Авторы: Петрушина Анжелика Геннадьевна, Барсукова Вера Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский монтажный колледж"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья "Сопровождение обучающихся с ОВЗ
Тема: Инклюзивное образование
Раздел: среднее профессиональное
Педагогические чтения
КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж»
ТЕМА: «Инклюзивное образование. Сопровождение обучающихся с ОВЗ»
Обобщенное сообщение по итогам курсов повышения квалификации
Докладчики:
В.Б. Барсукова
А.Г. Харлова
В настоящее время, в рамках реформы российского образования,
осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и
социализации детей с ограниченными возможностями развития в условиях СПО.
Эта проблема, является актуальной и требующей должного внимания, так как
количество детей с врожденными и приобретенными пороками психического,
умственного, физического развития с каждым годом растет.
Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов,
детей с ОВЗ является их обучение. Создание безбарьерной среды в процессе
обучения и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями
–цель инклюзивного образования. Инклюзивное образование стремится признать,
что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и
обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных
потребностей в обучении.
Инклюзия
(включение)
– погружение всех учащихся в образовательный
процесс.
Основа идеи «включения» - это обучение детей с особыми потребностями не
в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных. Такой подход
вовлекает всех детей в естественную жизнь коллектива, стирает границы в
нормальных отношениях и исключает или, по крайней мере, во много раз
уменьшает ошибки формирования личности будущего взрослого человека.
Инклюзивное образование:
-
дает равные возможности для каждого ребенка, это необходимое условие создания
действительно
инклюзивного
общества,
где
каждый
сможет
чувствовать
себя
востребованным и ощущать свою цельность и уникальность;
-
применяются различные
технологии, здесь мы понимаем те технологии, которые
ведут к созданию условий для качественного и доступного образования всех без
исключения детей;
-
и
используем
индивидуальный
подход,
который
предполагает
разработку
соответствующих
мер
педагогического
воздействия
с
учетом
выявленных
особенностей.
Восемь принципов
инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Главные преимущества инклюзивного образования:
1.
У ребенка появляется уверенность в себе;
2.
Общение со сверстниками;
3.
Воспитание отзывчивости у здоровых детей;
4.
Адаптация и интеграция в социум;
5.
Полноценное образование;
6.
Понимание проблем инвалидов и улучшение социальной системы.
Общий подход для инклюзивного образования – это функциональный подход.
Смысл этого подхода в следующем: неважно каким способом, главное чтобы
поставленная задача была выполнена.
Навык легче осваивается в ситуации функциональной востребовонности (в
естественной среде) в особенности, если обучает этому навыку человек, который
постоянно присутствует в жизни ребенка. Необходимо дать возможность каждому
ребёнку
с
учётом
его
интересов
и
потребностей
полностью
реализовать
свой
потенциал.
Основным приёмом реализации функционального подхода является обучение
детей через уменьшение доли участия педагога. То есть - пошаговая разбивка на
этапы освоения умений и навыков, с последующим их изучением, освоением,
закреплением и применением уже самим учащимся на следующем этапе без
участия педагога (педагог-наблюдатель). В конечном итоге, это может быть
совместное проведение мастер-классов…
С целью осмысления результатов обучения (для того, чтобы лучше и чётче
увидеть результат, рост обучающегося), также необходимо каждый этап разбить на
составные элементы (простые – сложные; лёгкие – тяжелые), для выбора
оптимально времени, необходимого для выполнения и конкретного действия (1-2
или несколько).
Нахождение в обществе для ребёнка с ОВЗ – это, прежде всего, его успешная
коммуникация, которая напрямую зависит от остальных жизненных сфер
(активность, физическое здоровье, социальное развитие, самостоятельность,
академические знания и т.д.). Задача педагога, определить направления
деятельности, чтобы через учебный план наиболее оптимально повлиять на
реализацию жизненно важных функций и устранить (или уменьшить) затруднения
при коммуникации.
Невозможно развить в ребёнке с ОВЗ то, чего у него нет! Для этого
необходимо более детально изучить сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы при
помощи сильных сторон повлиять и улучшить слабые (кто не может, что не
может и почему, а также что может и на что опираться).
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме
образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с
ОВЗ. Здесь особое значение приобретает тьюторство. Такой педагог не только
обучает, но и сопровождает, поддерживает, защищает, помогает, со-действует и
взаимодействует.
Включение каждого ребёнка с ограниченными возможностями или особыми
потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению –
это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет
личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как
гуманность, толерантность, готовность к помощи.
26.02.2019г.