Автор: Сергеева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№11
Населённый пункт: Ленинградская область Приозерский районн п. Кузнечное
Наименование материала: Проект
Тема: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное образование
«Детский сад комбинированного вида №11»
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(долгосрочный)
Составитель: Сергеева Людмила Николаевна
Кузнечное
2019г.
1.
Введение ………………………………………………………………………………….3-5
2.
Теоретическая часть…………………………………………………………...……....6-11
3.
Технологическая часть……………………………………………………………….12-14
4.
Заключение…………………………………………………………………………….15-17
5.
Список литературы………………………………………………………………………..18
2
ВВЕДЕНИЕ:
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
- по содержанию: психолого - педагогический.
Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет,
музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Обоснование
проекта: Поток
информации,
расширение
человеческих
контактов,
развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению
объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в
обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей
бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное
образование
стало
рассматриваться
как
первая
ступень
во
всей
системе
непрерывного
обучения.
Дошкольное
учреждение
призвано
создать
условия
для
физического,
интеллектуально-творческого,
эмоционального
развития
ребенка
и
осуществить
его
подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является
развитие речи, коммуникативных навыков.
Такая помощь старшим дошкольникам может состоять, например, в организации игры-
театрализации,
театрализованной
деятельности,
способствующей
развитию
речи,
эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь
именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая
развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Приведу высказывания
педагогов об игре:
«Игра
не
пустая
забава.
Она
необходима
для
счастья
детей,
для
их
здоровья
и
правильного развития» (Д.В. Менджерицкая).
«Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин).
«Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие
включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную
припевку: «Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь
замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С.В.
Чиркова).
Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не
только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами,
на
основе
свободного
детского
выбора.
Данная
деятельность
строится
по
законам
сотрудничества и сотворчества.
Отсюда тема
проекта:
«
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через
театрализованную деятельность».
Актуальность
данного
проекта
определяется
растущим
количеством
детей
дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой
сфере.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного
знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а
не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь
на
развитие
мышления
превращает
эмоционально
–
духовную
сущность
ребёнка
во
3
вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет
назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы
их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая
недостаток
наблюдательности,
творческой
выдумки
у
некоторых
первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою
фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников
возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют
навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста
проводить
коллективные
развивающие
и
специальные
театральные
игры,
необходимо
создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не
акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает
возможность
развивать
способности
каждого
ребёнка,
формировать
его
творческое
воображение,
коммуникативные
навыки. Воздействие
театрализованной
деятельности
на
психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта
народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в
раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная
деятельность
сочетает
в
себе
средства
и
способы
развития
творческих
и
речевых
способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых
постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить
темп
развития
речи
в
целом,
за
счет
включения
ребенка
в
творческую
деятельность.
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития
способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Гипотеза
проекта
–
–
предполагается,
что
целенаправленное
развитие
речи
детей
старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную
деятельность
(игру)
и
специально
организованная
система,
включающая
организацию
театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная
на развитие речи детей позволит детям с отклонениями в развитии речи повысить уровень её
развития.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Предмет исследования – театрализованная деятельность, направленная на развитие
речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель
проекта
–
– развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде
дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
изучить
имеющийся
опыт
по
развитию
речи
старших
дошкольников
с
помощью
театрализованной деятельности;
развивать
сенсорное,
слуховое,
моторно-двигательное
внимание
детей,
наблюдательность,
фантазию,
музыкальность,
коммуникативные
навыки,
эмоционально-
волевую сферу, выразительность движений;
способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия,
памяти,
мышления,
речи
(интонационная
выразительность
речи,
монологическая
и
диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи),
творческого воображения;
4
оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи, применяя
эмоционально привлекательные для детей формы и методы развития речи;
определить
систему
развивающего
взаимодействия
по
проблеме
с
детьми,
взаимодействия с их родителями и педагогами ДОУ;
создание
и
совершенствование
предметно-развивающей
среды,
обеспечивающей
развитие речи старших дошкольников.
Методы проекта:
1.
наблюдение за поведением детей в игровой деятельности;
2.
психодиагностические (анкетирование, опрос);
3.
обработка и анализ данных диагностики;
4.
игра-театрализация, театрализованные представления;
5.
беседы с родителями;
6.
консультирование.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое: смотреть список использованной литературы
Дидактическое:
1.
перспективный план;
2.
конспекты театрализованных представлений;
3.
картотека словесных игр, пальчиковой гимнастики;
4.
