Авторы: Рукавишников Никита Игоревич, Коробченко Андрей Иванович
Должность: студент, доцент кафедры фкис
Учебное заведение: Иркутский государственный университет путей сообщения
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Основы общей и специальной физической подготовки. Анализ физической подготовленности студентов первого курса ВУЗа"
Раздел: высшее образование
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
«Иркутский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО ИрГУПС)
Факультет «Системы обеспечения движения поездов»
Кафедра «Физическая культура и спорт»
Научная статья на тему:
«Основы общей и специальной физической подготовки. Анализ физической
подготовленности студентов первого курса ВУЗа»
Выполнил
Проверил
студент гр. СОД.4-16-1
доцент каф. ФКиС
Рукавишников Н.И.
Коробченко А.И.
____________________
____________________
«____» __________ 2019 г.
«____» __________ 2019 г.
Иркутск 2019
Содержание
Введение
1. Основы общей и специальной физической подготовки
Спортивная подготовка
3
1.1.
Понятия общей и специальной физической подготовки
3
1.2.
Спортивная подготовка
4
1.3.
Физическая подготовка
6
1.4.
Средства спортивной подготовки
7
1.5.
Организация и структура отдельного тренировочного занятия
8
1.6.
Физические нагрузки и их дозирование
12
2. Анализ физической подготовленности студентов первого курса
18
Заключение
23
Список используемой литературы
24
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Основы общей и специальной физической подготовки. Спортивная подготовка
Понятия общей и специальной физической подготовки
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на
воспитание
физических
качеств
и
развитие
функциональных
возможностей,
создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека.
Понятием
«физическая
подготовка»
пользуются
тогда,
когда
необходимо
подчеркнуть
прикладную
направленность
физического
воспитания
по
отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельности. Различают
общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку
(СФП).
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования
двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное
физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных
возможностей,
общей
работоспособности,
является
основой
(базой)
для
специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере
деятельности
или
виде
спорта.
Средствами
ОФП
являются
физические
упражнения
(бег,
плавание,
спортивные
и
подвижные
игры,
лыжный
спорт,
велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и
гигиенические факторы. С ОФП связано достижение физического совершенства
—
уровня
здоровья
и
всестороннего
развития
физических
способностей,
соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что
в
сферу
занятий
физическими
упражнениями
с
общеподготовительной
направленностью
вовлекаются
практически
все
слои
населения
—
от
младенческого до пожилого возраста.
Задачами
ОФП
являются:
1)
укрепление
и
сохранение
здоровья,
совершенствование
телосложения,
гармоничное
физическое
развитие,
поддержание общего уровня функциональных возможностей организма,
многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности; 2) развитие всех
основных физических качеств — силы, выносливости, гибкости, быстроты и
ловкости;
3)
создание
базовой
основы
для
специальной
физической
подготовленности
к
конкретным
видам
деятельности
—
трудовой,
военной,
бытовой и т.д.
ОФП — основная целевая задача педагогического процесса физического
воспитания
студенческой
молодежи,
ориентированная
на
укрепление
их
здоровья,
повышение
общей
работоспособности
и
эффективности
учебного
труда. Однако следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая
подготовленность
зачастую
не
может
обеспечить
успеха
в
подготовке
к
конкретному
виду
профессии
или
виду
спорта.
В
этих
случаях
необходима
дополнительная
специальная
подготовка:
в
области
спорта
—
специальная
физическая подготовка, в профессиональной деятельности — профессионально-
прикладная физическая подготовка.
Специальная
физическая
подготовка (СФП)
характеризуется
уровнем
развития физических способностей, возможностей органов и функциональных
систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Спортивная подготовка
Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в
процессе спортивной тренировки.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Термин «спортивная тренировка» в значительной мере совпадает по своему
содержанию с термином «подготовка спортсменов». Вместе с тем их необходимо
различать. Подготовка спортсмена — понятие более широкое.
Спортивная
подготовка —
это
целесообразное
использование
знаний,
средств,
методов
и
условий,
позволяющее
направленно
воздействовать
на
развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к
спортивным
достижениям.
Спортивная
подготовка
включает
техническую,
тактическую,
психическую и физическую подготовку спортсмена.
Спортивная тренировка — это та часть подготовки спортсмена, которая
построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет
какие-либо
физические
упражнения,
то
это
значит,
что
в
ходе
подготовки
осуществляется
спортивная
тренировка.
