Напоминание

Инклюзивное образование


Авторы: Петрушина Анжелика Геннадьевна, Барсукова Вера Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский монтажный колледж"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья "Сопровождение обучающихся с ОВЗ
Тема: Инклюзивное образование
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогические чтения

КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж»

ТЕМА: «Инклюзивное образование. Сопровождение обучающихся с ОВЗ»

Обобщенное сообщение по итогам курсов повышения квалификации

Докладчики:

В.Б. Барсукова

А.Г. Харлова

В настоящее время, в рамках реформы российского образования,

осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и

социализации детей с ограниченными возможностями развития в условиях СПО.

Эта проблема, является актуальной и требующей должного внимания, так как

количество детей с врожденными и приобретенными пороками психического,

умственного, физического развития с каждым годом растет.

Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов,

детей с ОВЗ является их обучение. Создание безбарьерной среды в процессе

обучения и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями

–цель инклюзивного образования. Инклюзивное образование стремится признать,

что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и

обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных

потребностей в обучении.

Инклюзия

(включение)

погружение всех учащихся в образовательный

процесс.

Основа идеи «включения» - это обучение детей с особыми потребностями не

в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных. Такой подход

вовлекает всех детей в естественную жизнь коллектива, стирает границы в

нормальных отношениях и исключает или, по крайней мере, во много раз

уменьшает ошибки формирования личности будущего взрослого человека.

Инклюзивное образование:

-

дает равные возможности для каждого ребенка, это необходимое условие создания

действительно

инклюзивного

общества,

где

каждый

сможет

чувствовать

себя

востребованным и ощущать свою цельность и уникальность;

-

применяются различные

технологии, здесь мы понимаем те технологии, которые

ведут к созданию условий для качественного и доступного образования всех без

исключения детей;

-

и

используем

индивидуальный

подход,

который

предполагает

разработку

соответствующих

мер

педагогического

воздействия

с

учетом

выявленных

особенностей.

Восемь принципов

инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что

они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Главные преимущества инклюзивного образования:

1.

У ребенка появляется уверенность в себе;

2.

Общение со сверстниками;

3.

Воспитание отзывчивости у здоровых детей;

4.

Адаптация и интеграция в социум;

5.

Полноценное образование;

6.

Понимание проблем инвалидов и улучшение социальной системы.

Общий подход для инклюзивного образования – это функциональный подход.

Смысл этого подхода в следующем: неважно каким способом, главное чтобы

поставленная задача была выполнена.

Навык легче осваивается в ситуации функциональной востребовонности (в

естественной среде) в особенности, если обучает этому навыку человек, который

постоянно присутствует в жизни ребенка. Необходимо дать возможность каждому

ребёнку

с

учётом

его

интересов

и

потребностей

полностью

реализовать

свой

потенциал.

Основным приёмом реализации функционального подхода является обучение

детей через уменьшение доли участия педагога. То есть - пошаговая разбивка на

этапы освоения умений и навыков, с последующим их изучением, освоением,

закреплением и применением уже самим учащимся на следующем этапе без

участия педагога (педагог-наблюдатель). В конечном итоге, это может быть

совместное проведение мастер-классов…

С целью осмысления результатов обучения (для того, чтобы лучше и чётче

увидеть результат, рост обучающегося), также необходимо каждый этап разбить на

составные элементы (простые – сложные; лёгкие – тяжелые), для выбора

оптимально времени, необходимого для выполнения и конкретного действия (1-2

или несколько).

Нахождение в обществе для ребёнка с ОВЗ – это, прежде всего, его успешная

коммуникация, которая напрямую зависит от остальных жизненных сфер

(активность, физическое здоровье, социальное развитие, самостоятельность,

академические знания и т.д.). Задача педагога, определить направления

деятельности, чтобы через учебный план наиболее оптимально повлиять на

реализацию жизненно важных функций и устранить (или уменьшить) затруднения

при коммуникации.

Невозможно развить в ребёнке с ОВЗ то, чего у него нет! Для этого

необходимо более детально изучить сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы при

помощи сильных сторон повлиять и улучшить слабые (кто не может, что не

может и почему, а также что может и на что опираться).

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме

образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с

ОВЗ. Здесь особое значение приобретает тьюторство. Такой педагог не только

обучает, но и сопровождает, поддерживает, защищает, помогает, со-действует и

взаимодействует.

Включение каждого ребёнка с ограниченными возможностями или особыми

потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению –

это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет

личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как

гуманность, толерантность, готовность к помощи.

26.02.2019г.



В раздел образования