Авторы: Штарклова Алеся Юрьевна, Велижанская Наталья Ивановна
Должность: преподаватели специальных дисциплин
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова
Населённый пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел: среднее профессиональное
Социализация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в техникуме ГБПОУ ПГТ им.
В.П. Романова в период прохождения практик.
Данная статья знакомит читателей с основными проблемами социализации детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в техникуме ГБПОУ ПГТ им. В.П. Романова в период прохождения
практик.
Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений,
образцов
поведения,
социальных
норм
и
ценностей,
позволяющих
ему
функционировать
в
качестве
полноправного члена общества.
Ключевые слова: социализация, дети-сироты, практика, трудовой коллектив, процесс обучения.
This article is about the main problems of children’s socialization moreover orphans and children deprived of
parental care in GPBOU PGT im V.P. Romanov college during the student’s practice. Socialization is a process of
learning of a certain system of knowledge and skills by a person, behavior pattern, social standards and values allowing
this person to be a full member of society.
Keywords: socialization, orphans, practice, labor collective, learning process.
Социализация
человека
осуществляется
в
процессе
его
взаимодействия
с
многообразными
и
многочисленными
факторами,
группами,
организациями,
агентами,
с
помощью
различных
средств
и
механизмов.
От
того,
как
происходит
это
взаимодействие
в
стихийной,
относительно
направляемой
и
относительно
социально
контролируемой
социализации,
во
многом
зависит
само
изменение
человека
на
протяжении его жизни, и в целом – его социализированность. Социализированность рассматривается как
усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут
характеризовать его на следующей стадии развития. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома
показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:
– не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;
– есть существенные трудности в общении с окружающими;
– неумение противостоять асоциальным явлениям;
– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.
Таким образом, социализация детей сирот детей и детей, оставшихся без попечения родителей, – это
сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности обучающихся.
Это и способствовало выбору темы нашего исследования.
Ежегодно
воспитанники
интернатов,
детских
домов
и
дети,
оставшиеся
без
попечения
родителей,
начинают самостоятельную жизнь: поступают для продолжения образования в техникумы и ВУЗы нашего
города.
Как показывает опыт, выпускники детских домов и интернатов выходят во взрослую жизнь практически
не подготовленными, и прежде всего не социализированными.
В процессе обучения в техникуме происходит взросление подростков,
что накладывает проблемы с
социализацией к новым условиям жизни.
В системе профессионального образования, ориентированной на потребности экономики в трудовых
ресурсах,
компетенции
лежат
в
основе
проектирования
нормативных
требований
к
качеству
результатов
процесса обучения, их оценки. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения
определяет,
что
содержание
образования
должно
обеспечивать:
адекватный
мировому
уровень
общей
и
профессиональной
культуры
общества;
интеграцию
личности
в
национальную
и
мировую
культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на
совершенствование
этого
общества;
формирование
духовно-нравственной
личности.
При
этом
модульно-
компетентный подход решает задачу формирования конкретной профессиональной квалификации, открывает
возможность инвестирования работодателем тех направлений подготовки кадров, в которых он в наибольшей
мере заинтересован.
На первом этапе исследования выделены компетенции, которые формировались в процессе социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в техникуме ГБПОУ ПГТ им. В.П. Романова в
период прохождения практик. К ним отнесены учебно-профессиональные компетенции: образовательная -
владение специфическими для данной профессии: технологическая - владение профессиональными умениями
и общие - это универсальные компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его
успехом
в
профессиональной
деятельности
в
изменяющемся
обществе
(рефлексивная,
познавательная,
ценностно-смысловая, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, специальная, мотивационная и
э м о ц и о н а л ь н а я
к о м п е т е н ц и и ) .
У детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах на полном государственном обеспечении
появляется иждивенческая позиция ( «нам должны», «дайте»), отсутствуют трудовые навыки, бережливость и
ответственность, поэтому детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в техникуме подводят к
осознанному пониманию, что трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств – это воспитание будущего
жизненного уровня, благосостояния, перспектив. Средние профессиональные учебные заведения являются
важнейшими институтами социализации для такой категории подростков.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и
требования
работодателей
к
современному
специалисту
ориентированы
на
умения
студентов
к
самостоятельной
деятельности
и
владение
практическими
навыками,
которые
формируются
в
процессе
прохождения различных видов практик: учебной, технологической, преддипломной.
Количество
с т уд е н т о в - с и р о т
и
студентов,
оставшихся
б е з
п о п е ч е н и я
родителей, а также лиц
из их числа
2017-2018
учебный год
2018-2019
учебный год
2019-2020
учебный год
27
29
48
Учебная
практика
проводится
в
учебных
мастерских
под
руководством
мастера
производственного
обучения, продолжительность учебной практики 180 часов. В период учебной практики студенты овладевают
навыками выполнения технологических операций, которые выполняются на технологическом оборудовании,
используя
токарные,
сверлильные
станки.
Учатся
работать
с
напильником,
паяльником.
Мастер
производственного обучения
особое внимание уделяет работе
со студентами – сиротами
и студентами,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, так как многие студенты никогда не работали с
такими слесарными инструментами как: молоток, отвертка, напильник.
Для прохождения производственной и преддипломной практик администрация ГБПОУ ПГТ им. В.
П.Романова заключила договора с такими предприятиями как: АО «СУЭК - Кузбасс», ООО «Шахта №12», «УК»
«Кузбассразрезуголь», ООО «ГОФ Прокопьевская», А.О. «Разрез Октябринский», ООО «Сибэнергоуголь»,
ООО
«СибАвтоцентр»,
ООО
«Распадская
угольная
компания»,
ООО
«Энергоуголь»,
АО
«Прокопьевский
угольный разрез». На всех предприятиях за студентами – сиротами и студентами, оставшихся без попечения
родителей,
а
также
лиц
из
их
числа,
закрепляются
наставники,
до
предприятия
доставка
производится
служебным
транспортом,
обязательно
практика
оплачивается.
Благодаря,
опытным
наставникам
студенты
получают опыт работы на предприятии и понимают, что они теперь являются членами определенного трудового
коллектива и должны выполнять требования техники безопасности и соблюдать трудовую дисциплину. В этот
период студенты понимают, что от того как они выполнят возложенную на них работу зависит заработная
плата многих членов коллектива.
Из проведенного анкетирования студенты особо отмечали доброжелательное отношение руководства,
высокий
уровень
образования
наставников,
получение
опыта
работы
в
трудовом
коллективе,
достойная
заработная плата.
Проблематика профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в техникуме ГБПОУ ПГТ им. В.П. Романова в период прохождения практик не может быть исчерпана в рамках
одного исследования, и опыта нашего образовательного учреждения. Проведенная работа лишь открывает
данную
нишу
для
проведения
дальнейших
исследований,
и
распространения
опыта
другими
учебными
заведениями. Таким образом, привлечение внимания общества к рассматриваемой проблеме способствует
осознанию социальным большинством России того, что решить ее возможно лишь при условии реальной
заинтересованности
работодателей
в
трудоустройстве детей
–
сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей, и признания общей ответственности за их судьбу.