Если
же
он
изучает
особенности
соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в
этом случае подготовка проводится, а тренировка нет. Положительный эффект
тренировки
должен
выражаться
в
повышенном
уровне
функциональных
возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности.
Функциональное состояние спортсмена, его тренированность — главный объект
управления
в
процессе
спортивной
тренировки.
В
свою
очередь,
система
подготовки спортсмена включает такие процессы, как соревнование, спортивную
тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.
В тренировочной, и особенно в соревновательной, деятельности ни один из
видов спортивной подготовки не проявляется изолированно. Они объединяются в
сложный
многофункциональный
процесс,
направленный
на
достижение
наивысших спортивных результатов.
Техническая
подготовка —
обучение
технике
действий,
выполняемых
в
соревнованиях или служащих средствами тренировки. В процессе технической
подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, осваивает
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
соответствующие
двигательные
умения
и
навыки,
доводя
их
до
возможно
высокой степени совершенства.
Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических
основ
спортивной
тактики,
практическое
освоение
тактических
приемов,
их
комбинации,
вариантов,
воспитание
тактического
мышления
и
других
способностей, определяющих тактическое мастерство.
Основным
содержанием
психической
подготовки
является
воспитание
волевых способностей: целеустремленности, решительности и смелости,
настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, самостоятельности и
инициативности. Психическая подготовка осуществляется в процессе тренировок
с постепенно возрастающими трудностями и в соревновательных условиях.
Физическая подготовка
Как уже указывалось выше, физическая подготовка разделяется на общую и
специальную
физическую
подготовку.
Каждый
вид
спорта
предъявляет
свои
специфические
требования
к
физической
подготовленности
спортсмена
—
уровню развития отдельных физических качеств, функциональных возможностей
и
телосложению.
Поэтому
имеются
определенные
различия
в
содержании
и
методике физической подготовки в том или ином виде спорта и у спортсменов
различного
возраста
и
квалификации.
Соотношение
ОФП
и
СФП
в
тренировочном процессе зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и
индивидуальных
особенностей
спортсмена,
вида
спорта,
этапов
и
периодов
тренировочного
процесса.
В
процессе
многолетней
тренировки
с
ростом
мастерства
спортсмена
увеличивается
удельный
вес
средств
СФП
и,
соответственно,
уменьшается
объем
средств
ОФП.
Эффективность
тренировочного процесса можно определять по качеству таких понятий, как
тренированность, подготовленность, спортивная форма.
Тренированность спортсмена
характеризуется
степенью
функционального
приспособления
организма
к
предъявляемым
тренировочным
нагрузкам,
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
формирующаяся
в
результате
систематических
физических
упражнений
и
способствующая повышению работоспособности.
Тренированность подразделяется на общую и специальную.
Общая
тренированность
формируется
под
воздействием
упражнений
общеразвивающего
характера,
повышающих
функциональные
возможности
организма.
Специальная
тренированность
приобретается
вследствие
выполнения
конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта.
Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации
спортсмена и выражается в:
— повышении уровня функциональных возможностей его организма;
— специфической и общей работоспособности;
— достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.
Подготовленность — это комплексный результат физической, технической,
тактической, психической подготовок спортсмена.
Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена,
характеризующаяся
его
способностью
к
одновременной
реализации
в
соревновательной
деятельности
различных
сторон
подготовки
спортсмена
(технической, физической, тактической, психической). Спортивная форма связана
с
проявлением
комплексного
восприятия
соревновательной
деятельности
в
избранном виде спорта: «чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча» и т.д.
Средства спортивной подготовки
Основными специфическими средствами спортивной подготовки являются
физические
упражнения
-
соревновательные,
специально-подготовительные
и
общеподготовительные.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Соревновательные
упражнения —
это
целостные
двигательные
действия
(либо
совокупность
двигательных
действий),
которые
являются
средством
соревновательной
борьбы
в
избранном
виде
спорта
и
выполняются
по
возможности в соответствии с правилами соревнований по этому виду спорта.
Например,
в
тяжелой
атлетике
—
это
отдельные
упражнения
двоеборья
штангиста (рывок, толчок), в спортивном плавании — плавание на определенные
дистанции спортивными стилями (кроль на груди, баттерфляй, брасс, кроль на
спине). Понятие «соревновательное упражнение» тождественно виду спорта.
