Автор: Захарова Эльмира Миназымовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40 "Радость"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МОДЕЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МОДЕЛИРУЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эльмира Миназымовна Захарова
Аннотация: В статье рассматривается технология моделирования как
способ формирования временных представлений у дошкольников. Показано,
что способ моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных
возможностей умственного воспитания, в том числе и развития временных
представлений
дошкольников.
Предложенная
система
работы
повышает
уровень знаний, умений и навыков, помогает справиться с трудностями,
которые возникают у детей при формировании понятий о времени.
Ключевые слова: временные представления, дошкольники, технология
моделирования, модели времени.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста
является
важной
педагогической
задачей.
Этой
проблемой
занимались
следующие
педагоги
и
психологи:
Б.
Г.
Ананьев,
Л.
С.
Выготский,
В.
В.
Давыдов,
А.
В.
Запорожец,
С.
Л.
Рубинштейн,
А.
П.
Леушина,
Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Т. А. Мусейибова,
Е. Н. Лебеденко и другие [2].
Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует
введения в практику дошкольной образовательной организации различных
форм, методов, средств и технологий развития временных представлений у
детей. Одним из приоритетных средств развития временных представлений у
детей дошкольного возраста в настоящее время является моделирование.
Модель
–
это
образец
какого-нибудь
изделия
или
образец
для
изготовления
чего-нибудь,
а
также
предмет,
с
которого
воспроизводится
изображение [4].
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
широко
используются
вещественные
и
графические
модели
временных
эталонов.
Например,
графические модели (плоские и объемные) частей суток, недели, месяца и т.
п., вещественные модели (макет недели, календарь, механические, песочные
и электронные часы, календарь и т. п.).
В процессе ориентировки во времени дети знакомятся со следующими
моделями: части суток, сутки, неделя, времена года, год, часы. Так, старшим
дошкольникам
доступны
предметно-схематические
модели,
в
которых
существенные
признаки
и
связи
выражены
с
помощью
предметов-
заместителей, графических знаков, картинок-символов и т. д. [1]
Е.
И.
Щербакова
и
А.
И.
Фунтикова
[4]
четко
сформулировали
основные
задачи
ознакомления
с
временными
эталонами
с
помощью
объемной модели. Потому что, с точки зрения Е. И. Щербаковой, плоскостное
изображение временных эталонов – в виде замкнутых циклов – искажает суть
времени,
как
последовательности
существования
сменяющих
друг
друга
явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической
зависимости будущего с прошлым через настоящее.
Ею были созданы модели времени, позволяющие выйти из замкнутого
цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к
более достоверному. Эта – объемная модель времени в виде спирали. Так,
модель «Дни недели» включала один виток спирали, состоящий из семи
отрезков,
последовательно
окрашенных
в
разные
цвета,
соотнесенных
с
определенными
днями
недели.
Модель
«Времена
года»
отличалась
от
предыдущей плоскостной значительно большим размером и четырехцветным
решением.
Данные
модели,
по
мнению
Е.
И.
Щербаковой
и
А.
И.
Фунтиковой
[4],
помогут
педагогам
сформировать
у
детей
представления о времени и их основных характеристиках, позволят детям
заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть.
Опираясь на данную модель «Дни недели», педагог предлагает детям
вспомнить, какой день недели был вчера, какой сегодня и какой будет завтра.
После чего педагог просит назвать три дня недели, не называя их имен и
чисел. Дети, которые испытывают трудности в этом, могут опереться на
модель недели [3].
В соответствии с возрастом и реализуемой основной образовательной
программой следует обогащать развивающую предметно-пространственную
среду,
в
которой
имеется
математическая
зона,
различными
моделями,
дидактическими играми и игры-упражнения.
Как
отмечает
Л.
И.
Шинкаренко
[4],
содержание
развивающей
предметно-пространственной
среды
должно
периодически
обогащаться
и
включать
следующие
модели
для
формирования
математических
представлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста:
графические,
вещественные, знаковые и др.
Для определения уровня сформированности временных представлений
была
использованна методика
Е.И.
Щербаковой
«Диагностика
уровня
представления о времени у детей старшего дошкольного возраста».
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад
№ 40 «Радость» г. Новочебоксарска.
Диагностическое
обследование
позволило
выявить
особенности
сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного
возраста. У 3 детей (15%) экспериментальной группы и у 4 детей (20%)
контрольной
группы
выявлен
высокий
уровень
развития
временных
представлений.
На
среднем
уровне
находятся
45%
(9
д е т е й )
экспериментальной группы и 35% (7 детей) контрольной группы. Низкий
уровень продиагностирован у 8 детей (40%) экспериментальной группы и у 9
детей
(45%)
в
контрольной
группы. Проведенное
диагностическое
обследование позволило выявить особенности сформированности временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные
свидетельствуют о необходимости проведения системы работы по развитию
временных представлений у дошкольников 5-6 лет.
В
результате
реализации
системы
работы
у
детей
сформировались
такие знания, умения и навыки: представления о частях суток, их названиях,
последовательности;
представления
о
днях
недели,
их
названиях,
последовательности;
представления
о
месяцах,
их
н а з ва н и я х ,
последовательности;
представления
о
временах
года,
их
названиях,
последовательности, отличительных особенностях; умение определять время
по часам; умение работать с календарем; умение определять возраст людей
по внешним чертам.
После
проведенного
формирующего
этапа
произошли
позитивные
изменения, а именно 40% детей экспериментальной группы поднялись на
высокий
уровень
сформированности
временных
представлений.
В
контрольной
группе
динамика
выявлена
лишь
у
5%
испытуемых.
Реализованная система работы доказала свою эффективность.
Список литературы
1.
Белошистая,
А.
В.
Современные
программы
математического
образование
дошкольников
/
А.
В.
Белошистая.
–
Елец
:
Изд-во
Елецкого гос. ун-та, 2005. – 256 с.
2.
Рихтерман,
Т.
Д.
Формирование
приставлений
о
времени
у
детей
дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 48
с.
3.
Щербакова,
Е.
Формирование
временных
представлений
/
Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 3.
– С. 48-54.
4.
Шинкаренко,
Л.
И.
Использование
технологии
моделирования
при
формировании
у
дошкольников
временных
представлений
/
Л. И. Шинкаренко // Современное дошкольное образование. Теория и
практика. – 2013. – № 1. – С. 52-58.