Автор: Долгих Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №27
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Цена хлеба"
Раздел: начальное образование
Классный час – «Цена хлеба»
Цель: познакомить со сложным процессом изготовления хлеба, с
оборудованием современных хлебопекарен;
формировать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда.
Ход занятия:
- Ребята, вы догадались по оформлению класса, что говорить мы сегодня
будем о хлебе.
- Вы принесли красивые рисунки, рассмотрите их.
- Прочитайте тему нашего разговора. Почему такое название?
- Хлеб… Такое короткое слово, а сколько в нем смысла. Хлеб – это достаток и
здоровье. Хлеб – это мир. О хлебе сложено много пословиц и поговорок.
Какие знаете вы?
- Может быть кто то знает стихи и песни о хлебе? (Дети рассказывают)
- Наука история поможет нам перенестись в прошлое и узнать, как появился
хлеб. (Рассказ ученика)
Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, - лепёшки из гробницы
фараона Рамзеса III. Ими снабдили жрецы умершего владыку, снаряжая его в
загробный мир, несколько тысяч лет назад. Эта находка была сделана
исследователями культуры Древнего Египта. Именно эта страна считалась в
древнем мире родиной хлеба.
Совсем недавно была разгадана загадка египетских ельников. В Египте зерно
мололи с песком, мука получалась тонкой, поэтому зубы быстро
«снашивались». Хлеб в Древнем Египте считался величайшей ценностью.
Его обожествляли, ему поклонялись. В египетской письменности солнце,
золото и хлеб изображали одним знаком – кружком с точкой посредине.
- Скажите, ребята, кто из вас утром завтракает?
- Все завтракают. Так вот, я думаю, что бы вам мамы ни дали на завтрак, на
столе всегда есть хлеб. Вы привыкли к нему и не задумываетесь, откуда он
берётся?
- Откуда вы берёте хлеб?
- Верно, из булочной. А как он туда попал?
- Не будем гадать, а отправимся в путешествие и посмотрим.
БУЛОЧНАЯ
- Чего там только нет! Батоны, булки, караваи, буханки, плетёнки, сушки,
баранки, пряники!
- У входа в булочную стоит автомобиль с надписью «ХЛЕБ». Он только что
приехал. Внутри – лотки с румяным тёплым хлебом. Ещё час назад он был
горячим, а ещё час назад его не было вовсе. Было одно толко мягкое белое
тесто. И не в фургоне, а на хлебозаводе.
ХЛЕБОЗАВОД
- Вспомните, как мама замешивает тесто, когда печёт пироги?
На хлебозаводе этим занимаются машины: и муку засыпают, и воду подают, и
тесто замешивают.
Из мешалки густая белая масса медленно сползает в железный ящик – бункер
делительной машины. Крутится барабан машины и отделяет от теста
небольшие ровные куски. Все куски одинаковые – из каждого должен
получиться батон.
Падает такой кусок на ленту транспортёра и попадает в круглый жёлоб. Там
кружится, и выскакивает с другого конца уже в виде колобка из теста.
Колобок держит путь к формовочной машине.
Из неё на широкую ленту ложатся уже не колобки, а продолговатые батоны.
Только они ещё сырые. Им ещё надо в печи побывать, испечься и
подрумяниться.
На заводе много таких печей. В одних батоны пекутся, в других – рогалики, в
третьих – булочки. Это уже формовочная машина решает, какому колобку во
что превратиться. А пекарь следит за температурой в печи, чтобы машины
исправно работали.
Есть на хлебозаводе особый цех. В нём пекут кольца – бублики, кольца
поменьше – баранки и совсем маленькие – сушки. От пара и печного жара
покрываются они глянцем, становятся гладкими и блестящими.
- На многих заводах стоят конвейеры. На них собирают бытовую технику,
станки, игрушки, автомобили и т.д. Самый вкусный конвейер установлен на
фабрике, где делают кондитерские изделия. С утра до вечера движутся по
нему заготовки для тортов и пирожных. Огромные бисквиты разрезаются на
квадраты и заливаются кремом или шоколадом.
КОНДИТЕРСКИЙ ЦЕХ
- Теперь за дело берутся художники. В руках у них вместо кисточки
полотняные мешочки с фигурными наконечниками. Внутри – начинка из
крема. Можно рисовать, что хочешь: листья, цветы, фигурки сказочных
героев.
- А в это время на другом конвейере движутся облитые заварным кремом
колбаски. Вдруг – стоп! Путь преграждает механический шприц с иглой, как
у доктора. Короткий укол – и колбаски наполняются кремом. Это пирожное
эклер.
- Чтобы испечь хлеб или торт, нужно тесто. Чтобы приготовить тесто, нужна
мука. Откуда она берётся?
МЕЛЬЗАВОД
- На хлебозаводы её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. Муку
получают из хлебных зёрен на мельзаводах. День и ночь крутятся там
механические мельницы и размалывают, перетирают зерно в муку.
- А хранят зерно в особых хранилищах – элеваторах. Хранят по несколько
месяцев, сохраняя от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов и попадает
зерно в цеха мельзавода.
ЭЛЕВАТОР
- Как попадает зерно в элеватор?
- В конце лета к элеватору одна за другой подъезжают грузовые машины с
зерном. Разгрузится машина и обратно в поле. А поле огромное, будто море.
Подует ветер, закачаются хлебные колосья, и побегут по полю жёлтые волны.
ПОЛЕ
- Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает –
отделяет от колосьев зёрна. Бывает и днём, и ночью идёт работа, пока весь
урожай не уберут.
ТРАНСПОРТЁР
- Но мало убрать хлеб. Надо позаботиться о новом урожае, а для этого нужно
вспахать землю и засеять её зерном.
И вот на поля, где гудели комбайны, выезжают тракторы с плугами и
сеялками.
ЗЕРНО
- Придёт зима, выпадет снег и укроет пуховым одеялом спрятанные в земле
зёрна. Пусть спят до весны. Весной пригреет солнышко, стают снега,
потянутся из земли тонкие стебельки пшеницы и ржи. День за днём будут
они становиться всё выше и выше. На конце каждого стебля появится колос.
В каждом колосе зёрна.
КОЛОСОК
- Подошло и наше путешествие к концу. Теперь вы знаете, откуда берётся
хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаете, сколько труда вкладывают люди:
трактористы, комбайнеры, пекари, - чтобы утром, когда вы просыпаетесь, на
столе всегда лежал свежий каравай или булочка.
Итог
- Почему мы назвали нашу встречу «Цена хлеба»? (При ответе дети
пользуются опорными словами)
- Почему мы должны ценить каждый кусочек хлеба?
- Что нового вы узнали?
- Спасибо за внимание.