различные виды театра;
5.
настольно-печатные игры для развития речи;
6.
изобразительные материалы;
7.
атрибуты, костюмы;
8.
видеоматериалы спектаклей, подборка ДВД-дисков с экранизацией стихов, рассказов,
сказок;
9.
консультации для воспитателей и родителей;
10.
примерная тематика бесед с родителями.
5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей
деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения
ребенка к будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности,
приобретает
первые
знания
и
представления
об
окружающем
мире,
человеческих
отношениях,
где
устанавливаются
первые
контакты,
формируются
нравственные
и
моральные основы. Игра – самая радостная деятельность детей. Она требует от дошкольника
действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов, в соответствии с
принятой
ролью.
В
игре
ребенка
формируется
социальная
ориентация,
требующая
согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной
сформированности
ведущей
игровой
деятельности
нарушается
становление
ряда
психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знании, умений и
навыков.
Многие
виды
игр
невозможны
без
речевого
оформления,
без
диалогического
общения.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем отношении со
стороны
окружающих
людей,
желание
быть
понятым
и
принятым
ими.
Дети
в
театрализованной деятельности присматриваются друг к другу, оценивают друг друга в
зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества
личности,
обнаруживаемые
в
игре-театрализации,
определяют
формирующиеся
взаимоотношения.
В
процессе
игры-театрализациии
подготовке
к
ней
между
детьми
складываются
отношения
сотрудничества,
взаимопомощи,
разделения
на
кооперации
труда,
работы
и
внимания
друг
к
другу.
В
такого
рода
играх
дети
учатся
воспринимать
и
передавать
информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих
собственных действиях. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства в
общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно,
задавать
вопросы,
отвечать,
рассуждать,
аргументировать,
высказывать
предложения
и
пожелания. Во взаимодействии детей в ходе театральной постановки эффективен прием
драматизации.
В
нем
наиболее
ярко
проявляется
принцип
обучения:
учить
играя.
Драматизация
привлекает
близостью
к
игре
с
использованием
игрушек,
элементов
декораций, ряженья.
Театрализованная
игра
(или
драматизация)
является
эффективным
средством
социализации
дошкольника
в
процессе
осмысления
им
нравственного
подтекста
литературного
или
фольклорного
произведения
и
участия
в
игре,
которая
имеет
коллективный
характер,
что
создает
благоприятные
условия
для
развития
чувства
партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре
осуществляется
эмоциональное
развитие:
дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями
героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного
настроя.
Велико
значение
театрализованной
игры
и
для
речевого
развития
(совершенствование
диалогов
и
монологов,
освоение
выразительности
речи).
Наконец,
театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь
текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят
дополнительные роли, меняют концовку и т. д.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания
определены
содержанием
произведения.
Творчество
ребенка
проявляется
в
правдивом
изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он
так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть, проникнут в его внутренний
мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Характерными
особенностями
театрализованных
игр
является
литературная
или
фольклорная
основа
их
содержания
и
наличие
зрителей.
Виды
театрализованных
игр
6
разнообразны, по Н. А. Роуцкой: театрализованная игра, игра с настольным театром, игра –
драматизация, плоскостные фигурки, фланелеграф, объемные фигурки, теневой театр, игра с
марионетками, бибабо.
По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные:
игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами
драматизации
являются
игры-имитации
образов
животных,
людей,
литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений,
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с
разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок,
организуя
деятельность
как
«сценарист
и
режиссер»
управляет
артистами,
«озвучивая»
героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды
режиссерских
игр
определяются
в
соответствии
с
разнообразием
театров,
используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо,
пальчиковый, театр марионеток) и т. д.
Для проведения игр необходимы определенные требования:
Знание литературного текста
Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно
из «Программы… »
Должны быть действия.
Должен быть диалог и монолог.
Доступность понимания детьми.
Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.
Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.
Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:
Чтение произведения.
Беседа по содержания произведения. Здесь надо обратить внимание детей на действие
героев, чувства, состояние.
Рассматривание
иллюстраций,
мультфильмов,
прослушивание
грамзаписи,
поделка
атрибутов и пособий.
Игры – имитации мимики, жестов.
Работа над текстом.
Инсценирование (игра-драматизиция).
Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том,
чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу
детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не
оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов,
касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее);
на
трудности,
с
которыми
дети
сталкиваются.
Педагогу
очень
важно
осуществить
индивидуальный подход.