Специально-подготовительные
упражнения —
это
упражнения,
имеющие
сходство с соревновательными упражнениями по структуре движения,
ритмическим, временным и другим характеристикам. Например, для легкоатлета-
бегуна это будет бег на отрезки избранной дистанции; для игровиков — игровые
действия
и
комбинации.
Другим
примером
могут
служить
упражнения,
приближенные по форме к соревновательному действию:
у лыжников-гонщиков — упражнения на лыжероллерах;
у гимнастов — упражнения на батуте и т.д.
В
зависимости
от
направленности
тренировочных
занятий
специально-
подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (для освоения
формы, техники движений) и развивающие (для развития силы, выносливости,
гибкости
и
других
физических
качеств)
упражнения.
К
числу
специально-
подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые
максимально
соответствуют
по
координационной
структуре
характеру
выполнения соревновательного упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами
общей
подготовки
спортсмена.
С
этой
целью
могут
использоваться
самые
разнообразные
общефизические
упражнения,
упражнения
из
смежных
видов
спорта.
Кроме
тренировочных
упражнений
в
спортивной
тренировке
широко
используются
естественно-оздоровительные
средства:
водные
и
воздушные
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
процедуры, тренировочные занятия в различных погодных условиях, в условиях
среднегорья и высокогорья. Они используются для повышения устойчивости
организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для
закаливания и укрепления здоровья спортсмена.
Организация и структура отдельного тренировочного занятия
Исходным
целостным
звеном,
объединяющим
в
определенном
порядке
элементы
спортивной
тренировки,
является
структура
отдельного
тренировочного
занятия
(урочного
и
неурочного
характера).
Отдельное
тренировочное занятие
имеет типичные части: подготовительную (получившую в спортивной практике
название
«разминки»),
основную
и
заключительную.
Содержание
отдельного
тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных
задач.
Для
спортивной
практики
нетипично
множество
основных
задач,
намеченных
на
отдельное
занятие.
Повышенная
сложность
требований
спортивного
совершенствования
обязывает
контролировать
усилия
в
каждом
отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное
содержание
тренировочного
занятия
может
составлять
всего
один
вид
двигательной
деятельности,
например,
кроссовый
бег.
Подготовительная
и
заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной
мере на содержании бега. При более разнообразном содержании занятий их
структура
усложняется
прежде
всего
в
основной
части,
где
более
сложным
становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и
отдыха. Тем не менее структура тренировочного занятия в спорте, как правило,
более монолитна, чем в других формах физического воспитания.
Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и
необходимое
условие
ведения
занятий,
и
оно
вполне
объяснимо.
Физиологической предпосылкой, способствующей мышечной деятельности во
время занятий физическими упражнениями, должна быть определенная степень
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
возбудимости ЦНС, соматической и вегетативной нервных систем. Это состояние
организма может быть в первую очередь подготовительными, разминочными
упражнениями.
Физиологический
эффект
разминки
объясняется
тем,
что
вегетативные
органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу
начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для
качественного обеспечения двигательной деятельности.
Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных
органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная
мышечная работа способствует ускорению физико-химических процессов обмена
веществ
в
самой
скелетной
мускулатуре,
что
отражается
на
повышении
внутренней температуры, облегчающей химические реакции.
В процессе разминки работоспособность повышается постепенно, примерно
до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка
решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для
обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает
новую
установку
в
работе
внутренних
органов,
усиливает
деятельность
дыхательной системы, выражающуюся в изменении частоты и глубины дыхания,
что, в свою очередь, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена,
повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в
мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному
переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную
физическую нагрузку.
Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный
результат:
снижается
риск
травматизма
во
время
выполнения
основной
физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи
и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т.е. их внутреннее трение,
повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным
фактором
для
предотвращения
травм.
Помимо
этого,
во
время
разминки
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
достигается
оптимальный
уровень
возбудимости
именно
тех
центральных
и
периферических систем и звеньев двигательного аппарата, которые необходимы
для выполнения предстоящего упражнения.
Возникает закономерный вопрос: как правильно построить вводную часть
тренировочного занятия или предстартовую разминку к соревнованиям?
Большинство исследований по вопросам разминки и практический опыт
тренеров говорят о том, что разминка должна состоять из двух взаимосвязанных
частей — общей и специальной.
