Напоминание

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"


Автор: Сергеева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№11
Населённый пункт: Ленинградская область Приозерский районн п. Кузнечное
Наименование материала: Проект
Тема: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное образование

«Детский сад комбинированного вида №11»

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ТЕМА: « РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

(долгосрочный)

Составитель: Сергеева Людмила Николаевна

Кузнечное

2019г.

1.

Введение ………………………………………………………………………………….3-5

2.

Теоретическая часть…………………………………………………………...……....6-11

3.

Технологическая часть……………………………………………………………….12-14

4.

Заключение…………………………………………………………………………….15-17

5.

Список литературы………………………………………………………………………..18

2

ВВЕДЕНИЕ:

Тип проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

- по содержанию: психолого - педагогический.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет,

музыкальный руководитель, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Обоснование

проекта: Поток

информации,

расширение

человеческих

контактов,

развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению

объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в

обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей

бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное

образование

стало

рассматриваться

как

первая

ступень

во

всей

системе

непрерывного

обучения.

Дошкольное

учреждение

призвано

создать

условия

для

физического,

интеллектуально-творческого,

эмоционального

развития

ребенка

и

осуществить

его

подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является

развитие речи, коммуникативных навыков.

Такая помощь старшим дошкольникам может состоять, например, в организации игры-

театрализации,

театрализованной

деятельности,

способствующей

развитию

речи,

эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь

именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая

развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Приведу высказывания

педагогов об игре:

«Игра

не

пустая

забава.

Она

необходима

для

счастья

детей,

для

их

здоровья

и

правильного развития» (Д.В. Менджерицкая).

«Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин).

«Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие

включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную

припевку: «Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь

замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С.В.

Чиркова).

Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не

только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами,

на

основе

свободного

детского

выбора.

Данная

деятельность

строится

по

законам

сотрудничества и сотворчества.

Отсюда тема

проекта:

«

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через

театрализованную деятельность».

Актуальность

данного

проекта

определяется

растущим

количеством

детей

дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой

сфере.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного

знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а

не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь

на

развитие

мышления

превращает

эмоционально

духовную

сущность

ребёнка

во

3

вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет

назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы

их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая

недостаток

наблюдательности,

творческой

выдумки

у

некоторых

первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою

фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников

возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют

навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста

проводить

коллективные

развивающие

и

специальные

театральные

игры,

необходимо

создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не

акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает

возможность

развивать

способности

каждого

ребёнка,

формировать

его

творческое

воображение,

коммуникативные

навыки. Воздействие

театрализованной

деятельности

на

психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта

народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в

раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная

деятельность

сочетает

в

себе

средства

и

способы

развития

творческих

и

речевых

способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых

постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить

темп

развития

речи

в

целом,

за

счет

включения

ребенка

в

творческую

деятельность.

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития

способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Гипотеза

проекта

предполагается,

что

целенаправленное

развитие

речи

детей

старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную

деятельность

(игру)

и

специально

организованная

система,

включающая

организацию

театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная

на развитие речи детей позволит детям с отклонениями в развитии речи повысить уровень её

развития.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Предмет исследования – театрализованная деятельность, направленная на развитие

речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель

проекта

развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством

театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде

дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

изучить

имеющийся

опыт

по

развитию

речи

старших

дошкольников

с

помощью

театрализованной деятельности;

развивать

сенсорное,

слуховое,

моторно-двигательное

внимание

детей,

наблюдательность,

фантазию,

музыкальность,

коммуникативные

навыки,

эмоционально-

волевую сферу, выразительность движений;

способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия,

памяти,

мышления,

речи

(интонационная

выразительность

речи,

монологическая

и

диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи),

творческого воображения;

4

оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи, применяя

эмоционально привлекательные для детей формы и методы развития речи;

определить

систему

развивающего

взаимодействия

по

проблеме

с

детьми,

взаимодействия с их родителями и педагогами ДОУ;

создание

и

совершенствование

предметно-развивающей

среды,

обеспечивающей

развитие речи старших дошкольников.