В старшей воспитатель и дети находятся на позиции сотворчества, сотрудничества,
разыгрывать сценки, заниматься подготовкой к спектаклям можно во второй половине дня.
Опыт
участия
в
организованных
театрализованных
играх
дети
используют
в
самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют
какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного
разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики
для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с
другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр
не непосредственная, а опосредованная.
Необходимо также отметить возрастные особенности детей старшего дошкольного
7
возраста.
Особенности развития детей
от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением
психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими
среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое
положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у
них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое
поведение,
придерживаясь
роли,
игровое
взаимодействие
сопровождается
речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровожда ющая
реальные
отношения
детей,
отличается
от
ролевой
речи.
Дети
начинают
осваи вать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности
взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается
изобразительная
деятельность
детей.
Это возраст
наиболее
активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисун ки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, И воображаемые
ситуации,
и
иллюстрации
к
фильмам
и
книгам.
Обычно
рисунки
представляют
собой
схематичные
изображения
различных
объектов,
но
могут
отличаться
оригинальностью
композиционного
решения,
передавать
статичные
и
динамичные
отношения.
Рисунки
приобретают
сюжетный
характер;
достаточно
часто
встречаются
многократно
повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых проте -
кает
эта
деятельность.
Дети
используют
и
называют
различные
детали
деревянного
конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные
части предполагаемой постройки. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в
несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
Они осваивают два способа конструирования:
1.
от
природного
материала
к
художественному
образу
(в
этом
случае
ребенок
«достраивает»
природный
материал
до
целостного
образа,
дополняя
его
различными
деталями);
2.
от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает
необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает
совершенствоваться
восприятие
цвета,
формы
и
величины,
строе ния
предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников;
воспринимают
величину
объектов,
легко
выстраивают
в
ряд
—
по
возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного по ложения
объектов,
если
сталкиваются
с
несоответствием
формы
и
их
пространственного
расположения. Это
свидетельствует
о
том,
что в
различных
ситуациях
восприятие
представляет
для
дошкольников
известные
сложности,
особенно
если
они
должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме
т о г о , продолжают
совершенствоваться
обобщения,
что
является
основой
словесно-
логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако
начинают
формироваться
операции
логического
сложения
и
умножения
классов.
Так,
8
например,
старшие
дошкольники
при
группировании
объектов
могут
учитывать
два
признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
способны
рассуждать
и
давать
адекватные
причинные
объяснения,
если
анализируемые
отношения
не
выходят
за
пределы
их
наглядного опыта.
Развитие
воображения
в
этом
возрасте
позволяет
детям
сочинять
достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно
развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают
развиваться
свойства
внимания:
объем,
устойчивость,
распределение,
переключение. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно
воспроизводить
шипящие,
свистящие
и
сонорные
звуки.
Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-
ролевой
игре
и
в
повседневной
жизни.
Совершенствуется
грамматический
строй
речи,
развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не
только главное, но и детали.
Достижения
этого
возраста
характеризуются
распределением
ролей
в
игровой
деятельности;
структурированием
игрового
пространства;
дальнейшим
развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные
представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение
обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся
более
сложными,
обретают
особый
смысл,
который
не
всегда
открывается
взрослому.
Игровое
пространство
усложняется.
В
нем
может
быть
несколько
центров,
каждый
из
которых поддерживает свою сюжетную линию.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной
деятельности,
становятся
сложнее.
Рисунки
приобретают
более
детализированный
характер,
обогащается
их
цветовая
гамма.
Более
явными
стано вятся
различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится еще
более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос,
брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети
подготовительной
к
школе
группы
в
значительной
степени
освоили
конст -
руирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами
анализа
изображений
и
построек;
не
только
анализируют
основные
конструктивные
особенности
различных
деталей,
но
и
определяют
их
форму
на
основе
сходства
со
знакомыми им объемными предметами. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные
формы
сложения
из
листа
бумаги
и
придумывать
собственные,
но
этому
их
нужно
специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для
углубления
их
пространственных
представлений.
Усложняется
конструирование
из
природного
материала.
Дошкольникам
уже
доступны
целостные
композиции
по
предварительному
замыслу,
которые
могут
передавать
сложные
отношения,
включать
фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается
образное
мышление,
однако
воспроизведение
метрических
отноше ний
затруднено.
9
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной
степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает
развиваться
воображение,
однако
часто
приходится
констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй,
лексика.
Развивается
связная
речь.