Задача первой части разминки — поднять функциональные возможности
организма в целом на более высокий уровень работоспособности. При этом
происходит своего рода «разогревание» организма. Поэтому она может быть
почти схожей во всех видах спорта и состоять из ходьбы, медленного бега,
комплекса
общеразвивающих
упражнений.
Оптимальное
время
циклической
части
разминки 10—15 мин. Гимнастические движения должны быть составлены в
виде
комплекса
последовательно
выполняемых
упражнений
разной
направленности.
Физиологически обоснованной является последовательность всевозможных
движений, начиная с верхних частей тела и заканчивая нижними.
1.Наклоны, повороты, круговые движения головы.
2.Сгибание
и
разгибание,
круговые
движения,
последовательно
выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.
3.Наклоны, повороты, круговые движения туловища.
4.Маховые движения ногами, приседания, выпады.
Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой
амплитудой
движений
с
постепенным
ее
увеличением.
После
такого-либо
подобного комплекса можно приступать к специальной части разминки.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Специальная часть разминки должна быть тесно связана со специализацией
избранного
вида
спорта.
Ее
задача
сводится
к
установлению
наиболее
оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и
деятельностью
ЦНС.
Здесь
происходит
основная
«настройка»
организма
на
предстоящую работу. Упражнения, используемые в специальной части разминки,
по своему содержанию должны быть максимально приближены к основным
тренировочным или соревновательным.
Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач
по
обучению
технике
двигательных
действий
и
воспитанию
физических
и
личностных качеств.
Учебно-тренировочные
занятия,
направленные
на
техниче скую
подготовленность, отличаются невысокой моторной (двигательной) плотностью
занятий. Содержанием таких занятий является отработка основ, деталей техники,
разучивание
новых
движений,
совершенствование
техники
ранее
разученных
двигательных действий.
В
спортивной
тренировке
наиболее
распространены
смешанные
(комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач
обучения
технике,
уровнем
воспитания
физических
и
личностных
качеств,
контроля над физической подготовленности.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия предназначена для
постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма.
В этих целях используют малоинтенсивный бег, ходьбу, дыхательные упражнения
и упражнения на растягивание и расслабление. Хорошо заканчивать тренировку
водными процедурами.
Физические нагрузки и их дозирование
Основным
фактором,
определяющим
степень
воздействия
мышечной
деятельности
на
физическое
развитие,
является
нагрузка
от
физических
упражнений.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Нагрузка
от
физических
упражнений (физическая
нагрузка)
—
это
определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень
преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей. Два разных
по
уровню
физической
подготовленности
студента,
выполняя
одинаковую
мышечную работу, получат разную по величине нагрузку. То есть нагрузка — это
не сама работа, а ее следствие. Действием нагрузки является ответная реакция
организма на выполненную работу. Одним из основных показателей соответствия
нагрузки
уровню
подготовленности
организма
являются
внешние
признаки
утомления.
Внешние признаки утомления
Признак
Степень утомления
легкая
значительная
очень большая
Цвет кожи
лица и
туловища
Небольшое
покраснение
Значительное
покраснение
Резкое покраснение,
синюшность губ
Потливость
Небольшая,
чаще на лице
Большая,
головы и
туловища
Очень сильная,
выступление соли
Дыхание
Учащенное
ровное
Значительное
учащение,
периодически
через рот
Резко учащенное,
поверхностное,
появление одышки
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Движения
Не нарушены
Неуверенные
Покачивания, нарушения
координации движений,
дрожание конечностей –
тремор
Внимание
Безошибочно
е
Неточность
выполнения
команд
Замедленное
выполнение заданий
Самочувствие
Жалоб нет
Жалобы на
усталость,
сердцебиение,
одышку и т.д.
Сильная усталость, боль
в ногах, головокружение,
шум в ушах, головная
боль, тошнота и др.
Физические
нагрузки
в
каждом
конкретном
случае
должны
быть
оптимальными: недостаточные нагрузки неэффективны, чрезмерные — наносят
вред
организму.
Если
нагрузка
остается
прежней
и
не
изменяется,
то
ее
воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом.
Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым
требованием занятий физическими упражнениями.
По
своему
характеру
нагрузки
подразделяются
на
тренировочные
и
соревновательные; по величине — умеренные, средние, высокие или предельные;
по
направленности
—
способствующие
совершенствованию
отдельных
физических качеств (скоростных, силовых, координационных и др.).