Методы проекта:

1.

наблюдение за поведением детей в игровой деятельности;

2.

психодиагностические (анкетирование, опрос);

3.

обработка и анализ данных диагностики;

4.

игра-театрализация, театрализованные представления;

5.

беседы с родителями;

6.

консультирование.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое: смотреть список использованной литературы

Дидактическое:

1.

перспективный план;

2.

конспекты театрализованных представлений;

3.

картотека словесных игр, пальчиковой гимнастики;

4.

различные виды театра;

5.

настольно-печатные игры для развития речи;

6.

изобразительные материалы;

7.

атрибуты, костюмы;

8.

видеоматериалы спектаклей, подборка ДВД-дисков с экранизацией стихов, рассказов,

сказок;

9.

консультации для воспитателей и родителей;

10.

примерная тематика бесед с родителями.

5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей

деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения

ребенка к будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности,

приобретает

первые

знания

и

представления

об

окружающем

мире,

человеческих

отношениях,

где

устанавливаются

первые

контакты,

формируются

нравственные

и

моральные основы. Игра – самая радостная деятельность детей. Она требует от дошкольника

действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов, в соответствии с

принятой

ролью.

В

игре

ребенка

формируется

социальная

ориентация,

требующая

согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной

сформированности

ведущей

игровой

деятельности

нарушается

становление

ряда

психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знании, умений и

навыков.

Многие

виды

игр

невозможны

без

речевого

оформления,

без

диалогического

общения.

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем отношении со

стороны

окружающих

людей,

желание

быть

понятым

и

принятым

ими.

Дети

в

театрализованной деятельности присматриваются друг к другу, оценивают друг друга в

зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества

личности,

обнаруживаемые

в

игре-театрализации,

определяют

формирующиеся

взаимоотношения.

В

процессе

игры-театрализациии

подготовке

к

ней

между

детьми

складываются

отношения

сотрудничества,

взаимопомощи,

разделения

на

кооперации

труда,

работы

и

внимания

друг

к

другу.

В

такого

рода

играх

дети

учатся

воспринимать

и

передавать

информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих

собственных действиях. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства в

общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно,

задавать

вопросы,

отвечать,

рассуждать,

аргументировать,

высказывать

предложения

и

пожелания. Во взаимодействии детей в ходе театральной постановки эффективен прием

драматизации.

В

нем

наиболее

ярко

проявляется

принцип

обучения:

учить

играя.

Драматизация

привлекает

близостью

к

игре

с

использованием

игрушек,

элементов

декораций, ряженья.

Театрализованная

игра

(или

драматизация)

является

эффективным

средством

социализации

дошкольника

в

процессе

осмысления

им

нравственного

подтекста

литературного

или

фольклорного

произведения

и

участия

в

игре,

которая

имеет

коллективный

характер,

что

создает

благоприятные

условия

для

развития

чувства

партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре

осуществляется

эмоциональное

развитие:

дети

знакомятся

с

чувствами,

настроениями

героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного

настроя.

Велико

значение

театрализованной

игры

и

для

речевого

развития

(совершенствование

диалогов

и

монологов,

освоение

выразительности

речи).

Наконец,

театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь

текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят

дополнительные роли, меняют концовку и т. д.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания

определены

содержанием

произведения.

Творчество

ребенка

проявляется

в

правдивом

изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он

так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть, проникнут в его внутренний

мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Характерными

особенностями

театрализованных

игр

является

литературная

или

фольклорная

основа

их

содержания

и

наличие

зрителей.

Виды

театрализованных

игр

6

разнообразны, по Н. А. Роуцкой: театрализованная игра, игра с настольным театром, игра –

драматизация, плоскостные фигурки, фланелеграф, объемные фигурки, теневой театр, игра с

марионетками, бибабо.