В
высказываниях
детей
отражаются
как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети
начинают
активно
употреблять
обобщающие
существительные,
синонимы,
антонимы,
прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной, работы у
детей развиваются диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это - обязательные
элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной
творческой
деятельности
перед
дошкольником
возникает
проблема
самостоятельного
определения замысла, способов и форм eгo воплощения.
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в
разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом,
воздухом,
магнитами,
увеличительными
стеклами
и
пр.),
в
развивающих
играх,
головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им
становятся
понятны
мотивы
выполнения
правил.
Характерной
особенностью
старших
дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада
и личного опыта.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основ ные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой куль туры; дети
осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация,
формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
10
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Стратегия осуществления проекта:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы Муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 11»
поселка Кузнечное Приозерского района Ленинградской области:
Разработка
перспективного
плана
организации
мероприятий,
оказывающих
положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе
театрализованной деятельности;
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности
педагога и детей:
Обследование состояния речи детей, коммуникативных навыков детей;
опрос детей;
проведение театрализованных представлений;
использование на занятиях и в самостоятельной деятельности детей нестандартного
оборудования, личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми.
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения
родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:
анкетирование родителей;
проведение
мероприятий
по
повышению
психолого-педагогической
культуры
родителей (консультирование, беседы);
с педагогами - обобщение опыта.
Ожидаемый результат:
будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию;
будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
обогатится
игровой,
коммуникативный,
эмоциональный
опыт
дошкольников,
расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного
творческого развития ребенка;
родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Содержание проектной деятельности:
Подготовительный этап.
Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе.
Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы.
Для музыкального оформления спектакля в группе стоит рояль, есть магнитофон.
Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются
различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по
литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые
декорации, бутафория, ширмы для кукольного и настольного театра.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при
использовании
различных
игр,
упражнений
и
этюдов,
ритмопластики,
речевых
игр
и
упражнений,
всех
видов
театра,
сказкотерапии.
На
занятиях
созданы
условия
для
всестороннего
полноценного
развития
двигательных
способностей
детей,
имеет
место
постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное
участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу. Работа имеет интегрированный
характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно
11
двигаются,
танцуют
и
поют.
В
работу
включены
дидактические,
развивающие
игры
и
упражнения
на
развитие
пространственных
отношений,
мелкой
моторики
рук,
артикуляционного
аппарата,
подвижные
игры
и
т.
д.
В
гости
приглашаются
логопед,
психолог, руководитель изостудии. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и
т.
д.
предусматриваются
на
улице.
Предусмотрены
консультации
педагога
изостудии,
психолога и логопеда, педагогами дополнительного образования.
Работа по подготовке к спектаклю проходит в несколько этапов:
Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени перед, в процессе
и
после
постановки.
Включает
всю
работу
по
развитию
речи
в
театрализованной
деятельности:
Просмотр
кукольных
спектаклей,
мультипликационных
фильмов,
беседы
по
ним,
чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
Игры – драматизации.
Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
Упражнения
по
формированию
выразительности,
развития
мимики,
пантомимики,
артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной
и совместной деятельности ребенка и взрослого
Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения
(рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена
характера или действия).
Интеграция
с
художественно-эстетической
областью
развития:
рисование,
лепка,
аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, монотипия,
диотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.
Музыкальное
сопровождение
спектаклей
и
занятий,
музыкальные
игры
и
упражнения,
слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку).
Интеграция
с
познавательной
областью
развития:
конструирование
из
крупного
и
мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух,
речь, обоняние (например: волшебный мешочек).
Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без
которой данный проект был бы невозможен.
Интеграция
с
областями
-
физическое
развитие,
здоровье:
подвижные
игры,
пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Реализация проекта.
Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и
атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую
неделю.
В
это
время
идет
работа
над
формированием
заинтересованности
детей
к
содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на
данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы
для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста
детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром
по
сказкам,
впервые
проводится
проигрывание
частей
драматизации,
проба
ролей.
Это
позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение
или отрывок в театрализованной деятельности.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого
спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над
ролью:
12
Выразительное чтение литературного произведения.
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их
внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
Художественное
описание
места,
проходимого
действия
инсценировки
(лес,
дом,
дорога и т. п.).
Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к
ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя
определенную роль.
Распределение ролей.
Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.
Работа над ролью:
Составление
словесного
портрета
героя,
фантазирование
по
поводу
его
дома,
взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ
придуманных поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в
данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.