Тренировочные
нагрузки
характеризуются
рядом
физических
и
физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся
количественные
признаки
выполняемой
работы
(амплитуда
движений,
количество повторений, темп выполнения, степень сложности упражнения и др.).
Физиологические
параметры
характеризуют
уровень
мобилизации
функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови,
минутного объема).
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Показателями,
определяющими
интенсивность
воздействия
физической
нагрузки на организм, являются:
— количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется
упражнение, тем больше нагрузка и наоборот;
— амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм
возрастает;
— исходное положение. Положение, из которого выполняется упражнение,
существенно влияет на степень физической нагрузки. Это изменение формы и
величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа);
применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп
мышц
(с
помощью
гимнастических
снарядов
и
предметов),
усиливающих
нагрузку
на
основную
мышечную
группу
и
на
весь
организм;
изменение
положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
— темп выполнения упражнений. Темп может быть медленным, средним,
быстрым.
В
циклических
упражнениях,
например,
большую
нагрузку
дает
быстрый темп, в силовых – медленный темп;
— продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более
продолжительный
отдых
способствует
более
полному
восстановлению
организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными.
При
активных
паузах,
когда
выполняются
легкие
упражнения
разгрузочного
характера
или
упражнения
в
мышечном
расслаблении,
восстановительный
эффект повышается.
Учитывая вышеперечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать
суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий в течение
продолжительного периода времени.
Совокупность физических параметров нагрузки, их комбинации определяют
в целом интенсивность и объем тренировочной нагрузки.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Наиболее
информативным
и
широко
используемым
показателем
интенсивности физических нагрузок является частота сердечных сокращений. В
основе
определения
интенсивности
тренировочной
нагрузки
по
частоте
сердечных сокращений лежит связь между ними — чем больше нагрузка, тем
больше частота сердечных сокращений.
Относительная рабочая частота сердечных сокращений (ЧССmах) — это
выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время
нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека.
Приближенно ЧССmах можно рассчитать по формуле
ЧССmах = 220 - возраст человека (лет).
При
определении
интенсивности
тренировочных
нагрузок
по
частоте
сердечных
сокращений
используются
два
показателя:
пороговая
и
пиковая
частота
сердечных
сокращений.
Пороговая
частота
сердечных
сокращений
—
это
наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает.
Пиковая
частота
сердечных
сокращений
—
это
наибольшая
интенсивность,
которая
не
должна
быть
превышена
в
результате
тренировки.
Примерные
показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся
спортом,
могут
быть
следующие:
пороговая
—
75%
и
пиковая
—
95%
от
максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической
подготовленности
человека,
тем
ниже
должна
быть
интенсивность
тренировочной нагрузки.
Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются по частоте
сердечных сокращений.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
ПАНО
Зоны интенсивности нагрузок по ЧСС
Зона 1 — зона умеренной интенсивности;
Зона 2 — зона средней интенсивности;
Зона 3 — зона большой интенсивности;
Зона 4 — зона высокой или предельной интенсивности;
ПАНО — порог анаэробного обмена.
Первая
зона
характеризуется
аэробным
процессом
энергетических
превращений
(без
кислородного
долга).
Работа
в
этой
зоне
интенсивности
считается легкой и может выполняться долго. Тренировочный эффект может
обнаружиться лишь у слабо подготовленных студентов; начинающих заниматься;
у
лиц
со
слабым
здоровьем,
особенно
имеющим
сердечно-сосудистые
и
дыхательные заболевания. Спортсменами может применяться в целях разминки
либо для восстановления или активного отдыха.
Вторая зона также характеризуется аэробным процессом энергообеспечения
мышечной
деятельности.
Она
стимулирует
восстановительные
процессы,
улучшает обменные процессы, совершенствует аэробные способности, развивает
общую
выносливость.
Как
тренировочная
зона
наиболее
типична
для
начинающих спортсменов. Работа в этой зоне может выполняться от одного до
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
нескольких часов (длительный кроссовый бег, длительное непрерывное плавание,
марафонские дистанции и др.).
Третья зона — смешанная, аэробно-анаэробная. В этой зоне включаются
анаэробные
(бескислородные)
механизмы
энергообеспечения
мышечной
деятельности.
