Автор: Климентьева Надежда Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени
Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы
Климентьева Надежда Михайловна
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:
Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.
Цель урока – познакомить учащихся с образованием действительных причастий
прошедшего времени, с правописанием гласной перед суффиксом действительного
причастия.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Актуализация знаний
Перед вами слова, подумайте, на какие группы их можно разделить?
Бушу..щий, закрытый, стро..щийся, купленный, бор..щийся, кле..ящийся.
Какую орфограмму необходимо вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные
буквы? Прокомментируйте правописание действительных причастий настоящего времени.
III.
Мотивация
Молодцы! Мы вспомнили правописание действительных причастий настоящего
времени. А сейчас попробуйте найти причастие внутри предложения.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Как вы определили, что это причастие?
Чем отличается это причастие от причастий, с которыми мы работали? (Это
действительное причастие прошедшего времени)
Докажите, что это действительное причастие.
А зачем нам нужно изучать действительные причастия прошедшего времени?
(Чтобы правильно употреблять их в речи и на письме)
Назовите тему урока.
Какова цель урока? (Научиться образовывать и правильно писать действительные
причастия прошедшего времени)
Что нам нужно для этого сделать? (1. Узнать, как образуются действительные
причастия прошедшего времени; 2. Научиться правильно писать дейст. прич. пр. вр.)
IV.
Формирование новых знаний
Обратимся к тесту И. Бунина. Прочитайте текст. Найдите причастия.
Выпишите их, обозначьте суффиксы и укажите, от каких слов они образованы.
Сад разнообразно одевался.
Огромный старый клён, росший над всей южной частью сада оделся свежей, густой
зеленью.
Выше и виднее стала и главная аллея. Вершины ее старых лип, тоже покрывшиеся
узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зеленой грядою.
На чистом зеленом дворе от надвигавшейся отовсюду растительности стало как
будто теснее, дом как будто стал меньше и красивее. И везде в комнаты празднично
глядели приблизившиеся к дому разнообразно зеленые деревья с яркой синевой между
ветвями. (По И. Бунину)
Росший – рас-ти;
покры-вш-иеся – покрыться;
надвига-вш-ейся – надвигаться;
приблизи-вш-иеся – приблизиться.
Сделайте вывод об образовании действительных причастий прошедшего времени.
(Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глагола с
помощью суффиксов –вш-, -ш-)
Сравним наш вывод с формулировкой учебника. Для этого откройте учебник теории
на стр. 169 (последний абзац)
Запишите в столбик глаголы, объясняя графически написание гласной перед
суффиксом –л- прошедшего времени.
Засеял поле, зависел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу,
заклеил конверт.
Как вы думаете, от чего будет зависеть правописание гласной перед суффиксом
действительного причастия прошедшего времени? (Перед суффиксом вш, ш пишется та
же буква, которая находится перед -ть в неопред. форме.)
Засеял –засеять – засеявший.
Зависел – зависеть – зависевший.
Затеял – затеять – затеявший.
Услышал – услышать – услышавший.
Увидел – увидеть – увидевший.
Заклеил – заклеить – заклеивший.
Вывод: Написание гласной в глаголах прошедшего времени перед -л- и в
действительных причастиях прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит
от того, какая гласная стоит в инфинитиве перед –ть.
Вывод, который вы сформулировали и является правилом правописания гласной
перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени. К сожалению, в
учебнике нет формулировки этого правила, поэтому запишем его.
Физкультминутка
Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из
названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия,
и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы
должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.
«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» В.А. Жуковский (вверх).
«Медный всадник» А.С. Пушки (хлопок).
«Говорящий сверток» Джеральд Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Валентин Григорьевич Распутин (хлопок).
«Блистающий мир» Александр Степанович Грин (вверх)
«Очарованный странник» Николай Семенович Лесков (вверх)
«Толстый и тонкий» А.П.Чехов (хлопок).
V.
Закрепление
А теперь давайте посмотрим, насколько вам понятна тема нашего урока.
Образуйте действительные причастия прошедшего времени от глаголов.
Выделите суффиксы и обозначьте орфограмму.
Скатываться, делать, продрогнуть, переправить, преодолеть, стелить, вырасти,
раскинуться, жить, испечь, обессилеть.
Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. А сейчас вам нужно будет
записать словосочетания с причастиями под диктовку.
Объяснительный диктант
Запишите под диктовку словосочетания.
Заглядевшаяся на картину девочка, растаявший на солнце снег, звонко залаявший
щенок, отправивший письмо студент, закончивший картину художник.
Обозначьте орфограммы.
Проверим, как вы справились с заданием.
VI.
Подведение итогов урока
Достигли ли мы поставленных целей?
Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
От чего зависит правописание гласной перед суффиксами действительного
причастия прошедшего времени?
Проверим, как хорошо вы усвоили новую тему. Для этого воспользуемся карточками
с QR-кодами. Вам нужно будет ответить на тестовые вопросы, показав карточку вверх
буквой, обозначающей правильный вариант.
1.
Найдите словосочетание с действительным причастием
a)
написанная учеником
b)
движимые идеей
c)
ведущая в парк
d)
посаженные весной
2.
Укажите строчку, в которой все причастия прошедшего времени
a)
пробежавший, устающий;
b)
заметивший, замерзший;
c)
понявший, улыбающийся;
d)
поющий, желающий.
3.
Укажите строчку, в которой на месте пропуска пишется и
a)
увид..вший,
b)
вылет..вшее,
c)
надвиг..вшаяся,
d)
раскле..вший.
Проверим, как вы справились с тестовыми вопросами. На экране вы видите, что
зеленым выделены высокие результаты. Посмотрите, как у нас много зеленых отметок. Но
есть и оранжевые, и красные: это говорит о том, что вам нужно дома уделить особое
внимание этой теме, повторить правило.
V. Рефлексия
Ребята, поднимите руку те, кто считает, что отлично усвоил тему.
У кого возникли затруднения при выполнении заданий? Поднимите руку
Есть ли те, кто не понимает новую тему?
Дома вам нужно будет выучить правило правописания гласной перед суффиксом в
действительных причастиях прошедшего времени и выполнить упр. 158.
Откройте упр. 158. Необходимо записать слова, объясняя написание гласной перед
суффиксами глагола и причастия. В упражнении дан образец. Прокомментируйте
правописание суффиксов.
Домашнее задание: выучить правило правописания гласной перед суффиксом в
действительных причастиях прошедшего времени; выполнить упр. 158.