По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные:

игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно

создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами

драматизации

являются

игры-имитации

образов

животных,

людей,

литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений,

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с

разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок,

организуя

деятельность

как

«сценарист

и

режиссер»

управляет

артистами,

«озвучивая»

героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды

режиссерских

игр

определяются

в

соответствии

с

разнообразием

театров,

используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо,

пальчиковый, театр марионеток) и т. д.

Для проведения игр необходимы определенные требования:

Знание литературного текста

Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно

из «Программы… »

Должны быть действия.

Должен быть диалог и монолог.

Доступность понимания детьми.

Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.

Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.

Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:

Чтение произведения.

Беседа по содержания произведения. Здесь надо обратить внимание детей на действие

героев, чувства, состояние.

Рассматривание

иллюстраций,

мультфильмов,

прослушивание

грамзаписи,

поделка

атрибутов и пособий.

Игры – имитации мимики, жестов.

Работа над текстом.

Инсценирование (игра-драматизиция).

Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том,

чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу

детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не

оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов,

касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее);

на

трудности,

с

которыми

дети

сталкиваются.

Педагогу

очень

важно

осуществить

индивидуальный подход.

В старшей воспитатель и дети находятся на позиции сотворчества, сотрудничества,

разыгрывать сценки, заниматься подготовкой к спектаклям можно во второй половине дня.

Опыт

участия

в

организованных

театрализованных

играх

дети

используют

в

самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют

какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного

разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики

для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с

другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр

не непосредственная, а опосредованная.

Необходимо также отметить возрастные особенности детей старшего дошкольного

7

возраста.

Особенности развития детей

от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением

психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими

среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое

положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у

них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое

поведение,

придерживаясь

роли,

игровое

взаимодействие

сопровождается

речью,

соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровожда ющая

реальные

отношения

детей,

отличается

от

ролевой

речи.

Дети

начинают

осваи вать

социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности

взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается

изобразительная

деятельность

детей.

Это возраст

наиболее

активного

рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисун ки могут

быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, И воображаемые

ситуации,

и

иллюстрации

к

фильмам

и

книгам.

Обычно

рисунки

представляют

собой

схематичные

изображения

различных

объектов,

но

могут

отличаться

оригинальностью

композиционного

решения,

передавать

статичные

и

динамичные

отношения.

Рисунки

приобретают

сюжетный

характер;

достаточно

часто

встречаются

многократно

повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых проте -

кает

эта

деятельность.

Дети

используют

и

называют

различные

детали

деревянного

конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.

Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные

части предполагаемой постройки. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в

несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

Они осваивают два способа конструирования:

1.

от

природного

материала

к

художественному

образу

этом

случае

ребенок

«достраивает»

природный

материал

до

целостного

образа,

дополняя

его

различными

деталями);

2.

от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает

необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает

совершенствоваться

восприятие

цвета,

формы

и

величины,

строе ния

предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные

цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,

треугольников;

воспринимают

величину

объектов,

легко

выстраивают

в

ряд

по

возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного по ложения

объектов,

если

сталкиваются

с

несоответствием

формы

и

их

пространственного

расположения. Это

свидетельствует

о

том,

что в

различных

ситуациях

восприятие

представляет

для

дошкольников

известные

сложности,

особенно

если

они

должны

одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме

т о г о , продолжают

совершенствоваться

обобщения,

что

является

основой

словесно-

логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о

классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако

начинают

формироваться

операции

логического

сложения

и

умножения

классов.

Так,

8

например,

старшие

дошкольники

при

группировании

объектов

могут

учитывать

два

признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

способны

рассуждать

и

давать

адекватные

причинные

объяснения,

если

анализируемые

отношения

не

выходят

за

пределы

их

наглядного опыта.