Считается,
что
150
уд/мин
—
это
порог
анаэробного
обмена
(ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся ПАНО может наступить
и при частоте сердечных сокращений 130—140 уд/мин, тогда как у хорошо
тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160— 170
уд/мин. Тренировочная работа в этой зоне может проходить в зависимости от
подготовленности от 10—15 мин до одного часа и более (в практике спорта
высших
достижений).
Она
содействует
развитию
и
совершенствованию
специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей.
Четвертая
зона
—
анаэробно-аэробная.
В
этой
зоне
совершенствуются
анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного
долга.
В
связи
с
высокой
интенсивностью
нагрузки
продолжительность
ее
короткая (от 3—5 до 30 мин).
В целом продолжительность занятий в той или иной зоне интенсивности
нагрузок зависит от уровня подготовленности.
Анализ физической подготовленности студентов первого курса
Студенты должны регулярно заниматься физической культурой, спортом и
туризмом,
так
как
малоподвижный
образ
жизни
приводит
к
уменьшению
двигательной
активности
(гиподинамии),
которая
является
одной
из
главных
причин
тяжелых
хронических
заболеваний
внутренних
органов.
При
этом
ухудшается
умственная
работоспособность,
происходят
отрицательные
изменения
в
центральной
нервной
системе,
снижаются
функции
внимания,
мышления,
памяти,
ослабляется
эмоциональная
устойчивость,
а
постоянно
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
растущий
объем
информации,
усложнение
учебных
программ,
различные
общественные поручения отрицательно влияют на организм, затрудняют учебу и
физическую подготовку к будущей профессиональной деятельности. Поэтому
физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста, быть
неотъемлемой частью жизни каждого человека и не покидать ее до старости.
Изучение изменений, наступающих в организме студентов под влиянием
занятий по физической культуре, определение физической работоспособности и
анализ физической подготовленности является задачей актуальной, поэтому в
этом
исследовании
я
решил
сравнить
нормативы
по
общей
физической
подготовленности
студентов
первого
курса
(24
юноши,
14
девушек)
не
физкультурного
вуза
с
нормативами
президентского
теста
и
теста
ГТО.
«Президентские
тесты»
проводятся
в
целях
совершенствования
спортивно-
массовой
и
оздоровительной
работы
с
детьми,
укрепления
здоровья
подрастающего поколения, вовлечения детей и подростков в систематические
занятия физической культурой и спортом. «Готов к труду и обороне» (ГТО) –
Всероссийский
физкультурно-спортивный
комплекс,
который
устанавливает
государственные
требования
к
физической
подготовленности
граждан
Российской Федерации.
Результаты тестирования (табл. 1) проведенного в середине II семестра 2016-
2017 учебного года, включающее в себя следующие упражнения:
- поднимание туловища лежа на спине, руки за головой за 30 сек,
- сгибания и разгибания рук в упоре лежа,
- прыжок в длину с места,
- приседания на двух ногах руки за головой,
- наклон туловища вперед сидя на полу, ноги врозь на расстоянии 50 см
(гибкость).
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Таблица 1 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности
студентов первого курса
Контрольные тесты
Пол
(
Х ± о
)
V
Поднимание туловища лежа на спине за
30 сек, кол-во раз
Юноши
28,61 ±4,7
16,
4
Девушки
26,2 ±4,3
16,
4
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа,
кол-во раз
Юноши
29,08 ±9,5
32,
6
Девушки
9,7 ±1,8
18,
5
Прыжок в длину с места, см
Юноши
221,2 ±19
8,5
Девушки
171,8 ±19,4
11,2
Приседания на двух ногах (руки за
головой), кол-во раз
Юноши
40,78± 2,3
5,6
Девушки
36,6 ± 4,4
12
Наклон туловища вперед (на гибкость),
см
Юноши
15,3 ±7,8
50,
9
Девушки
26,7 ±11,3
42,
3
Из всего разнообразия тестов ГТО, а именно у мужчин 10 у женщин 11,
причем количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить
для
получения
знака
отличия
6,7,8
для
бронзового,
серебряного
и
золотого
соответственно, я отобрал 5 тестов схожих с этим тестированием.
Таблица 2 - Нормативы ГТО для 18-24-летних
№
п/п
Виды испытаний
Мужчины
Женщины
Бр.
Сер.
Зол.
Бр.
Сер
.
Зол
.