Работа над речью:
Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий,
движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической
площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.
Работа над характером роли: работа над согласованием движений, речью, интонацией,
мимикой и характером роли.
Третий
этап
посвящен
организации
самого
представления.
Подготовка
пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т.
д.
Оформление
группы
к
представлению,
последние
репетиции
и
примерка
костюмов.
Проведение самого мероприятия.
Заключительный этап.
Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для
родителей, презентация опыта коллегам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Четвертый этап - аналитический
13
Результативность (24 ребенка от 5 до 6 лет):
Первичное
обследование
(ноябрь
2018года)
Повторное обследование
(май 2019 года)
Динамика
Образовательная область «Коммуникация»
Уровни
развития:
Высокий:
25%
Средний:
63%
Низкий:
12%
Высокий: 38%
Средний: 53%
Низкий: 9%
92% - положительная
(22 ребенка)
8% - без динамики
(2 ребенка)
Образовательная область «Социализация»
Уровни
развития:
Высокий:
25%
Средний:
63%
Низкий:
12%
Высокий: 50%
Средний: 41%
Низкий: 9%
92% - положительная
(22 ребенка)
8% - без динамики
(2 ребенка)
Образовательная область «Художественное творчество»
Уровни
развития:
Высокий:
25%
Средний:
59%
Низкий:
17%
Высокий: 33%
Средний: 55%
Низкий: 12%
88% - положительная
(21 ребенок)
12% - без динамики
(3 ребенка)
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Уровни
развития:
Высокий:
38%
Средний:
54%
Низкий:
8%
Высокий: 45%
Средний: 47%
Низкий: 8%
92% - положительная
(22 ребенка)
8% - без динамики
(2 ребенка)
Интегративное
качество
«Овладевший
средствами
общения
и
способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Уровни
развития:
Высокий:
39%
Средний:
59%
Низкий:
Высокий: 58%
Средний: 26%
Низкий: 16%
88% - положительная
(21 ребенок)
12% - без динамики
(3 ребенка)
14
22%
Интегративное
качество
«Овладевший
необходимыми
умениями
и
навыками
игровой деятельности».
Уровни
развития:
Высокий:
70%
Средний:
8%
Низкий:
12%
Высокий: 79%
Средний: 21%
Низкий: 0%
100% - положительная
(24 ребенка)
Интерес к театрализованной деятельности
Уровни
развития:
Высокий:
43%
Средний:
48%
Низкий: 9
%
Высокий: 61%
Средний: 35%
Низкий: 4%
96% - положительная
(23 ребенок)
4% - без динамики
(1 ребенок)
Оценка поступкам
Уровни
развития:
Высокий:
22%
Средний:
65%
Низкий:
13%
Высокий: 27%
Средний: 69%
Низкий: 4%
96% - положительная
(23 ребенок)
4% - без динамики
(1 ребенок)
Владение выразительной речью
Уровни
развития:
Высокий:
35%
Средний:
57 %
Низкий: 8
%
Высокий: 43%
Средний: 48%
Низкий: 9%
91% - положительная
(22 ребенок)
9% - без динамики
(2 ребенка)
Понимание эмоционального состояния
Уровни
развития:
Высокий:
43%
Средний:
48 %
Низкий:
9%
Высокий: 48%
Средний: 52%
Низкий: 0%
100% - положительная динамика
(24 ребенка)
Сопереживание героям сказок
Уровни
развития:
Высокий:
61%
Высокий: 65%
Средний: 31%
Низкий: 4%
96% - положительная
(23 ребенок)
4% - без динамики
(1 ребенок)
15
Средний:
35%
Низкий:
4%
Вживание в образ
Уровни
развития:
Высокий:
52%
Средний:
43%
Низкий: 5
%
Высокий: 57%
Средний: 38%
Низкий: 5%
96% - положительная
(23 ребенок)
4% - без динамики
(1 ребенок)
Результатом реализации проекта также стало:
положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-
волевой сферы детей;
повышение интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;
обогащение игрового опыта детей;
повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни
детей в
ДОУ (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов,
сопереживание,
заинтересованность,
понимание
значимости
развития
речи
и
эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается
качество воспитательно-образовательного процесса.
моя
личная
заинтересованность
и
заинтересованность
педагогов
в
продолжении
данной работы с учетом выводов по проекту.
Выводы: на основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная
деятельность
–
это
эффективный
метод
развития
речи,
коммуникативных
навыков,
эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность
интересна,
доступна,
эмоционально
привлекательна
детям,
педагогам,
родителям,
что
доказывается
положительной
динамикой
в
развитии
детей.
