующего

этапа

произошли

позитивные

изменения, а именно 40% детей экспериментальной группы поднялись на

высокий

уровень

сформированности

временных

представлений.

В

контрольной

группе

динамика

выявлена

лишь

у

5%

испытуемых.

Реализованная система работы доказала свою эффективность.

Список литературы

1.

Белошистая,

А.

В.

Современные

программы

математического

образование

дошкольников

/

А.

В.

Белошистая.

Елец

:

Изд-во

Елецкого гос. ун-та, 2005. – 256 с.

2.

Рихтерман,

Т.

Д.

Формирование

приставлений

о

времени

у

детей

дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 48

с.

3.

Щербакова,

Е.

Формирование

временных

представлений

/

Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 3.

– С. 48-54.

4.

Шинкаренко,

Л.

И.

Использование

технологии

моделирования

при

формировании

у

дошкольников

временных

представлений

/

Л. И. Шинкаренко // Современное дошкольное образование. Теория и

практика. – 2013. – № 1. – С. 52-58.



В раздел образования