Развитие

воображения

в

этом

возрасте

позволяет

детям

сочинять

достаточно

оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно

развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают

развиваться

свойства

внимания:

объем,

устойчивость,

распределение,

переключение. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут

правильно

воспроизводить

шипящие,

свистящие

и

сонорные

звуки.

Развиваются

фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-

ролевой

игре

и

в

повседневной

жизни.

Совершенствуется

грамматический

строй

речи,

развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не

только главное, но и детали.

Достижения

этого

возраста

характеризуются

распределением

ролей

в

игровой

деятельности;

структурированием

игрового

пространства;

дальнейшим

развитием

изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в

конструировании обобщенного способа обследования образца.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления

сопровождается

освоением

мыслительных

средств

(схематизированные

представления,

комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение

обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные

взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,

свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся

более

сложными,

обретают

особый

смысл,

который

не

всегда

открывается

взрослому.

Игровое

пространство

усложняется.

В

нем

может

быть

несколько

центров,

каждый

из

которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в

изобразительной

деятельности,

становятся

сложнее.

Рисунки

приобретают

более

детализированный

характер,

обогащается

их

цветовая

гамма.

Более

явными

стано вятся

различия между рисунками мальчиков и девочек.

Изображение человека становится еще

более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос,

брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети

подготовительной

к

школе

группы

в

значительной

степени

освоили

конст -

руирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами

анализа

изображений

и

построек;

не

только

анализируют

основные

конструктивные

особенности

различных

деталей,

но

и

определяют

их

форму

на

основе

сходства

со

знакомыми им объемными предметами. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные

формы

сложения

из

листа

бумаги

и

придумывать

собственные,

но

этому

их

нужно

специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для

углубления

их

пространственных

представлений.

Усложняется

конструирование

из

природного

материала.

Дошкольникам

уже

доступны

целостные

композиции

по

предварительному

замыслу,

которые

могут

передавать

сложные

отношения,

включать

фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно

учитывать несколько различных признаков.

Развивается

образное

мышление,

однако

воспроизведение

метрических

отноше ний

затруднено.

9

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной

степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает

развиваться

воображение,

однако

часто

приходится

констатировать

снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это

можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,

приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В

некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический

строй,

лексика.

Развивается

связная

речь.

В

высказываниях

детей

отражаются

как

расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети

начинают

активно

употреблять

обобщающие

существительные,

синонимы,

антонимы,

прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной, работы у

детей развиваются диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это - обязательные

элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной

творческой

деятельности

перед

дошкольником

возникает

проблема

самостоятельного

определения замысла, способов и форм eгo воплощения.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в

разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом,

воздухом,

магнитами,

увеличительными

стеклами

и

пр.),

в

развивающих

играх,

головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им

становятся

понятны

мотивы

выполнения

правил.

Характерной

особенностью

старших

дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада

и личного опыта.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основ ные

достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой куль туры; дети

осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация,

формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и

личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

10

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы Муниципального

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 11»

поселка Кузнечное Приозерского района Ленинградской области:

Разработка

перспективного

плана

организации

мероприятий,

оказывающих

положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе

театрализованной деятельности;

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности

педагога и детей:

Обследование состояния речи детей, коммуникативных навыков детей;

опрос детей;

проведение театрализованных представлений;

использование на занятиях и в самостоятельной деятельности детей нестандартного

оборудования, личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми.

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения

родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

анкетирование родителей;

проведение

мероприятий

по

повышению

психолого-педагогической

культуры

родителей (консультирование, беседы);

с педагогами - обобщение опыта.

Ожидаемый результат:

будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию;

будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;

обогатится

игровой,

коммуникативный,

эмоциональный

опыт

дошкольников,

расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;

у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;

у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного

творческого развития ребенка;

родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Содержание проектной деятельности:

Подготовительный этап.

Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе.

Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы.

Для музыкального оформления спектакля в группе стоит рояль, есть магнитофон.

Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются

различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по

литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые

декорации, бутафория, ширмы для кукольного и настольного театра.

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при

использовании

различных

игр,

упражнений

и

этюдов,

ритмопластики,

речевых

игр

и

упражнений,

всех

видов

театра,

сказкотерапии.

На

занятиях

созданы

условия

для

всестороннего

полноценного

развития

двигательных

способностей

детей,

имеет

место

постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное

участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу. Работа имеет интегрированный

характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно

11

двигаются,

танцуют

и

поют.

В

работу

включены

дидактические,

развивающие

игры

и

упражнения

на

развитие

пространственных

отношений,

мелкой

моторики

рук,

артикуляционного

аппарата,

подвижные

игры

и

т.

д.

В

гости

приглашаются

логопед,

психолог, руководитель изостудии. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и

т.

д.

предусматриваются

на

улице.

Предусмотрены

консультации

педагога

изостудии,

психолога и логопеда, педагогами дополнительного образования.

Работа по подготовке к спектаклю проходит в несколько этапов:

Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени перед, в процессе

и

после

постановки.

Включает

всю

работу

по

развитию

речи

в

театрализованной

деятельности:

Просмотр

кукольных

спектаклей,

мультипликационных

фильмов,

беседы

по

ним,

чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

Игры – драматизации.

Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

Упражнения

по

формированию

выразительности,

развития

мимики,

пантомимики,

артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.

Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей

Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной

и совместной деятельности ребенка и взрослого

Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения

(рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена

характера или действия).

Интеграция

с

художественно-эстетической

областью

развития:

рисование,

лепка,

аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, монотипия,

диотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.

Музыкальное

сопровождение

спектаклей

и

занятий,

музыкальные

игры

и

упражнения,

слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку).

Интеграция

с

познавательной

областью

развития:

конструирование

из

крупного

и

мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух,

речь, обоняние (например: волшебный мешочек).

Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без

которой данный проект был бы невозможен.

Интеграция

с

областями

-

физическое

развитие,

здоровье:

подвижные

игры,

пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Реализация проекта.

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и

атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую

неделю.

В

это

время

идет

работа

над

формированием

заинтересованности

детей

к

содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на

данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы

для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста

детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром

по

сказкам,

впервые

проводится

проигрывание

частей

драматизации,

проба

ролей.

Это

позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение

или отрывок в театрализованной деятельности.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого

спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над

ролью:

12

Выразительное чтение литературного произведения.

Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).

Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их

внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).

Художественное

описание

места,

проходимого

действия

инсценировки

(лес,

дом,

дорога и т. п.).

Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к

ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя

определенную роль.

Распределение ролей.

Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.

Работа над ролью:

Составление

словесного

портрета

героя,

фантазирование

по

поводу

его

дома,

взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ

придуманных поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в

данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.

Работа над речью:

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий,

движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической

площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.

Работа над характером роли: работа над согласованием движений, речью, интонацией,

мимикой и характером роли.

Третий

этап

посвящен

организации

самого

представления.

Подготовка

пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т.

д.

Оформление

группы

к

представлению,

последние

репетиции

и

примерка

костюмов.

Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап.

Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для

родителей, презентация опыта коллегам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Четвертый этап - аналитический

13

Результативность (24 ребенка от 5 до 6 лет):

Первичное

обследование

(ноябрь

2018года)

Повторное обследование

(май 2019 года)

Динамика

Образовательная область «Коммуникация»

Уровни

развития:

Высокий:

25%

Средний:

63%

Низкий:

12%

Высокий: 38%

Средний: 53%

Низкий: 9%

92% - положительная

(22 ребенка)

8% - без динамики

(2 ребенка)

Образовательная область «Социализация»

Уровни

развития:

Высокий:

25%

Средний:

63%

Низкий:

12%

Высокий: 50%

Средний: 41%

Низкий: 9%

92% - положительная

(22 ребенка)