1
Прыжок в длину с
места толчком двумя
215
230
240
170
180
195
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
ногами (см)
2
Подтягивание из виса
на высокой
перекладине, кол-во раз
9
10
13
-
-
-
Подтягивание из виса
лежа на низкой
перекладине, кол-во раз
-
-
-
10
15
20
3
Наклон вперед из
положения стоя с
прямыми ногами на
гимнастической скамье,
см
6
7
13
8
11
16
4
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на
полу, кол-во раз
-
-
-
10
12
14
5
Поднимание туловища
из положения лежа на
спине, кол-во раз за 1
мин
-
-
-
34
40
47
Таблица 3 - Нормативы Президентского теста для 17-19-летних
Виды испытаний
Единица
измерений
Нормативы
Мужчины
Женщины
Бег 1000 м
мин., сек.
3,25
4,23
Подъем туловища из положения
лежа на спине
кол-во раз
23-25
20-21
Прыжок в длину с места
см.
225-238
176-180
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа
кол-во раз
40-43
16
Наклон туловища вперед
см.
10-11
13
Вис на перекладине
сек.
51-58
42
Анализируя результаты тестирования уровня физической подготовленности
студентов первого курса, данные по нормативам президентского теста и теста
ГТО, можно отметить следующее у юношей: в упражнении подъем туловища
лежа на полу за 30 сек. – количество выполненных раз превышает норматив
промежуточной аттестации (табл. 4), в президентском тесте, этот норматив без
учета времени, в ГТО этого теста для мужчин нет. По сгибанию и разгибанию
рук от пола – можно отметить, что студенты значительно отстают, от требований
президентского теста, но превышают норматив промежуточной аттестации. Что
касается теста прыжок в длину с места – результаты студентов ниже норматива
президентского
теста
и
теста
ГТО,
соответствуют
4
баллам
по
результатам
промежуточной
аттестации.
Количество
приседаний
на
двух
ногах
–
соответствует
5
баллам
по
результатам
промежуточной
аттестации
–
в
президентском и тесте ГТО такого норматива нет. Наклон туловища вперед
(гибкость) – немного превышает данные президентского теста, в комплексе ГТО
данного
норматива
нет,
результаты
превышают
норматив
промежуточной
аттестации.
Таблица 4 - Нормативы промежуточной аттестации для студентов I курса
Контрольные тесты
Мужчины
Женщины
5
4
3
5
4
3
Поднимание туловища лежа на
спине за 30 сек, кол-во раз
26
23
20
24
21
18
Сгибания и разгибания рук в
упоре лежа, кол-во раз
26
20
15
10
7
5
Прыжок в длину с места, см.
23
5
21
5
19
5
18
5
17
5
16
5
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Приседания на двух ногах (руки за
головой), кол-во раз
40
35
30
35
30
25
Наклон туловища вперед (на
гибкость), см.
12
8
4
18
14
10
У девушек: в упражнении подъем туловища лежа на полу за 30 сек –
количество выполненных раз выше 5 бальной оценки промежуточной аттестации,
в президентском тесте, этот норматив без учета времени, в ГТО за минуту –
можно отметить, что студентки превышают этот норматив. Тест прыжок в длину
с места – результаты студенток ниже норматива президентского теста, и ниже
требований по ГТО, соответствуют 3 баллам промежуточной аттестации. По
сгибанию и разгибанию рук от пола – можно отметить, что, студентки немного
отстают от 5 бальной оценки (табл. 4), но значительно отстают от требований
президентского
теста
и
теста
ГТО.
Наклон
туловища
вперед
(гибкость)
–
превышают
норматив
президентского
теста,
и
значительно
превышают
5
бальную
оценку.
Приседания
на
двух
ногах
–
соответствуют
5
баллам
по
результатам промежуточной аттестации –в президентском и тесте ГТО такого
норматива нет.
Заключение
В целом можно отметить хорошую подготовленность студентов первого
курса, но в то же время следует обратить внимание на развитие силовых и
скоростно-силовых качеств, при дальнейшем построении учебных занятий по
физической культуре в вузе.
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат
Список используемой литературы
1. “Физкультура и труд”. А.B.Жеребцов. Москва.2003.
2. Физическая культура студента: Учеб.для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л.
Кислицын. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 176 с
НС.450200.23.05.05.10.ПЗ
Лис
Изм
Лис
№ докум.
Подпис
Дат