Четко
и
грамотно
спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей
помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить
текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки
к спектаклям, разучивании ролей),
улучшился грамматический строй речи
(в процессе
запоминания
текстов
дети
проговаривают
значительный
объем
текста,
что
ведет
к
автоматизации
правильного
произношения
подобных
предложений
в
обычной
речи;
использование
монологической
речи
с
большим
количеством
эпитетов,
сравнений
и
повторений
способствует
закреплению
в
речи
детей
правильного
согласования
слов
в
предложениях), появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные
эмоциональные
состояния
(грусть,
радость,
злость,
удивление,
обида,
страх,
печаль,
восхищение,
жалость,
презрение,
осуждение
и
т.п.).
Дети
значительно
увереннее,
раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно
следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети
раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности,
становятся
смелее,
эмоциональнее).
Повысился
интерес
детей
к
сказкам
и
другим
произведения
художественной
литературы,
дети
с
удовольствием
отображают
в
изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.
Данный проект подтвердил, что выдвигаемая ранее мной гипотеза, оказалась верной.
Необходимо
способствовать
развитию
речи,
коммуникативных
навыков,
эмоционально-
волевой
сферы
детей
в
театрализованной
деятельности,
поддерживать
интерес
детей
к
театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы, видам театра.
16
Дальнейшая работа по данному направлению:
продолжать
всесторонне
развивать
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
театрализованной деятельности, расширяя тематику игр-театрализаций, театрализованных
представлений,
разрабатывая
планирование
и
конспекты,
подбирая
и
расширяя
диагностический инструментарий, атрибуты, создавая костюмы для постановок;
продолжать создавать в образовательном пространстве ДОУ условия, способствующие
развитию
речи
с
помощью
театрализованной
деятельности
с
самого
раннего
возраста,
используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей (ведь грамотная
профилактика
проблем
в
речевом,
коммуникативном,
эмоционально-волевом
развитии
дошкольников поможет снизить процент детей с данными нарушениями в развитии);
разработать сценарии родительских собраний, тематических бесед с родителями по
направлению данного проекта.
создать
видеотеку
(съемка
театрализованных
представлений
в
рамках
работы
театрализованной деятельности и праздничных мероприятий) в ДОУ, как обобщение опыта
работы по данному направлению.
Список использованной литературы:
1.
Беседы и сказки о семье. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2009 г.
17
2.
Занятия
по
театрализованной
деятельности
в
детском
саду.
М.Д.
Маханева.
ТЦ
«Сфера», Москва, 2009 г.
3.
В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления.
А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.
4.
Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин.
«Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.
5.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н.В. Краснощекова. Ростов-
на-Дону, изд. «Феникс», 2008
6.
Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И. Коваль. Изд. «Клуб семейного досуга»
Харьков, Белгород, 2010 г.
7.
От
трех
до
семи.
Семейный
альбом.
Л.Б.
Фесюкова.
Харьков
«ФОЛИО»,
С-Пб.,
«КРИСТАЛЛ» 1996 г.
8.
Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006
г.
9.
Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.
О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
10.
Лепим
нелепицы.
Практическое
пособие
по
ТРИЗ.
Автор-составитель
Б.Б.
Финкельштейн. С-Пб., 1999 г.
11.
Удивительные
истории.
Конспекты
занятий
по
развитию
речи
с
использованием
элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999г.
12.
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В.Гербова. Москва,
«Просвещение», 1984 г.
13.
Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006
г.
14.Михайлова М.А. Праздники в детском саду, сценарии, игры, аттракционы.
Ярославль,2002г
15.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду.
16.Петрова Т.И., Сергеева Е,А., Петрова Е,С. Театрализованные игры в детском саду. М.
2000г.
17. Поляк Л. Театр сказок. СПБ. 2001г.
18.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий
центр «Сфера» Москва 2007г.
19.Чистякова М.И. Психогимнастика М 2001г.
20.Куревина О.А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
М.2003г.
21.Куцакова Л,В., Мерзлякова С. И, Воспитание ребенка дошкольника развитого,
образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-
творческого.М.2003г.
22.Ледяйкина Е.Г., Топникова Л,А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
23.Сорокина Н.Ф. Миланович Л.Г. Театр-творчество-дети. М.1995г.
24.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991г. 25.Бояджиев
Г. Душа театра. М.1994г 26.
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М. 1992г. 27.Караманенко
Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-дошкольникам. М.1992г.
18