8% - без динамики

(2 ребенка)

Образовательная область «Художественное творчество»

Уровни

развития:

Высокий:

25%

Средний:

59%

Низкий:

17%

Высокий: 33%

Средний: 55%

Низкий: 12%

88% - положительная

(21 ребенок)

12% - без динамики

(3 ребенка)

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Уровни

развития:

Высокий:

38%

Средний:

54%

Низкий:

8%

Высокий: 45%

Средний: 47%

Низкий: 8%

92% - положительная

(22 ребенка)

8% - без динамики

(2 ребенка)

Интегративное

качество

«Овладевший

средствами

общения

и

способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Уровни

развития:

Высокий:

39%

Средний:

59%

Низкий:

Высокий: 58%

Средний: 26%

Низкий: 16%

88% - положительная

(21 ребенок)

12% - без динамики

(3 ребенка)

14

22%

Интегративное

качество

«Овладевший

необходимыми

умениями

и

навыками

игровой деятельности».

Уровни

развития:

Высокий:

70%

Средний:

8%

Низкий:

12%

Высокий: 79%

Средний: 21%

Низкий: 0%

100% - положительная

(24 ребенка)

Интерес к театрализованной деятельности

Уровни

развития:

Высокий:

43%

Средний:

48%

Низкий: 9

%

Высокий: 61%

Средний: 35%

Низкий: 4%

96% - положительная

(23 ребенок)

4% - без динамики

(1 ребенок)

Оценка поступкам

Уровни

развития:

Высокий:

22%

Средний:

65%

Низкий:

13%

Высокий: 27%

Средний: 69%

Низкий: 4%

96% - положительная

(23 ребенок)

4% - без динамики

(1 ребенок)

Владение выразительной речью

Уровни

развития:

Высокий:

35%

Средний:

57 %

Низкий: 8

%

Высокий: 43%

Средний: 48%

Низкий: 9%

91% - положительная

(22 ребенок)

9% - без динамики

(2 ребенка)

Понимание эмоционального состояния

Уровни

развития:

Высокий:

43%

Средний:

48 %

Низкий:

9%

Высокий: 48%

Средний: 52%

Низкий: 0%

100% - положительная динамика

(24 ребенка)

Сопереживание героям сказок

Уровни

развития:

Высокий:

61%

Высокий: 65%

Средний: 31%

Низкий: 4%

96% - положительная

(23 ребенок)

4% - без динамики

(1 ребенок)

15

Средний:

35%

Низкий:

4%

Вживание в образ

Уровни

развития:

Высокий:

52%

Средний:

43%

Низкий: 5

%

Высокий: 57%

Средний: 38%

Низкий: 5%

96% - положительная

(23 ребенок)

4% - без динамики

(1 ребенок)

Результатом реализации проекта также стало:

положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-

волевой сферы детей;

повышение интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;

обогащение игрового опыта детей;

повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни

детей в

ДОУ (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов,

сопереживание,

заинтересованность,

понимание

значимости

развития

речи

и

эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается

качество воспитательно-образовательного процесса.

моя

личная

заинтересованность

и

заинтересованность

педагогов

в

продолжении

данной работы с учетом выводов по проекту.

Выводы: на основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная

деятельность

это

эффективный

метод

развития

речи,

коммуникативных

навыков,

эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность

интересна,

доступна,

эмоционально

привлекательна

детям,

педагогам,

родителям,

что

доказывается

положительной

динамикой

в

развитии

детей.

Четко

и

грамотно

спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей

помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить

текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки

к спектаклям, разучивании ролей),

улучшился грамматический строй речи

(в процессе

запоминания

текстов

дети

проговаривают

значительный

объем

текста,

что

ведет

к

автоматизации

правильного

произношения

подобных

предложений

в

обычной

речи;

использование

монологической

речи

с

большим

количеством

эпитетов,

сравнений

и

повторений

способствует

закреплению

в

речи

детей

правильного

согласования

слов

в

предложениях), появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные

эмоциональные

состояния

(грусть,

радость,

злость,

удивление,

обида,

страх,

печаль,

восхищение,

жалость,

презрение,

осуждение

и

т.п.).

