Напоминание

Читайте детям сказки!


Автор: Горбунова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 51 " Ёлочка"
Населённый пункт: Кемеровская обл. Беловский район, пгт.Инской
Наименование материала: статья
Тема: Читайте детям сказки!
Раздел: дошкольное образование





Назад




Читайте детям сказки!

К сожалению, наши дети воспитываются не столько на русских народных

сказках, сколько на диснеевских мультфильмах.

Учёные предупреждают, что если не читать ребёнку сказки, то его речевое

развитие может замедлиться. Чтобы речь ребёнка развивалась нормально,

он должен слышать в час до 2000 слов.

Какие сказки читать ребёнку?

Малыши до пяти лет обычно лучше воспринимают простые сказки

о животных с хорошими иллюстрациями. В процессе чтения родители

могут подражать голосам животных, жестикулировать. Это такие сказки как

"Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Репка", "Лиса и журавль", "Теремок",

"Коза-дереза", русские потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Наша

Таня горько плачет…", "Идёт бычок, качается…"). Чем младше ребёнок, тем

проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений

("катится, катится колобок", "тянут — потянут — вытянуть не могут").

Начиная с 5,5 лет ребёнок идентифицирует себя преимущественно

с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Волшебниками,

Солдатами и пр. Дети начинают "примерять" сюжеты на себя, поэтому можно

выбирать сказки, в которых главные герои — дети. Например, сказки Астрид

Линдгрен ("Пеппи Длинныйчулок", "Малыш и Карлсон, который живёт

на крыше"), Александра Милна ("Винни-Пух и все-все-все"), Александра

Волкова ("Волшебник Изумрудного города").

Дети после 6–7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребёнку

информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни ("Золушка",

"Сказка о царе Салтане", "Морозко", "Конёк-Горбунок").

Однако современному ребёнку мало просто прочитать сказку. Необходимо

поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить

осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные

уроки.

Помните? "Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения.

Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться

на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость.

В других ситуациях ребёнок, слушая сказку, узнаёт, что есть ситуации

в жизни, когда нужно быть смелым — достать меч и победить дракона,

показать свою силу или состоятельность.

Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим

душевные силы. Возможность использования волшебной силы говорит о том,

что из любых проблем можно найти выход.

Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед

сном, когда ребёнок расслаблен, а это благоприятное состояние для

внушения. Рассказывайте на ночь добрые сказки со счастливым концом.

Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца

жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну

Эльфов. Это не что иное, как истории превращения малыша во взрослого

человека.

Поговорить с ребёнком о сказке можно, задавая следующие вопросы:

1.

Как ты думаешь, о чем (про что, про кого) эта сказка? Что в ней самое

главное?

2.

Кто из героев тебе больше всего понравился (не понравился)? Почему?

Какими качествами обладают герои? На кого они похожи?

3.

Почему тот или иной герой совершает такие поступки? Зачем это

нужно? Что было бы, если бы герой не сделал такого-то поступка?

4.

Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или

использует чью-либо помощь?

5.

Что приносят поступки героя окружающим — радость, горе? Какие

отношения между героями?

Например, сказка "Колобок". Она даёт ребёнку очень важный урок — учит

его разбираться в людях. То, что Колобок укатился от бабушки с дедушкой,

означает неизбежное взросление любого ребёнка. Путь Колобка начинается

только после того, как он ушёл из-под опеки. И на своём пути Колобок

встречает разных зверей: это и простодушный заяц, и страшные волк

с медведем, и льстивая лисица. И именно лисе с помощью ласковых льстивых

слов и удалось съесть Колобка. На примере Колобка ребёнок учится тому,

что нельзя доверять первому впечатлению, не все незнакомцы, которые

ласково с ним заговаривают и предлагают конфету, являются добрыми

людьми. Нельзя полагаться только на внешнюю привлекательность

и красивые слова — они могут быть обманчивы.

Сказка "Репка" говорит малышу о большом значении семьи. Сплочённая

семья с любой бедой справится, "любую репку вытащит", и в общем деле

важен вклад любого, даже самого маленького его участника. Вы же помните,

что именно после помощи маленькой мышки всей семье удалось-таки

вытянуть репку. Если слушая сказку про "Репку" ребёнок отождествляет

себя с мышкой, важно сказать ему о том, что пусть он сейчас маленький

и пока слабый, но всё равно он — часть большой дружной семьи, его помощь

очень важна для мамы с папой. А может в этой сказке ребёнок увидит себя

репкой, которой все члены семьи приходят на помощь и общими усилиями

"вытягивают".

Сказка — это не просто интересная или красивая история, в ней заложена

древняя мудрость народа.

Как мы видим, мир изменчив, всё вокруг нас стало другим за последние

десятилетия. Но внутренние духовные ценности не меняются, они вечны,

и ответы на вопросы: что хорошо, а что плохо — тоже не меняются.



В раздел образования