Напоминание

Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша


Автор: Василенко Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Электроугли, Богородский округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного

возраста с использованием блоков Дьенеша

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор

фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.

Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике

используются:

три цвета (красный, желтый, синий),

четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),

по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины

(тонкий и толстый).

В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и меньшим

числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по

толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом,

формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по

всем свойствам.

Для работы с детьми одной группы на протяжении старшей и

подготовительной групп мы используем набор блоков для каждого ребенка.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых

условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Карточки могут быть демонстрационные и раздаточные.

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к

замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать

информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе

выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного

мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств –

мостик к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и

действиями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки

зрения общего интеллектуального развития.

К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование,

сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а

также логические операции «не», «и», «или».

Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала

элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них

способность действовать в уме, осваивать представления о числах и

геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

В процессе разнообразных действий с блоками Дьенеша дети сначала

осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство

(цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать

предметы по одному из этих свойств. Затем, они овладевают умениями

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по

двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.),

Несколько позже, по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и

толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме,

размеру и толщине).

Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать

одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и

обобщать.

Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на

развитие логического мышления детей

Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:

1.

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства,

2.

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам,

3.

для развития способности к логическим действия и операциям.

1.

Игры упражнения развивают у малышей умения оперировать одним

свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других,

сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

С их помощью дети получают первые представления о замещении свойств

знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при

выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не

позволяет достичь верного результата. К первой группе можно отнести такие

игры и упражнения, как:

- «Найди клад»,

- «Помоги муравьишкам»;

- «Необычные фигуры»;

- «Найди нужную фигуру и другие.

С помощью игр и упражнений 2 варианта развиваются умения оперировать

сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать,

классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они

даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком

умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать

предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по

заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно

переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно

предложить такие игры и упражнения, как:

- «Дорожки»,

- «Домино» и другие.

3.

Игры и упражнения формируют умения оперировать сразу тремя

свойствами. Подробнее об играх и упражнениях этого варианта – в

разделе «Методические рекомендации по организации игровой

деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного

возраста».

Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и

операции), не адресуются конкретному возрасту. Так как дети одного

календарного возраста могут иметь различный психологический возраст.

Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой

ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Используемая литература:

1.

Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-

сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.

2.

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и

родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-

головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-

Пресс, 2002. – 191 с.

3.

Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.:

Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.

4.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –

Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.

5.

Михайлова, Носова: Логико-математическое развитие дошкольников.

Игры с логич.блоками Дьенеша и цв. палочками Кюизенера ФГОС.

6.

Ильясова К. К. «Использование логических блоков Дьенеша в

интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» « Молодой

ученый» — 2015. — № 22.4. — С. 35-40.



В раздел образования