Дети

значительно

увереннее,

раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно

следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети

раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности,

становятся

смелее,

эмоциональнее).

Повысился

интерес

детей

к

сказкам

и

другим

произведения

художественной

литературы,

дети

с

удовольствием

отображают

в

изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.

Данный проект подтвердил, что выдвигаемая ранее мной гипотеза, оказалась верной.

Необходимо

способствовать

развитию

речи,

коммуникативных

навыков,

эмоционально-

волевой

сферы

детей

в

театрализованной

деятельности,

поддерживать

интерес

детей

к

театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы, видам театра.

16

Дальнейшая работа по данному направлению:

продолжать

всесторонне

развивать

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

театрализованной деятельности, расширяя тематику игр-театрализаций, театрализованных

представлений,

разрабатывая

планирование

и

конспекты,

подбирая

и

расширяя

диагностический инструментарий, атрибуты, создавая костюмы для постановок;

продолжать создавать в образовательном пространстве ДОУ условия, способствующие

развитию

речи

с

помощью

театрализованной

деятельности

с

самого

раннего

возраста,

используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей (ведь грамотная

профилактика

проблем

в

речевом,

коммуникативном,

эмоционально-волевом

развитии

дошкольников поможет снизить процент детей с данными нарушениями в развитии);

разработать сценарии родительских собраний, тематических бесед с родителями по

направлению данного проекта.

создать

видеотеку

(съемка

театрализованных

представлений

в

рамках

работы

театрализованной деятельности и праздничных мероприятий) в ДОУ, как обобщение опыта

работы по данному направлению.

Список использованной литературы:

1.

Беседы и сказки о семье. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2009 г.

17

2.

Занятия

по

театрализованной

деятельности

в

детском

саду.

М.Д.

Маханева.

ТЦ

«Сфера», Москва, 2009 г.

3.

В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления.

А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.

4.

Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин.

«Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

5.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н.В. Краснощекова. Ростов-

на-Дону, изд. «Феникс», 2008

6.

Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И. Коваль. Изд. «Клуб семейного досуга»

Харьков, Белгород, 2010 г.

7.

От

трех

до

семи.

Семейный

альбом.

Л.Б.

Фесюкова.

Харьков

«ФОЛИО»,

С-Пб.,

«КРИСТАЛЛ» 1996 г.

8.

Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006

г.

9.

Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.

О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

10.

Лепим

нелепицы.

Практическое

пособие

по

ТРИЗ.

Автор-составитель

Б.Б.

Финкельштейн. С-Пб., 1999 г.

11.

Удивительные

истории.

Конспекты

занятий

по

развитию

речи

с

использованием

элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999г.

12.

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В.Гербова. Москва,

«Просвещение», 1984 г.

13.

Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006

г.

14.Михайлова М.А. Праздники в детском саду, сценарии, игры, аттракционы.

Ярославль,2002г

15.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду.

16.Петрова Т.И., Сергеева Е,А., Петрова Е,С. Театрализованные игры в детском саду. М.

2000г.

17. Поляк Л. Театр сказок. СПБ. 2001г.

18.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий

центр «Сфера» Москва 2007г.

19.Чистякова М.И. Психогимнастика М 2001г.

20.Куревина О.А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

М.2003г.

21.Куцакова Л,В., Мерзлякова С. И, Воспитание ребенка дошкольника развитого,

образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-

творческого.М.2003г.

22.Ледяйкина Е.Г., Топникова Л,А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.

23.Сорокина Н.Ф. Миланович Л.Г. Театр-творчество-дети. М.1995г.

24.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991г. 25.Бояджиев

Г. Душа театра. М.1994г 26.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М. 1992г. 27.Караманенко

Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-дошкольникам. М.1992г.

18



В раздел образования