Автор: Василенко Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Электроугли, Богородский округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
Раздел: дошкольное образование
Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста с использованием блоков Дьенеша
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор
фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.
Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике
используются:
три цвета (красный, желтый, синий),
четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),
по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины
(тонкий и толстый).
В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и меньшим
числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по
толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом,
формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по
всем свойствам.
Для работы с детьми одной группы на протяжении старшей и
подготовительной групп мы используем набор блоков для каждого ребенка.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых
условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Карточки могут быть демонстрационные и раздаточные.
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к
замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать
информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе
выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного
мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств –
мостик к словесно-логическому мышлению.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и
действиями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки
зрения общего интеллектуального развития.
К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование,
сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а
также логические операции «не», «и», «или».
Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала
элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них
способность действовать в уме, осваивать представления о числах и
геометрических фигурах, пространственную ориентацию.
В процессе разнообразных действий с блоками Дьенеша дети сначала
осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство
(цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать
предметы по одному из этих свойств. Затем, они овладевают умениями
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по
двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.),
Несколько позже, по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и
толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме,
размеру и толщине).
Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать
одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и
обобщать.
Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на
развитие логического мышления детей
Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:
1.
для развития умений выявлять и абстрагировать свойства,
2.
для развития умений сравнивать предметы по их свойствам,
3.
для развития способности к логическим действия и операциям.
1.
Игры упражнения развивают у малышей умения оперировать одним
свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других,
сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).
С их помощью дети получают первые представления о замещении свойств
знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при
выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не
позволяет достичь верного результата. К первой группе можно отнести такие
игры и упражнения, как:
- «Найди клад»,
- «Помоги муравьишкам»;
- «Необычные фигуры»;
- «Найди нужную фигуру и другие.
С помощью игр и упражнений 2 варианта развиваются умения оперировать
сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать,
классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они
даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком
умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать
предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по
заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно
переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно
предложить такие игры и упражнения, как:
- «Дорожки»,
- «Домино» и другие.
3.
Игры и упражнения формируют умения оперировать сразу тремя
свойствами. Подробнее об играх и упражнениях этого варианта – в
разделе «Методические рекомендации по организации игровой
деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного
возраста».
Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и
операции), не адресуются конкретному возрасту. Так как дети одного
календарного возраста могут иметь различный психологический возраст.
Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой
ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.
Используемая литература:
1.
Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-
сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.
2.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и
родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-
головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-
Пресс, 2002. – 191 с.
3.
Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.:
Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
4.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –
Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.
5.
Михайлова, Носова: Логико-математическое развитие дошкольников.
Игры с логич.блоками Дьенеша и цв. палочками Кюизенера ФГОС.
6.
Ильясова К. К. «Использование логических блоков Дьенеша в
интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» « Молодой
ученый» — 2015. — № 22.4. — С. 35-40.